kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сека Гадиев – поэт, прозаик, основоположник художественной прозы на осетинском языке."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие стихи Сека посвящены вопросам нравственности и морали. Он выступал против пышных поминок, пьянства, воровства, лени. Прекрасный талант Гадиева раскрылся главным образом в прозе.Сека Гадиев – поэт, прозаик, основоположник художественной прозы на осетинском языке родился в 1855 году в селении Ганис в Гудском ущелье, в верховьях реки Арагвы. Детство Сека провел в нужде и тяготах. Грамоте он научился в 18 лет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сека Гадиев – поэт, прозаик, основоположник художественной прозы на осетинском языке." »







Введение.

Глава 1. Жизнь и творчество Сека Гадиева.

Глава 2. Фольклорно-литературные истоки лирики С.Гадиева.

Глава 3. О поэзии Сека Гадиева

Глава 4. Заключение











































Глава 1.

Сека́ Куцри́евич Га́диев (осет. Гæдиаты Секъа; 1855 или 1857, с. Н. Ганиси в Гудском ущелье, Грузия 21 июля (3 августа) 1915, Владикавказ) поэт и прозаик, классик осетинской литературы. Считается основоположником осетинской прозы.осет.18551857Гудском ущелье Грузия3 августа1915Владикавказ В печати его стихи и рассказы появились в 1905-1907 годах. Его сын, Цомак Секаевич, также был известным писателем.Цомак Секаевич



  • … Сека Гадиев – поэт, прозаик, основоположник художественной прозы на осетинском языке родился в 1855 году в селении Ганис в Гудском ущелье, в верховьях реки Арагвы. Детство Сека провел в нужде и тяготах. Грамоте он научился в 18 лет.



  • В 1872 году стал служить псаломщиком в Гудской церкви. Однако небольшое жалованье не могло обеспечить существование семьи из 8 человек, и в том же году Сека в поисках лучшей жизни переселился в Северную Осетию. Здесь он также продолжал служить псаломщиком в осетинских селениях. Однако материальное состояние семьи заметно не улучшилось. Его детям, как и ему самому, часто приходилось батрачить. В 1912 году Сека поселился во Владикавказе. Через три года жизнь Сека Гадиева трагически оборвалась. Писать Гадиев начал в конце семидесятых годов XIX века. Однако самоучкой, овладевшему грамотой горцу-крестьянину долго и упорно пришлось работать над расширением своих литературных знаний и грамотности.



  • … Наиболее ярко и всесторонне талант писателя проявился на рубеже XIX-XX веков. С самого начала своей творческой деятельности Сека испытал сильное влияние поэзии Коста Хетагурова. Первый сборник стихотворений Гадиева «Осетинский пастух» вышел в свет в 1905 году. Он состоял из 25 стихотворений и 22 басен. С самого начала своей писательской деятельности Гадиев стоял на позициях реализма. Всю свою жизнь он провел в гуще трудового народа, среди бедноты. Непосредственно общаясь с массами, он прекрасно знал мысли и чаяния простых людей. Угнетенное положение народа, заветная мечта и стремление трудовых масс к светлому будущему нашли четкое отражение в стихотворениях Гадиева: Я верю впервые, Что день тот наступит, Что горести злые С лихвою искупит. Я верю, что счастья Не тщетно мы просим, Ведь после ненастья Погожая осень. (Перевод А. Ахматовой).



  • … Многие стихи Сека посвящены вопросам нравственности и морали. Он выступал против пышных поминок, пьянства, воровства, лени. Прекрасный талант Гадиева раскрылся главным образом в прозе. Он считается одним из зачинателей художественной прозы на осетинском языке. Основное место в прозе Сека Гадиева занимают рассказы, снискавшие писателю общенародное признание. Важнейшим мотивом его рассказов является описание тяжелой доли осетинского крестьянства. Сюжетами для рассказов служили как явления общественной жизни, так и исторические предания и были. Так, в рассказе «Арагвийский алдар Эристав Нугзар» повествуется о чудовищном произволе и злодеяниях князя Эристава Нугзара и последовавшей после мести осетинских крестьян.



… Ряд лучших своих рассказов Сека посвятил судьбе горянки. Среди этой серии особо выделяется яркий рассказ «Азау», в котором повествуется о трагической любви двух молодых людей, ставших жертвами обычаев старины. Попытка отстоять своё право на счастье окончилась для влюбленных трагически. Заметное место в творчестве Гадиева занимают произведения, рисующие картины современной ему общественной жизни и быта осетин. В драме «Гадалка Госама» писатель раскрывает образ хитрой гадалки Госама, которая дурачит темных людей, пользуясь их суеверием и невежеством. В рассказе «Ласточка» повествуется о лживом священнике, который проповедует любовь к человеку, помощь бедным, честность, а сам поступает наоборот. Немало у Сека Гадиева и публицистических статей, где писатель резко критикует существующие порядки и власть. Творчество писателя-самоучки Сека Гадиева – крупное явление в истории осетинской дореволюционной литературы.



Глава 2.

Творчество Сека Куцыриевича Гадиева (1855-1915) является одним из интереснейших явлений осетинской художественной литературы. С. Гадиев по праву считается основоположником осетинской художественной прозы. В таких рассказах, как «Азау», «Айсса», «Залда», «Арагвский алдар Нугзар», «Женщина в трауре», «Сафират», «Садулла и Манидза», «Мать и сын», «Сестра и брат» и других широко показана тяжелая жизнь осетинского крестьянства в пореформенное время, в них Сека приходит к неутешительному выводу: в прошлом осетины-труженики подвергались суровой эксплуатации в результате бесчеловечных адатов патриархальной старины.

Кроме рассказов об историческом прошлом, Сека написал цикл прозаических произведений о современной ему жизни, он создал также несколько народных сказок, преданий и легенд.

Наряду с прозаическими произведениями, Сека писал весьма интересные и талантливые поэтические произведения. Интересно отметить, что свою литературную деятельность он начал именно со стихов.

Борьба с беспросветной нуждой наложила трагический отпечаток на всю дальнейшую жизнь талантливого писателя. С ней Сека пришлось бороться до конца своей жизни. А преследовать его она начала с юных дней.

Как свидетельствует первый биограф Сека, его сын, крупный осетинский поэт Цомак Гадиев, отец писателя Куцыри, неграмотный, но мудрый человек, каким-то внутренним инстинктом угадал одаренность сына и все силы приложил к тому, чтобы дать ему образование.

Эта его мечта осуществилась благодаря грузинскому священнику, случайно попавшему в их края. По просьбе Куцыри он научил способного юношу грузинской грамоте, и в скором времени Сека мог читать в оригинале произведения грузинской художественной литературы. С помощью этого священника Сека стал псаломщиком и много лет проработал в церкви родного села Ганис.

Однако это не избавило его от материальной нужды, и чтобы прокормить большую семью (у него было семеро детей), ему пришлось заниматься тяжелым трудом земледельца. Его сын Цомак писал: «.он с потом и кровью вырывал свой черствый ячменный хлеб с клочков своей пашни» (22,240).

Через некоторое время он переехал на постоянное местожительство в Северную Осетию, работал в разных церквях причетником, но, несмотря на отчаянные попытки, не смог добиться материального достатка.

Таким образом, Сека Гадиеву приходилось заниматься литературной деятельностью время от времени, урывками, и это, конечно, сильно повлияло на развитие его таланта, он не проявился во всей своей мощи, во всем своем блеске. Невзирая на вышеуказанные обстоятельства, Сека удалось написать поразительно много: кроме вышеназванных прозаических произведений он является автором пяти сборников стихотворений, тридцати коротких новелл, драматических сцен, нескольких сказок, стихотворений в прозе, публицистических статей, переводил выражения мудрецов. По сей день исследователи точно не знают, к какому периоду его жизни можно отнести начало литературной деятельности Сека Гадиева.

В вышеуказанной статье Цомак Гадиев считает, что уже в конце 70-х годов XIX века Сека Гадиев писал стихи. Не оспаривая это мнение, известный осетинский поэт и ученый Нафи Джусойты в своей монографии «Сека Гадиев» утверждает, что «.вероятно, к этому времени относится изначальная проба пера писателя».

Вряд ли опыты этого времени были удачны. Во всяком случае, можно с уверенностью утверждать, что произведения этого периода остались фактами личной биографии писателя, не стали фактами его творческой биографии.

В этом нас убеждает идейно-художественное содержание и состав первой книги писателя, с которой он решил выступить на литературную арену»

Однако, невзирая на то, что не осталось никаких свидетельств, можно предположить, что первые стихотворения Сека Гадиев создавал в более раннем возрасте, нежели указывает Цомак, а именно - в отроческом возрасте, сразу же после того, как грузинский священник обучил его грамоте. К этой мысли нас побуждает беспокойная, метущаяся душа поэта, которая так сильно проявилась впоследствии в его стихотворениях. Эти стихотворные опыты Сека Гадиева, несмотря на их техническое несовершенство, наверняка, дали бы ясное представление о внутренней жизни поэта, и, несомненно, они представляли бы известную ценность как его первые опыты на поэтическом поприще.

Талант С. Гадиева особенно ярко раскрылся в прозе. В жанре прозы у Сека Гадиева не было предшественников. До Сека прозаические и публицистические произведения писал видный осетинский писатель и публицист Инал Кануков, но и он их создавал на русском языке.

Значительный вклад в исследование проблемы изучения творчества Сека Гадиева внес Нафи Джусойты. В своей монографии «Сека Гадиев», а также во втором томе своей «Истории осетинской литературы» Нафи Джусойты разбирает поэтическое творчество Сека Гадиева, притом надо подчеркнуть, что в обеих книгах он частично разрабатывает и проблемы художественного мастерства поэта, но ученый специально не ставил перед собой такой цели.

Отдельные статьи о поэтическом творчестве Сека написали Васо Абаев, Хаджи-Умар Алборты, Хадзыбатыр Ардасенов, Александр Бязров, Цомак Гадиев, Хаджи-Мурат Дзуццати, З.М. Салагаева, Шамиль Джикаев и др.

Проблемам художественного мастерства Сека Гадиева - поэта уделяет внимание и Хадзыбатыр Ардасенов в своем «Очерке развития осетинской литературы» и в «Жизни и поэзии», а также Хаджи-Мурат Дзуццати в своей статье, но в их работах разработка этой проблемы носит эпизодический характер.

Литературоведами, критиками, писателями сделано немало для исследования творчества великого осетинского поэта, прозаика, основоположника художественной прозы на осетинском языке. Однако поэзия Сека Гадиева изучена недостаточно. Необходимы специальные научные работы, в которых бы проблемы художественного мастерства Сека Гадиева -поэта были комплексно проанализированы.

Поэзия Сека Гадиева многосторонняя, сложная, богатая. Его поэзию составляют гражданские лирические стихотворения, басни, миниатюры.

Сека удалось вложить душу в свои прозаические и поэтические произведения, и этим объясняется их жизненность, именно поэтому они не оставляют равнодушным читателя.

Несомненно, поэтическое творчество Сека Гадиева является одной из интереснейших страниц осетинской литературы. Это утверждение наших ученых мы считаем незыблемым. Но если в начале своего творческого пути талантливый поэт находился под влиянием своего великого учителя Коста Хетагурова, то в скором времени ему удалось проложить самостоятельную дорогу и, как мы видим, он обогатил осетинскую поэзию многими оригинальными поэтическими произведениями.

Настоящему поэту всегда удается показать в своих произведениях время, в котором он живет, т.е. ему удается показать события и правду времени в совокупности, ему удается полностью обнажить свою душу, раскрыть судьбы тех людей, которые окружают его, это в полной мере удалось и Сека Гадиеву. К боли его нежной и любящей души добавилось неизбывное горе родного народа, и поэту удалось полностью показать их в своих произведениях. Благодаря этому, Сека познакомил потомков с противоречиями своей эпохи.

Нам представляется, что Сека Гадиев является одним из самых драматичнейших художников осетинской литературы. С самого рождения он испытал горести жизни, ему пришлось бороться с пресловутой судьбой, из стонов и стенаний души родного народа родились его прекрасные стихи





Глава 3.

Каждому из нас известно, что столбами осетинской литературы являются Коста Хетагуров, Сека Гадиев и Арсен Коцоев. Из них Сека Гадиев занимает особое место. И не только потому, что старше других по возрасту. Его по праву считают основоположником осетинской художественной прозы. Его перу принадлежат произведения, которые считаются классикой. Это прежде всего, циклы рассказов о прошлом и настоящем осетин-горцев. Сам выходец из бедной семьи, Сека повествует о тяжелой жизни простого люда, о суровом быте, связанном с патриархальным укладом, о преодолении ради выживания.
Но, говоря о Сека Гадиеве как о прозаике, часто на втором плане оставляют его поэтическое творчество. А ведь он начинал именно как стихотворец. Многое из того, что создал Сека в отрочестве до нас не дошло и по достоинству оценить этот период литературного становления писателя достаточно сложно. Дошедшие до нас поэтические произведения писателя многие исследователи рассматривают через призму творений Коста Хетагурова. В этом нет ничего удивительного, поскольку все осетинские писатели-современники Коста, да и последующие поколения, не могли не попасть под влияние Гения.
О поэзии Сека Гадиева писали многие. Среди них такие авторитетные литераторы и исследователи как Нафи Джусойты, Васо Абаев, Хаджи-Мурат Алборты, Хадзыбатыр Ардасенов, Александр Бязров, Цомак Гадиев, Хаджи-Мурат Дзуццаты, Зоя Салагаева, Шамиль Джикаев и другие. Но не было специальной научной работы, в которой бы художественное мастерство Сека Гадиева-поэта было комплексно изучено и проанализировано. Теперь этот пробел в значительной мере заполнен – в Южной Осетии выпущена монография Валерия Гобозова «Поэтическое искусство Сека Гадиева». На эту же тему им защищена кандидатская диссертация.
«Поэзия Сека Гадиева многосторонняя, сложная, богатая. Его поэзию составляют гражданские лирические стихотворения, басни, миниатюры. Сека удалось вложить душу в свои прозаические и поэтические произведения, и этим объясняется их жизненность, именно поэтому они не оставляют равнодушным читателя. Несомненно, поэтическое творчество Сека Гадиева является одной из интереснейших страниц осетинской литературы… Но если в начале своего творческого пути талантливый поэт находился под влиянием своего великого учителя Коста Хетагурова, то в скором времени ему удалось проложить самостоятельную дорогу» – пишет автор.
В первом разделе исследования изучаются фольклорно-литературные истоки лирики Сека Гадиева. Здесь особо отмечается, что Сека широко пользовался языковыми богатствами осетинского народного творчества. На сюжетные основы осетинских песен и преданий он написал много поэтических и прозаических произведений. По мнению сына писателя – Цомака Гадиева: «Рифму, стих и некоторые другие художественные средства Сека брал из богатой кладовой народной поэзии Южной Осетии…».
Сека, по мнению автора, шел от народного творчества к индивидуальной творческой деятельности. При этом он старался внести в фольклор что-то чуждое исходному тексту. Иногда он просто ограничивается оригинальным пересказом первоисточника, будь то сказки, частушки или притчи.
В этом же разделе идет речь о месте народно-героической песни в поэзии Сека Гадиева. О месте в ней жанра причитаний осетинского фольклора, об идейно-художественном влиянии на нее творчества Коста Хетагурова.
Второй раздел монографии озаглавлен «Идейное содержание поэтического творчества С. Гадиева». Здесь отмечено, что Сека является автором пяти поэтических сборников, из которых только один («Ирон фыййау») был издан прижизненно и одной поэмы («Иунæг»). При этом автор категорически не согласен с теми, кто называет Сека писателем-самоучкой. По его мнению, анализ творчества С. Гадиева непреложно доказывает, что он не только усиленно занимался самообразованием, но и был хорошо знаком с секретами поэзии, художественного творчества, что делает его поэзию многосторонней, разнообразной и достаточно изысканной.
В разделе монографии, который посвящен лирике Сека Гадиева идет речь об образной системе, о лирическом герое, композиции лирического стихотворения, о рифме и ритме его поэзии. В этом и предыдущих главах много цитирований, с их разбором и анализом, сравнениями и параллелями, другими характерными особенностями стихосложения.
В заключении В. Гобозов оценивает тот крупный вклад, который внес Сека Гадиев в осетинскую поэзию. По его мнению, Сека-поэт нисколько не уступает Сека-прозаику. «Сека Гадиев полностью посвятил свою жизнь народу, в свои лирические стихотворения он вложил душу, она то грустит, то горюет, ибо трагическое положение Родины и родного народа давали ему мало повода для веселья, для смеха», – пишет он.
Автора монографии Валерия Гобозова особо представлять не надо. В Южной Осетии эта личность достаточно известна. Как и персона, которой он посвятил свой труд – Сека Гадиев – он с ранних лет проявил себя в литературе. При этом одинаково удачно выступает и в поэзии, и в прозе, и в публицистике. Помимо литературы он доказал свою состоятельность как журналист (в одно время даже занимал должность редактора республиканской газеты «Южная Осетия»), и как педагог, сейчас занимая должность заведующего кафедрой журналистики ЮОГУ. Долгое время его персонифицировали как молодого перспективного осетинского писателя. Время, насыщенное тяжелыми, зачастую трагическими для нашего народа событиями, пролетело быстро. И вот уже Валерий из подающего надежды стал Валерием Леонтиевич – состоявшимся писателем, серьезным исследователем осетинской литературы, вдумчивым наставником.
Книга, несомненно, вызовет интерес всех тех, кто занимается изучением осетинской литературы. Весьма полезна она будет и для студентов, для которых она станет хорошим подспорьем при выполнении курсовых и дипломных работ. Опять же удручает тираж книги – 300 экземпляров, который, учитывая тот круг читателей, которые заинтересуются изданием, делают ее сразу по выходу библиографической редкостью.
В целом же следует констатировать, что осетинское литературоведение пополнилось серьезным исследованием, которое высветило некоторые фрагменты богатой и яркой политры писательского творчества осетин.

Из материала Батрадза Харебова
Юго-осетинская газета «Республика»



























Заключение.

Несомненно, Сека Гадиев внес крупный вклад в развитие осетинской поэзии. Исследователи осетинского литературного процесса дают противоречивые оценки его поэтическому творчеству, но то, что Сека был настоящим поэтом, никто из них не подвергает сомнению, а по мнению Хаджи-Мурата Дзуццати Сека-поэт не уступает Сека-прозаику. По этому поводу он писал в своей статье «Сека»: «Читатель не один и не два раза слышал, что Сека преимущественно был прозаик, о, да. Сека был большой прозаик, но, как поэт был не меньше. Поэзия Сека многосторонна, сложна и богата. Основу ее составляют гражданские стихи, лирические стихотворения, басни, дидактические куплеты и миниатюры. Конечно, как всякий классик, и Сека писал отдельные слабые стихотворения, но не они являются главным мерилом в оценке творчества писателя. Главное внимание обращают на его лучшие стихи, т.е. на те стихотворения, из которых построена его поэтическая башня, и благодаря им определяют ее объективное содержание. Глубокие чувства, зримые образы, различные интонации в поэзии Сека встречаются обильно». Конечно же, на поэтическое творчество Сека оказали сильное влияние осетинская устная народная поэзия и «Ирон фандыр» Коста Хетагурова, особенно на начальном этапе его творчества, но если бы в зрелые годы он не освободился от влияния Коста, то его поэзия сегодня не представляла бы для нас никакого интереса. В связи с этим представляется верной мысль Нафи Джусойты:

Осетинская поэзия в тот период своего становления переживала, условно говоря, переходный период от устно-поэтической к индивидуально-профессиональной традиции. Коста Хетагуров своим творческим подвигом подвинул столь далеко развитие осетинской поэзии в русло новой, им самим созданной, традиции, что Сека Гадиеву подняться до его уровня не удалось, хотя он и усвоил многие особенности новой традиции».Мы не сопоставляем масштаб поэтического дарования Сека Гадиева с Коста Хетагуровым, но каждый настоящий поэт вносит в поэзию свой оригинальный вклад, то же самое можно сказать и о Сека. Поэты ценны тогда, когда они хорошие, но разные.Поэтическое творчество Сека Гадиева, в частности, его лирические стихотворения, являются важным вкладом в осетинскую поэзию.

Такие его лирические стихотворения, как «Фыдыбаестае» («Отчизна»), «Хаехты мает» («Кручина гор»), «Мае баелас» («Мое дерево»), «Чырыстийы цъуппмае» («Вершине Христа», «Фын»(«Сон»), «Уалдзыгон зараег»(«Весенняя песня»), «Ирыстон» («Осетия»), «Маегуыры заердае» («Сердце бедняка»), «Терк» («Терек»), «Хъараег» («Причитание»), «Таехуды»(«Желание»), «Фаедис» («Тревога»), «Уарзон» («Любимая»), «Саниба» («Саниба»), «Маенг Дуне» («Бренный мир»), «Мае фэендаг»(«Мой путь»), «Кьэевда»(«Дождь), «Лшкъард хъуыды» («Грустная мысль»), «Л5фсадхон, 1914 азы» («Полководец, в 1914 году») и другие являются глубоко оригинальными, подлинными поэтическими созданиями.

Как и Коста Хетагуров, Сека Гадиев полностью посвятил свою жизнь народу, в свои лирические стихотворения он вложил свою душу, она то грустит, то горюет, но, к сожалению, очень редко смеется, ибо трагическое положение родины и родного народа давали ему мало повода для веселья, для смеха.

Стихотворения «Таехуды» («Желание»), «Ирыстон» («Осетия»), «Пахуымпар» («Пророк»), «Ме 'мбзестоназн дзуапп» («Ответ моему земляку»), «Не 'хеинаен нард гогызы фыд нае тайы» («Наша госпожа не переносит индюшатину»), «Таеригъаедцжын» («Грешник»), Фыййауы сагъаес» («Печаль пастуха»), «Саерд» («Лето»), «Ныстуан» («Завещание», «Ос-Баегъатыры мады хъараег» («Песня матери Ос-Багатара») и другие, вошедшие в его последние поэтические сборники «Куырм фзгндырдза2гъдагг»(«Слепой гармонист») и «Фынтаг»(«Сны»)говорят о том, что поэтический талант Сека Гадиева все развивался.

К сожалению, из-за трагической гибели поэтический талант Сека Гадиева не достиг своего полного и высшего развития.



Литература

1. Абаев В.И. Сека Гадиев // Звезда. 1930. №9. - .С. 154.

2. Абаев В.И. Сека Гадиев // Мах дуг. 1965. № 10. - С Л 25.

3. Абаев В.И. О Сека Гадиеве // Альманах Советская Осетия.- 1965 - №26-27.-С.126.

4. Абаев В.И. Слово о Сека Гадиеве. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. - Владикавказ, 1990. - С.55.

5. Абаев В.И. Осетинская традиционная героическая песня. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. - Владикавказ, 1930.- С.399 - 401.

6. Абаев В.И. Осетинская традиционная героическая песня. Избранные труды. Религия. Фольклор. Литература. Владикавказ, 1990. С. 80.

7. Ардасенов Х.Н. Очерк развития осетинской литературы. -Орджоникидзе: 1959. С.26-27.

8. Ардасенов Х.Н. Сека Гадиев и его творчество // Альманах. Советская Осетия. 1956. №7-8. С. 156.

9. Асеев Н. Разговор о поэзии. М., 1962. - 280 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Козаева Фатима Маирбековна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 162085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Сека Гадиев – поэт, прозаик, основоположник художественной прозы на осетинском языке."
    ["seo_title"] => string(90) "sieka-gadiiev-poet-prozaik-osnovopolozhnik-khudozhiestviennoi-prozy-na-osietinskom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "162072"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422297759"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства