kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие вокально–интонационных навыков на уроках сольфеджио в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по развитию вокально-интонационных навыков на уроке сольфеджио в 1 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие вокально–интонационных навыков на уроках сольфеджио в 1 классе»




МАУ ДО «Дивеевская ДМШ»








Методическая разработка






Тема: «Развитие вокально–интонационных навыков

на уроках сольфеджио в 1 классе»

   










Преподаватель Л. Ю. Шешенина








                                                        

Содержание

Введение …… …………………………………………………..…3

Развитие вокально–интонационных навыков…………….....…....4

Сольфеджирование. Чтение с листа…………………………….....7

Список литературы……………………………………………….....9















































ВВЕДЕНИЕ



Предмет «Сольфеджио» является одной из обязательных дисциплин в учебных планах детских музыкальных школ и школ искусств, определяющих своеобразие и универсальность отечественной системы музыкального образования.

«Сольфеджио» является практической дисциплиной и направлено на развитие музыкальных способностей.

Цель и задачи сольфеджио:

  • дать систему знаний и навыков, необходимых для понимания основных средств музыкальной выразительности;

  •  выработать элементарные музыкально технические навыки, необходимые как в процессе прохождения курса, так и для дальнейшего музыкального развития;

  • заложить реалистические основы музыкального воспитания и образования, дать верное направление музыкально-эстетическим вопросам и вкусам учащегося.

Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса. Музыкальные способности детей, включающие названные компоненты, начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. Они тесно связаны с общими свойствами (способностями) личности, такими, как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, которые в результате обучения и воспитания дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения одного специального вида деятельности. Все музыкальные способности связаны между собой и развитие одной из них так или иначе может влиять на развитие других.

Развитие вокально – интонационных навыков, сольфеджирования  и чтения с листа является важнейшей формой работы на уроке сольфеджио.














РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО – ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ.

СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ. ЧТЕНИЕ С ЛИСТА.

Интонация – от латинского intono – произношу нараспев, запеваю. Музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков (созвучий). 

Пение – основа сольфеджио. Правильное и выразительное пение – это едва ли не основной навык, приобретаемый на уроках сольфеджио. Задача уроков сольфеджио научить детей петь, но не только развить голос, но и научить учеников безотрывно слушать себя при пении, все время анализировать его с разных точек зрения: точности высоты по отношению к строю, протяженности, штриховки, силы звука.  При этом нельзя забывать и о художественной стороне исполнения. Таким образом, развитие вокально-интонационных навыков – сложнейшая задача, которая стоит перед педагогом на уроках сольфеджио.

Вокально-интонационные упражнения развивают умение интонировать отдельные попевки, часто встречающиеся в песнях, мелодиях классического репертуара; цепочки ступеней, интервалов, мелодических оборотов, аккордов, гармонических оборотов. Они подготавливают музыкально-слуховую базу для переходов к формированию навыков чтения с листа, заучиванию наизусть, сочинению и импровизации. Кроме того, цель интонационных упражнений – укрепить активным исполнением полученные на уроке теоретические сведения. Физические ощущения при работе голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение способствуют запоминанию. Таким образом - роль вокально-интонационных упражнений в процессе формирования и развития музыкального слуха очень велика.

В 1 классе дети должны приобрести первоначальные певческие навыки: уметь правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации, но физиологические особенности детского организма ограничивают возможности учащихся. Детский певческий голос имеет в своем диапазоне определенный участок, звучащий особенно хорошо. Эта «звучащая зона» детского голоса находится между ми и си первой октавы. Детям 7-8 лет, интонирующим точно, она наиболее удобна и для слухового восприятия, и для воспроизведения. Эта акустическая особенность детского голоса требует от учителя большого внимания при выборе репертуара.

Лишь на первом году обучения развитие чистоты интонации является отдельной формой работы на уроках сольфеджио. В дальнейшем работа над интонацией включается практически во все разделы сольфеджио.

Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные упражнения, чтение с листа или пение выученных песен, неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного.

В 1 классе пение следует начинать с певческой установки:

  1. правильная удобная посадка – это установка на внимание,

  2. правильное дыхание поможет выработать ровный звук.

Распевание следует начинать с песен на одном звуке, постепенно расширяя диапазон. Многие дети не могут перейти от разговора к пению. При решении этой проблемы следует помнить, что в пении большую роль играют гласные звуки, и потому первые песенки и попевки должны основываться на утрированном пропевании гласных.

Самая удобная для пения гласная «у»: «Ду-ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду» или «Филин сидит в темном лесу у-у-у-у, у-у-у-у». Хорошо раскрепощает голосовой аппарат гласная «а»: «Падают, падают листья, в нашем саду листопад».

Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «у» вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее.

Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук.  Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента.

Развитие навыка чистого пения у начинающих следует начинать с небольших попевок, построенных на отдельных интонационных оборотах. Например, Л. Виноградов предлагает начинать с пения нисходящей терцовой интонации (как показала практика на первоначальном этапе удобнее петь сверху вниз).

Я полагаю, что логичнее начинать с интонирования унисона и пения на одном звуке, хотя в некоторых случаях это и может быть сложнее, чем интонирование нисходящей терции. Затем мелодические обороты постепенно усложняются, добавляются ступени, расширяется диапазон попевок. Для каждого мелодического оборота педагогом подбираются удобные для пения мелодии, которые поются со словами, ступенями, нотами от разных звуков. Для закрепления отдельных интонаций полезны различные игровые формы, поскольку игра позволяет ребенку работать на уроке не пассивно, а творчески. Игровое начало помогает ребенку легче усвоить материал, мобилизовать внимание.

Интересные игры, позволяющие закрепить отдельные интонационные обороты, предложены в работе Т. Стокликцой «100 уроков сольфеджио для самых маленьких».

Пение гамм

Пение гамм начинается в 1 классе, но так как у детей младшего возраста края диапазона развиты слабо, необходимо начальные упражнения использовать в пределах кварты-квинты и постепенно доводить до октавы. Известно, что плавное движение легче интонируется в нисходящем направлении и поэтому мелодические построения следует выбирать предпочтительно с нисходящим поступенным движением. В.А. Вахромеев предлагает гамму в пределах октавы предварительно петь в нисходящем направлении. Большое значение для правильной интонации имеет организованная смена дыхания. Дыхание при пении гамм надо сменять равномерно по тетрахордам.

Воспитание функционального слуха немыслимо без гармонии. Ведь только комплекс звуков – аккорд, дает возможность остро почувствовать характер функции и направление тяготения, способствует более чистому интонированию. Поэтому педагогу можно использовать гармонизацию, гармоническую поддержку при пении упражнений этого раздела. При повторении минорного лада и минорных гамм полезно еще раз тщательно отработать интонирование III, VI,VII ступеней. Наиболее ярко запоминаются эти интонации при сопоставлении с одноименным мажором.

Работа в ладу

Большую роль интонационные упражнения играют в работе над ладом. В первую очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада. Для полного осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней.

Для быстрого ориентирования в ладу такие мелодические упражнения, как пение наиболее характерных ступеневых последовательностей. Например: II-I, III-II-I, IV-II-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I. Подобные упражнения хорошо помогают «войти» в лад.

Г. И. Шатковский для этой цели предлагает следующее упражнение, которое он называет «слуховая гимнастика». Эти упражнения представляют собой постепенное движение вверх и возврат к тонике через тритон, сексту и септиму, то есть через такие интервалы, которые создают предельно острое тяготение, «максимально централизуют лад».

Для слухового укрепления чувства ладотональности полезно пение отдельных ступеней гамм вразбивку и пение тональных секвенций. Можно использовать различные наглядные приемы показа ступеней (столбица, «лесенка»). В этом разделе следует проработать и пение одноименных тонических трезвучий, знакомых детям по окраске, сосредоточив внимание на интонации терцового тона.

Пение интервалов

Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. В процессе работы над интервалами очень важно применить правильную методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь представить себе интонацию интервала по названию.

Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Однако овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.


Пение аккордов

Широко распространено в педагогической практике интонирование аккордов. Для усвоения трезвучий в тональности следует петь их по группам: Т5/3, S5/3, D5/3. От звука в младших классах поются трезвучия по видам: Б5/3, М5/3, Ув 5/3, Ум 5/3. При пении аккордов от звука учащиеся должны направлять внимание не только на интервальный состав аккордов, но и представлять его целиком.

Поскольку часто материалом для интонационных упражнений служат изучаемые теоретически элементы музыкального языка, а сами упражнения необходимы для создания слуховых внутренних представлений учащихся, работа над развитием навыков точного интонирования необходима на каждом уроке сольфеджио. Без регулярной, системной работы над интонацией невозможным станет успешное освоение таких разделов сольфеджио как сольфеджирование, чтение с листа, пение двухголосия. 

Сольфеджирование - основная форма работы в классе на протяжении всех лет обучения. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитываются чувства лада, ритма, ансамбля.

        Один из важнейших практических навыков, которым должны овладеть учащиеся - чтение нот с листа. Исполнение по нотам незнакомой мелодии требует наличия значительного слухового опыта, умения ориентироваться в ладу, ощущения метроритма, знания нот и нотной записи (правила группировки длительностей).

        В работе над развитием навыка чтения с листа необходимо добиваться осмысленного отношения к тексту: научить учащихся мысленно представить мелодию, проанализировать ее структурные, ладовые, метроритмические особенности.

        В качестве подготовительного упражнения можно использовать прием сольмизации. Музыкальные примеры для чтения нот с листа должны быть легче разучиваемых в классе, с преобладанием знакомых мелодических и ритмических оборотов. В младших классах сольфеджировать выученные примеры и петь мелодии с листа следует коллективно, группами, в старших классах - переходить к сольному исполнению.

I Класс


1 четверть.

        Пение   2 – 3 ступенных песенок - попевок: V – III;  V – III – I;  V – VI – V – III. Пение и игра этих попевок от разных звуков.

        Разучивание и пение песен с аккомпанементом преподавателя.

        Примеры:

  1. Дубровин Я. «Музыка» (1)

  2. Чичков Ю. «Здравствуй, Родина моя» (1)

        Сольмизация и пение 2 – 3 ступенных песенок - попевок.


2 четверть.

        Пение песенок - попевок, включающих поступенное движение вверх и вниз от I ступени к IV-й, от I к V, от V к I – по всему звукоряду.

        Пение гамм До мажор и Ре мажор.

        Пение разрешений неустойчивых звуков в устойчивые, тонических трезвучий, вводных звуков.

        Пение отдельных ступеней с показом на столбице, линейке или рукой.

        Пение мелодий в тональностях До мажор, Ре мажор с поступенным движением вверх и вниз, с повтором звуков, с движением по устойчивым ступеням, по трезвучию с дирижированием на 2/4.


3 четверть.

        Пение попевок с опеванием устойчивых ступеней, например:


        Пение секвенций (в звене 2-3 звука), например:


        Разучивание песен с аккомпанементом преподавателя.


        Примеры:

  1. Долуханян А. «Про сейчас и про потом» (1)

Пение гамм Соль и Фа мажор, разрешений неустойчивых ступеней, тонических трезвучий, опевание устойчивых ступеней.

Пение   мелодий    в    пройденных   тональностях   с   дирижированием на 2/4  и 3/4 .  


4 четверть.

        Пение попевок со скачком от Т к D и от D к Т, например:


Пение гаммы Си-бемоль мажор, тонического трезвучия, разрешения неустойчивых звуков, опевание устойчивых. Пение и игра ступеней: T – S – D – T.

Пение секвенций в пройденных тональностях, включающих интервалы, трезвучия, например:


Пение интервалов: б.3 как I – III ступени в мажоре, м.3 как I – III в одноименном  миноре;  ч.5 как I – V,  ч.4 как V – I↑;  м.2 как VII – I,  б.2 как  V – VI или I – II.

Разучивание и пение песен с аккомпанементом педагога.

Примеры:

  1. Крылатов Е. «Колыбельная Умки» (40)

        Пение мелодий с названием нот и дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4 в пройденных тональностях по учебнику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. - М., 1986.

  2. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1975.

  3. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М., 1977.

  4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. - М., 1974.

  5. Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио. М., 1978.

  6. Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. – Л., 1967.

  7. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986год



10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Развитие вокально–интонационных навыков на уроках сольфеджио в 1 классе

Автор: Шешенина Лионелла Юрьевна

Дата: 16.03.2025

Номер свидетельства: 666657


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства