Просмотр содержимого документа
«Современный переход к образовательному тренду «цифровая экономика»»
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕХОД
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ТРЕНДУ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА»
Кузьмов К.Р.,
директор ГАПОУ КО «Калужский колледж сервиса и дизайна»
В настоящее время национальная система образования должна быть обращена в будущее и строиться с учетом требований инновационной экономики. В этом смысле, новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует больших изменений, где важнейшим требованием к образовательному процессу, в том числе в современной профессиональной школе становится - «учить и учиться в среде XXI века»1. Сегодня в меняющейся техносфере быстро складывается информационная среда обитания человека. Компьютерные коммуникации формируют новое поле информационной культуры. Цифровые устройства и сетевые сервисы вовлекают людей в особую среду совместной деятельности, формируя сетевую модель взаимодействия людей, «сетевую» логику. Визуализация, виртуальная реальность, облачные вычисления, искусственный интеллект, робототехника, наноинженерия, интернет-людей и интернет-вещей и многие другие современные явления уже сегодня радикально и стремительно меняют вид и структуру образования, а также системные требования к образовательной среде.
Известный американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер в своей книге «Образование в будущем времени» написал: «В технологических системах завтрашнего дня - быстродействующих, маневренных и саморегулирующихся - на машины обрушится поток физических материалов, а на людей - информационный поток, который обострит способность проникать в суть вещей. Машины будут все быстрее выполнять рутинные задания, а люди решать интеллектуальные и творческие задачи. И машины, и люди не будут сосредоточены на гигантских фабриках и в промышленных центрах, а будут разбросаны по всему земному шару и связаны друг с другом поразительно чувствительными, почти мгновенно действующими коммуникациями. Труд выйдет за пределы производственных цехов и многолюдных офисов, люди будут работать в небольших коллективах и на дому»4.
Директор Центра стратегического проектирования корпораций Института экономических стратегий ООН РАН, член Международной Академии исследований будущего, член Ассоциации футурологов, социолог Татьяна Иванова отметила: «По мнению исследователей из Оксфорда, в ближайшие 20 лет исчезнет 47% существующих ныне профессий. В мире происходят быстрые и радикальные изменения. Многим ныне живущим людям придется менять профессии, «перезагружать» свои знания, навыки, качества и даже облик (новые технологии позволят и это). При этом конкурировать вскоре придется не только друг с другом, но еще и с роботами и компьютерами, которым человек будет вынужден соответствовать и умом, и ответственностью, и скоростью реакции на изменения среды, чтобы не остаться за бортом этого прекрасного мира будущего.
В цифровом плане весь мир становится абсолютно прозрачным ABI Research отмечает, что к 2020 г. в Интернете будет объединено 30 млрд. устройств. Сегодня почти все необходимое об окружающем мире можно узнать «на ходу» 5.
Традиционная модель образования, в которой преподаватель обладал монополией на знание, а задача образования сводилась к трансляции этого знания, больше неактуальна. Атрибутом современного образования постиндустриальной школы является способность эффективно осваивать огромные массивы информации и успешно действовать в максимально неопределенной экономической, технологической, производственной и т.п. ситуациях. Образовательная парадигма меняется из книго-ориентированной в сторону интерактивного обучения, с поддержкой цифрового контента, таких, как цифровые учебники, дистанционного образование, самообразование и т.д.
В цифровом мире дети осваиваются гораздо быстрее – они родились и живут в этом мире, и не разделяют свою жизнь на жизнь в сети и жизнь вне сети, их жизнь тесно переплетена с технологиями. Не принимая новых условий, мы не сможем эффективно работать с теми, кого учим, а, следовательно, не сможем научить. Исследования утверждают, что около 40% родителей учатся пользоваться гаджетами у детей.
Ученые, в частности, д. п. н., член-корр., руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования, председатель директоров ООО «Дрофа» А. Кондаков, отмечает, что успешность страны на мировой арене зависит от скорости реализации новых педагогических решений в системе образования… Мы на сегодняшний день подошли к значку на дороге “конец традиционной педагогике” и приходим к новой педагогике» 6.
Происходит формирование спроса на иные формы и виды обучения. Современное общество требует большей адаптивности образовательных систем и технологий к меняющимся запросам человека. Необходимо создать инфраструктуру образования, которая сможет обслуживать каждого человека в течение всей жизни.
Что касается системы среднего профессионального образования, то можно отметить недостаточное развитие информационно-коммуникативной среды, лишь 70-80% профессиональных образовательных учреждений СПО дают возможность студентам заниматься с помощью цифровых технологий в рамках обычного и электронного обучения. Это приводит к тому, что выпускники не получают достаточной подготовки для работы в современных условиях производства и становятся невостребованными или непродуктивными на рынке труда, а слабо развитые ресурсы и сервисы информационной среды не способствуют успешной социализации обучающихся. Предприятия, корпорации вынуждены сразу же приступать к переобучению таких «специалистов».
Профессиональной школе, необходимо пересмотреть традиционные модели обучения и организационного построения пространства процесса обучения для соответствия современным вызовам цифровой эпохи. Сегодня складываются условия для организации учебного процесса, который ориентируется на использование новых методов и организационных форм, включая:
- индивидуальную и групповую работу с цифровыми образовательными ресурсами (в том числе самоконтроль и отработку навыков);
- систематическую работу обучающихся в малых группах и взаимную оценку ими работы друг друга;
- обучение в профильных сетевых сообществах (интернет-обучение, сетевые проекты и т. п.);
- использование сетевых социальных сервисов для общения, совместную работу над текстами (в широком смысле слова) и ведение совместных архивов;
- подготовку и ведение личных портфелей учебных достижений.
Чтобы каждый обучающийся мог в полной мере реализовать этот потенциал и обеспечить достижение эффективных образовательных результатов, требуется переход на новую модель работы профессиональной школы, в которой создана умная, интеллектуальная образовательная среда: техника – информация – социум.
Несомненно, для успешной работы в формате цифровой педагогики должна измениться роль педагога и должен измениться сам педагог.
Традиционно роль педагога всегда состояла в моделировании и демонстрации эффективного обучения, но в настоящее время основной его основная задача распространение контента и знаний, обучения тому, как учиться. Вектор меняется от вопроса «как и где найти?» к проблеме «что со всем найденным делать?» Следствием информационной избыточности становятся вопросы верификации найденного, проблемы информационной навигации. Обучение при таком подходе становится интерактивным. В процессе взаимодействия современный преподаватель может выступать как организатор, эксперт, фасилитатор. Преподаватель-фасилитатор помогает движению, направляет процесс обмена информацией и выработки нового опыта. В роли фасилитатора преподаватель делится личным опытом с обучающимися. Знание рождается здесь и сейчас, в конкретной образовательной ситуации. Роль педагога становится более наставнической.
В этом смысле меняется методологический профиль преподавателя, сопровождающего современный процесс обучения.
2) осознает роль технологий в обучении и умеет их использовать
3) умеет находить полезные сервисы и ресурсы, использовать социальные сети, использовать социальные сети
4) любящий и способный учиться и учить всю жизнь
5) педагог-экспериментатор
6) автор и разработчик новых актуальных программ
7) владеющий иностранными языками
8) исследователь, пользователь и в то же время пропагандист
9) творческая личность
10) обладатель цифровых компетенций
11) создает себе репутацию онлайн.
Для современного поколения поиск информации в Интернете и путешествия по виртуальному миру - дела обыденные. Нужны новые подходы к образованию, большее использование ИТ-средств, большее вовлечение студентов. Сегодня дети «рожденные» с сенсорными гаджетами, требуют полного изменения образовательных программ (траекторий). А значит, нужны новые подходы к образованию, в том числе и цифровые, новый конкурентный педагог (smart-преподаватель), чтобы осуществлять подготовку специалистов высокой профессиональной компетентности, ориентированных на конструктивное взаимодействие в международном социально-экономическом и поликультурном пространстве.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
2. Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (вместе с "Положением о системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации")
3. Белогуров А.Ю. Образование в стратегии устойчивого развития общества: управление инновациями в глобальном мире //Среднее профессиональное образование.2015. №10
4 Тоффлер, Э. Образование в будущем времени // Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО "Издательство ACT", 2002. - 557 с.
5. Интернет ресурс.. https://www.kp.ru/daily/26454/3325088/ (Дата обращения 24.09.2019)
6. Интернет ресурс..https://rosuchebnik.ru/news/sostoyalsya-vebinar-predsedatelya-soveta-direktorov-izdatelstva/ (Дата обращения 24.09.2019)