kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие речевой активности дошкольников посредством вокальной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь и музыка имеет общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. Пение - это вид музкальной деятельности, в котором раота над речью детей проходит наиболее эффективно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие речевой активности дошкольников посредством вокальной деятельности»»

«Развитие речевой активности дошкольников посредством вокальной деятельности»


Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. Пение – это вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью детей проходит наиболее эффективно. В процессе пения у детей  развивается  фонационное  (речевого) дыхание,   мимика; выразительность движений; формируются физиологические механизмы интонации: развитие силы голоса, расширение голосового диапазона, темпоритмической организации высказывания; формируется  восприятие  и воспроизведение основных интонационных типов оформления высказывания (повествование, восклицание, вопрос); развивается навык чтения  (дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог).

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.

Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков. Приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен

развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Оно является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Для детей это условие часто представляет определенную трудность. У детей обычно присутствует верхнереберное дыхание, при котором действует только верхняя маленькая часть груди и легких и, следовательно, в легкие входит лишь минимальное количество воздуха. При таком способе дыхания невозможно добиться длительного выдоха и слитного произнесения даже коротких фраз. Верхнереберный тип дыхания сопровождается сильным подъемом грудной клетки и напряжением шейной мускулатуры. Визуально этот тип можно определить по поднятию груди.

Более рациональным считается диафрагмальный тип дыхания, т.к. легкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы. Выработке правильного диафрагмального дыхания способствуют упражнения, направленные на увеличение продолжительности выдоха, его силы и постепенности.

Перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое – является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.

Дыхательные упражнения проводятся как под музыку, так и без нее. По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование. Пропевание отдельных фраз — это упражнение, которое не только способствует исправлению речевых дефектов, но и тренирует дыхательный аппарат.

Для развития правильного звукообразования и певческого дыхания удобна мелодия с короткими и длинными музыкальными фразами. Песни необходимо подбирать в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции.

Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения. В работе над дикцией используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного.

Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями.

Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится припевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Говоря о роли пения в развитии речи ребенка, нельзя не сказать о тех положительных результатах, которые можно получить, используя народный фольклор. Значение фольклора переоценить трудно. Конечно же, в первую очередь народное творчество выполняет воспитательно - образовательную функцию – это воспитание любви к Родине, родной природе, народным традициям. Но кроме этого значение фольклора состоит в следующем:

- способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, что помогает лучше запомнить, а потом воспроизвести их содержание;

-  влияет на оздоровление организма ребенка в целом: такие потешки, как « Сорока-сорока», «Куй ,куй, молоток, подкуй чеботок» доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног;

- ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики;

Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, некоторые потешки превратились в игры со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями. Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную игровую деятельность. И, конечно же, самое главное то, что произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух.

  Итак, подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что значение пения в развитии речи и исправлении речевых нарушений очень велико. Именно благодаря пению у ребенка вырабатываются  навыки правильного дыхания, четкой дикцию звукоформирования, улучшается работа артикуляционного и голосового  аппарата, расширяется словарный запас, развивается память и мышление. А благодаря тому, что пением можно заниматься  и без музыкального сопровождения (при наличии хорошо поющего взрослого), то его можно широко применять в самостоятельной музыкальной деятельности и повседневной жизни дошкольников.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Развитие речевой активности дошкольников посредством вокальной деятельности»

Автор: Ковалькова Виктория Станиславовна

Дата: 14.09.2023

Номер свидетельства: 636589


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства