Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход на уроках татарского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»
Системно-деятельностный подход на уроках татарского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
Учительница татарского языка и литературы МБОУ СОШ №7 Муслимова Ф.Х.
Человек достигнет результата, только делая что-то сам...(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ, востоковед, профессор Лондонского университета)
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Предмет «Родной язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним», нацеливает на «формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность». Предмет «Родной язык», служит формированию коммуникативных универсальных учебных действий, так как обеспечивает «овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета и приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний» Какие же требования предъявляются к современному уроку татарского языка и литературы на основе деятельностного подхода в условиях введения ФГОС:
• качественно организованный урок в основательно оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• урок должен быть добрым.
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:
-задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме);
– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами;
– система работы с различными словарями.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.
На уроках родного языка можно предложить своим ученикам поработать в парах, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
Необходимо привлекать детей к открытию новых знаний. Ставить перед детьми проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определять цель урока.
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельностный подход на уроках татарского языка и литературы в условиях реализации ФГОС». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности . Задачи:
- повышение мотивации и интереса к учению;
-более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
-использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
-повышение своего методического уровня;
-организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях.
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
-изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков;
-внедрение в свою практику новых технологий.
Вот одна из них, в которую активно включились наши ученики. Метод проектов- это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.