Роль и функции концертмейстера в образовании детей.
Роль концертмейстера в образовании детей уникальна. Деятельность этого музыканта и
педагога учитывает возрастные особенности детского исполнения и поэтому связана с
дополнительными сложностями и особой ответственностью. Вместе с преподавателем он
приобщает ребенка к миру прекрасного, помогает ему выработать навыки игры в ансамбле,
развить музыкальность и общую культуру.
Концертмейстерское мастерство, будучи едва ли не самой распространенной из
музыкантских профессий, во многом остается «вещью в себе», так как находится на стыке
нескольких исполнительских жанров: ансамблевого и сольного, вокального и
инструментального, хореографического, камерного и оперного.
Впервые о профессии концертмейстера стало известно в XVII веке, когда большую
популярность приобрели сольные выступления. Тогда певцы стали брать себе в напарники
пианистов, которые могли бы подыгрывать им, но при этом не забирать своей игрой все
внимание публики.
Концертмейстер – это музыкальный деятель, который берет на себя обязанность по
сопровождению основного исполнителя. В определенной степени он может выступать
педагогом для начинающего музыканта.
Чтобы работать концертмейстером необходимо иметь высокий уровень общей
музыкальной грамотности. Хороший специалист знает особенности сольного вокала, хорового
исполнения, хореографического исполнения, инструментального и ансамблевого исполнения.
В связи с этим в профессии с момента ее возникновения сформировались также более узкие
направления деятельности: аккомпаниатор, концертмейстер-пианист, концертмейстер-педагог,
концертмейстер оперы.
Общими обязанностями концертмейстера являются:
1) поддержка солирующего исполнителя;
2) выполнение работы репетитора, наставника для солирующего исполнителя;
3) участие в разработке репетиционных планов, программы выступлений.
Концертмейстер обязан отлично знать особенности игры на различных инструментах и
досконально быть знакомым с различными певческими голосами. Ему предстоит сделаться не
только пианистом: он и певец, скрипач, тромбонист, ударник, дирижер оперного оркестра или
хора. Необходимое условие в процессе работы над произведением с певцом или
инструменталистом – это чувствовать себя исполнителем сольной партии.
Поэтому существует большая разница между понятиями «концертмейстер» и
«аккомпаниатор». Аккомпаниатор – это тот, кто аккомпанирует, т.е. сопровождает игрой на
музыкальном инструменте или на музыкальных инструментах вокальную или
инструментальную партию (обычно сольную). В энциклопедическом музыкальном словаре
определение «концертмейстер» вносится с дополнением педагогического аспекта
деятельности: пианист, помогающий исполнителям (певцам и инструменталистам) разучивать
их партии и аккомпанирующий им в концертах.
Другими словами, деятельность аккомпаниатора подразумевает обычно лишь
концертную работу, а деятельность концертмейстера включает в себя:
– разучивание с солистом репертуара;
– знание трудностей и причин их возникновения;
– умение подсказывать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков и т.д.
Концертмейстерская деятельность значительно отличается от аккомпаниаторской. В нее
входят весьма сложные навыки, которые требуют упорной тренировки для того, чтобы
концертмейстер мог выполнять свои профессиональные обязанности. Аккомпаниаторская
профессия требует от пианиста наличия ярко выраженных исполнительских данных, чувства
эстрады и других артистических качеств.
Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются педагогические,
психологические, творческие функции. Отделить одно от другого и понять, что превалирует в
экстремальных концертных или конкурсных ситуациях очень трудно.
Для своей профессиональной деятельности концертмейстеру необходимы
определенные навыки и знания:
Умение читать с листа фортепианную партию любой сложности. Чтением с листа
является исполнение произведения без предварительного изучения и подготовки, в темпе,
который наиболее соответствует авторскому указанию. Чтение с листа ставит своей целью дать
общее представление о произведении.
Свободное владение инструментом, что позволяет концертмейстеру направить свое
внимание на осознание музыкального текста и соединить все компоненты музыки в единую
картину.
Навыки подбора по слуху. Эти навыки носят в основном творческий характер и
побуждают к разнообразным вариантам исполнительского решения.
Чувство ансамбля, которое является основным условием для совместной работы с
любым солистом. Достижение общего ансамбля является основной художественной целью
аккомпанирования. Хороший ансамбль обусловливается единством художественных
намерений обоих партнеров – солиста и аккомпаниатора – и одновременно пониманием
каждым из них своих функций в воплощении содержания исполняемого произведения.
Умение транспонировать в пределах кварты нотный текст. Целью данного вида
деятельности является возможность приспособить музыкальное произведение для более
удобного исполнения.
Умение импровизировать. Это особый вид художественного творчества, при котором
произведение создается непосредственно в процессе его исполнения.
Процесс работы над партией аккомпанемента можно условно разделить на несколько
этапов:
1) предварительное зрительное прочтение нотного текста;
2) музыкально-слуховое представление;
3) первоначальный разбор произведения, проигрывание его целиком;
4) выявление стилистических особенностей сочинения;
5) отработка отдельных эпизодов с различными элементами трудностей;
6) выучивание своей партии и знание партии солиста;
7) составление исполнительского плана;
8) создание художественного образа музыкального произведения;
9) постижение идейно-образного содержания сочинения;
10)правильное определение темпа;
11)нахождение выразительных средств, создание представлений о динамических нюансах;
12)проработка и отшлифовка деталей;
13)репетиционное исполнение произведения;
14)воплощение музыкально-исполнительского замысла.
Таким образом, концертмейстерское искусство считается намного сложнее и имеет свою
специфику, в отличие от сольного исполнительства, оно является особо значимым видом
музыкального исполнительства.