Просмотр содержимого документа
«"Роль предмета "Адаптивная физкультура" в работе с детьми с РАС"»
Роль предмета «Адаптивная физкультура» в работе с детьми с РАС
Дети с расстройствами аутического спектра нарушено восприятие окружающей действительности, социальные навыки, как следствие они испытывают сложности с применением полученных умений и знаний на практике. В этом случае уроки адаптивной физкультуры должны быть направлены на осмысленное взаимодействие детей-аутистов с окружающим миром. Важно приобрести бытовые навыки, сформировать крупную и мелкую моторику, базовые предметные действия.
Дети с РАС двигаются иначе: движения резки или неуклюжи, могут быть напряженно механичными и скованными, либо же вялыми, пластичность практически полностью отсутствует.
На занятиях адаптивной физкультуры педагог сталкивается с рядом следующих проявлений:
синдром навязчивых движений;
кружения, ходьба на цыпочках;
нарушение ориентировки в пространстве.
На уроках адаптивной физкультуры происходит процесс освоения социальных навыков, а также развитие процессов крупной моторики. Результативность работы зависит от осознанности моторного обучения. Ребятам с РАС сложно выполнять движения согласно речевым инструкциям, потому что не может подчинить свои движения каким-либо своим командам. Именно поэтому занятия адаптивной физкультурой для аутичных детей должны решать следующие задачи:
развитие умения подражать и повторять, за взрослым;
получение навыков организации движений и перемещений в пространстве;
приобретение коммуникативных навыков и умения взаимодействовать с детьми и взрослыми.
На основании поставленных задач занятия адаптивной физкультурой включают в себя следующие этапы:
на ориентирование и перемещение в пространстве;
на перемещение во внешнем пространстве (прыжки, бег, скольжение, ползание и ходьба);
командные упражнения;
на выполнение действий с предметами и без них.
Во время занятий дети учатся воспринимать и копировать движения сначала головой, затем руками, кистями и пальцами, а после переходить на движения ногами и всем туловищем.
Чтобы ребенок точно выполнял движения, внимательно наблюдал за взрослым, следует:
четко и медленно комментировать движения, выполняя их;
частично или полностью выполнять действия вместе с ребенком;
просить ребенка называть выполняемые движения;
начинать с простых упражнений на перемещение и постепенно переходить к более сложным на преодоление и обход препятствий (хлопки в ладоши, махи руками, растирания рук или ног, наклоны туловища);
развитие движений идет от туловища к рукам и ногам, от рук к ногам, от кистей к пальцам, а также по положению лежа на животе и спине, после — сидя и стоя;
легкие движения выполнять в виде перемещений по прямой, а после переходить к направлениям по дуге или кругу;
выполнять только одно или несколько упражнений в один момент, повторяя их;
во время выполнения упражнений ритмично вести счет;
чередовать упражнения, чтобы не утомить ребенка, дозировать нагрузку, побуждать к действию, создавая интересные и увлекательные для него ситуации.
Постепенно дети с РАС начинают осознавать действия, которые они выполняют, начинают пояснять, зачем они делают, и в какой последовательности будут выполнять упражнения.
На занятиях адаптивной физкультуры педагогу следует научить Я-концепции, а для этого все действия следует проговаривать от первого лица, чтобы у детей сформировалось представление о себе.
Конечной целью адаптивной физкультуры для детей с аутизмом является стремление и возможность самостоятельно выполнять упражнения без посторонней помощи, желание взаимодействовать со сверстниками в игровых упражнениях, нормализация психофизического и физического состояния, успешная социализация.