kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сохранение народных традиций на уроках технологии, изо и музыки по заветам И. Я. Яковлева.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение детей с ОВЗ имеет коррекционно-развивающую направленность, что предполагает глубоко индивидуальный и дифференцированный подход. Народные традиции помогают развивать творческую компетенцию на уроках технологии, изо и музыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сохранение народных традиций на уроках технологии, изо и музыки по заветам И. Я. Яковлева.»

Сохранение народных традиций на уроках технологии, изо и музыки по заветам И. Я. Яковлева.


Меня зовут Кутырева О.В. учитель музыки, Мартьянова О.В. учитель изобразительного, Шилова В. Н. учитель технологии.

Обучение детей с ОВЗ имеет коррекционно-развивающую направленность, что предполагает глубоко индивидуальный и дифференцированный подход. Народные традиции помогают развивать творческую компетенцию на уроках технологии, изо и музыки.

Неоценима роль народных традиций в формировании и развитии творческой компетенции будущей личности. Народные традиции воплощены в доступных для обучающихся формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Это красивый и выразительный мир и поэтому интересен для детей. С детства закладывая в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды» мы получаем возможность увидеть ребенка активным участником учебного процесса. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, шить, вышивать, – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя развитию творческой компетенции обучающегося с ОВЗ. Уроки технологии, изобразительного искусства и музыки являются дополнительным источником для изучения народных традиций. [5]

И. Я. Яковлев говорил: «Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного. В обращении к народному языку нет измены русскому делу; служить великому русскому отечеству можно, не забывая родного языка, воспринятого от матерей ваших.»

Уроки технологии, изобразительного искусства и музыки являются дополнительным источником для изучения народных традиций. И на наших уроках мы сделали акцент на развитие творческой компетенции через сохранение народных традиций.

Народные традиции воплощены в доступных для обучающихся формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Это красивый, выразительный мир и поэтому интересен для детей. С детства закладывая в ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «народные обряды» мы получаем возможность увидеть ребенка активным участником учебного процесса. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, шить, вышивать, – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя развитию творческой компетенции обучающегося с ОВЗ.

Остановимся подробнее на уроках, которые мы проводим.

На интегрированном уроке «Искусство моего народа» знакомим с чувашской вышивкой, символами и узорами. Составляем собственный орнамент декора полотенца (эскизный вариант на бумаге) и учим применять полученные знания и умения на практике в виде декора полотенца на ткани чувашскими орнаментами (коллективная работа, смешанная техника роспись акриловыми красками, печать на ткани, аппликация). Практическая работа сопровождается чувашскими песнями (прослушиванием и воспроизведением), игрой на музыкальных инструментах.

На интегрированном уроке «Возвращение к истокам» с обучающимися изготавливаем элемент чувашского костюма «Масмак» - головной убор девушек и женщин и пояса для мальчиков.

Интегрированный урок «Русская печка» провели в виде театрализованного представления, ребята очутились в сказке, где их встретила «хозяюшка» со своими помощницами. Со сказочными героями (Емеля, колобок, гуси-лебеди) ребята определили проблему урока. На данном уроке расписали изразцы для русской печки, выпекали блины на блиннице, исполнили русскую народную песню «Я на печке молотила» и песню «Блины», аккомпанируя себе на деревянных ложках.

Интегрированный урок «Пасхальное чудо». Актуальность данного урока обусловлена необходимостью возрождения традиций и позволяет приобщить к ним детей через знакомство с одним из народных праздников – Пасхой. На этом уроке обучающиеся учились отварить яйца, красили их и исполняли пасхальные песни.

Идея урока «Значение головного убора «кокошник» в традиционной культуре русского народа» возникла в связи с необходимостью сценических костюмов на русский народный танец для выступления наших воспитанников. Костюмы сшили ученики старших классов на уроках технологии в соответствии с программой обучения («Пошив плечевых и поясных изделий»).

Данный урок мы провели в 6 классе, где обучаются ученики с ТМНР. Создав проблемную ситуацию, ребята пришли к выводу что не хватает элемента завершающего ансамбля русского народного костюма. В зависимости от степени нарушения развития ученики получали задания, ориентированные на их индивидуальный уровень.

Подготовительным этапом к обобщающему уроку были

  1. Выбор формы

  2. Выполнение эскизов росписи кокошника (при выборе цветового решения мы ориентировались на костюм, и поэтому взяли элементы гжельской росписи)

  3. Роспись готового изделия и приклеивание страз по контуру кокошника.

Хотя мы уже изучали элементы гжельской росписи, необходимо было напомнить ребятам технологию гжельской росписи. Заключается она в том, что краской обмакивается только половина кисти. С росписью по ткани ребята тоже столкнулись впервые, но когда увидели результаты своего труда воодушевились

Технология изготовления кокошника.

  1. Вырезать деталь гребня из ватмана (4 шт)

  2. Соединение деталей машиной строчкой (3 шт)

  3. Раскроить деталь из ткани

  4. При помощи клея соединяем 2 детали (ватман и ткань)

  5. Закрепление задника

  6. Настрачивание резиновой тесьмы

Подытожив наше выступление, хотим сказать, что эстетические чувства, художественная культура обучающихся активнее развивается в процессе творческого труда, в процессе изготовления ими полезных вещей. Тем самым мы убеждаемся в том, что сохранение народных традиций способствует развитию творческой компетенции и закончить словами И. Я. Яковлева: «Верьте в силу мирного труда и любите его. Делайте самое маленькое дело терпеливо и с любовью, не ропщите на размеры жизненной задачи. Самое малое дело можно осветить и осмыслить любовным к нему отношением и самое большое можно уронить и обесславить отношением небрежным и нерадивым. Счастье и успех придут ко всему, мирно и с любовью совершаемому делу.»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кутырева Ольга Витальевна Мартьянова Ольга Владимировна Шилова Валентина Николаевна

Дата: 14.01.2019

Номер свидетельства: 495254


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства