kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Школьный музей как ресурсный центр формирования патриотического воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музейная школьная педагогика является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование патриотизма у детей и способствует эффективной реализации воспитательных задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Школьный музей как ресурсный центр формирования патриотического воспитания»



Школьный музей как ресурсный центр формирования патриотического воспитания

Караваева Н.Б. педагог-организатор,

МБОУ ДО «Центра творчества и досуга»


В поисках путей духовного возрождения общества, формирования нравственных идеалов молодого поколения, воспитания патриотизма, ученые-исследователи и педагоги нашей страны в последние годы вновь обратили свои интересы к такому виду деятельности, который, казалось бы, утратил свою актуальность, как школьная музейная педагогика.

Музейная школьная педагогика является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование патриотизма у детей и способствует эффективной реализации воспитательных задач. Работа школьных музеев формирует знания у учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их кругозор. Основной задачей школьных музеев является воспитание учащихся на примерах отечественной истории, развитие у школьников исторического сознания путем приобщения к Великому прошлому России, особенно к событиям, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, проявивший самоотверженность, стойкость, героизм, мужество в годы суровых испытаний в борьбе за свободу и независимость от вражеский нашествий. Изучение истории своего народа есть наилучшее средство воспитать учащихся в духе любви к Родине, в духе патриотизма.

В образовательных организациях города Черногорска существует 4 музейных уголка (шк. № 1, 6, 20, «Гимназия») и 9 музеев (шк. № 4, 5, 7, 9, 15, 16, «Лицей», «Станция юных туристов», «Центр творчества и досуга»). Их музейный фонд очень богат и интересен, постоянно пополняется новыми экспонатами. Руководители музеев делятся своим опытом работы с учащимися на семинарах городского и республиканского уровня.

Активное использование ресурсов школьных музеев способствует повышению уровня сформированности патриотизма у школьников, проявляющееся:

- в способности активно применять свои знания по музееведению в учебной деятельности, в творчестве, в общении и публичных выступлениях, в практической жизненной ситуации; 

- в умении сохранять независимость от негативных влияний, вести здоровый образ жизни.

Одной из наиболее эффективных в направлении патриотического воспитания детей и молодежи форм, используемых школьными музеями города, является экскурсия. Музейное дело повышает воспитательный эффект, выводя ребенка за пределы школы, заменяя классное обучение беседой в музейных залах, погружением в мир изучаемых предметов. Экскурсия является незаменимой формой воспитательного воздействия на ученика. Через экскурсионную деятельность возможно и постепенное, ненавязчивое гражданско – патриотическое воспитание школьников в духе культуры мира. Экскурсии призваны помочь учащимся пережить и осмыслить все, что было в прошлом. За 2017-2018 год в музеях образовательных организаций было проведено 454 экскурсии, музейных уроков, встреч, которые посетили 5201 человек. Больше всех экскурсий прошло в школах №7, 16, 4, а более 700 учащихся посетило экскурсии в школах №20, «Лицей», «Центр творчества и досуга».

Сегодня школьный музей - это не только музейные экспозиции или выставки в стенах школы, это многообразные формы школьной работы, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию праздников и встреч. Особый интерес в работе музеев вызывает поисковая деятельность, которая имеет исследовательский характер. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Они учатся выбирать и формулировать темы  исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.

Со своими исследовательскими работами учащиеся города успешно участвуют в конкурсах различного уровня:

Муниципальный уровень

  1. Конкурс экскурсоводов «Хакасия вчера, сегодня, завтра»: 1м.- 5шк, СЮТур, «Лицей»; 2м.- «Центр творчества и досуга», 9шк.; 3м. – 7шк.,16шк,19шк.,15шк.

  2. Конкурс исследовательских работ «Книга Памяти: Герои страшной той войны»: 1м.- шк.9 , участие - шк. 16 - 3 чел.

Республиканский уровень

  1. Республиканский конкурс экскурсоводов «Хакасия вчера, сегодня, завтра»: 1м.-16шк.,2м.- 5шк.,3м.-19шк., участие 7шк., 9шк., СЮТур, «Центр творчества и досуга»

  2. «Поклонимся Великим тем годам»: 2м. – «Центр творчества и досуга»

  3. Республиканский конкурс сочинений, посвященный жертвам политических репрессий: 2м.- «Центр творчества и досуга»

Межрегиональный уровень

  1. Краеведческие чтения имени В.А. Баландиной: участие - 9шк., 16шк., «Лицей», СЮТур.

  2. Межрегиональный историко-просветительский конкурс «320 лет Российскому Флоту», г. Санкт-Петербург: 9шк.- участие

Всероссийский уровень

  1. Всероссийская акция «А что ты знаешь о Первой Мировой войне?»: участие-9шк.

  2. Акция «Мы не были на той войне»: участие - 16шк. (2чел),\6шк. ( 2чел)

  3. Фотоальбом «Великим огненным годам святую память сохраним»: участие- 9шк.

  4. «На Берлин...» (исторический квест): 3м.-6шк.

  5. Всероссийский Форум «Наказу героев верны»: 1м.-9 шк.

  6. XVI Всероссийский конкурс исследовательских работ «Человек в истории. ХХ век»: участие – «Лицей», «Центр творчества и досуга».

По результатам городского конкурса на лучший музей среди образовательных организаций в 2018 году стали музеи: школ №16, 7, «Центра творчества и досуга», «Станции юных туристов». К сожалению, не все музеи, функционирующие на базе образовательных организаций города, могут принимать участие в подобных конкурсах, вследствие загруженности педагогов и других кадровых проблем.

Несмотря на возникающие в процессе работы трудности, школьный музей был и остается большим образовательным пространством для формирования патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. А значит, работа музеев в образовательных организациях нашего города, важна и необходима для воспитания подрастающего поколения.


В связи свыше сказанным предлагаю:

  1. Привлекать к посещению музеев не только учащихся школ, в которых они функционируют, но и учащихся других образовательных организаций города.

  2. Вести широкую просветительскую работу за счет организации экскурсий для различных категорий посетителей в самом музее, а также организовывать выездные бригады актива музея за его пределы.

  3. Создать цикл виртуальных экскурсий о своем учреждении, чтобы заинтересовать социальных партнеров и родительскую общественность.

  4. Активнее использовать в работе музеев информационные технологии, игровые имитационные модели, технологию манипулирования с музейными предметами.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Школьный музей как ресурсный центр формирования патриотического воспитания

Автор: Караваева Наталья Борисовна

Дата: 17.04.2019

Номер свидетельства: 507369


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства