Многолетний период подготовки юных спортсменов делится на этапы.
Первый этап («предварительной подготовки») предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу; начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики волейбола, воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (подвижные игры, мини-волейбол).
Возраст 9-11 лет.
Второй этап («начальной спортивной специализации») посвящен базовой технико-тактической и физической подготовке, в этот период осуществляются освоение основ техники и тактики (без акцента на специализацию по игровым функциям), воспитание соревновательных качеств применительно к волейболу. Возраст 12-14 лет. Сочетается этот этап с первым и вторым годами обучения в учебно-тренировочных группах.
Третий этап («углубленной тренировки») направлен на специальную подготовку: технико-тактическую, физическую, интегральную, в том числе игровую, соревновательную, вводятся элементы специализации по игровым функциям
(связующие, нападающие, либеро). Возраст 15-17 лет. Сочетается этот этап с 3-5-м годами обучения в учебно-тренировочных группах.
Указанные возрастные границы в известной мере условны, основной показатель - уровень подготовленности и спортивный разряд. Поэтому спортсмены с учетом выполнения установленных требований переводятся на следующий этап или год обучения в более раннем возрасте.
В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляются подбор средств, методов, тренировочных и соревновательных режимов, построение тренировки в годичном цикле и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарской областной институт повышения квалификации и переподготовке работников образования.
Итоговая работа
на тему: «Специфика работы педагога дополнительного образования с учащимися сельской школы на тренировочных занятиях по волейболу»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ИБ-1:15.06.2015г.-19.06.2015г.
ИБ-2:22.06.2015г.-26.06.2015г.
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Выполнил: Паймушкин Петр Алексеевич
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Суходол СП «Поиск»
Сергиевский район
Самара 2015 г.
I. Пояснительная записка
Волейбол – это отличное средство приобщения человека к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к активному отдыху.
Социальный заказ на такую образовательную деятельность сформирован и представлен в следующих нормативных документах:
Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-РФ.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 http://президент.рф/acts/15530
ФГОС начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы,» http://pedsovet.su/publ/13-1-0-2861
Письмо Минообрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Фундаментальное ядро содержания образования./Текст/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.
Санитарно-эпидемиологические правила «Санитарно-эпидемиологические требования у УДОД СанПин 2.4.4.1251-03» (постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 03.04.2003 №27).
Устав учреждения.
Эти документы определили заказ на развитие у детей этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирования навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях.
В современном обществе школа становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. В ряду приоритетных форм и технологий совместной деятельности субъектов воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию форм организации секционной деятельности с детьми.
Многолетняя подготовка волейболистов строится с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста и их возможностей на каждом возрастном этапе. Начинать заниматься волейболом предпочтительно с 9-10 лет. В этом возрасте уровень развития высшей нервной деятельности позволяет успешно формировать у детей спортивные двигательные навыки.
Физкультуре и спорту придается большое общественно – воспитательное значение. Занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию всех функций организма, укреплению нервной, сердечно –сосудистой, дыхательной систем, опорно–двигательного аппарата, повышают сопротивляемость организма человека к неблагоприятным влияниям внешней среды, содействуют повышению общего культурного уровня.
Данная программа является модифицированной. В её основе лежат основополагающие идеи Железняк Ю.Д. "Юный волейболист",
Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. "Волейбол".
Марков К.К. "Руководство тренера по волейболу."
Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.
Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. Н.Щурковой, А.Толстых, Г.Селевко, Г.Цукерман, М.М. Безруких. Содержание программы базируется на авторских методических пособиях: В. Н. Романюта «Ты и твои друзья»,
Программа адресована детям в возрасте 7-9 лет.
Количество детей в группе 15 человек
Срок реализации программы – 1 год.
Количество учебных часов в год – 72 ч.
Режим проведения занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность учебного часа – 45 минут.
В процессе проведения занятия используются индивидуальные и групповые формы работы. Сочетание данных форм на занятиях реализуется в равной степени. Организация индивидуальной формы воздействия в ходе обучения учащихся способствует развитию умений формулировать собственные высказывания. Работа в группах учит детей общаться друг с другом, предполагает сменный состав участников и спикера, представителя группы.
-привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
-подготовка к выполнению нормативов.
Задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма воспитанников;
- содействие правильному физическому развитию, повышение общей
физической подготовленности,
- развитие специальных физических способностей, необходимых для
совершенствования игрового навыка;
- дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики
игры;
- закрепление специальных физических способностей, необходимых
для совершенствования игрового навыка;
- подготовка и выполнение нормативов по видам подготовки.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Развитие этических чувств, и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ролях, умения конструктивно разрешать конфликты .
Метапредметные результаты:
Регулятивные в фундаментальном ядре
Познавательные УУД
- умение анализировать и синтезировать новые знания в предметной области баскетбол, устанавливать причинно следственные связи, обосновывать свои суждения.
Личностные УУД
-умение самостоятельной ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Коммуникативные УУД
- уметь слушать и вступать в диалог;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
- уметь использовать диалогическую и монологическую речь в общении
- уметь координировать совместную деятельность в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы.
Предметные результаты:
иметь представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, команде, в обществе;
иметь первоначальными навыками организации тренировочного процесса;
уметь играть на разных позициях на площадке;
уметь следовать правилам дисциплины, указанных в типовом договоре.;
иметь опыт участия в совершении добрых дел и поступков (выполнять норматив по общественным работам);
иметь опыт общения в коллективе сверстников;
уметь использовать свои наработанные умения и знания на протяжении организации баскетбольной деятельности и жизни вне команды.
Содержание занятий включают различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, исполнительскую, игровую.
Программа составлена на основе следующих принципов:
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.
Принцип приемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства. Обеспечение в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и, технико-тактической и интегральной подготовленности
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа подготовки, индивидуальных особенностей юного баскетболиста вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.
Личностный - развитие личностных нравственных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их. Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, добровольность включения детей в ту или иную деятельность.
Принцип гуманизации межличностных отношений – формированиеуважительного демократического отношения между взрослыми и детьми, уважения и терпимости к мнению сверстников; создание ситуаций успеха, ситуаций, требующих принятия коллективного решения. Приобретение опыта организации коллективных дел, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
Принцип командной деятельности предполагает, что занятия с детьми будут ориентироваться на принципы командной работы,
Методы и приемы: психогимнастика, социально-педагогические игры.
Словесные методы – беседа, диалог (обсуждение, вопросы, пояснения).
Практические методы – игра, моделирование ситуаций, упражнение, коллективно-творческие дела, метод мозгового штурма.
Теоретическая часть программы строится на проведении бесед-рассуждений.
«Что такое этикет» - дети знакомятся с понятием этикет, и получают представления о том, что является основой этикета. Читая рассказы, стихи, моделируя ситуации из жизни, понимают необходимость уважать старших, ответственно относиться к учебе и домашним заданиям, красиво говорить и делать добрые дела окружающим без ожиданий поощрения.
Обсуждая темы о дружбе, дети знакомятся с понятием дружба, с качествами настоящего друга, выясняют какова роль друзей в нашей жизни. Узнают о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудную минуту, и брать часть трудностей на себя. Друзья умеют уступать друг другу и делиться вещами. Дети рассуждают о том, для чего нужны дружеские отношения между сверстниками. Детям в доступной форме дается представление о внимании, мышлении, чувствах, воображении, эмоциях, конфликтах и противоречиях и о способах урегулирования их.
Практическая часть в программе отведена сюжетно-ролевым, интеллектуально-познавательным, конкурсным играм, моделированию реальных и воображаемых ситуаций, изображению эмоциональных состояний и перевоплощению в образы.
В программе предусмотрены игры со словами, игры на развитие мыслительных операций, внимания, памяти, воображения. Цикл досуговых игр - интеллектуально-познавательные, творческие конкурсы, викторины, вечера откровений и загадок, дни именинника - способствуют сплочению коллектива и общению сверстников друг с другом.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для оценки планируемых результатов освоения программы предполагается проводить следующие диагностические исследования:
Проведение социометрии Дж. Морено в начале и конце учебного года. Психологическое значение: изучение уровня сплоченности коллектива сверстников.
Проведение диагностики Прихожан. Психологическое значение: выявление тревожности у детей, самооценки, уровня взаимоотношений среди сверстников.
Формы отслеживания и оценивания образовательных результатов детей:
-оформление и защита портфолио;
-участие в соревнованиях разного уровня;
- презентация коллективных дел.
По итогам реализации программы предполагается проведение соревнований с другими командами в районе, в которые показывают полученные знания и умения, приобретенные универсальные учебные действия детей и дает мотивационный настрой коллективу на сохранение дружеских взаимоотношений и культуры общения.
В последние годы в нашей стране проведен ряд мер, направленных на усовершенствование системы подготовки спортивных резервов высококвалифицированных волейболистов, внесены изменения в организационно-методические формы подготовки спортивных резервов, усовершенствованы тренировочные и соревновательные режимы, изменены принципы наполняемости учебных групп. В соответствие с этими изменениями были созданы поурочные программы подготовки юных волейболистов.
Понятие «подготовка волейболистов» включает совокупность мероприятий, обеспечивающих подведение волейболиста к высшим спортивным результатам, с одной стороны, и массовый охват систематическими занятиями как можно большего числа занимающихся, с другой. Подготовка спортивных резервов тесно связана с работой общеобразовательных школ, средних специальных заведений и других организаций, осуществляющих массовую физкультурно-оздоровительную и спортивную работу.
Спортивные школы организуют работу групп начальной подготовки главным образом на безе общеобразовательной школы, специализированных классов по волейболу, помогают в проведении массовых соревнований в своем районе, оказывают методическую помощь и т.д. Лучших юных волейболистов привлекают к занятиям в спортивных школах, школах-интернатах спортивного профиля.
Многолетняя подготовка волейболистов строится с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста и их возможностей на каждом возрастном этапе. Начинать заниматься волейболом предпочтительно с 9-10 лет. В этом возрасте уровень развития высшей нервной деятельности позволяет успешно формировать у детей спортивные двигательные навыки. Причем обучение их спортивной технике проходит успешнее, чем новичков более старшего возраста и взрослых. Объясняется это большей пластичностью нервной системы детей. Развитие интеллекта, волевых качеств, способностей к более устойчивому вниманию также дает возможность проводить занятия достаточно эффективно. Необходимость многолетней подготовки (начиная с детского возраста) обусловлена также тем, что волейбол отличается сложной техникой (несмотря на кажущуюся простоту игры). Эта сложность в первую очередь объясняется следующим – все технические приемы игры выполняются при очень кратковременном прикосновении руками к мячу. К тому же эти приемы должны быть эффективными в быстро меняющихся условиях игры. Понятно поэтому, что высокая степень владения навыками игры может быть достигнута только при длительном планомерном и квалифицированном обучении начиная с детского возраста.
Принимая во внимание сложность подготовки волейболистов, совершенствование их возможно только на основе систематического подхода, внедрение которого характерно для спорта на современном этапе его развития.
Физкультуре и спорту придается большое общественно – воспитательное значение. Занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию всех функций организма, укреплению нервной, сердечно –сосудистой, дыхательной систем, опорно–двигательного аппарата, повышают сопротивляемость организма человека к неблагоприятным влияниям внешней среды, содействуют повышению общего культурного уровня.
-привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
-подготовка к выполнению нормативов.
Задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма воспитанников;
- содействие правильному физическому развитию, повышение общей
физической подготовленности,
- развитие специальных физических способностей, необходимых для
совершенствования игрового навыка;
- дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики
игры;
- приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных
занятий и соревнований;
- закрепление специальных физических способностей, необходимых для
совершенствования игрового навыка;
- подготовка и выполнение нормативов по видам подготовки.
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Многолетний период подготовки юных спортсменов делится на этапы.
Первый этап («предварительной подготовки») предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу; начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики волейбола, воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (подвижные игры, мини-волейбол).
Возраст 9-11 лет.
Второй этап («начальной спортивной специализации») посвящен базовой технико-тактической и физической подготовке, в этот период осуществляются освоение основ техники и тактики (без акцента на специализацию по игровым функциям), воспитание соревновательных качеств применительно к волейболу. Возраст 12-14 лет. Сочетается этот этап с первым и вторым годами обучения в учебно-тренировочных группах.
Третий этап («углубленной тренировки») направлен на специальную подготовку: технико-тактическую, физическую, интегральную, в том числе игровую, соревновательную, вводятся элементы специализации по игровым функциям
(связующие, нападающие, либеро). Возраст 15-17 лет. Сочетается этот этап с 3-5-м годами обучения в учебно-тренировочных группах.
Указанные возрастные границы в известной мере условны, основной показатель - уровень подготовленности и спортивный разряд. Поэтому спортсмены с учетом выполнения установленных требований переводятся на следующий этап или год обучения в более раннем возрасте.
В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляются подбор средств, методов, тренировочных и соревновательных режимов, построение тренировки в годичном цикле и т.д. При этом необходимо
ориентироваться на следующие положения:
- усиление индивидуальной работы по овладению техникой и совершенствование навыков выполнения технических приемов и их способов;
- увеличение объема индивидуальной тактической подготовки как важнейшего условия реализации технического потенциала отдельных волейболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите;
- осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки;
- повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к волейболу и прохождение их через всю систему многолетней подготовки;
- разработка эффективной системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся спортивных школ и качества работы как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом; основу этой оценки составляют прежде всего количественно-качественные показатели по видам подготовки, результаты участия в соревнованиях, включение в группу спортивного совершенствования .
Программа составлена из расчета, что ведущая тенденция многолетней тренировки - «обучающая» и конечная цель многолетнего процесса - это подготовка высококвалифицированных волейболистов, а не узконаправленная ежегодная подготовка юных спортсменов к очередным соревнованиям. Этот принцип положен в основу, как программирования процесса подготовки, так и нормативных требований.
Выполнение задач, поставленных перед спортивной школой (отделением) по волейболу, предусматривает:
- проведение практических и теоретических занятий;
- обязательное выполнение учебного плана, приемных, выпускных и переводных контрольных нормативов;
- регулярное участие в соревнованиях и проведение контрольных игр;
- просмотр учебных кинофильмов, видеозаписей соревнований квалифицированных волейболистов;
- прохождение инструкторской и судейской практики;
- создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий;
- обеспечение четкой, хорошо организованной системы отбора способных юных спортсменов;
- организацию систематической воспитательной работы, привитие юным спортсменам навыков спортивной этики, организованности, дисциплины, любви и преданности своему коллективу;
- четкую организацию учебно-воспитательного процесса, использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства и волевых качеств учащихся;
- привлечение родительского актива к регулярному участию в организации учебно-воспитательной работы школы.
Исходя из специфики волейбола, как вида спорта, в отдельный вид выделена интегральная подготовка, основная цель которой сводится к тому, чтобы научить учащихся реализовывать в игровых навыках тренировочные эффекты - результаты
всех сторон тренировки.
При определении тренировочных и соревновательных нагрузок, осуществлении развития физических качеств спортсменов, обучении их технике и тактике необходимо учитывать периоды полового созревания и сенситивные (чувствительные) фазы развития того или иного физического качества.
Необходимо в сенситивные периоды акцентирование воздействовать на развитие соответствующих качеств. Однако нельзя забывать об «отстающих» качествах, их развитию также должно уделяться внимание, следует соблюдать соразмерность в развитии физических качеств, имеющих в основе своей разные физиологические механизмы (общая выносливость и скоростные качества, общая выносливость и сила).
Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. Так, на начальном этапе обучения (9-11 лет), когда эффективность средств волейбола еще незначительна (малая физическая нагрузка в упражнениях по технике и в двусторонней игре), объем подготовки доходит до 50 %времени, отводимого на занятия. Периодически целесообразно выделять отдельные занятия на общую физическую подготовку. В этом случае в подготовительной части изучается техника, например, легкоатлетических упражнений, баскетбола, проводятся подвижные игры, игра в баскетбол или ручной мяч и т.д. Большое внимание уделяется подготовке к сдаче нормативов, установленных для данной учебной группы.
Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением юных спортсменов технике и тактике волейбола. Основным средством ее (кроме средств волейбола) являются специальные упражнения (подготовительные). Особенно большую роль играют эти упражнения на начальном этапе обучения.
Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту
сокращения мышц, участвующих в выполнении технических приемов, прыгучесть, быстроту реакции и
ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений в ответных действиях на сигналы, специальную выносливость (прыжковую, скоростную, к скоростно-силовым усилиям), прыжковую ловкость и специальную гибкость.
Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными, хоккейными мячами; со скакалкой, резиновыми амортизаторами; гантелями; с различными специальными приспособлениями, тренажерами. Вес набивного мяча в подготовительных упражнениях для юношей 9-14 лет и девушек 9-16 лет 1-2 кг, для юношей 15 лет до 3 кг. В упражнениях, подготавливающих к подачам и нападающим ударам, вес мяча 1 кг. Для юных волейболистов 14-16 лет вес гантелей 0,5-1 кг. В качестве амортизаторов используются медицинские резиновые бинты или другая резина. Упражнения с амортизатором применяются с 13 лет. Систематическое применение разнообразных подводящих упражнений составляет отличительную особенность обучения детей технике игры. Особое место среди них занимают упражнения на тренажерах и со специальными приспособлениями.
Экспериментальные исследования показали, что их применение ускоряет процесс овладения рациональной техникой, что исключает в дальнейшем трудоемкую работу по исправлению у занимающихся ошибок. При современных требованиях к подготовке квалифицированных волейболистов без определенного минимума специального оборудования решение этой задачи невозможно.
Формирование тактических умений начинается с развития у учащихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфических для игровой деятельности. Сюда относится:
- умение принять правильное решение и быстро выполнять его в различных играх;
- умение взаимодействовать с другими игроками, чтобы добиться победы над соперником;
- умение наблюдать и быстро выполнять ответные действия и т.д.;
По мере изучения технических приемов волейбола учащиеся изучают тактические действия, связанные с этими приемами.
Большое место в подготовке волейболистов занимает интегральная подготовка, в программе она выделена в самостоятельный раздел. Основу интегральной подготовки составляют упражнения, при помощи которых в
единстве решаются вопросы физической и технической подготовки (развитие качеств в рамках структуры приема, развитие специальных физических качеств посредством многократного выполнения приемов); технической и тактической подготовки (совершенствование приемов в рамках тактический действий, а также посредством многократного выполнения тактических действий - индивидуальных, групповых, командных в нападении и защите); переключения в выполнении технических приемов и тактических действий - отдельно в нападении, защите и сочетание нападающих и защитных действий.
Учебные игры, контрольные игры и соревнования по волейболу служат высшей формой интегральной подготовки. В систему многолетней подготовки спортсменов органически входят спортивные соревнования, при этом они являются не только непосредственной целью тренировки, но и эффективным средством специальной подготовки.
В настоящее время в спорте трудно добиться успехов только за счет тренировочного процесса, наращивания объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Регулярное участие в соревнованиях рассматривается как обязательное условие для того, чтобы спортсмен приобретал и развивал необходимые «соревновательные» качества, волю к победе, повышал надежность игровых навыков и тактическое мастерство. Соревнования имеют определенную специфику, поэтому воспитать необходимые специализированные качества и навыки можно только через соревнования.
Соревновательная подготовка имеет целью научить игроков, в полной мере используя свои физические кондиции, уверенно применять изученные технические приемы и тактические действия в сложных условиях соревновательной деятельности. Этому
способствует индивидуальная подготовка в процессе соревнований по физической, технической, игровой подготовке. Соревнования по физической, технической, интегральной подготовке регулярно проводят па тренировочных занятиях, используя игровой и соревновательный методы, применяя тестирующие упражнения. Во время их выполнения фиксируется показательный результат. Используются часы, предназначенные на контрольные испытания, и часы на интегральную подготовку.
В спортивной школе и в масштабах города, области целесообразно проводить соревнования по волейболу уменьшенными составами. Такие соревнования в сочетании с соревнованиями по физической и технической подготовке совершенствуют соревновательные качества, которые затем проявляются в коллективных действиях в игре в волейбол полными составами. Для юных волейболистов 10-12 лет проводят соревнования по мини-волейболу, а также соревнования по волейболу неполными составами (2x2, 3x3, 4x4) с использованием освоенных технических приемов. Для волейболистов учебно-тренировочного этапа проводятся такие же соревнования, только увеличиваются границы площадки до нормальных размеров. В положении о соревнованиях следует оговорить определенные моменты: игра только в три касания (команда старших в игре с младшими); игра с помощниками («обслугой»); организуя нападающие действия, выполнять только «обманы» при условии обязательного блока и т.п. Рекомендуется практиковать комплексный зачет: учитывать результаты соревнований по физической, технической, игровой подготовке. Недооценка, а нередко и недопонимание сущности такой соревновательной подготовки существенно снижают эффективность подготовки юных волейболистов.