В связи с широким применением средств телекоммуникации и дистанционных форм обучения, особое место среди информационных и коммуникационных технологий отводится электронным учебным материалам и средствам их разработки и применения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные информационные технологии»
Современные информационные технологии
Применение дистанционных технологий в системе
дополнительного образования педагогов.
педагог дополнительного
образования В.И. Миронов
В связи с широким применением средств телекоммуникации и дистанционных форм обучения, особое место среди информационных и коммуникационных технологий отводится электронным учебным материалам и средствам их разработки и применения. Владение основными принципами функционирования и разработки таких материалов позволит преподавателю адекватно выбрать и эффективно использовать компьютерные средства обучения, активно участвовать в самом процессе разработки электронных дидактических материалов, а в дальнейшем – в системе дистанционного обучения с использованием Internet-технологий.
Процесс стремительного появления, развития, совершенствования и смены устаревающих информационных технологий происходит непрерывно и приводит к тому, что использование современных компьютерных, сетевых и программных средств требует постоянного изучения новой информации, получения новых знаний, повышения квалификации в данной области, как специалистов, так и прикладных пользователей. При этом подготовка специалистов в области информационных технологий должна быть опережающей.
Анализ исследований показал, что в различных образовательных учреждениях Российской Федерации деятельность по организации и проведению повышения квалификации, подготовке и переподготовке кадров в области информационных технологий проводится, в основном, по следующим направлениям:
- анкетирование, интервьюирование слушателей с целью выбора наиболее эффективной для конкретного случая программы повышения квалификации;
- разработка методических основ переподготовки кадров, включая инвариантные компоненты информационных ресурсов, дифференцированный подход к обучению, интерактивное взаимодействие преподавателя и обучаемого, психологические аспекты и др.;
- использование системного подхода в формировании образовательных программ повышения квалификации в области ИКТ и дополнительного образования;
- мониторинг образовательных программ переподготовки кадров;
- обучение специалистов предприятий, организаций, учреждений по разработанным курсам повышения квалификации в области различных форм и методов использования информационных ресурсов и технологий;
- проведение регулярных тематических семинаров и курсов тренингов по заявленной тематике, включая внутриуниверситетские, городские, республиканские, всероссийские и международные.
К образовательным программам дополнительного образования в области современных информационных и образовательных технологий относятся программы профессиональной переподготовки; повышения квалификации; краткосрочные семинары и курсы (курсовое обучение).
Реализация образовательных программ дополнительного образования осуществляется различными формами и методами: очно-заочная, очно-дистанционная; дистанционная; проблемные курсы; стажировки; обучение по индивидуальным планам; тематическое индивидуальное консультирование.
Развитие дистанционного обучения в системе переподготовки кадров в системе образования Российской Федерации позволяет эффективно использовать не только потенциал специалистов образовательных учреждений непосредственно, но и специалистов предприятий, организаций различного профиля как республиканских и российских, так и зарубежных с помощью современных сетевых технологий on-line и проведения удаленного учебного процесса в «виртуальной» образовательной среде.
Анализ программ повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ в России показал, что их на сегодня существует огромное множество, однако каждое образовательное учреждение самостоятельно формирует образовательные программы повышения квалификации. Чаще всего эти программы связаны с конкретным списком программного обеспечения и имеющейся технической базой этого учреждения и не формируют целостную систему обучения. Среди этих программ можно перечислить наиболее распространенные: «Разработка мультимедиа-презентаций в MS PowerPoint», «MS Outlook как средство интерактивного общения», «Методика работы с использованием электронных мультимедийных учебников» и другие. Однако обучение по такого рода разрозненным программам повышения квалификации не дает целостной картины учебного процесса с использованием технологий дополнительного образования, включающей планирование учебных занятий, следование нескольким траекториям обучения в одной учебной группе, индивидуальный подход к учащемуся и т. д.
Для освоения технологий дистанционного обучения в контексте реализации компетентностного подхода к обучению, особенно в условиях разработки образовательных программ повышения квалификации, необходимо создание и использование методической системы подготовки преподавателей, формирующей ключевые компетенции на основе курса, который бы решал проблему не только изучения технологии дистанционного обучения, но и освоения комплексной программной среды, позволяющей реализовать все этапы учебного процесса.
В соответствии с выбранной моделью процесса обучения основным принципом отбора содержания обучения считается принцип системного подхода. С одной стороны, он предполагает исследование содержания обучения как системы и выступает как средство отбора элементов содержания, их описания и описания их взаимодействия, определения законов функционирования и направлений развития. С другой стороны, системный подход определяет этапы самого процесса отбора:
· выделить и описать содержание как систему и окружающую его среду;
· проанализировать структуру содержания и оптимизировать ее;
· проанализировать функционирование содержания.
Содержание обучения формируется по модульному принципу.
«Учебный модуль – это составляющая учебного процесса, обладающая содержательной целостностью, имеющая цели обучения данному содержанию, и технологическое обеспечение, включающее соответствующие организационные формы обучения и систему контроля и самоконтроля».
Модульная технология обучения обладает рядом отличительных характеристик. Обучающий модуль имеет определенную структуру, основным его ядром является информационное обеспечение теоретической и практической части модуля. Обучение базируется на работе с соответствующим учебно-методическим комплексом, который построен также по модульному принципу. Предлагаемая структура модуля способствует установлению его внутренних и внешних связей и позволяет сформулировать рекомендации по изучению предлагаемого содержания.
Весь процесс основан на открытых диагностично-поставленных целях и предполагает наличие в учебно-методическом комплексе материалов для тренинга, самоконтроля и итогового контроля. Правило «открытых целей» обеспечивает слушателя текущей и перспективной программой деятельности.
Такое построение учебного процесса способствует не только преобладанию самостоятельных форм работы, но и позволяет организовать дифференцированную самостоятельную работу, разработать для каждого слушателя индивидуальный образовательный маршрут.
Список литературы
Белозерцев Е. П., Гонеев А. Д., Пашков А. Г. и др. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
Бороненко Т. А. Методика обучения информатике. Теоретические основы: учеб. пособие. – СПб., 1997. – 99 с.
Моисеева М. В., Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Нежурина М. И. Интернетобучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М. В. Моисеевой. – М.: Камерон, 2004. – 216 с.
Змеев С. И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие. – М.: Академия, 2002. – 128 с.
Левина М. М. Технология профессионального педагогического образования: учеб. пособие. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
Педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. В. С. Кукушкина