РОЛЬ ЛИЧНОГО ПРИМЕРА ОФИЦЕРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Воспитание как организованный процесс прямого и опосредованного воздействия на личность воспитанников Суворовского военного училища[1] и воинский коллектив осуществляется с помощью различных методов.
Методы воспитания - это совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю в целях формирования и развития высоких морально-боевых и психологических качеств. Опыт передовых командиров показывает, что глубокое знание и умелое применение методов воспитания позволяет успешно решать задачи по формированию как отдельной личности, так и воинского коллектива.
Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют умелого применения разнообразных методов педагогического воздействия. Способность воспитателя выбрать в данной обстановке наиболее эффективный метод, творчески применить его - яркое проявление педагогического мастерства командира. Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности воспитанника СВУ и его качеств, требует умелого применения различных методов. В воспитании особенно недопустимы шаблон, трафарет. Далеко не всегда метод, удачно примененный в одном случае, может дать положительный результат в другом. В одной ситуации тот или иной метод может иметь успех, а в другой - не даст хороших результатов. Кроме того, конкретные успехи в воспитательной работе нельзя относить на счет одного какого-либо метода. Нужно учитывать совокупность всех использованных методов, приемов воздействия.
Отмечая творческий характер применения методов, А. С. Макаренко подчеркивал, что никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, не учитывая всей системы средств. При этом великий педагог настаивал на том, что никакая система средств не может быть рекомендована как система постоянная.
Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры.
Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность этого метода. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко - примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.
Пример является не только одним из условий формирования определенных качеств личности но и одним из методов воспитания личного состава (см. схему).
Каждый человек, общаясь с другими людьми, постоянно испытывает на себе их влияние. Наряду с этим большую воспитательную роль играют жизнь, подвиги исторических личностей, а также выдающихся людей современности и художественные образы, запечатленные в литературе и искусстве.
Поэтому воспитанники СВУ, общаясь с товарищами, знакомясь с жизнью современников, с боевыми традициями училища, в той или иной мере воспринимает определенные идеи и нравственные нормы.
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Он действует на уровне первой сигнальной системы, дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.
Психологической основой примера является склонность людей к подражанию. Благодаря чему люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме - это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность - деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.
Исследования показали, что характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и по мере накопления социального опыта. Для воспитанников СВУ подражательность (наследование) приобретает избирательный, сознательный характер.
В процессе подражательности психологи выделяют три этапа:
- непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица;
- формирование желания действовать по образцу;
- синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющийся в приспособлении поведения к поведению кумира.
Процесс подражательности сложный и неоднозначный, ведущую роль в котором играют: опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации.
Исходя из этого, очень важным условием является правильная организация среды, в которой человек живет и развивается. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.
Особенно большое воспитательное значение имеет личный пример непосредственных начальников. При целеустремленном и систематическом воздействии воспитателей на личность и воинский коллектив силой личного поведения как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования высокого идеала поведения и жизни.
Личный пример старшего, как правило, поучителен. Он обладает большой наглядностью и увлекательностью. «Слово - учит, а пример ведет» - гласит народная мудрость. В глазах подчиненных только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это особенно относится к командирам (начальникам). А. С. Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель».
Молодой солдат, попав в незнакомую для него обстановку воинской части, учится новому поведению прежде всего на примере сержантов, старшин, офицеров. Их поведение - пример для него и в учебе, и в службе, и в быту. В трудной обстановке пример командира поднимает дух бойцов, вселяет в них смелость, решительность, мужество, облегчает перенесение тягот и лишений, зовет на подвиги. Поэтому офицеры, сержанты и старшины призваны служить примером для подчиненных во всем.
Личный пример приобретает большую силу воспитательного влияния, если он естественно вытекает из внутренних качеств и убеждений офицера, проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Кроме того, его действенность находится в зависимости от умения офицера убеждать подчиненных в необходимости строго соблюдать законы воинской службы, подкрепляя эти разъяснения непреклонной требовательностью.
Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся - между словом и делом их наставника нет расхождений, ко всем своим воспитанникам он относится ровно и доброжелательно.
Чтобы воспитывать высокие моральные качества у других, надо самому обладать ими.
Воспитательная работа - одна из самых трудных, потому что она связана с личным поведением воспитателя.
Следуя положительному примеру, подражая ему, воспитанники СВУ тем самым совершенствуют свои качества, приобретая уверенность в правильности своего поведения.
Во - первых, личный пример командира является тем условием, которое дает ему моральное право воспитывать других. Слову начальника подчиненные верят, если оно не расходится с делом, подкрепляется практикой, способностью офицера вместе с воинами преодолевать все трудности воинского труда, высокой инициативностью и самостоятельностью офицера.
Во - вторых, личный пример любого начальника является основой его авторитета. По делам и поступкам начальника подчиненные судят о его достоинствах и недостатках. Наблюдая за его поведением, они составляют о нем свое мнение и определяют свое отношение к нему.
В - третьих, личный пример имеет большую наглядность. Поведение офицера - пример для подчиненного в несении боевого дежурства, в дисциплине, в учебе и быту.
Командир (офицер-воспитатель) обязан оказывать пример буквально во всем. Чтобы действительно воспитывать, необходимо не только хорошо знать военную специальность, но и иметь высокие морально-боевые качества.
В - четвертых, личный пример - очень важное средство для подъема и вдохновения личного состава в трудной, напряженной обстановке, когда необходимо поднять упавший дух воинов, вселить в них мужество, уверенность в победе, способность перенести любые испытания.
[1] Далее по тексту – «СВУ».