kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие речи младших школьников на уроках русского языка как один из факторов формирования коммуникативной компетентности учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для ребёнка грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Свободжное владение речью способствует полноценному общению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие речи младших школьников на уроках русского языка как один из факторов формирования коммуникативной компетентности учащихся"»

Гартвих Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1» г. Абакана

Развитие речи младших школьников на уроках русского языка как один из факторов формирования коммуникативной компетентности учащихся.


Младший школьный возраст определяется отечественными психологами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка. Следовательно, формирование коммуникативной компетентности ученика младшего школьного возраста является одной из главных проблем. В настоящее время большинство учащихся испытывают серьезные затруднения в овладении коммуникативными компетентностями:

  • не владеют нормами и правилами общения со сверстниками и даже со взрослыми;

  • не умеют слушать собеседника;

  • не могут логически и четко выразить свою мысль;

  • не способны аргументировано доказать свою точку зрения, особенно если она не совпадает с мнением окружающих.

Начальное образование является важной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в жизни. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из таких средств общения является речь. Поэтому работу по формированию коммуникативной компетентности необходимо начинать с развития связной речи учащихся, так как именно в процессе речевого общения идет становление и развитие личности ребенка.

Виды работ по развитию речи учащихся младших классов на уроках русского языка:

Работа над предложением:

  • вопрос учителя – полный ответ учащегося (простое распространенное

предложение, сложное, сложноподчиненное предложение);

  • постановка учащимися вопросов к предложению;

  • распространение предложений по вопросам и без вопросов («Белка

сидит.» Какая белка? «Рыжая белка сидит.» Где? «Рыжая белка

сидит на ветке.» Возле чего? «Рыжая белка сидит на ветке возле

дупла.»)

  • составление предложений на ту или иную тему, по картинкам, по

прочитанному тексту, по наблюдениям за природой или погодой;

  • составление словосочетаний разного типа и включение их в предложения;

  • соединение 2-3-х простых предложений в одно сложное или простое с

однородными членами (Был солнечный день. Дети собирали землянику.

В солнечный день дети собирали землянику. Или, В огороде уже убрали

огурцы и помидоры. Лук и чеснок тоже убрали. – В огороде уже убрали

огурцы, помидоры, лук и чеснок.).

  • переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с

заменой одних грамматических форм на другие (существительных

местоимениями: птицы – пернатые - они; глаголов прошедшего

времени глаголами настоящего времени; глаголы 1-го лица глаголами

3-го лица).

  • составление предложения по схеме;

  • восстановление деформированного предложения.

Работа с текстом:

  • Деление сплошного текста на отдельные предложения. Это упражнение помогает учащимся находить границы предложения не только в тексте, но и в собственной речи.

  • Деление сплошного текста на абзацы. Упражнение направлено на развитие умениий устанавливать логическую связь между частями рассказа, выраженную с помощью лексических средств (вдруг, однажды, с тех пор и др.) и оформлять графически путём правильного деления на абзацы. Деление сплошного текста на абзацы является подготовительной работой к обучению детей составлению плана рассказа.

  • Составление связного текста из данных абзацев. Это одно из тренировочных упражнений при подготовке к написанию изложения. Оно учит глубже осознавать содержание рассказа и связь между

частями, а в дальнейшем укрепить навык последовательного

изложения текста.

  • Составление связного текста из данных предложений. Составляя рассказ из отдельных предложений, ученики учатся последовательно излагать мысли.

  • Составление связного текста из деформированных предложений.

Основная цель этих упражнений – установление порядка слов в

простом предложении, а предложений в тексте.

  • Свободные диктанты. Они являются подготовительным этапом к изложению. Свободные диктанты способствуют совершенствованию речевых навыков учащихся, развивают умение выделять главное в содержании, расширяют объём внимания.

  • Рассказ с элементами описания. Сущность описания состоит в развёрнутом указании существенных признаков предметов и явлений. В описании обычно много эпитетов и сравнений.

  • Выборочное выписывание из текста по заданию. Предполагается запись не всего текста, а только отдельных слов, словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. Оно исключает возможность механической записи, требует от учащихся повышенного внимания, сосредоточенности при выполнении работы, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

  • Письменные ответы на вопросы. Цель этих упражнений – научить детей правильно строить предложения для точной и ясной передачи содержания текста. При этом работа каждого учащегося показывает уровень развития его речи.

  • Составление текста по опорным словам (словосочетаниям), составление рассказа по данному началу или по его концу. Это один из видов творческой работы, с целью активизации слов и оборотов речи, деталей для предстоящего рассказа или сочинения.

Задания на обогащение словарного запаса.

  • Выбери подходящее по смыслу слово:

По голубому небу (тащиться, плыть, нестись, двигаться) белые облака.

  • Дополни предложение, вставляя вместо пропуска, подходящее по смыслу слово:

Древние египтяне __________ огромные пирамиды.

На берегу пруда недавно ________ лодочную станцию.

Из палатки и вёсел туристы быстро ________ носилки.

Слова для справок: построить, соорудить, воздвигнуть.

  • Запишите имена прилагательные с подходящими по смыслу именами

существительными:

Глиняный –глинистый (берег, горшок)

Грозный – грозовой (взгляд, ветер)

Высотный – высокий (человек, дом)

  • Составьте словосочетания:

Гуманная, гуманитарная (помощь)

Дружеский, дружный (класс)

Жестокий, жесткий (человек)

  • В первом столбике записаны синонимы, называющие действия. Расставь их в порядке усиления действия. Подбери к ним подходящие по смыслу слова из второго столбика.

Шел черепаха

Мчался кляча

Бежала турист

Летела грузовик

Тащилась ракета

Ползла собака

  • Выберете и подчеркните нужное слово из скобок, чтобы получилось

устойчивое выражение:

Считать (пример, ворон, собак).

Развесить (уши, бельё, полотенце).

Водить за (за руку, нос, за поводок).

Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.

Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию

коммуникативного комфорта человека в обществе.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гартвих Елена Алексеевна

Дата: 16.09.2024

Номер свидетельства: 656247

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад на тему: «Современные образовательные технологии в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(83) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "162752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422385542"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства