Робототехника и ТРИЗ в подготовке будущих инженеров
Робототехника и ТРИЗ в подготовке будущих инженеров
Занятия робототехникой с раннего школьного возраста, которые ведутся с применением самых современных методик, а именно, с использованием возможностей ТРИЗ-педагогики – всё это необходимые условия профессиональной ориентации школьников на современные инженерные специальности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Робототехника и ТРИЗ в подготовке будущих инженеров»
Робототехника и ТРИЗ
в подготовке будущих инженеров
Салихзянов Р.Н.,
МБОУ «Дворец творчества детей и молодёжи им. И.Х. Садыкова», г.Нижнекамск
Аннотация: Занятия робототехникой с раннего школьного возраста, которые ведутся с применением самых современных методик, а именно, с использованием возможностей ТРИЗ-педагогики – всё это необходимые условия профессиональной ориентации школьников на современные инженерные специальности.
Ключевые слова: робототехника, профориентация, ТРИЗ, техническое творчество.
Очевидно, что 21 век немыслим без робототехники. За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы играют всё более важную роль в жизни, служа людям и выполняя каждодневные задачи.
Робототехника - это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами. В последнее время она стала занимать существенное место в школьном, дополнительном и университетском образовании. По всему миру проводятся конкурсы и состязания роботов для школьников и студентов, важной частью которых является демонстрация творческих проектов. Занятия учащихся робототехникой, начиная с младшего школьного возраста, предоставляют им возможность создавать такие проекты.
Мы предлагаем программу дополнительного образования по робототехнике. Данная программа является актуальной в решении задач развития инженерной мысли у учащихся, приобщения их к техническому творчеству: умения решать задачи с помощью автоматов, которые они сами смогут спроектировать, защитить свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать. При этом острие исследований направлено на создание интеллектуальных роботов. Основная цель, которая преследовалась при создании программы, это пробуждение интереса к инженерным и другим профессиям, развитие творческого мышления, овладение навыками программирования и конструирования сложных механизмов.
Заслуживает особого внимания также сильнейшая профориентационная составляющая программы. В связи с активным внедрением новых технологий в жизнь общества постоянно увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах. Во многих ВУЗах нашей страны присутствуют специальности, связанные с робототехникой. Однако следует подчеркнуть, что в большинстве случаев не происходит предварительной ориентации школьников на возможность продолжения учебы в данном направлении. Многие абитуриенты стремятся попасть на специальности, связанные с информационными технологиями, не предполагая обо всех возможностях этой области. Между тем, игры в роботы, конструирование и изобретательство присущи подавляющему большинству современных детей. Таким образом, появилась возможность и назрела необходимость в непрерывном образовании в сфере робототехники. Заполнить пробел между детскими увлечениями и серьезной вузовской подготовкой позволяет изучение робототехники в системе дополнительного образования на основе специальных образовательных конструкторов.
Образовательная программа по робототехнике - это один из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования. Во время занятий обучающиеся учатся проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволяет легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование.
Дополнительным преимуществом изучения робототехники является создание команды единомышленников и ее участие в олимпиадах по робототехнике, что значительно усиливает мотивацию учеников к получению знаний.
В педагогической целесообразностиданной программы не приходится сомневаться. В процессе занятий ребята знакомятся с основами знаний в области информатики, физики, электротехники, конструирования, технического дизайна. На занятиях по робототехнике учащиеся знакомятся с технологией конструирования и программирования робота, а затем сами строят свои первые конструкции из набора EV-3, Lego Mindstorms и Lego Wedo и учатся их программировать в специальной среде для программирования роботов компании Lego. При разработке идеи и построении робота у учащихся развиваются все виды мышления.
Образовательная среда LEGO включает в себя базовые наборы для обучения с самого раннего возраста и в последующем более старших возрастов. Первые конструкторы можно начинать использовать уже в системе дошкольного образования, тем самым с раннего возраста приучая детей к техническому творчеству. Последующее использование конструкторов LEGO в школе постепенно начнёт формировать мировоззрение ребенка и мотивировать его на дальнейшее техническое творчество. Особо можно заострить внимание на базовых наборах, применяемых в школах. Это конструкторы нового поколения LEGO WEDO и LEGO MINDSTORMS. EV3. Кроме конструкторов образовательная среда LEGO включает в себя тщательно продуманную систему теории, заданий для детей и чётко сформулированную образовательную концепцию. LEGO позволяет учащимся:
– совместно обучаться в рамках одной команды;
– распределять обязанности в своей команде;
– проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
– проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
– создавать модели реальных объектов и процессов;
– видеть реальный результат своей работы.
Это играет немаловажную роль в развитии грамотной личности, которая в дальнейшем способна адекватно реагировать на любую сложную техническую ситуацию и чётко решать её в независимости от обстоятельств.
В ходе занятий по робототехнике учащиеся должны получить первоначальные знания о конструкции робототехнических устройств, научиться приемам сборки и программирования робототехнических устройств, сформировать общенаучные и технологические навыки конструирования и проектирования, а также в ходе занятий должны развить в себе творческую инициативу, самостоятельность, память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном. Немаловажным является развитие умения правильно и чётко излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Первые занятия по робототехнике начинаются со знакомства с набором LEGO WEDO и LEGO MINDSTORMS EV3, датчиками, моторами и средой программирования робота. Когда ребята полностью овладевают основными знаниями можно приступать к сборке и программированию. В дальнейшем занятия базируются на практике. Но обязательно, перед каждым практическим заданием необходимо ввести в курс дела, чтобы ученик самостоятельно или в команде мог продолжить свою деятельность. Каждой теме отводится определенное время. Ученик, овладев теоретической частью может приступать к практической части занятий, в которую включаются соревнования по робототехнике. В процессе обучения, учащиеся осваивают теоретическую и практическую часть, формируются навыки работы с конструктором LEGO WEDO и LEGO MINDSTORMS, EV3. На основе программы LEGO школьники знакомятся с блоками компьютерной программы: дисплей, движение, цикл, блок датчиков, блок переключателей. Под руководством педагога, а затем и самостоятельно пишут программы, проектируют роботов и программируют их, готовят роботов к соревнованиям: Hello Robot, Jr FLL, FIRST FLL, РобоКарусель, РобоФинист, ВРО.
В нашей программе мы решили соединить обучение по традиционным методикам с элементами ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), поскольку считаем, что применение ТРИЗ предполагает серьезные изменения в мышлении и в жизненной позиции людей. Всегда сложно отказаться от простого перебора вариантов, заменив их на дисциплину четкой последовательности приемов и правил. С удивительным упорством мы готовы отстаивать свое право на совершение многочисленных ошибок. Не меньшей психологической сложностью является доказательство того, что мир изменяем. С еще большим трудом удается выработать активную жизненную позицию: мир не просто изменяем, ты сам способен его изменить. Все эти трудности применения методов ТРИЗ делают необходимым внедрение обучения ТРИЗ в школу. Это не означает, что после полного внедрения обучения ТРИЗ в школе все человечество превратится в общество творческих личностей, как не превратилось общество в математиков, физиков или химиков после внедрения этих предметов в школу. Методы ТРИЗ становятся элементом культуры современной цивилизации, культуры мышления людей.
Обучение элементам ТРИЗ в школе имеет две существенные особенности: с одной стороны, это особенности самой школы. Именно в эти годы основным вектором обучения является развитие мышления. Знания, получаемые в школе, могут оказаться малоэффективными без умения использовать их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач. В средних и старших классах основной упор делается на приобретение новых знаний. С другой стороны, это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены в первую очередь на развитие творческого воображения (РТВ), развитие системного мышления, приемы фантазирования и другие разделы ТРИЗ, связанные не со специальными приемами анализа и решения творческих задач, а с развитием мышления в целом.
Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в школьном возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам. Занимаясь с детьми в детском объединении по робототехнике, мы подготовим специалистов нового склада, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике.
Литература
Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач, 3-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2010. с. 283—285.
Курс LEGO Mindstorms NXT: основы конструирования и программирования роботов.
Первый шаг в робототехнику. Практикум. Д.Г.Копосов, 2012 – М., БИНОМ. Лаборатория знаний.
The LEGO MINDSTORMS NXT Idea Book. Design, Invent, and Build by Martijn Boogaarts, Rob Torok, Jonathan Daudelin, et al. San Francisco: No Starch Press, 2007.
Engineering with LEGO Bricks and ROBOLAB. Third edition. Eric Wang. College House Enterprises, LLC, 2007.
The Unofficial LEGO MINDSTORMS NXT Inventor's Guide. David J. Perdue. San Francisco: No Starch Press, 2007.