kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сообщение "К. Насыри – мастер великой математики."

Нажмите, чтобы узнать подробности

«В жизни каждого народа, как и отдельного человека, бывает своя пора весны. Каюм Насыри не создавал ее, но один из первых ощутил ее и отдал ей все творчество своей жизни»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "К. Насыри – мастер великой математики."»

Каюм Насыри – мастер великой математики.

«В жизни каждого народа, как и отдельного человека, бывает своя пора весны. Каюм Насыри не создавал ее, но один из первых ощутил ее и отдал ей все творчество своей жизни»

Дмитриев Н.К.


Введение

Каждый ученый - просветитель оставляет свой след в истории. Каюм Насыри - не исключение. В конце XIX века наметились прогрессивные идеи о необходимости формирования татарской национальной школы. Каюм Насыри внес бесценный вклад в создание светского образования своего народа, явился одним из первых новаторов реформистского течения.

К. Насыри является великой личностью. Он создает, наряду с многочисленными художественными произведениями, фундаментальные (основные) труды по языкознанию, природоведению, математике, арифметике, геометрии, географии, земледелию, ботанике, народной медицине, истории, этнографии, педагогике, устному народному творчеству, литературоведению, литературной критике, переводит с разных языков, в том числе и по различным отраслям науки. В данной работе мы будем рассматривать его труды в области математики.

Актуальность этой работы заключается в том, что богатейшее литературно-научное наследие Каюма Насыри и сейчас является бесценным даром в воспитание молодого поколения.
Цель исследования состоит в том, чтобы обобщить и представить в определенной целостности математические взгляды К. Насыри.

Объектом исследования является математическое наследие Каюма Насыри.

Задачи исследования:

  1. Знакомство с биографией Каюма Насыри.

  2. Изучение математических трудов К. Насыри.


Источниками исследования явились историко-философская литература по данной проблеме, труды по истории математического образования; работы К.Насыри в области математики и литературы, архивные материалы по исследуемой проблеме.

Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключаются в том, что в ней:

  • введены в научный оборот первоисточники К.Насыри, разнообразные архивные материалы по теме, позволившие глубже и полнее осветить научную деятельность К.Насыри, его вклад в развитие математического образования татарского народа.

К. Насыри – мастер великой математики

Университетское образование и многолетний педагогический опыт дали ему возможность, прекратив преподавательскую работу в семинарии в 1870 году, приступить к организации первой русско-татарской школы в Казани по обучению детей из татар русскому языку и математике.

По существу в этой начальной школе, где он проучительствовал до 1876 года, возникает практическая необходимость написания первого учебника по арифметике на родном татарском языке.

В 1873 году из-под его пера выходит учебник « Хисаплык яки гыльме хисап»( «Арифметика или курс арифметики» ), состоящий из 188 страниц- один из его математических трудов, а в 1895 году -«Геометрия», сыгравшие исключительную роль в истории начального математического образования среди татар.

В предисловии к книге автор пишет: «Это хисаплык или так называемая арифметика есть такая наука, изучив которую можно вычислить, не поддающиеся вычислению простым счетом». Это учебник написан в форме перечня правил для решения различного рода практических задач, которые приведены по всему тексту. Весь материал в учебнике расположен в таком порядке: о числах (однозначном, двухзначном, трехзначном и т.д.); разряды и классы чисел (включая квадриллионы); действия над целыми числами (правила сложения, вычитания, умножения и деления); о действиях над именованными числами (правила сложения, вычитания, умножения и деления); общие задачи на вычисление. В «Хисаплык» вместо арабских терминов, употреблявшихся ранее в арифметике, он впервые вводит татарские; «сан» - число (а. «гадэт), «Джию» -сложение (а. «джамгы»), «аеру» - вычитание (а. «тарх»), «сугу» - умножение (а. «зарыб», «Булю» - деление (а. «таксим»), также понятия «кимутаси сан» (уменьшаемое), «алынган сан» (вычитаемое), «калдык» (остаток), «сугылмыш сан» (множимое), «суккыч» (множитель), «сан чыгышы» (произведение), «буленасы сан» (делимое), «бульгуч сан» (делитель), «пай» (частное), «ульчау саны» (именованное число), «ульчау саннарын ваклау» (раздробление) и др.

Следует отметить, что из многих терминов, введенных им в арифметику, прочно вошли в татарский литературный язык и поныне употребляются в школьных учреждениях.

(слова: сан, җыю, аеру, бүлү и т.д.).

В учебниках К.Насыри творчески синтезированы достижения двух культур: татарской и русской. Он широко использовал в своих учебниках методические идеи русских педагогов второй половины XIX века. В частности, в предисловии к своей арифметической рукописи упоминает видного русского педагога И.И.Гаульсона, арифметикой которого он пользовался. Но эти идеи не только преломились через призму самобытности содержания и методических принципов, разработанных лучшими представителями татарской математической школы, но и получили своё дальнейшее развитие в трудах К.Насыри. Как арифметическая, так и геометрическая рукописи К.Насыри послужившие первичным материалом для построения первых учебников для татарских школ на родном языке, могут служить в этом отношении убедительным примером. Содержание, система и методы изложения учебников у К.Насыри просты и ясны; они написаны доступным языком для учащихся татарских школ. Примеры и задачи, освещающие некоторые области применения математики, взяты из жизни. Несмотря на широкий круг арифметических и геометрических сведений, сообщаемых в учебниках, все же основная их цель и направление заключается в знакомстве учащихся с некоторыми первичными арифметическими и геометрическими понятиями и фактами и в дальнейшем - в использовании сообщаемых сведений при решении практических задач.

Учебник арифметики, как и другие его труды, получил хорошие отзывы со стороны русских ученых того времени. По поводу учебника арифметики проф. Н.Ф.Катанов писал следующее: «Хисаплык (числительница, или арифметика) – это татарская книга, изложения не по старинному арабскому, а по новому европейскому способу, притом хорошим общепонятным языком, принадлежит известному казанскому ученому Абдул-Каюм Насырову и в количестве 1200 экземпляров выпускается вторым изданием, значительно увеличенным против первого, вышедшего в свет еще в 1873 году... Термины все придуманы весьма удачно и составлены из коренных татарских слов, взамен совсем непонятных древнеарабских, фигурировавших доселе в учебниках. Вообще учебник Насырова представляет весьма полезную и достойную внимания новинку в татарской педагогике».

Заключение

Таким образом, своими первыми учебниками по арифметике и геометрии К. Насыри не только открыл широкий доступ для татарской молодежи к светским знаниям, но и создал прочную основу для дальнейшей научной разработки учебников по арифметике, геометрии. Новаторские идеи К. Насыри в области методики естественно-математических дисциплин носят научный характер. Скучному и догматическому заучиванию метафизических определений единицы, числа, величины, арифметических действий и т.п. он противопоставлял живое, наглядное обучение естественно-математическим дисциплинам.

Когда я делала эту исследовательскую работу, я была поражена тем, что Каюм Насыри внес такой огромный вклад в просвещение татарского народа и развития татарского языка. Не боясь отстаивать свои убеждения он терпеливо и настойчиво добивался поставленных целей.

Список использованной литературы:

  1. Бакеев М. Жизнь и педагогическая деятельность К.Насыри//Сов. педагогика.-1952.-№12.-С.85-100.

  2. Беркутов В.М. Развитие математического образования татарского народа (Хв.-нач. XV в.): Автореф. дис .докт.пед.наук.- Казань, 1993,- 34с.

  3. Болгарский Б.В. Казанская школа математического образования (вхарактеристиках её главнейших деятелей): Дис. докт.пед.наук.-Казань, 1954.-389с.

  4. Амирханов Р.У. Развитие народного образования у татар в дооктябрьский период //Мэгариф.-1993.-№8,9,10.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Сообщение "К. Насыри – мастер великой математики."

Автор: Гизеева Гульфия Искандеровна

Дата: 27.04.2017

Номер свидетельства: 412046


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства