Просмотр содержимого документа
«Сообщение:Адаптивная система обучения»
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МДК 01.01 Теоретические основы организации обучения
в начальных классах
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в
начальных классах
ГРУППЫ Ш-21
Гордиенко Миланы Дмитриевны
Сообщение: «Адаптивная система обучения (технология АСО)»
Преподаватель методики: Великановская
Людмила Анатольевна
Ейск, 2020
Любой родитель хочет, чтобы учителя нашли к его ребёнку индивидуальный подход, помогли не просто усвоить знания, но и раскрыть заложенный в нём потенциал личностного и творческого развития. Индивидуальный подход в индивидуальной работе с учеником или в работе в небольшой группой учащихся – это ясно и достаточно просто. Но как реализовать индивидуальный подход на уроке, работая с целым классом? Решить эту проблему призвана технология адаптивного обучения.
Технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, является разновидностью технологии разноуровневого обучения. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений.
Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный процесс Антониной Степановной Границкой. Суть данной технологии Границкая описала в книге «Научись думать и действовать»
Создание технологии адаптивного обучения было вызвано рядом недостатков традиционной организации учебного процесса:
- при опросе учащегося остальные ученики молчат и чаще всего не слушают отвечающего;
- при проверке тетрадей учитель тратит много сил и времени на анализ ошибок, а учеников чаще всего интересуют не ошибки, а только оценка;
- когда учитель объясняет материал классу, многие его не слушают, отвлекаются или только «изображают внимание»;
- у учителя нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям ученика;
- редко проводятся самостоятельные работы;
- ученики почти не работают индивидуально;
- не все выполняют домашнее задание, что затрудняет дальнейшее проведение урока.
Главная причина перечисленных недостатков кроется в том, что при традиционном обучении учитель ведёт активную работу, а ученику отводится пассивная роль: усваивать и запоминать, чтобы потом только верно повторить за учителем готовые теоретические знания и способы действий.
Цель технологии заключается в обучении приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе в формировании интеллекта школьника; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся.
Урок, организованный по технологии АСО коренным образом отличается от традиционного тем, что роль учителя на таком уроке совершенно другая.
Задачи данной технологии – обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать учения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников.
Сущность технологии заключается в том, что на уроке учитель…
- управляет самостоятельной работой всех учащихся;
- работает с каждым учеником индивидуально;
- вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;
- учитывает индивидуальные особенностей каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение; например: более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее.
При этом на каждом уроке осуществляется взаимодействие между следующими субъектами: ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся.
Реализуя АСО, учитель работает в двух направлениях:
1) обучает весь коллектив, объясняет им материал, показывает, играет с ними и т.д.;
2) работает в персональном порядке с каждым из учеников, это выражается в самостоятельных работах, самоконтроле и взаимоконтроле учеников и т.д.
Первое направление реализуется стандартными способами: учитель объясняет материал ученикам, организует усвоение новых знаний и умений, при необходимости поясняя, помогая в усвоении материала отдельным ученикам.
Второе направление является нестандартным, полностью основанным на индивидуальном подходе. Так все ученики развиваются неравномерно, соответственно они и усваивают материал по-разному: кто-то быстрее, а кто-то отстаёт от них. Именно для этого и нужна персональная работа с каждым учеником в отдельности, самостоятельная работа, самоконтроль и работа в группах или малых группах (микрогруппах).
В уроке, построенном по технологии АСО, можно выделить следующие ключевые этапы:
Объяснение материала. Учитель объясняет материал не больше 10 минут, и затем дает задание, которое ученики выполняют в классе, а учитель тем временем проверяет домашнее задание, подготовленное учениками к этому уроку. Благодаря этому больше половины урока учащиеся работают самостоятельно, а учитель контролирует их работу.
Взаимоконтроль учащихся. Например, ученики обмениваются тетрадями или слушают и оценивают ответы друг друга. На этом этапе эффективно экономится время (проверяя работу товарища, ученик и сам совершенствуется в учебном материале) и обеспечивается хорошее качество проверки (учитель может в любой момент оказать помощь при затруднении, «перепроверить» письменные работу, оценивая не только саму работу, но качество её проверки другим учеником).
Самостоятельная работа учащихся (чтение, решение задачи, самостоятельный поиск знаний и т.д.). Важная особенность этапа – наличие возможности решать задачи, начиная с легких и продвигаясь к более сложным.
С помощью АСО деятельность ученика становится самостоятельной и активной, повышается «накопляемость» оценок, рационально расходуется время урока. В технологии адаптивного обучения осуществляется полный контроль всех результатов деятельности (фактически, работу контролируют три субъекта: учитель, сам ученик и его товарищи-одноклассники). Благодаря этой технологии ученик не только учится самостоятельно работать, у него повышается интерес к учебно-познавательной деятельности, что в целом стимулирует желание учиться.