kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль личного примера офицера в воспитательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

РОЛЬ ЛИЧНОГО ПРИМЕРА ОФИЦЕРА В ВОСПИТА­ТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Воспитание как организован­ный процесс прямого и опосредо­ванного воздействия на личность воспитанников Суворовского военного училища[1] и воинский коллектив осу­ществляется с помощью различ­ных методов.

Методы воспитания - это сово­купность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю в це­лях формирования и развития вы­соких морально-боевых и психоло­гических качеств. Опыт передовых командиров показывает, что глубо­кое знание и умелое применение методов воспитания позволяет ус­пешно решать задачи по формиро­ванию как отдельной личности, так и воинского коллектива.

Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют уме­лого применения разнообразных методов педагогического воздействия. Способность воспитателя выбрать в данной обстановке наиболее эффектив­ный метод, творчески применить его - яркое проявление педагоги­ческого мастерства командира. Многообразие условий, в которых осуществляется   формирование личности воспитанника СВУ и его качеств, тре­бует умелого применения различ­ных методов. В воспитании осо­бенно недопустимы шаблон, тра­фарет. Далеко не всегда метод, удачно примененный в одном слу­чае, может дать положительный результат в другом. В одной ситу­ации тот или иной метод может иметь успех, а в другой - не даст хороших результатов. Кроме того, конкретные успехи в воспитатель­ной работе нельзя относить на счет одного какого-либо метода. Нужно учитывать совокупность всех использованных методов, приемов воздействия.

Отмечая творческий характер применения методов, А. С. Мака­ренко подчеркивал, что никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, не учитывая всей сис­темы средств. При этом великий педагог настаивал на том, что ни­какая система средств не может быть рекомендована как система постоянная.

Исключительно большое воспи­тательное значение имеют поло­жительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый че­ловек сказал, что для духовного развития личности нужны три ус­ловия: большие цели, большие препятствия и большие примеры.

Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность  этого  метода. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко - при­мером». К.Д. Ушинский подчерки­вал, что воспитательная сила изли­вается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воз­действовать только личностью.

Пример является не только од­ним из условий формирования оп­ределенных качеств личности но и одним из методов воспитания личного состава (см. схему). 

 

Каждый человек, общаясь с другими людьми, постоянно испытывает на себе их влияние. Наряду с этим большую воспитательную роль иг­рают жизнь, подвиги историчес­ких личностей, а также выдаю­щихся людей современности и ху­дожественные образы, запечатлен­ные в литературе и искусстве.

Поэтому воспитанники СВУ, общаясь с това­рищами, знакомясь с жизнью сов­ременников, с боевыми традиция­ми училища, в той или иной мере воспринимает определенные идеи и нравственные нормы.

Пример - воспитательный метод исключительной силы. Он дейст­вует на уровне первой сигнальной системы, дает конкретные образ­цы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чув­ства, убеждения, активизирует де­ятельность.

Психологической основой при­мера является склонность людей к подражанию. Благодаря чему люди овладевают социальным и нрав­ственным опытом. Не всегда под­ражательность имеет непосред­ственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной фор­ме - это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность - де­ятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где за­канчивается подражание и где на­чинается творчество. Часто творче­ство и проявляется в особенном, своеобразном подражании.

Исследования показали, что ха­рактер подражательной деятель­ности изменяется с возрастом и по мере накопления социального опыта. Для воспитанников СВУ подражатель­ность (наследование) приобретает избирательный, сознательный ха­рактер.

В процессе подражательности психологи выделяют три этапа:

- непосредственное восприятие конкретного образа действия дру­гого лица;

- формирование желания действовать по образцу;

- синтез самостоятельных и под­ражательных действий, проявляю­щийся в приспособлении поведе­ния к поведению кумира.

Процесс    подражательности сложный и неоднозначный, веду­щую роль в котором играют: опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации.

Исходя из этого, очень важным условием является правильная ор­ганизация среды, в которой чело­век живет и развивается. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обра­щать внимание на негативное в жизни и поведении людей, анали­зировать последствия неправиль­ных поступков, извлекать пра­вильные выводы необходимо. Вов­ремя и к месту приведенный нега­тивный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Особенно большое воспитатель­ное значение имеет личный при­мер непосредственных начальни­ков. При   целеустремленном и систематическом воздействии вос­питателей на личность и воинский коллектив силой личного поведе­ния как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования высо­кого идеала поведения и жизни.

Личный пример старшего, как правило, поучителен. Он обладает большой наглядностью и увлека­тельностью. «Слово - учит, а при­мер ведет» - гласит народная муд­рость. В глазах подчиненных толь­ко тот хороший поступок заслужи­вает одобрения и подражания, ко­торый совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это осо­бенно относится к командирам (начальникам). А. С. Макаренко говорил, что «без авторитета не­возможен воспитатель».

Молодой солдат, по­пав в незнакомую для него обста­новку воинской части, учится новому поведению прежде всего на примере сержан­тов, старшин, офицеров. Их пове­дение - пример для него и в учебе, и в службе, и в быту. В трудной обстановке пример командира поднимает дух бойцов, вселяет в них смелость, решительность, му­жество, облегчает перенесение тя­гот и лишений, зовет на подвиги. Поэтому офицеры, сержанты и старшины призваны служить при­мером для подчиненных во всем.

Личный пример приобретает большую силу воспитательного влияния, если он естественно вы­текает из внутренних качеств и убеждений офицера, проявляется не от случая к случаю, а постоян­но. Кроме того, его действенность находится в зависимости от уме­ния офицера убеждать подчинен­ных в необходимости строго соб­людать законы воинской службы, подкрепляя эти разъяснения неп­реклонной требовательностью.

Естественно, что воспитание за­висит от личного примера воспи­тателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия при­мера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует системати­чески и последовательно. Сила положительного воздействия педа­гога будет возрастать и тогда, ког­да воспитанники убедятся - между словом и делом их наставника нет расхождений, ко всем своим вос­питанникам он относится ровно и доброжелательно.

Чтобы воспитывать высокие мо­ральные качества у других, надо самому обладать ими.

Воспитательная работа - одна из самых трудных, потому что она связана с личным поведением вос­питателя.

Следуя положительному приме­ру, подражая ему, воспитанники СВУ тем са­мым совершенствуют свои качест­ва, приобретая уверенность в пра­вильности своего поведения.

Во - первых, личный пример ко­мандира является тем условием, которое дает ему моральное право воспитывать других. Слову на­чальника подчиненные верят, если оно не расходится с делом, подк­репляется практикой, способнос­тью офицера вместе с воинами преодолевать все трудности воинс­кого труда, высокой инициативно­стью и самостоятельностью офи­цера.

Во - вторых, личный пример лю­бого начальника является основой его авторитета. По делам и пос­тупкам начальника подчиненные судят о его достоинствах и недос­татках. Наблюдая за его поведени­ем, они составляют о нем свое мнение и определяют свое отно­шение к нему.

В - третьих, личный пример имеет большую наглядность. По­ведение офицера - пример для подчиненного в несении боевого дежурства, в дисциплине, в учебе и быту.

Командир (офицер-воспитатель) обязан оказывать пример бук­вально во всем. Чтобы действи­тельно воспитывать, необходимо не только хорошо знать военную специальность, но и иметь высо­кие морально-боевые качества.

В - четвертых, личный пример - очень важное средство для подъе­ма и вдохновения личного состава в трудной, напряженной обстанов­ке, когда необходимо поднять упавший дух воинов, вселить в них мужество, уверенность в побе­де, способность перенести любые испытания.

 

 

 

 

 

 

 

 

[1] Далее по тексту – «СВУ».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль личного примера офицера в воспитательном процессе »

РОЛЬ ЛИЧНОГО ПРИМЕРА ОФИЦЕРА В ВОСПИТА­ТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Воспитание как организован­ный процесс прямого и опосредо­ванного воздействия на личность воспитанников Суворовского военного училища1 и воинский коллектив осу­ществляется с помощью различ­ных методов.

Методы воспитания - это сово­купность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю в це­лях формирования и развития вы­соких морально-боевых и психоло­гических качеств. Опыт передовых командиров показывает, что глубо­кое знание и умелое применение методов воспитания позволяет ус­пешно решать задачи по формиро­ванию как отдельной личности, так и воинского коллектива.

Сложность и разносторонность процесса воспитания требуют уме­лого применения разнообразных методов педагогического воздействия. Способность воспитателя выбрать в данной обстановке наиболее эффектив­ный метод, творчески применить его - яркое проявление педагоги­ческого мастерства командира. Многообразие условий, в которых осуществляется формирование личности воспитанника СВУ и его качеств, тре­бует умелого применения различ­ных методов. В воспитании осо­бенно недопустимы шаблон, тра­фарет. Далеко не всегда метод, удачно примененный в одном слу­чае, может дать положительный результат в другом. В одной ситу­ации тот или иной метод может иметь успех, а в другой - не даст хороших результатов. Кроме того, конкретные успехи в воспитатель­ной работе нельзя относить на счет одного какого-либо метода. Нужно учитывать совокупность всех использованных методов, приемов воздействия.

Отмечая творческий характер применения методов, А. С. Мака­ренко подчеркивал, что никакое средство нельзя рассматривать с точки зрения полезности или вредности, не учитывая всей сис­темы средств. При этом великий педагог настаивал на том, что ни­какая система средств не может быть рекомендована как система постоянная.

Исключительно большое воспи­тательное значение имеют поло­жительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый че­ловек сказал, что для духовного развития личности нужны три ус­ловия: большие цели, большие препятствия и большие примеры.

Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность этого метода. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко - при­мером». К.Д. Ушинский подчерки­вал, что воспитательная сила изли­вается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воз­действовать только личностью.

Пример является не только од­ним из условий формирования оп­ределенных качеств личности но и одним из методов воспитания личного состава (см. схему).

Каждый человек, общаясь с другими людьми, постоянно испытывает на себе их влияние. Наряду с этим большую воспитательную роль иг­рают жизнь, подвиги историчес­ких личностей, а также выдаю­щихся людей современности и ху­дожественные образы, запечатлен­ные в литературе и искусстве.

Поэтому воспитанники СВУ, общаясь с това­рищами, знакомясь с жизнью сов­ременников, с боевыми традиция­ми училища, в той или иной мере воспринимает определенные идеи и нравственные нормы.

Пример - воспитательный метод исключительной силы. Он дейст­вует на уровне первой сигнальной системы, дает конкретные образ­цы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чув­ства, убеждения, активизирует де­ятельность.

Психологической основой при­мера является склонность людей к подражанию. Благодаря чему люди овладевают социальным и нрав­ственным опытом. Не всегда под­ражательность имеет непосред­ственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной фор­ме - это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность - де­ятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где за­канчивается подражание и где на­чинается творчество. Часто творче­ство и проявляется в особенном, своеобразном подражании.

Исследования показали, что ха­рактер подражательной деятель­ности изменяется с возрастом и по мере накопления социального опыта. Для воспитанников СВУ подражатель­ность (наследование) приобретает избирательный, сознательный ха­рактер.

В процессе подражательности психологи выделяют три этапа:

- непосредственное восприятие конкретного образа действия дру­гого лица;

- формирование желания действовать по образцу;

- синтез самостоятельных и под­ражательных действий, проявляю­щийся в приспособлении поведе­ния к поведению кумира.

Процесс подражательности сложный и неоднозначный, веду­щую роль в котором играют: опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации.

Исходя из этого, очень важным условием является правильная ор­ганизация среды, в которой чело­век живет и развивается. Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обра­щать внимание на негативное в жизни и поведении людей, анали­зировать последствия неправиль­ных поступков, извлекать пра­вильные выводы необходимо. Вов­ремя и к месту приведенный нега­тивный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.

Особенно большое воспитатель­ное значение имеет личный при­мер непосредственных начальни­ков. При целеустремленном и систематическом воздействии вос­питателей на личность и воинский коллектив силой личного поведе­ния как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования высо­кого идеала поведения и жизни.

Личный пример старшего, как правило, поучителен. Он обладает большой наглядностью и увлека­тельностью. «Слово - учит, а при­мер ведет» - гласит народная муд­рость. В глазах подчиненных толь­ко тот хороший поступок заслужи­вает одобрения и подражания, ко­торый совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это осо­бенно относится к командирам (начальникам). А. С. Макаренко говорил, что «без авторитета не­возможен воспитатель».

Молодой солдат, по­пав в незнакомую для него обста­новку воинской части, учится новому поведению прежде всего на примере сержан­тов, старшин, офицеров. Их пове­дение - пример для него и в учебе, и в службе, и в быту. В трудной обстановке пример командира поднимает дух бойцов, вселяет в них смелость, решительность, му­жество, облегчает перенесение тя­гот и лишений, зовет на подвиги. Поэтому офицеры, сержанты и старшины призваны служить при­мером для подчиненных во всем.

Личный пример приобретает большую силу воспитательного влияния, если он естественно вы­текает из внутренних качеств и убеждений офицера, проявляется не от случая к случаю, а постоян­но. Кроме того, его действенность находится в зависимости от уме­ния офицера убеждать подчинен­ных в необходимости строго соб­людать законы воинской службы, подкрепляя эти разъяснения неп­реклонной требовательностью.

Естественно, что воспитание за­висит от личного примера воспи­тателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия при­мера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует системати­чески и последовательно. Сила положительного воздействия педа­гога будет возрастать и тогда, ког­да воспитанники убедятся - между словом и делом их наставника нет расхождений, ко всем своим вос­питанникам он относится ровно и доброжелательно.

Чтобы воспитывать высокие мо­ральные качества у других, надо самому обладать ими.

Воспитательная работа - одна из самых трудных, потому что она связана с личным поведением вос­питателя.

Следуя положительному приме­ру, подражая ему, воспитанники СВУ тем са­мым совершенствуют свои качест­ва, приобретая уверенность в пра­вильности своего поведения.

Во - первых, личный пример ко­мандира является тем условием, которое дает ему моральное право воспитывать других. Слову на­чальника подчиненные верят, если оно не расходится с делом, подк­репляется практикой, способнос­тью офицера вместе с воинами преодолевать все трудности воинс­кого труда, высокой инициативно­стью и самостоятельностью офи­цера.

Во - вторых, личный пример лю­бого начальника является основой его авторитета. По делам и пос­тупкам начальника подчиненные судят о его достоинствах и недос­татках. Наблюдая за его поведени­ем, они составляют о нем свое мнение и определяют свое отно­шение к нему.

В - третьих, личный пример имеет большую наглядность. По­ведение офицера - пример для подчиненного в несении боевого дежурства, в дисциплине, в учебе и быту.

Командир (офицер-воспитатель) обязан оказывать пример бук­вально во всем. Чтобы действи­тельно воспитывать, необходимо не только хорошо знать военную специальность, но и иметь высо­кие морально-боевые качества.

В - четвертых, личный пример - очень важное средство для подъе­ма и вдохновения личного состава в трудной, напряженной обстанов­ке, когда необходимо поднять упавший дух воинов, вселить в них мужество, уверенность в побе­де, способность перенести любые испытания.









1 Далее по тексту – «СВУ».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль личного примера офицера в воспитательном процессе

Автор: Садыков Рустем Рафкатович

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135346


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства