kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ В СТАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для достижения положительных результатов в цирковых занятиях, прежде всего, необходимо тренировать физический аппарат. Особое внимание во всех жанрах циркового искусства уделяется такому важному качеству, как гибкость тела.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ В СТАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МБОУДОД «Центр внешкольной работы»

Московского района г. Казани








Методическая разработка


РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ В СТАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ У ДЕТЕЙ
ПРЕДШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(объединение «Цирковое ревю»)

ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА ОСТРОУХОВА























КАЗАНЬ — 2013


ОГЛАВЛЕНИЕ


I. Введение .................................................................................................................

II. Развитие гибкости в статических упражнениях у детей предшкольного и младшего школьного возраста .................................................................................

III. Заключение ..........................................................................................................

IV. Список литературы .............................................................................................
































I. ВВЕДЕНИЕ


Образовательный процесс в объединении «Цирковое ревю» опирается на фундаментальные жанры циркового искусства. Занятия цирковыми жанрами развивают у детей быстроту реакции, чувство координации и ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат, воспитывают высокие морально-волевые качества, культуру тела и в целом укрепляют здоровье.

Для достижения положительных результатов в цирковых занятиях, прежде всего, необходимо тренировать физический аппарат. Особое внимание во всех жанрах циркового искусства уделяется такому важному качеству, как гибкость тела.

Гибкость — это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Гибкость зависит от эластичности мышц, связок и определяет пределы амплитуды движений. К.С.Станиславский считал, что артист должен иметь «гибкое тело, выразительные движения, хорошо развитую технику и мимику. Весь физический аппарат должен быть до чрезвычайности гибок, настроен и послушен воле человека. Для этого все мельчайшие мышцы должны быть хорошо развиты и «проработаны».

При выполнении отдельных статических упражнений, под которыми понимают неподвижное сохранение определенной позы тела, происходит плавное и постепенное растягивание мышц, в процессе которого преодолевается рефлекторное сокращение мышц.

В процессе выполнения рывковых баллистических упражнений в мышцах возникает напряжение, в два раза большее по сравнению со статической растяжкой, и происходит рефлекторное сокращение мышц в первоначальное состояние. Таким образом, для развития гибкости целесообразно использовать статические упражнения.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет. У девочек показатели гибкости на 20-30 % выше, чем у мальчиков. Таким образом, чем раньше ребёнок начнёт совершенствовать свои физические способности, тем больших успехов он сможет достичь.

Методическая разработка «Развитие гибкости в статических упражнениях у детей предшкольного и младшего школьного возраста» составлена с учётом теоретических основ данной темы, изложенных в источниках (список литературы), а также на основе практического опыта педагогической работы с детьми 6-12 лет в процессе 5-летнего обучения по авторской образовательной программе «Цирковое ревю», удостоенной диплома I степени в номинации «Художественная» республиканского этапа X Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей в 2012 году.



II. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ В СТАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЯХ
У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Основными средствами развития гибкости являются упражнения на растягивание, которые могут быть динамического (пружинистые, маховые и т.п.) и статического (сохранение максимальной амплитуды при различных позах) характера. Упражнения на растягивание выполняются как с отягощениями, так и без них. Использование отягощений позволяет акцентировано развивать мышцы, обеспечивающие движение в суставах, улучшать взаимодействие мышц-синергистов.

При этом необходимо использовать здоровьесберегающие технологии обучения, соблюдая ряд методических требований: перед выполнением упражнений на растягивание следует хорошо «разогреть» организм, чтобы избежать травм; преимущественно развивать подвижность в тех суставах, которые играют наибольшую роль в жизненно необходимых действиях (плечевых, тазобедренных, голеностопных и суставах кисти); амплитуду движений следует увеличивать постепенно, сохраняя преемственность и последовательность воздействий на соответствующие мышцы и суставы; между сериями упражнений на растягивание необходимо выполнять упражнения на расслабление мышц.

Различают активную и пассивную гибкость. Под активной гибкостью подразумевают максимально возможную подвижность в суставе, которую обучающийся может проявить самостоятельно, без посторонней помощи, используя только силу своих мышц. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счёт внешних сил, создаваемых партнёром, снарядом, отягощением.

Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно. Наиболее эффективным является комплексное развитие гибкости, когда динамические упражнения для развития активной гибкости составляют до 40% времени, отводимого на занятии (серии занятий) для развития гибкости, а статические упражнения - 20%. Уровень развития гибкости должен несколько превосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима для овладения техникой изучаемого двигательного действия. Этим создаётся так называемый запас гибкости.

Способность выполнять движения с большой амплитудой, как никакая физическая способность, без подкрепления быстро снижается. Достигнутый уровень гибкости поддерживается повторным воспроизведением необходимой амплитуды движения и напряжением предварительно растянутой мышцы. Обязательным требованием выполнения изометрических напряжений является умение переходить от расслабленного состояния мышц к напряжённому и наоборот.

Для формирования и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.

Целенеправлено развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста.

Задачи обучения

Образовательные:

  • укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;

  • обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических и других физических упражнений общеразвивающей направленности.

Воспитательные:

  • формирование личностно-значимых качеств социальной адаптации, культуры поведения в процессе коллективного общения и взаимодействия;
    воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;

  • воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничество в условиях учебной, игровой деятельности;

  • воспитание осознанного и эмоционального отношения к движению, создание условий для мотивации, обеспечивающей целеустремлённое выполнение упражнений, раскрытие творческого потенциала ребёнка.

Развивающие:

  • развитие автоматизированных специальных навыков, внимания, умения сосредоточиться на качественном выполнении упражнений;

  • развитие навыков равновесия, координации движений тела, мышечной памяти, гибкости;

  • развитие воображения, творческих способностей.

Педагогические условия обучения воспитанников статическим упражнениям

Формирование гибкости у детей предшкольного и младшего школьного возраста в процессе выполнения статических упражнений возможно при следующих педагогических условиях:

  • комплексное применение методов и приёмов, способствующих формированию навыков выполнения статических упражнений;

  • включение в занятия статических упражнений параллельно с динамическими упражнениями;

  • формирование умения рационального использования статических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности;

  • поэтапное разучивание и выполнение статических упражнений.

Для правильного выполнения движения необходимо осознание детьми его содержания и структуры, сочетание наглядного и словесного воздействия, которое помогает не только быстрее, но и качественнее сформировать навык.

В процессе обучения демонстрируется образец выполнения статического упражнения, затем оно показывается подетально с пояснением последовательности всех компонентов в сочетании с пространственными обозначениями. Затем детям предлагается самостоятельно выполнить упражнение при помощи указаний. Сочетание зрительного восприятия движения со словесной инструкцией способствует предварительному осознанию ребёнком предстоящих действий. Движение запоминается по всей его последовательности, осознаётся ребёнком, исключая тем самым механичность воспроизведения.

При объяснении внимание детей обращается на то, что гибкость развивается лучше всего в процессе выполнения медленных упражнений и происходит это постепенно, поэтому необходимо на коротких промежутках времени замереть в данной позе.

После детального показа образца выполнения упражнения педагог объясняет детям, почему необходимо правильное выполнение отдельных компонентов движения.

Реализация потенциальных двигательных возможностей организма, прогрессивное измерение психофизических качеств осуществляются волнообразно и обеспечивают развивающе-тренирующее воздействие физических упражнений. В связи с этим на одном занятии происходит разучивание одних упражнений, закрепление и совершенствование других. Данный приём позволяет оптимально распределять физическую нагрузку, активизировать психические процессы. Поэтому в комплекс общеразвивающих упражнений включается только одно статическое упражнение на этапе начального разучивания двигательного действия.

При этом другие упражнения в комплексе — динамические. Они должны быть знакомы детям. Обучение проводится на этапах углублённого разучивания или закрепления и совершенствования двигательного навыка.

Правильное выполнение упражнений требует специального обучения. Обучение ребёнка движениям осуществляется в соответствии с закономерностями формирования умений и навыков. Они условно предствляют собой последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к навыку.

На первом этапе (начальное разучивание двигательного действия) ставится задача по ознакомлению ребёнка с новым двигательным действием, создание у него целостного представления о движении.

Методика начального разучивания включает:

  • показ педагогом образца движения;

  • его детальный показ, сопровождаемый объяснением;

  • выполнение показываемого движения самим ребёнком.

На втором этапе (углублённое разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребёнком техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. В сознании и мышечном ощущении ребёнка восстанавливается последовательность элементов движений и конкретность ощущений от выполняемого действия.

На третьем этапе (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Ребёнок сознательно воспринимает задание, выполняет его по названию, целенаправленно действует, формируется автоматизированный навык, внимание сосредоточено на качестве выполнения движения. Методика обучения движениям направлена на развитие творчества ребёнка. Эта задача решается на всех этапах обучения.

При обучении ребёнка движениям большое значение имеет воспитание осознанного и эмоционального отношения к движению, создание у него мотивации, обеспечивающей целеустремлённое выполнение упражнений, раскрытие творческого потенциала ребёнка.

Выполнение статических упражнений на уменьшенной площади опоры развивает равновесие, от которого зависит качественное выполнение любого движения.

На этапе углублённого разучивания упражнений большое значение имеют приёмы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность, основанные на непосредственной помощи педагога, который прикосновением к ребёнку уточняет и направляет положение тела.

На этапе закрепления и совершенствования навыка, связанного с выполнением статических упражнений, активно применялся игровой метод проведения занятий. Применение статических упражнений в подвижных играх «Фигура», «Слушай сигнал», «Затейники», «Море волнуется» создавало возможность относительно точной дозировки физической нагрузки и желаемых локальных воздействий на организм. Совершенствование в игровых условиях способствует стабилизации навыка выполнения статических упражнений.

Выполнение статических упражнений, связанное с преодолением мышечного напряжения, должно быть осознанным, только тогда движение будет приносить радость и удовлетворение ребёнку.

Содержание статических упражнений

п/п

Начальное разучивание двигательного действия

Углублённое разучивание

Закрепление и совершенствование двигательного действия

1

Упражнение «Лучик»


а) Показ педагогом образца упражнения

б) Детальный показ


в) Выполнение упражнения детьми

Выполнение упражнения сопровождать ключевыми фразами-командами: «приняли исходное положение», «потянули тетиву», «прицелились», «выпустили стрелу». Постепенно увеличивать время между командами: «прицелились», «выпустили стрелу» до 10 сек. Обращать внимание на правильное выполнение упражнения: «левая рука - прямая, на уровне плеча, правая - максимально отводится назад, локоть - на уровне плеча». Оказываем индивидуальную помощь.

Выполнение упражнений с малым мячом, мешочком. Включение упражнений в подвижные игры. Использование словесного сопровождения: «Мы крепко держим лук в руке. Другой рукой, согнув её в локте, оттянем сильно тетиву. Отправим в цель свою стрелу!»

Использование упражнения в самостоятельной двигательной деятельности

2

Упражнение «Замок»


а) Показ педагогом

б) Дополнительный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-основная стойка, левая рука опущена, правая поднята вверх. Обе руки сгибаем в локтях за спиной, стараемся сцепить пальцы. Исходное положение, поменять руки»

в) Выполнение упражнения детьми

(если захват не получается, можно использовать вспомогательные средства: верёвку с узелками, ленту)

Выполнение упражнения из разных исходных положений: сидя на коленях, «по-турецки».

Обращать внимание детей на то, что локоть поднятой руки должен быть прижат к голове.


Использование словесного сопровождения: «Поднимаем руку вверх, заводим за спину, руки сцепляем вместе, плечи отводим назад».

Включение упражнений в физкультминутки, использование в самостоятельной двигательной деятельности.

3

Упражнение «Лебедь»


а) Показ образца педагогом

б) Дополнительный показ, сопровождаемый словами: «Встаньте на колени, сядьте на пятки, руки за спиной сомкните в «замок». Медленно наклоняемся вперёд, поднимаем руки вверх. Лбом стараемся коснуться пола.»

Выполнение упражнения с закрытыми глазами с целью развития проприоцептивной чувствительности.

Выполнение упражнения с предметами: лентой, гимнастической палкой, мячами разного размера. Включение упражнений в подвижные игры.

4

Упражнение «Гора»


а) Показ образца педагогом

б) детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-сидя на коленях, руки перед собой соединяем в «замок». Поднимаем руки вверх, поворачиваем «замок» кистями вверх.»

Выполнение упражнения с закрытыми глазами способствует развитию статического равновесия.

Самостоятельная двигательная деятельность. Словесное сопровождение: «На коленях мы сидим, в «замок» ручки соединим. Вверх подняли, потянулись, мышцы грудки развернулись.»

5

Упражнение «Змея»


а) Показ образца педагогом

б) Детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-лёжа на животе, руки согнуты в локтях, ладони расположены на уровне груди. Пятки соединены, пальцы ног упираются в пол. Медленно поднимаем верхнюю часть туловища, выпрямляем руки. Голову поворачиваем сначала влево, затем вправо. Плавно опускаем голову, кладём на бок, руки вдоль туловища.»

Во время выполнения упражнений обращать внимание детей на положение ног: пятки соединены, колени выпрямлены, пальцы ног упираются в пол, плечи не поднимать. Индивидуальная

помощь.

Выполнение в самостоятельной двигательной деятельности. Используется словесное сопровождение: «Змея почуяла опасность, приподнялась и замерла.

Но посмотрела влево, вправо

и на землю вновь легла.»

6

Упражнение «Чемодан»


а) Показ образца движения педагогом (боком к детям)

б) Детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-сидя, ноги вытянуты вперёд, спина прямая. Поднимаем прямые руки вверх и стараемся достать пальцы ног, потянуть их на себя.»

в) Если упражнение не удаётся выполнить сразу, то ребёнок наклоняется до определённого уровня, постепенно увеличивая амплитуду, но без резких движений.

Выполнение упражнения можно сопровождать словами: «Наклонитесь и задержитесь в этом положении. Проверьте, хорошо ли «закрылся замок чемодана». Выпрямились, «чемодан открыли».

Если ребёнок не может выполнить упражнение, используется верёвка с узелками, один конец зажимается стопами, другой-в руках. Это облегчает выполнение упражнений и позволяет проследить динамику, т.к. уменьшается количество узелков от стоп ног до рук.

Упражнение можно выполнить из исходного положения стоя.

Выполнение упражнения с предметами. Включается в подвижные игры. Включается в самостоятельную двигательную деятельность.

Используется словесное сопровождение: «Сели, спинку прямо держи. Гордо голову подняли. На носочках взгляд задержим и в наклоны поиграем.»

7

Упражнение «Сердитая кошечка»


а) Показ образца педагогом

б) Детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-лёжа на животе, руки согнуты в локтях, ладони расположены на уровне груди. Пятки соединены, пальцы ног упираются в пол. Медленно поднимаем верхнюю часть туловища, выпрямляем руки. Голову поворачиваем сначала влево, затем вправо. Плавно опускаем, голову кладём на бок, руки вдоль туловища.»

Выполнение упражнения по названию. Обращать внимание детей на то, чтобы одноимённые руки и бёдра были расположены на одинаковом расстоянии.

Включение упражнения в подвижные игры. Использование соревновательного компонента: «Самая сердитая кошка».

Использование упражнения в физкультминутках. Выполнение упражненияв сочетании со словесным сопровождением: «Выгнула спинку сердитая кошка. Сейчас зарычит и прыгнет в окошко.»

8

Упражнение «Ласковая кошка»


а) Показ образца педагогом

б) Детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-стойка на четвереньках, голову плавно поднять и максимально прогнуть спину в пояснице.»

Выполнение упражнения по названию.

Обращать внимание детей на то, чтобы одноимённые руки и бёдра были расположены на одинаковом расстоянии.

Выполнение упражнения по названию. Использование словесного сопровождения: «Ласковый кот стоит у ворот. Он спинку прогнул и погладить зовёт.»

9

Упражнения «Самолёт», «Лодка»


а) Показ образца педагогом

б) Детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-лёжа на животе, ноги прямые, руки в стороны. Поднимаем одновремённо руки и ноги, «летим».

«Приземлились», приняли исходное положение.»

в) Выполнение упражнения детьми.

Обращать внимание детей на качество выполнения упражнения: стараться поднимать туловище и ноги как можно выше.

Выполнение упражнения поднимая руки вперёд «лодочка».

Выполнение упражнения в четвёрках «цветок» с использованием предметов: гимнастической палки, мячей разного диаметра, лент, обручей.

Соревновательный момент:

«Чей самолёт дальше пролетит?»

Использование в самостоятельной двигательной деятельности.

10

Упражнение «Винт»


а) Показ образца педагогом

б) Детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-сидя скрёстно. Поворачиваемся влево, руками обхватываем туловище, Проверим исправность «винта». Принимаем исходное положение. Выполняем упражнение в другую сторону.»

Обращаем внимание на качество выполнения упражнения: спина должна быть выпрямлена, плечи опущены.

Использование в самостоятельной двигательной деятельности. Использовать словесное сопровождение: «Без винта нельзя прожить. Должен людям он служить. Не отправится в полёт без винта наш самолёт.»

11

Упражнение «Дерево»


а) Показ образца педагогом

б) Детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-основная стойка. Правой рукой взять лодыжку правой ноги, согнутой в колене, притянуть к ягодицам. Левую руку поднять вверх, правую-поставить на пояс. Повторить для другой стороны.»

Первоначально с целью сохранения равновесия упражнение можно выполнять, держась за спинку стула или стену, постепенно увеличивая время выполнения упражнения без опоры.

Включение упражнения в подвижные игры.

Соревновательный момент: «Самое красивое дерево!»

Словесное сопровождение: «Мы приходили с вами в лес.

Какие разные деревья здесь!

Раскинув ветки влево, вправо

стоят лесные великаны.»

12

Упражнение «Глубокий выпад вперёд»


а) Показ образца педагогом

б) Детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-стоя, ноги широко расставлены.

Повернуть одновременно носки ног и туловище в сторону. Колено впереди стоящей ноги согнуть.Руки на поясе. Задержаться в таком положении. Принять исходное положение.»

в) Выполнение упражнения детьми.

С целью переноса веса тела на согнутую ногу выполнять упражнение с опорой на стену или стул, выполнять упражнение в парах. Обращать внимание детей на то, что спина должна быть прямая, постепенно увеличивать глубину выпада, следить, чтобы нога, стоящая сзади, была прямой. Изменяя положение стопы, отведённой назад ноги, воздействовать на разные мыщцы ног.

Выполнение упражнения с разным положением рук, с предметами. Выполнение упражнения с целью развития равновесия с закрытыми глазами, с поворотами головы вправо, влево. Включение упражнения в физкультминутки, в подвижные игры.

13

Упражнение «Глубокий выпад в сторону»


а) Показ образца педагогом

б) Детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-стоя, ноги шире плеч, носки ног слегка раздвитуты. Руки на бёдрах. Согните одно колено и медленно перенесите вес тела в эту сторону. Спина прямая. Задержитесь в этом положении. Примите исходное положение, выполните упражнение в другую сторону.»

Для того, чтобы закрепить правильное положение спины, упражнение можно выполнить стоя спиной у стены или с гимнастической палкой, удерживаемой за головой руками, согнутыми в локтях, или вставленной между спиной и предплечьями рук.

Постепенно увеличивать глубину выпада, обращать внимание на то, что отставленная нога должна быть прямой.

Выполнение упражнения с разным положением рук, с предметами. Включение упражнения в подвижные игры.

14

Упражнение «Бабочка»


а) Показ образца педагогом

б) Детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-сидя, ноги вытянуты. Ноги сгибаем в коленях, руками берёмся за ступни, соединяем их подошвами и подтягиваем, как можно ближе к туловищу. Спина прямая. Колени поднимаем вверх, опускаем вниз, словно это крылья бабочки. Принимаем исходное положение.»

С целью закрепления правильного положения спины, упражнение выполняется в парах, спиной друг к другу или у стены.

Включение упражнения в физкультминутки, в подвижные игры.

Использование в самостоятельной двигательной деятельности.

Использование словесного сопровождения: «Сидя, наши стопы сложим. Ближе к телу их подтянем. Вверх и вниз колени машут. Как будто бабочкой мы станем!»

15

Упражнение «Шлагбаум»


а) Показ образца педагогом

б) Детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-лёжа на животе, руки вдоль туловища, сжаты в кулаки, ноги выпрямлены. Упираясь ногами в пол, поднять ка можно выше ногу.

Задержаться в этом положении. Принять исходное положение, выполнить для другой ноги.»

Обращать внимание детей на качество выполнения упражнения: поднятая нога должна быть выпрямлена и не должна отклоняться в сторону. Индивидуальная помощь.

Включение упражнения в физкультминутки, в подвижные игры.
Соревновательный момент: «Чей «шлагбаум» дольше открыт?»

Использование словесного сопровождения: «Мы лежим на животах. Руки сжаты в кулаках. Поднимаем ноги вверх. Наш шлагбаум лучше всех!»

16

Упражнение «Тигр»


а) Показ образца педагогом

б) Детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-стойка на четвереньках с опорой на голени и ладони. Сгибаем правую ногу в колене и стараемся достать лбом, спину выгнуть. Затем правую ногу вытянуть назад, спину прогибаем в пояснице, голову держим прямо. Исходное положение.

Выполняем упражнение для другой ноги.»

Обращать внимание детей на качество выполнения упражнения: руки и бёдра расположены на одном расстоянии. При вытягивании ноги назад она не должна отклоняться в сторону.

Выполнение упражнения со словесным сопровождением: «Увидел тигр свою добычу и приготовился к прыжку, но потянулся, улыбнулся, подумал: есть я не хочу!»

17

Упражнение «Большая стрелка»


а) Показ образца педагогом

б) Детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-лёжа на левом боку, с опорой на левое предплечье. Поднять прямую правую ногу, обхватить её правой рукой, как можно ближе к щиколотке. Задержаться в этом положении. Всё это проделать для другой ноги.»

Обращать внимание детей на качество выполнения упражнения: поднятая нога должна быть прямой, вес тела удерживать на другой ноге, не заваливаться назад.

Включение упражнения в самостоятельную двигательную деятельность.

18

Упражнение «Маленькая стрелка»


а) Показ образца педагогом

б) Детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-лёжа на боку, с опорой на предплечье. Поднять прямую правую ногу, согнуть в колене и обхватить лодыжку правой рукой. Задержаться в этом положении. Принять исходное положение.»

Обращать внимание детей на качество выполнения упражнения.

Включение упражнения в самостоятельную двигательную деятельность.

19

Упражнение «Рычаг»


а) Показ образца педагогом

б) Детальный показ, сопровождаемый словами: «Исходное положение-лёжа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища, согнуть ногу в колене, поднять к груди, обхватив руками.»

Это упражнение можно выполнять стоя. Первоначально для сохранения равновесия спиной прислониться к стене.

Выполнение упражнения в подвижных играх.


Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей-школьников


Основным методом развития гибкости является повторный метод, при котором упражнения выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности количество упражнений в серии дифференцируется.


Вид сустава

Количество повторений упражнений

Возраст детей

7-10 лет

11-14 лет

15-17 лет

Позвоночный столб

20-30

30-40

40-50

Тазобедренный сустав

15-25

30-35

35-45

Плечевой сустав

15-25

30-35

35-45

Лучезапястный сустав

15-25

20-25

25-30

Коленный сустав

10-15

15-20

20-25

Голеностопный сустав

10-15

15-20

20-25б


Некоторые параметры оценки гибкости (по Ж.К.Холодову, В.С.Кузнецову)


В процессе реализации авторской образовательной программы «Цирковое ревю» большое значение придаётся динамическому отслеживанию (мониторингу) результатов обучения. Поскольку гибкость является одним из главных свойств опорно-двигательного аппарата, в наибольшей степени влияющих на качество исполнения цирковых номеров, её развитие постоянно контролируется педагогом с помощью следующих параметров.


Параметры / Оценка

Отлично

Хорошо

Удовлет-но

Плохо

Расстояние у пальцев рук при наклоне вперёд относительно уровня площадки (см)

15

5

0

-5

Угол в лучезапястном суставе с тыльной стороны при отведённой кисти (град)

70

90

95

100

Угол туловища к горизонту при наклоне вперёд в положении сидя (град)

5

15

25

35

Угол в подколенной ямке при выпрямлении ноги (град)

182

180

178

175

Угол в тазобедренном суставе в продольном шпагате (град)

180

178

175

172

Угол в тазобедренном суставе в поперечном шпагате (град)

180

178

175

172



III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, для осознанного обучения статическим упражнениям необходимо использовать методику, включающую три этапа: начального разучивания двигательного действия; углублённого разучивания; закрепления и совершенствования двигательного действия.

Развитие гибкости у детей в процессе статических упражнений осуществляется при условии комплексного использования общедидактических и специальных методов в соответствии с этапами обучения.

Научная новизна методической разработки «Развитие гибкости в статических упражнениях у детей предшкольного и младшего школьного возраста» состоит в том, что выявлено положительное влияние статических упражнений на формирование гибкости детей предшкольного и младшего школьного возраста. Обоснованы и проверены педагогические условия формирования гибкости обучающихся в процессе статических упражнений: подбор статических упражнений с учётом дидактических принципов; комплексное применение методов и приёмов, способствующих формированию навыков выполнения статических упражнений; апробация методики формирования гибкости обучающихся в процессе статических упражнений; включение статических положений в занятия параллельно с динамическими упражнениями; обеспечение умения рационального использования статических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности.

Практическая значимость методической разработки обуславливается тем, что подобраны статические упражнения и определено содержание работы по формированию гибкости детей предшкольного и младшего школьного возраста, занимающихся в учреждениях дополнительного образования. Методические рекомендации по формированию гибкости обучающихся внедрены в практику, что способствовало повышению эффективности занятий в объединении «Цирковое ревю» МБОУДОД «Центр внешкольной работы» Московского района г. Казани.

Данная методическая разработка адресуется педагогам, тренерам-преподавателям, методистам учреждений дополнительного образования детей.


IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  • Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А. И др. Теория и методика физического воспитания. - М: Просвещение, 1990

  • Бутин И.М., Бутина И.А. Физическая культура в начальных классах. - М: Владос-Пресс, 2003

  • Васильев В.В. Физиология человека. - М: Физкультура и спорт, 1984

  • Грачёв О.К. Физическая культура. - М: ИКЦ МарТ, 2005

  • Журавин М.Л., Меньшиков Н.К. Гимнастика — М: Академия, 2001

  • Качашкин В.М. Методика физического воспитания. - М: Просвещение, 1980

  • Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика. - М: Физкультура и спорт, 1982

  • Лях В.И. Гибкость и методика её развития. - Физкультура в школе №1, 1999

  • Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М: Физкультура и спорт, 1991

  • Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе. - М: Владос-Пресс, 2003

  • Родик М.А., Барамидзе А.М., Киселёв Т.Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность. - М: Советский спорт, 1991

  • Станиславский К.С. Собр. соч. в 8-ми т. - М, 1954-1961

  • Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М: Академия, 2001




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Остроухова Елена Викторовна

Дата: 29.11.2016

Номер свидетельства: 363837


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства