kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Роль ДШИ в формировании интеллекта нравственной культуры учащихся,в воспитании гражданина и патриота своей страны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      XXI век – время глубоких и стремительных изменений: технологических, экономических и социальных. В погоне за новизной очень важно сохранить те духовные ценности, которые веками накапливались народом. Сберечь и передать следующим поколениям молодых дух народного искусства для того, чтобы они знали о своих корнях, а среди обилия  звуков и красок могли узнать родные напевы и услышать голоса народных инструментов – одна из главных задач музыкального и художественного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Роль ДШИ в формировании интеллекта нравственной культуры учащихся,в воспитании гражданина и патриота своей страны"»

XXI век – время глубоких и стремительных изменений: технологических, экономических и социальных. В погоне за новизной очень важно сохранить те духовные ценности, которые веками накапливались народом. Сберечь и передать следующим поколениям молодых дух народного искусства для того, чтобы они знали о своих корнях, а среди обилия звуков и красок могли узнать родные напевы и услышать голоса народных инструментов – одна из главных задач музыкального и художественного образования.

В Послании Президента народу Казахстана, особое внимание уделяется человеческому капиталу, как основе модернизации и повышения качества образования, сформулирована необходимость формирования национальной модели, в которой важное место отводится дополнительному образованию, призванному играть важную роль в деле воспитания, творческого развития и профессионального становления личности. Детские музыкальные, художественные школы, школы искусств – фундамент и необходимая база всего будущего профессионального образования.

Образование нового поколения происходит в условиях быстро меняющегося мира, информационной эпохи высоких технологий. Но развитие и процветание страны, как и прежде, зависит от силы и эффективности патриотического воспитания, от того, насколько глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Н.А. Назарбаев сказал: «Быть патриотом своей Родины — это носить Казахстан в своем сердце».

В настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, агрессивности, в недостаточном уровне сформированности гражданской позиции, чувства патриотизма, национального достоинства. Жизненный успех, достижение высокого социального статуса не связываются с умением упорно и результативно трудиться, последовательно добиваться поставленных целей.

Согласно официальной статистике, число детских школ искусств и музыкальных в Казахстане заметно сократилось. Их 188 по Республике. Таким образом, сокращается число школ, обучающих игре на музыкальных инструментах, а в общеобразовательных школах сократились часы Музыки и ИЗО. К сожалению, эта тенденция может иметь плачевный результат.

Сегодня дети не такие, какими были вчера. И чтобы их действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны узнать и понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Ведь современный мир для них - источник сильного воздействия на только формирующуюся сферу нравственности личности, как позитива, так и негатива. Поэтому, им нужен добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях.

Поэтому, очень важно помочь каждому ребенку в формировании его личной духовности, придающей человеческой жизни высшее измерение, значение и смысл. Безусловно, нелегко убеждать и родителей, и будущих учеников в необходимости обучения искусству на протяжении 8 (9) лет.

При всех разрушительных тенденциях современного времени, следуя курсу духовного обновления, сохранения национальных традиций и обычаев, языка, музыки и литературы - части нашей духовной культуры, развития эстетического вкуса, формирования менталитета, именно школа искусств сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе социальной ответственности, творчески мыслящей личности. Обновляя, совершенствуя, свою деятельность, школа сохраняет, приумножает и транслирует духовные, и материальные культурные ценности общенационального значения,

«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует воспитать, прежде всего, эстетически» Фридрих Шиллер

Образовательный процесс школы искусств обеспечивают 23 педагога.

За годы существования школа выпустила свыше тысячи выпускников, которые достойно зарекомендовали себя в обществе.

Многогранная деятельность творческого коллектива ДШИ получила высокую оценку. Об этом свидетельствуют многочисленные грамоты, награды, благодарственные письма.

Контингент школы составляет 744 учащихся.

На музыкальном отделении -188

На художественном – 221

Общая музыкальная подготовка для учащихся СШ и д/с - 335

Школа реализует образовательные программы музыкально-эстетической направленности, по завершению обучения выдается «Свидетельство об окончании школы искусств».

В рамках программы «Рухани жанғыру» с целью реализации творческой деятельности, в ДШИ создаются учебные творческие коллективы, т.к. наиболее перспективные учащиеся, как правило, обладают отличными способностями и в систематических занятиях проявляют свою индивидуальность, направляемую учителем.

В рамках празднования 25-летия Независимости РК в Астане проходил форум-фестиваль «Казахстан, дружественный к ребенку», на котором Житикаринский район представляла Брахнова Е.

На районном форуме «Одаренные дети» наградами были отмечены педагоги Кольга И.М. и Жиенкулова А.Н., и их воспитанники Брахнова Е., Кий Е. и Симакова Т.

И, наконец, по итогам профессиональной деятельности учащихся, грамотами Акима Костанайской области, Житикаринского района награждены: Огородникова С.Г., Кольга И.М., Аверьянова С.В., Палеева И.Д. Жиенкулова А.Н.

Нравственная сфера, являясь синонимом внутреннего мира человека, объединяет его чувства, сознание и волю, в зависимости от уровня их развития, дает ту или иную окраску духовности личности, ее направленности к "светлому" или "темному" началу в ней. Степень казахстанской эдентичности достигается в процессе развития личности, её духовно- нравственного, гражданского, патриотического воспитания, осваивающей и принимающей культурные богатства народа Казахстана и традиций народов, в среде которых он родился и продолжает жить, осознавая их значимость

Наша задача - научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. По-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом ребенку почувствовать особое очарование красоты природы. Постараться подвести детей к тому, чтобы они были деятельны в своей жизни, т.е. могли не только любоваться красотой, но и беречь её, а на доброту не только откликались, а сами творили добро.

Древний мыслитель говорил: «слушать Прекрасное, видеть Прекрасное – значит улучшаться», уверена, что наши дети, посещая школу, станут настоящими людьми в любой профессии.

Музыкальное искусство облагораживает эмоционально, обогащает

Умственно.

Существует огромное число выдающихся и просто успешных людей,

которые не стали музыкантами, но любят музыку и просто музицируют.

Среди них короли и президенты, видные политики и бизнесмены, известные

художники и артисты. Многие авторитетные фирмы и компании, среди

которых Microsoft и крупные западные банки, предпочитают сотрудников с

музыкальным образованием. Они правы: музыка расширяет и усиливает все

духовные и интеллектуальные возможности человека. 

Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию Родины.

Просто научить патриотизму нельзя, его необходимо воспитывать кропотливо и целеустремленно. Глубокие эмоциональные переживания во время слушания, коллективного исполнения музыки, способны воздействовать на душу ребенка, приобщать к сокровищам духовной культуры народа.

Не каждый ребёнок станет музыкантом или художником. Для учащихся художественного отделения рисунок является начальной стадией соприкосновения с культурными ценностями человечества, пробуждение интереса к народному творчеству, любви к ручному труду, воспитывает осознанно-правильное отношение к традициям своего народа, к осознанию нравственной ценности добра и долга, милосердия и сострадания, правдолюбия и ответственности.

Развитие личности ребёнка, его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание человеческой морали – первостепенные задачи школы

Занятия вокалом имеют большую духовно-нравственную силу, которую можно увидеть не сразу, а постепенно, видя, как меняется человек, как он духовно обогащается, как раскрывается в нём богатство его души.

Изучение музыкальных произведений патриотического характера направлено на воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира

В условиях школы искусств, дети реализуют творческий потенциал, адаптируясь в современном обществе, Когда-то С.Я.Маршак писал «Труд, окрылённый интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности».

Конкурсы - мощный стимул для занятий, они выявляют таланты и дают возможность для их творческого роста, формируют культурный образ города или региона, способствуют интеграции различных национальных культур

В настоящее время конкурсно - фестивальное движение активно развивается по всему миру, являясь важной составляющей культурной жизни общества.

Проводятся они с целью развития и распространения идеи духовного единства народа Казахстана межнационального и межкультурного творческого диалога, реализации программы «Рухани жанғыру»

Ни для кого не секрет, что само по себе образование не гарантирует высокого уровня воспитанности. Отмечу, что культурный человек — не тот успешно образованный,а тот, который способен сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи и общества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением.

Мы нередко сталкиваемся с детской пассивностью, закомплексованностью, неумением раскрывать свои возможности. Для этого в школе развита конкурсно-концертная деятельность

Мир музыки – эмоциональная сфера психики человека. Сила ее в непосредственном пробуждении гуманных чувств: сочувствия в горе, торжества победы, светлой радости, эмоционально воспитывая человека к реальным переживаниям Она пробуждает в человеке добрые чувства, делая его выше, чище, лучше, сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры.

Поэтому актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания школьников связана с тем, что общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, с прекрасными чертами личности.

Подчиняясь определенным закономерностям, нравственная сфера человека развивается постепенно, исходя из душевных качеств. Художественное творчество – один из путей к развитию нравственной сферы детей

Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания связана с положительными и отрицательными переживаниями детей. Радость, охватывающая ребенка при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в живописи или скульптуре.

Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

Искусство настолько многогранно и требовательно ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта и художника, который бы не преуспел в любой сфере деятельности. Музыкант означает лучший во всем и всегда: самый дисциплинированный, самый быстрый, самый мыслящий. Именно такие «молодые профессионалы должны найти свое место в происходящих в стране процессах, принять самое активное участие в строительстве будущего».

Каждая эпоха по-своему отражается на патриотическом мировоспитании учащихся. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.

Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма.

Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою малую Родину ( то место, где он родился, живет, учится).

В этом году планируется проведение Парада детских и молодежных музыкальных оркестров и ансамблей, в котором примут участие более 50 тысяч школьников, педагогов и родителей. Задачами Парада являются не только повышение уровня музыкальной культуры, но и формирование чувства гордости и принадлежности к своей организации образования, подъем престижа учебных заведений республики.

Если мы добьемся того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научим ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полнокровной, он сможет более глубоко воспринимать и человека, и природу, и музыку, и многое другое. Одним словом, он поднимется ещё на одну ступеньку общечеловеческой культуры.

Здесь мы показываем свои достижения в конкурсах различного уровня, в которых наряду с учащимися, принимают участие и педагоги школы

Наши достижения постоянно освещаются в СМИ. В январе этого года «Костанайские новости» опубликовали статью о нашей школе

В ежегодных выпусках школы есть учащиеся, которые определили своё профессиональное предпочтение в области искусства.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного формирования активной жизненной позиции школьников.

В заключении хотелось бы отметить, не все наши  ученики могут быть профессиональными музыкантами, художниками, но каждый из них станет интеллигентным слушателем и зрителем, интеллектуально развитой и творческой личностью, что будет способствовать развитию культуры общества в целом. 









































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Огородникова Светлана Григорьевна

Дата: 20.04.2018

Номер свидетельства: 467003


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства