kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар на тему "Особенности диагностики результатов трудовой деятельности у дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации описывается, как сформировать навыки самоконтроля у дошкольников. Какие бывают критерии оценки резултатов трудовой деятелньости в разных возрастных группах. И подобраны диагностики результатов трудовой деятелности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар на тему "Особенности диагностики результатов трудовой деятельности у дошкольников"»

Министерство общего и профессионально образования Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогический колледж»

















Семинар по трудовой деятельности на тему: «Особенности диагностики результатов трудовой деятельности»













Работу выполнила:

Темяковская Ксения,

студентка 3 ДО группы

Руководитель:

Марьина Е.В.














Камышлов, 2018

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.

Диагностика ( от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знание) о общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе


Формирование навыков самоконтроля трудовой деятельности

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия - его хода, или его результата, или того и другого вместе - с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других - образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержания и последовательность его операций. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Они утверждают, что самоконтролю следует обучать специально.

Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной деятельности с дошкольниками. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия. Кроме того, без специального формирования приемов и навыков самоконтроля качество деятельности остается очень низким.

Опыт работы показывает, что развитие самоконтроля в учебной деятельности у дошкольников подчиняется определенным закономерностям. В начале обучения овладение самоконтролем выступает для детей как самостоятельная форма деятельности, внешняя по отношению к основной задаче. Затем, постепенно, благодаря многократным и последовательным упражнениям, самоконтроль превращается в необходимый элемент учебной деятельности, включенный в процесс ее выполнения. Поскольку в процессе работы над формированием самоконтроля изменяется отношение дошкольников к нему, как к компоненту учебной деятельности, то постепенно изменяется и уровень его сформированности.

Таким образом, у дошкольников можно выделить следующие показатели сформированности самоконтроля:

- умение перед началом работы спланировать ее;

- умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;

- умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;

- умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково-символическим изображением.

- умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.

В заданиях, направленных на усвоение сущности приемов самоконтроля, предполагается использование приемов, составляющих основу различных видов проверки. Такие задания педагогу большей частью приходится составлять самому.

Чтобы работа педагога по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить обучающихся в необходимости самоконтроля и конкретно показать им как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный ответ не удовлетворяет условию задачи. Нужна систематическая работа в этом направлении:

1. Надо создать потребность в самоконтроле. Дети должны чаще встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа.

2.        Изредка целесообразно предлагать обучающимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки.

3.        Надо сообщать детям способ проверки решенной задачи. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.

4.        Иногда педагог преднамеренно допускает ошибки на доске.

5.        Полезно иногда детям предлагать самим оценить свою работу. Это повышает ответственность ребенка за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля.

6.        Полезно иногда предлагать обучающимся проверить и оценить работу товарища.



Критерии оценки результатов трудовой деятельности в разных возрастных группах

Существуют следующие критерии оценок: низкий, средний и высокий.

Высокий характеризуется тем, что ребенок самостоятельно выполняет все действия, без помощи и напоминания педагога. Средний- ребенок выполняет действия с помощью или напоминанием педагога. Низкий уровень- ребенок не может самостоятельно и с помощью педагога выполнить все действия.

У детей 2 младшей группы показателями являются:

- самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;

- самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.);

- способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;

- испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;

- проявляет знания о разных профессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);

- знает, кем работают близкие люди.

Дети средней группы:

-самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;

-самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям;

-доводит начатое дело до конца;

-испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;

-владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);

-имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.

Дети старшей группы:

-соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;

-самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости

-самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы

-доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада

-может оценить результат своей работы

-испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности

- владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

- имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

- бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Дети подготовительной группы:

-самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;

-умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;

-ответственно выполняет обязанности дежурного;

-умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.

-старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

-оценивает результат своей работы;

-испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;

-радуется результатам коллективного труда.

-владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

-имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села), о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

-бережно относится к тому, что сделано руками человека.



Способы диагностики результатов трудовой деятельности

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями старших дошкольников

ФИО ребенка

Умение принять цель труда

Умение выделить предмет труда

Умение предвидеть результат труда

Умение спланировать трудовой процесс

Умение

отобрать необходимое оборудование

Освоение трудовых навыков и умений








Низкий - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

Средний - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

Высокий - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.





Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Фамилия, имя ребёнка

Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково)

Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)




Низкий - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

Средний - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

Высокий - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Диагностика трудолюбия в процессе дежурств

Имя

Вид деятельности

Дежурство по

столовой

Дежурство по занятиям

Дежурство в уголке природы









Низкий уровень– дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.

Ниже среднего – отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

Средний уровень– выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

Выше среднего – дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

Высокий уровень – дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.



Методы привлечения родителей к труду детей

1. Организация совместной дея­тельности (досуг, занятия, совместные акции и т д.).

2.Педагогическое просвещение ро­дителей по трудовому воспитанию детей.
Создание единого образовательного пространства семьи и детского сада.

3.Семинары-практикумы по обу­чению родителей навыкам совместной деятельности с детьми.

4. «Делайте дела вместе» Если мама гладит бельё, можно поставить рядом игрушечную гладильную доску и заняться глажкой белья вместе с дочкой. Во время уборки предложить ребёнку собрать игрушки, навести порядок в комнате.

5. «Отмечайте успехи ребёнка». Не забудьте похвалить ребёнка за оказанную им помощь. Отметьте важность его участия. «Ты такой молодец! Так аккуратно сложил вещи и игрушки! Приятно посмотреть!» Ребёнок будет гордиться, и в следующий раз постарается ещё лучше, и с удовольствием будет принимать участие в домашних делах.

6. «Превратите домашние дела в игру» Если ребёнок не привык трудиться или ленится, можно использовать игровые приёмы и превратить трудовые процессы в игру. Если мама хочет привлечь ребёнка разобрать сумки с продуктами, то можно разыграть ситуацию «На поиски клада». Мама сообщает ребёнку, что на дне сумки ребёнка ожидает сюрприз и предлагает выложить продукты осторожно на стол. Ребёнок с радостью выполнит это поручение.



Родителям нужно помнить, что положительное эмоциональное отношение к труду закладывает основы трудолюбия - сложнейшего свойства личности. Чтобы ребенок полюбил труд, необходимо сделать его результативным, успешным, постоянно усложняющимся по содержанию и форме организации. Сложная задача воспитания правильного отношения к труду может быть успешно решена при дружной, совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Темяковская Ксения Эдуардовна

Дата: 05.05.2019

Номер свидетельства: 509190


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства