"Скатерть-самобранка" элективный курс для учащихся школы VIII вида
"Скатерть-самобранка" элективный курс для учащихся школы VIII вида
Главная цель предмета СБО подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, выроботка умения применять полученные знания и навыки в новых условиях.Элективный курс помогает детям использовать в повседневной жизни достижения народной культуры, учит взаимодействовать в коллективе, использовать современные тенхнические средства для получения информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Скатерть-самобранка" элективный курс для учащихся школы VIII вида»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Скатерть -самобранка»
государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области "Специальная (коррекционная) школа города Усть-Илимска"
Составил: учитель СБО
Разуваева Наталья Владимировна
Пояснительная записка
Главная цель предмета СБО подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, выработка умения применять полученные знания и навыки в новых условиях. Элективный курс помогает детям использовать в повседневной жизни достижения народной культуры, учит взаимодействовать в коллективе, использовать современные технические средства для получения информации. Элективный курс рассчитан на 1 год обучения. Занятия проводятся в учебных мастерских 1 раз в неделю по 2 урочных часа. Кабинет оснащен всем необходимым оборудованием для организации учебной и творческой деятельности.
Система работы предполагает деятельность детей во внеурочное время.
Дети на занятииях овладевают необходимыми в жизни практическими умениями и навыками самообслуживания (умением приготовить пищу, содержать в чистоте рабочее место, посуду, помещение, следить за личной гигиеной и др.), а также творческим подходом к своей работе при оформлении блюд, сервировке стола и т. д. Весь курс представляет собой единую систему тем с учетом местных условий, возможностей, национальных и современных традиций.
Содержание занятий составлено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их подготовленности к тому или иному виду деятельности.
В процессе обучения используются индивидуальные и групповые формы работы, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход, построенный с учетом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребенка на предложенное задание.
Актуальность
В наше время все чаще говорится о необходимости формирования личности через народную культуру, о воспитании гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной культуры. Духовное, нравственное возрождение невозможно осуществить, не познавая культурно-исторический опыт народа, создаваемый предками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства и в бытовой культуре. Реализация такого направления в образовании требует обращения к неформальным видам учебной деятельности в рамках дополнительной педагогической поддержки учащихся.
Данный Элективный курс предусматривает изучение традиций русского народа и приготовление блюд национальной кухни. Лежащая в его основе практическая направленность обучения обладает большим развивающим и воспитательным потенциалом.
Цель курса
ЦЕЛЬ: расширение знаний, умений и навыков, необходимых для формирования у воспитанников компетенций в области технологии как часть национальной культуры; социальная адаптация детей и интеграция их в общество.
Задачи:
Обучающие:
расширить знания, умения и навыки по технологии приготовления национальных блюд, их подаче и сервировке стола.
обучить безопасному обращению с инвентарем и оборудованием.
Развивающие:
развивать эстетический вкус учащихся.
расширение знаний в технологии приготовления блюд.
развивать память, логическое мышление, внимание.
Воспитывающие:
сформировать компетентность в области национальной кухни.
привить чувство национального достоинства и уважения ко всем народам.
воспитать трудолюбие и культуру труда
Концепция .
В основе элективного курса лежит идея сочетания теории и практики. Решение педагогических задач в элективном курсе «Скатерть-самобранка» осуществляется в соответствии со следующими принципами :
Принцип непрерывного дополнительного образования как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
Принцип гражданственности ориентирует образовательный процесс на изучение истории, обычаи, традиции народов, их блюд;
Принцип творчества помогает развивать фантазию, эстетический вкус, мыслить и действовать;
Принцип коллективной деятельности реализуется на создании совместных рецептов, фантазий, при организации коллективных праздников, конкурсов, проведении и участия в выставках;
Принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей воспитанников.
Принцип самореализации предполагает создание творческой среды, проведение открытых занятий.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная (воспитанникам дается самостоятельные задания с учетом его возможности); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема); групповая ( разделение на мини группы для выполнение определенной работы);
Ученики изучат правила санитарии и гигиены при кулинарных работах; безопасные приемы работы с кулинарным оборудованием и инструментами; познакомятся историей, обычаями и традициями национальной кухни; узнают различия кухонь; будут иметь представления об организации современных предприятий общественного питания; усвоят классификацию блюд современных национальных кухонь и правила сервировки стола; смогут самостоятельно готовить блюда по рецептам, а также будут способны выдвигать творческие идеи, сотрудничать в коллективе.
Достижение поставленных целей, методы реализации .
этапы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Этап инициации
Выбор темы ,
Определение основных направлений работы.
Помощь учащимся в выборе темы, определении направлений в работе
Этап планирования
Ознакомление с общешкольным планом мероприятий, определение в каких из них могут принять участие (традиционные сезонные и профориентационные)
Изучение специальной литературы,
Определение основных видов деятельности в рамках элективного курса, распределение обязанностей составление плана работы
Помощь в выборе мероприятий, определении алгоритма действий по реализации намеченного
Создание инициативной группы и определение направлений поиска информации, методов ее систематизации
Помощь в распределении обязанностей
Этап реализации
Изучение материалов о традициях празднования старинного праздника Покрова, Нового года, пасхи. Подбор материала в печатных изданиях, Интернете, оформление газет к этим датам.
Изучение традиций при рождении ребенка, именинах
Предоставление возможности поиска материала (выход в библиотеку), помощь в отборе материала
Приготовление традиционных русских праздничных блюд к праздникам
Приготовление угощения учащимся 5 классов на традиционном празднике «Посвящение в профессию»
Помощь в составлении инструкционных карт для приготовления блюд, их оформления
Итог элективного курса
Подготовка и демонстрация презентации о итогах работы
Приготовление блюд из различных видов теста, оформление выставки и дегустация на празднике «Мы- мастера»
Организация работы по созданию презинтации, помощь в распределении обязанностей по организации выставки
Ожидаемые результаты.
В результате выполнения данного элективного курса учащиеся будут:
иметь представление о традициях русского народа, его календарной обрядовой культуре, народных и светских праздниках и обрядах; уметь применять эти знания в повседневной жизни;
уметь готовить блюда национальной кухни с использованием различных способов их оформления;
проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе приготовления пищи;
уметь находить нужную информацию в современных средствах коммуникации, анализировать ее.
Учебно – тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Общее количество учебных часов
теоретических
практических
1,2
Организационное занятие. Техника безопасности при кулинарных работах.
2
3,4
История русской кухни
2
5,6
Булочки. Разновидности теста
2
7,8
Приготовление булочек
2
9,10
Покров-традиции, кухня.
2
11,12
Каравай. Приготовление
2
13,14
Русские пироги. История
2
15,16
Приготовление пирогов.
2
17,18
Оформление материалов проекта
2
19,20
Хворост. История. Рецепты
2
21,22
Хворост. Приготовление.
2
23,24
Кулебяка. История. Рецепты
2
25,26
Приготовление кулебяки
2
27,28
Традиции, история праздника «Новый год». Приготовление праздничного блюда по желанию детей.