kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Системно-деятельностный подход - ресурс развития качественного образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель педсовета: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в системе дополнительного образования детей

Просмотр содержимого документа
««Системно-деятельностный подход - ресурс развития качественного образования»»

МБУДО «Дом детского творчества»
















«Системно-деятельностный подход - ресурс развития качественного образования»

(Методическая разработка педагогического совета)










Составитель:

Кудрявцева Т.А., замдиректора по УВР

















Бийск, 2019

Педсовет

«Системно-деятельностный подход - ресурс развития качественного образования»





Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в системе дополнительного образования детей

Задачи:

• Систематизировать знания педагогов о разных подходах в обучении;

• Активизировать творческую деятельность педагогов;

• Активизировать самообразовательную работу педагогов.


Ход педсовета:



Одним из актуальных вопросов современного российского образования является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.

В основу обучения в связи с введением нового стандарта будет положен системно-деятельностный подход. И основным результатом обучения должно стать развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности.


Закончите фразу: системно-деятельностный подход – это …


В истории образования было выделено три подхода к разработке стандартов. Первый- личностно-ориентированный - направлен на передачу ЗУН каждому ученику. Второй подход называется компетентностным – осуществляет развитие компетенций: коммуникативных, информационных и других. Сегодня – это системно- деятельностный подход, который является попыткой объединения этих подходов, и подразумевает развитие компетенций каждого ученика на основе учебной деятельности.

Для чего необходим новый подход?

Все мы в образовании реализуем социальный заказ государства. В последние годы в нашей стране произошли социальные и экономические перемены: это развитие цивилизации, научно-технический прогресс. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается. Из школ выходят выпускники, которые теряются перед огромным выбором, не видят себя в будущем, не могут работать с материалом, отстаивать свою точку зрения. То есть школы выпускают исполнителей, а сейчас важно, чтобы выпускались конкурентоспособные люди. Поэтому так необходимо научить детей самих отбирать главное в потоке информации, а не стремиться дать им объем готовых знаний, как это было раньше. Возникла необходимость в выпускниках обладающих новым набором качеств. И основным предназначением стандарта является формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационные (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • коммуникативные (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

  • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке.

Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий. Что имеют ввиду, когда говорим «учебная деятельность»?
Учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность — это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.
Чему должен научиться ребенок?
Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Но Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.


Что значит "деятельность"? Сказать "деятельность" — это указать на следующие моменты. Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности.

Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.


Основные отличия системно - деятельностного подхода от традиционного следующие:

ТРАДИЦИОННЫЙ

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Цель обучения:

Получение знаний, умений, навыков

Развитие каждого ребёнка

Методы:

Репродуктивные (делай как я)

 

Активное усвоение знаний (делайте, я с вами)

 

Способы усвоения материала:

 

Заучивание, запоминание

Самостоятельное добывание знаний

 

Позиция педагога:

Главная позиция

Консультант, тьютер

Позиция ученика:

Послушный исполнитель

Активный деятель


В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД). 

  • Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
    Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
    Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:



- ставить цели,

- решать задачи,

- отвечать за результаты.

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

  • урок открытия нового знания;

  • урок рефлексии;

  • урок построения системы знаний;

  • урок развивающего контроля.

  • По структуре занятия слово предоставляется Борисовой Е.В.

Практическая часть по занятию (10мин)

  • Составление технологической карты с педагогами предоставляется Поляковой Т.В.

  • Со своим опытом поделится с коллегами Горбатых Н.В.

  • Со своим опытом поделится с коллегами Сафонова Н.В.

А теперь снова на обратной стороне листка

Закончите фразу: системно-деятельностный подход – это …

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять обучающимися, развивать их познавательную деятельность.

  • «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Решения педсовета:

 

      1. Продолжить методическое просвещение педагогического коллектива по теории и практике системно-деятельностного подхода в обучении через группы профессионального мастерства, педсоветы, заседаний МО, семинары;

      2.  Использовать теоретические знания и опыт работы коллег  для активизации применения деятельностного подхода в учебном процессе;

 

.  3. Продолжить повышение качества образовательного процесса в обучении и повышении профессионального уровня учителей через курсовую подготовку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Системно-деятельностный подход - ресурс развития качественного образования»

Автор: Кудрявцева Татьяна Алексеевна

Дата: 13.06.2019

Номер свидетельства: 514563

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства