Социальное партнёрство как ресурс внешней среды для развития образовательного учреждения в инновационных условиях
Социальное партнёрство как ресурс внешней среды для развития образовательного учреждения в инновационных условиях
Социально – педагогическое партнерство – это опыт межсистемного регулирования, управления при изменении типа взаимодействия образования с внешней средой, что позволит: объединить усилия лиц и организаций; упорядочить координационное взаимодействие систем образования и социальных институтов; применить механизмы межсистемного регулирования; Применить инструменты построения кластера социальных партнеров.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальное партнёрство как ресурс внешней среды для развития образовательного учреждения в инновационных условиях»
Социальное партнёрство как ресурс внешней среды для развития общеобразовательного учреждения в инновационных условиях.
Социально – педагогическое партнерство – это опыт межсистемного регулирования, управления при изменении типа взаимодействия образования с внешней средой, что позволит: объединить усилия лиц и организаций; упорядочить координационное взаимодействие систем образования и социальных институтов; применить механизмы межсистемного регулирования; Применить инструменты построения кластера социальных партнеров.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование в России новой модели управления обществом тесно связано с формированием государственной политики в области образования.
В условиях существенно меняющегося содержания организационных, управленческих и социально-экономических отношений, эффективность деятельности любого образовательного учреждения во многом зависит от использования современных методов и принципов управления.
Социальное партнерство в образовании
Термин "социальное партнерство в образовании" - как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад.
Справка. Опыт партнерства России ведет отсчет с 1861 года, когда впервые после отмены крепостного права появилась необходимость в создании институтов самоорганизации местной жизни, местного самоуправления. Одной из самых приоритетных задач, которые решали с самого начала местные земства, было народное образование.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Налаживание конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны:
государственными структурами,
коммерческими предприятиями,
некоммерческими организациями. Эти силы условно называют первым, вторым и третьим секторами экономики. Взаимодействие между ними необходимо для того, чтобы совместными усилиями решать социально значимые проблемы, такие, например, как бедность, проблемы занятости, и т.д.
Роль каждого сектора
Государство = управленческие механизмы + бюджетные средства + природные ресурсы
Цель государства – создание и поддержание порядка в обществе
Бизнес = финансы + средства производства + искусство и стремление получать прибыль
Цель бизнеса – обеспечение экономической эффективности Некоммерческий сектор = человеческий ресурс общества + творческая энергия.
Цель НКО – воспроизводство и развитие человеческого ресурса
Коллективная ответственность всех трех секторов по обеспечению благосостояния, безопасности, стабильности в обществе (стране, городе, дворе, подъезде) поддерживает гражданское общество.
-Обеспечение благосостояния, безопасности, стабильности в обществе
-Сила и власть государства
-Ресурсы и инициатива бизнеса
-Энергия некоммерческого сектора
-Ответственность за благосостояние, безопасность, стабильность в обществе
Социальное партнерство в образовании:
привлекает ресурсы общества для развития образовательной сферы;
помогает направлять ресурсы образования на развитие совместной деятельности любого образовательного учреждения, его общественной самоорганизации и самоуправления независимо от его типа и вида;
помогает накапливать и передавать жизненный опыт как образовательного сообщества, так и его партнеров для формирования у членов сообщества способности выживания на рынке образовательных услуг.
Социальное партнерство в образовании:
позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех социальных партнеров;
способно эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием степени ответственности каждого партнера;
позволяет оказывать помощь нуждающимся членам сообщества;
добиваться того, чтобы партнеры, оставаясь непохожими на других, признавали различия отдельных людей и организаций.
Условия успешного социального партнерства:
развитие организационной культуры партнеров и культуры партнерских отношений;
сформированная стратегия организаций (учреждений), предполагающая именно партнерские взаимоотношения;
профессионализм в оказываемых социальных услугах;
гуманитарная составляющая содержания партнерства;
эффективная система контроля, в том числе, в области финансирования;
В условиях сегодняшней ситуации взаимного недоверия эффективное взаимодействие общественных организаций, бизнеса, местного самоуправления и государственных структур является первым необходимым шагом на пути кооперации всех возможных субъектов развития территории, формирования местного сообщества и становления системы местного самоуправления в России.
Совместная выгода или интересы
Обращение к новым ресурсам может изменить существующий сегодня стереотип, рассматривающий экономику как пополняющую, доходную часть бюджета, а социальную сферу - как расходную его составляющую.
При этом возникает новое видение территории и региона как сферы не только "реальной" или "социально-ориентированной" экономики, но и целостной – "социальной экономики", что, в свою очередь, может устранить снисходительно-патронирующее отношение местной власти к населению и общественности, мобилизовать активность жителей на развитие города, района, территории; а также раскрыть возможности человеческого потенциала, прежде всего за счет развития образования и здравоохранения, для решения общих насущных проблем.
Основные составляющие стратегии.
Составляющие стратегии социального партнерства:
партнерское мышление;
взаимное дополнение;
долевое участие;
разнообразие форм объединения субъектов развития;
поэтапное использование технологий партнерства.
Разнообразие форм объединения субъектов развития
В социальном партнерстве участвуют или могут участвовать несколько типов субъектов развития: органы государственного и муниципального управления, негосударственные некоммерческие организации, коммерческие предприятия, бюджетные организации, наконец, просто граждане. Степень их взаимодействия может быть различна, начиная от обмена информацией и заканчивая формированием совместных партнерств - юридических лиц, чья специально организованная деятельность имеет своей целью социально-экономическое развитие района.
Примечание. Формы объединения усилий субъектов развития могут быть самыми разнообразными и существенно зависят от конкретных условий и местных инициатив. Стратегически важно принимать это разнообразие и отказаться от попыток использования единых схем и "проверенных" решений. При этом важно понимать, что основа развития - люди, их участие в решении социальных проблем, а цель развития - повышение качества их жизни.
ЭЛЕМЕНТЫ PR-СТРАТЕГИИ ПО СОЗДАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА
Модель интеграции образовательных систем как путь повышения качества образования Социальные ресурсы Бизнес -ресурсы
Модель взаимоотношений по обязательствам
(концессионная модель) Модель межрегионального ресурса
Модель «Социальное партнёрство-новые возможности оценки деятельности школы»
(построение Кластера социальных партнёров ОУ) Социальное партнёрство Цель партнёрства Группа партнёров (ядро сторонников) Способы поиска (набор техник и методик)
Источники информирования Внутренний менеджмент Внешний менеджмент учителя родители
ученики Учредитель Новые возможности оценки деятельности
Инвестиционная привлекательность Система отношений (концессия) Кластер социальных партнёров Социальный мониторинг – «Семья» Проект «Содружество»
Клуб «Моя семья» Публичный доклад «Проблемы и мы»
Система отношений на рынке образовательных услуг
МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
№
Группа механизмов
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
1
Финансово-экономические
•Механизм госбюджетного финансирования заказа на основе нормативов.
•Инвестиционный механизм на основе концессий на ремонт и строительство.
•Кредитование образования.
•Гранты.
2
Управленческие
•Аутсортинг непрофильной деятельности.
•Аудит управленческой и образовательной деятельности профильными организациями, фирмами.
•Сертификация квалификаций на основе профессиональных стандартов.
•Маркетинг образовательных услуг.
МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
№
Группа ГЧП механизмов
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
1
Правовые
•Заключение ученических договоров на практику, стажировку.
•Формирование эндаумент-фондов, пенсионных, кредитных союзов работников образования.
2
Мотивационные
•Реализация образовательных, кадровых, воспитательных потребностей личности, семьи.
•Освоение этических норм предпринимательской деятельности.
НЕОБХОДИМЫ НАВЫКИ СЛЕДУЮЩИХ
ТЕХНИК:
Анализ результатов деятельности школы и планирование изменений:
•Анализ внешней и внутренней среды школы;
•Зеркало прогрессивных образований;
•Правило SMART;
•Систематизация и структурирование отработанных элементов(направлений).
Социальное партнерство - новые возможности оценки деятельности школы:
•Построение кластера социальных партнеров;
•Формирование картотеки социального партнерства;
•Разработка плана интервью с потенциальным социальным партнером;
•Разработка PR-стратегии ОУ с целью привлечения социальных партнеров;
•Подготовка проекта «Информирование родителей».
ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИЗУЧЕНЫ МАТЕРИАЛЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ ДАННОГО ПРОЕКТА:
Федеральные законы(ФЗ «Об образовании»,ФЗ-174 «Об автономных учреждениях»,ФЗ-7 «О некоммерческих организациях», ФЗ-285 «О создании целевого капитала»,ФЗ-83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных учреждений», ФЗ 275 «О порядке формирования и использовании целевого капитала некоммерческих организаций»
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2012 годы;
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы(утв. постановлением правительства РФ от 7февраля 2011г.№ 61);
Долгосрочная городская целевая программа
«Развитие системы образования г. Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы»;
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015
ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИЗУЧЕНЫ МАТЕРИАЛЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ ДАННОГО ПРОЕКТА:
Федеральные законы (Проект ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2012 годы;
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы(утв. постановлением правительства РФ от 7февраля 2011г.№ 61);
Долгосрочная городская целевая программа « Развитие системы образования г. Ростова-на-Дону на 2011-2015 годы»;
План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы.
ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИЗУЧЕНЫ МАТЕРИАЛЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ ДАННОГО ПРОЕКТА
Указ президента РФ о дополнительных мерах по поддержке ОУ в Российской Федерации № 1134 от 31 августа 1999года «Правовое регулирование государственно- общественного управления»; Проект стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» Журнал Национальный проект «Образование» в действии 2006, 2007 год. Журнал Подготовка эффективных управленческих кадров для системы образования Ростовской области 2005 год Журнал Стратегия новой школы 2005-2008 годы
ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИЗУЧЕНЫ МАТЕРИАЛЫ, ПОЛОЖЕННЫЕ В ОСНОВУ ДАННОГО ПРОЕКТА
Информационный материал «Маркетинг в образовании, ведение приносящей доход деятельности» автор Бут В.Ф. (интерактив) Модель МАОУ «СОШ №5» г. Ростов-на-Дону «Социальное партнерство как ресурс развития общеобразовательного учреждения» Журнал «Региональная школа управления» статьи В.Ф. Бут:
•Подготовка управленческих кадров в сфере образования (по материалам аналитических отчётов реализации программы «Современный образовательный менеджмент») №5 2010г
•Управленческая культура руководителя как фактор инновационного развития современной школы №5 2012г. Рабочая тетрадь Инновационный менеджмент в управлении школой авторы: Светенко Т.В., Галковская Г.В. Бут В.Ф. «Проблемы эффективного управления образовательной системой» ; монография Ростов н/Д 2004 Учебное пособие «Социальное управление : региональные аспекты»: Ростов н/Д 2002г.