Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогическая характеристика обучающегося СПО»
Социально-педагогическая характеристика
обучающегося СПО
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требуют от подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека. Подросток, вступающий в жизнь, сталкивается с серьезной проблемой – проблемой «социализации личности», т.е. определения своего места в окружающем мире, смысла жизни, цели своего существования.
Помочь взрослеющему человеку быть субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей, жизненных ценностей – вот цель работы социального педагога.
* Социальный педагог работает как с детьми, так и с их семьями. Он должен по возможности стремиться предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, ее порождающие, обеспечить профилактику различных негативных явлений, отклонений в поведении подростка, создать доверительный психологический климат между педагогами, школьниками и их родителями. Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с членами педагогического коллектива, с психологом, различными социальными службами.
Основное внимание социального педагога должно сосредотачиваться на детях «группы риска», детях-сиротах.
Категория детей «группы риска» – это дети, находящиеся в пограничном состоянии здоровья. Как правило, они воспитываются в семьях алкоголиков или наркоманов, подвергаются различным видам насилия; это подростки, склонные к суициду, пережившие суицидальные последствия; подростки с различными видами зависимости: наркотики, алкоголь, табакокурение; подростки с нетрадиционной сексуальной ориентацией и с опережающим половым развитием. Все эти факторы способствуют их социальной дезадаптации. В «группу риска» попадают и подростки с девиантным поведением, т. е. поведением, противоречащим принятым в обществе нравственным нормам. Причинами такого поведения подростка могут быть биологические факторы: неблагоприятные физиологические или анатомические особенности (дефекты слуха, зрения, речи, телесные и др.);
социально-экономические: социальное неравенство, расслоение общества, безработица;
условия жизни, отношения сверстников, педагогическая запущенность и т.д.
социально-психологические факторы: выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушениям процесса социализации. Причинами отклонений в психосоциальном развитии могут быть неблагополучие семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, ведущие к формированию отклоняющегося поведения подростков. Поэтому невозможно отделять проблемы подростка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания и особенности взаимоотношений родителей и детей.
Количество подростков, которых выделяют как учащихся с дивиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, так как увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Данная проблема из психолого-педагогической переросла в социальную. Замечено, что девиантное поведение является одной из форм привлечения внимания взрослых. Негативно окрашенная реакция, как правило, сильнее и ярче выражена, чем позитивная. (Для сравнения: реакция на оценку «4,5» - «Молодец!», на оценку «2» - получасовая тирада, проверка дневника, домашнего задания и т.д.). Подросток, испытывающий дефицит внимания может избрать именно этот механизм поведения, что в конечном итоге может привести к появлению так называемых делинквентных форм поведения, т.е. совершению уголовно наказуемых действий.
В общих чертах принципы работы социального педагога с детьми группы риска формулируются следующим образом:
создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог - подросток»;
подключение к процессу реабилитации подростка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства;
тесное взаимодействие с семьей;
Доверительность отношений социального педагога с подростком и работа с его семьей предполагает соблюдение конфиденциальности. Однако в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, следовательно, - отказа от принципа неразглашения информации. (Из моей практики таким примером может быть случай, когда девочка обратилась с просьбой помочь ей объяснить матери свое частое отсутствие дома. Из беседы выяснилось, что она стала жить с молодым человеком, без согласия матери. Свое отсутствие дома объясняла тем, что работает в ночной смене. В данном случае я не имела права принимать самостоятельное решение, игнорируя волю родителей, т.к. именно на родителей, согласно семейному кодексу РФ, возлагается преимущественное право на воспитание детей. Поэтому я избрала вариант совместного с девочкой визита к матери и объяснения ей сложившейся ситуации с соблюдением деликатности и предосторожностей. Результатом явилось принятие компромиссного решения: девочка заканчивает курс обучения и выходит замуж за своего молодого человека, а до тех пор живет дома, с мамой.).
Социальный педагог ставит «социальный диагноз» социуму, в котором работает, изучает психологические и возрастные особенности подростков-школьников их способности, интересы, выявляет неформальные организации, их позитивное и негативное влияние, первым идет на контакт, предлагает помощь в решении проблем.
Своевременный диагноз поможет поставить социально-педагогическая характеристика на каждого подростка группы риска.
Благодаря социально-педагогической характеристике социальный педагог может быть координатором-посредником между клиентом и службами социума, такими, как, психологическая, медицинская, правоохранительная.
Для получения необходимой информации социальному педагогу необходимо пользоваться различными видами диагностики, адаптируя их с учетом собственных целей и задач.
Психологическая диагностика. Социальный педагог изучает познавательную активность, поведенческие реакции, склонность к дивиантному поведению с учетом возрастных особенностей психики через личностные опросники, различные тесты.
Социальная диагностика. Это процесс изучения и выявления взаимоотношений в обществе, вникания в конкретную жизненную ситуацию, отношения в семье, с окружением, через наблюдения в урочной и внеурочной деятельности, посещения уроков, посещения семей на дому, кружковых занятий, анкетирования, опросы.
Педагогическая диагностика - это изучение личности клиента, ее проявления в педагогическом процессе (успеваемости, заинтересованности, увлечений) через классные журналы, беседы с преподавателями-предметниками, педагогические консилиумы, посещения уроков.
Социально-педагогическая характеристика дает возможность отслеживать динамику развития учащегося, своевременно выявлять детей «группы риска» и вовремя вмешиваться, корректировать ситуацию, определять пути, методы и способы индивидуальной работы. Сбор информации необходимо производить в тесном контакте с классными руководителями, учителями, мастерами производственного обучения.
Социально-педагогическая характеристика включает 9 основных блоков:
Общие сведения об учащемся
- Ф.И.О.
- Дата рождения
- Место учебы, с какого времени учится, класс (№ группы, курс)
- Домашний адрес, контактный телефон
- здоровье: патологии, хронические болезни, дефекты речи, слуха, зрения
Сведения о родителях и лицах их заменяющих учащегося, состав семьи
- Ф.И.О родителей или лиц их заменяющих
- Место работы родителей или лиц, их заменяющих, образование, профессия, телефон
- количество детей в семье
- другие родственники (бабушка, дедушка)
Жилищно-бытовые условия жизни учащегося
- С кем проживает
- жилищные условия (общежитие, съемная квартира, частный дом, отдельная квартира)
- условия проживания (есть ли своя комната, угол, место для отдыха, выполнения домашних заданий)
Характеристика отношений семьи учащегося
- образ жизни семьи (здоровый, выпивает, скандалит один (или оба) из родителей, у родителей частые запои, семейные скандалы, наличие судимости у родителей)
- Эмоциональные отношения родителей с детьми (взаимопонимание, поддержка, дружба, напряженные, холодность, отчужденность, равнодушие, конфликтные (насилие, побои)
- участие родителей в учебной деятельности ребенка (помощь, интерес к успехам, отношение к неудачам)
- как сами родители воспринимают своего ребенка, оценивают его достижения и неудачи
Учебная деятельность учащегося
- проявляет ли интерес к учебным предметам (ко всем в равной степени, выделяет отдельные предметы, нелюбимые предметы)
- особенности выполнения учебной деятельности (активность на уроке, старательность, готовность домашних заданий)
- развитие речи (словарный запас, владение устной и письменной речью, умение пересказывать, эрудированность, начитанность)
- По каким предметам наиболее существенны пробелы в знаниях? Причины?
- Испытывает ли трудности в учении, какие и как сам учащийся их объясняет
- Как часто пропускает? Количество пропусков по уважительной и без уважительной причинам, как часто опаздывает на уроки, нарушает ли правила поведения, характерные нарушения правил
- отношение к отметкам, к одобрению или замечанию педагога
- типичная реакция на неудачу (равнодушен, переживает, пытается исправить и т.п.)
- особенности поведения в школе (на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях, различных школьных ситуациях)
Общественная деятельность
- какие общественные обязанности выполняет, какие хотел бы иметь
- принимает ли участие в школьных и классных мероприятиях (уклоняется, активно участвует, пассивный исполнитель, организатор)
Взаимоотношения учащегося
- положение в классе (лидер, исполнитель, отверженный, пользуется вниманием, уважением)
- наличие друзей (преимущественно своего возраста, младше, старше, своего и противоположного пола)
- Стиль отношений со сверстниками (спокойный, агрессивный, заискивающий, проявляет жестокость к слабым, способен совершать негативные поступки «за компанию», под влиянием других, сопереживание, доброта)
8. Личность учащегося
- интересы (перечислить чем интересуется, его хобби)
- что и сколько читает
- где и как проводит свободное время
- какой религиозной веры придерживается, входит ли в какие-либо религиозные организации, секты
- чувство самоуважения (в какой мере оно развито, отвечает или нет реальным возможностям)
- самокритичность, самоанализ
- наиболее ярко выраженные черты характера (волевые качества)
9.Заключение
- основные направления работы с данным учащимся.
На основании данной социально-психологической характеристики мною разработана адаптированная к системе среднего профессионального образования, в частности ГПОУ ЯО Переславского колледжа им. А. Невского, где я работаю социальным педагогом, характеристика или социально-педагогическая карта. Хочу отметить, что заполнение характеристики требует определенного времени и не может быть регламентировано по срокам заполнения. Блоки, несущие объективную статистическую информацию заполняются сразу. Сбор информации по некоторым пунктам сопряжен с необходимостью ознакомиться непосредственно с семьей исследуемого, с его образом жизни. При составлении или заполнении социально-педагогической характеристики необходимо проявление всех профессиональных качеств социального педагога: способность к наблюдению, коммуникабельность, умение анализировать ситуацию и делать соответствующие выводы и т.д. Показатели социального развития подростка проявляются в процессе бесед как непосредственно с самим подростком, так и со всеми, кто составляет его социальное окружение. При наличии противоречивых оценок необходимо разобраться в существе этих противоречий, отражающих, в сущности, особенности взаимоотношений подростка с информирующими сторонами.
Дата рождения ________________________________________ Пол _______________________
Дата поступления в лицей___________ на базе _______ Кл. Другое _______________________
№ группы ______________________ курс _____________________________________________
Место учебы до поступления в лицей________________________________________________
Адрес проживания _______________________________________________________________
Контактный телефон _____________________________________________________________
Проезд на учебу (вид транспорта)___________________________________________________
Сведения о состоянии здоровья(наличие хронических заболеваний, патологии в развитии, различных дефектов, инвалидности и т.п.)____________________________________________
С какого времени (возраста) сирота или лицо оставшееся без попечения родителей _________________________________________________________________________________
Указать причины (смерть одного из родителей, лишение род.прав, нахождение в местах заключения) ______________________________________________________________________
Семья Образ жизни семьи(здоровый образ жизни, склонность выпивкам, скандалам)
Доход семьи ____________________________________________
Эмоциональные отношения с ребенком (взаимопонимание, дружелюбие,доверительность, непонимание, скандалы, ссоры, рукоприкладство и т.п.)________________________
Общественные обязанности _____________________________________________________________
Отношение к общественным поручениям _________________________________________________
Какую общественную работу хотел бы выполнять _____________________________________ _____
Участие в мероприятиях ________________________________________________________________
Участие в кружках дополнительного образования (указать) ___________________________________
Взаимоотношения учащегося
Наличие друзей (преимущественно своего возраста, младше, старше, своего и противоположного пола)
Стиль отношений со сверстниками (спокойный, агрессивный, заискивающий, проявляет жестокость к слабым, способен совершать негативные поступки «за компанию», под влиянием других, сопереживание, доброта)______________________________________________________
Личность учащегося
Интересы (перечислить чем интересуется, его хобби)_______________________________________
Где и как (с кем )проводит свободное время ____________________________________________
Какой религиозной веры придерживается, входит ли в какие-либо религиозные организации, секты
Есть ли чувство самоуважения (в какой мере оно развито, отвечает или нет реальным возможностям)____________________________________________________________________
Способность к самокритичности, самоанализу__________________________________________
Наиболее ярко выраженные черты характера ___________________________________________