kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь На тему "Личная гигиена"для студентов Специальность "Сестринское дело "

Нажмите, чтобы узнать подробности

В совершенствование качества преподавания разработа данная рабочая тетрадь. Для усовершенствования практических знаний и умений,для самоподготовки и самопроверки практических навыков на практических занятия.Предлогается перечень контролирующего материала ввиде тестовых заданий,ситуационных задач и устного контроля заний студентов специальност "Сестринское дело".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь На тему "Личная гигиена"для студентов Специальность "Сестринское дело "»



ЧУ «Уральский медицинский колледж «Максат»»



УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебной работе

_____________ М.И.Трушкова





Рабочая тетрадь

«Приготовление постели, смена постельного белья, смена простыни продольным и поперечными способами, смена нательного белья тяжелобольному: гигиенические требования к коже пациента. Определения «опрелость», «мацерация», «пролежень»».


по дисциплине

«Основы сестринского дела»


для обучающихся

II

Курса


специальности

0302000 «Сестринское дело»

Квалификация «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»



РАССМОТРЕНО


СОСТАВИЛА

Дикун Е.В.

на заседании цикловой методической комиссии №4 клинических дисциплин






Протокол









от «


»


201_ г.



Председатель ЦМК



Сайгакова В.М.







ОДОБРЕНО



Методист колледжа

Коцелл С.О.



2016 г.



Пояснительная записка


В совершенствовании качества преподавания и ϲᴎстемы подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов большое зʜачᴇʜᴎе имеет самостоятельная работа студентов над учебным материалом.

Учебно-методическое пособие по самоподготовке, самооценке и самоконтролю по темам «Принципы ухода за пациентами с дефицитом самообслуживания» подготовлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта 2013года по дисциплине «Основы сестринскᴏᴦᴏ дела» по специальности 0302000 «Сестринское дело».

В пособии даются рекомендации по самоподготовке студентов с указанием источника, предлагается перечень контролирующего материала в виде тестовых заданий различного уровня сложности, ϲᴎтуационные задачи, проблемные вопросы, «немые» графы. С целью самоконтроля представлены эталоны ответов на задания, даны критерии оценок по каждому заданию.

Данное методическое пособие может быть использовано на практических занятиях по дисциплине «Основы сестринскᴏᴦᴏ дела» при изучении темы «Принципы ухода за пациентами с дефицитом самообслуживания» для текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная на повышение иʜᴛᴇреса к изучаемой дисциплине, на мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и учебного процесса.

В «Рабочей тетради» представлены задания в следующих стандартизированных формах:

  • открытой – требует введения сформулированного ответа на вопрос. В качестве ключевых элементов могут быть число, слово или словосочетание;

  • закрытой - требует выбора верного ответа (один или два) из числа предложенных вариантов;

  • ситуационные задачи по данной теме;











ГЛОССАРИЙ

Апатия   -  Болезненное равнодушие, безразличие ко всему.

Гемиплегия  -  Односторонний паралич мышц конечностей.

Депрессия  -  Угнетенное психическое состояние.

Гигиена – (от греч. hygieinos – здоровый, приносящий здоровье) – медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.

Гипургия (уход за больным) – это мероприятия, проводимые с целью удовлетворения основных жизненных потребностей, облегчения состояния пациента и достижения благоприятного исхода заболевания.

Личная гигиена – это меры, направленные на соблюдение чистоты собственного тела и тщательный уход за ним.

Лубрикант – глицерин или вазелиновое масло.

Гиперемия – покраснение.

Активное положение в постели – пациент легко и свободно выполняет произвольные (активные) движения.

Биомеханика тела – способ, которым тело человека приспосабливается, чтобы не потерять равновесия во время движения.

Вынужденное положение в постели – пациент принимает сам с целью уменьшения (снижения уровня) боли и других патологических симптомов.

Пролежень - это глубокие поражения кожи и мягких тканей вплоть до их омертвения в результате длительного сдавливания.

Функциональная кровать – специальное устройство, состоящее из нескольких секций, положение которых меняется поворотом соответствующей ручки управления. Головной и ножной концы кровати быстро переводятся в нужное положение.



















Дополните

1.Кожу тяжелобольного необходимо ежедневно протирать _________________________________

2.Смену нательного и постельного белья в отделении производят ___________________________________________________________________________________________________________

3.Для ослабленных больных при недержании кала и мочи применяют_____________________________________________________________________________________________________________

4.Если одна из рук пациента повреждена, рукав рубашки сначала снимают __________________________________________________________________________________________________

5.Гигиеническую ванну или душ необходимо назначать пациенту не реже ____________________

6.Омертвение кожи – это ____________________________________________________________

7.Тяжелобольному постельное и нательное бельё меняют ______________________________________________________________________________________________________________________

8.При появлении гиперемии на местах проекции костей необходимо обработать кожу ______________________________________________________________________________

9.Лечение пролежня осуществляют путём наложения на рану _______________________________________________________________________________________________________________

10. Пролежни чаще всего образуются в области ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. При подготовке постели для тяжелобольного необходимо на простынь положить ___________________________________________________________________________________

12. Медсестра должна постоянно следить за тем, чтобы положение пациента было __________________________________________________________________________________________

13. _________________________ угнетённое психическое состояние.

14.Для удаления серы из ушей необходимо в слуховой проход закапать ___________________________________________________________________________________________________

15.Перед тем, как обрезать ногти пациенту, необходимо _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


16.Для обработки полости рта необходимо приготовить инструментарий ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


17. Обрабатывать глаз следует в направлении от ______________________________________________________________________________________________________________________________


18.Для удаления корочек из носа у тяжелобольных используют_____________ ____________________________________________________________________________________________________


19. Для обработки глаз при наличии выделений следует приготовить следующие антисептики___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


20. Функциональная кровать служит для ___________________________________________________________________________________________________________________


21._________________________совокупность гигиенических правил, способствующих сохранению и   укреплению здоровья человека и увеличению продолжительности его активной жизни.

                                                 

22._________________________ некроз кожных покровов, обусловленный давлением на ткани с нарушенной трофикой;


23._________________________болезненное равнодушие, безразличие ко  всему.


24. ________________ поражение поверхностного слоя эпителия (его слущивание) и глубже лежащих слоёв кожи в результате повышенной влажности.


25. _________________________ раздражение и слущивание поверхностного слоя эпителия кожи.


26.  _________________________ воспаление кожи в складках, возникающее при трении влажных поверхностей.  


















Тестовый контроль знаний:

Выберите один правильный ответ.


Вариант №1


1. Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно протирать:

а) 10% раствором камфорного спирта

б) 10% раствором нашатырного спирта

в) 96  раствором этилового спирта

г) 10% раствором калия перманганата


2. Постельное белье пациенту меняют:

а) 1 раз в 14 дней

б) 1 раз в 7 дней

в) 1 раз в день

г) 1 раз в месяц


3. Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют:

а) 1 раз в 3 дня

б) один раз в неделю

в) по мере загрязнения

г) один раз в 2 недели


4. Пролежни у тяжелобольных пациентов при положении на спине могут

образоваться в области:

а) шеи

б) бедер

в) подколенной ямки

г) крестца


5. Для профилактики пролежней необходимо менять положение пациента

каждые:

а) 2 часа

б) 12 часов

в) 6 часов

г) 24 часа


6. Пролежни у тяжелобольных пациентов при положении на боку  могут образоваться в области:

а) шеи

б) тазобедренных суставов

в) подколенной ямки

г) крестца


7.Положение Симса

а) промежуточное между положением лежа на боку и лежа на животе

б) лежа на спине

в) лежа на животе

г) полулежа и полусидя


8. Лечение третьей степени пролежней

а) протирание 10% камфарным спиртом

б) массаж

в) хирургическим методом

г) смазывание 70о спиртом


9. Для придания удобного положения пациенту в постели служит:

а) кушетка

б) каталка

в) функциональная кровать

г) кровать


10. Голову тяжелобольному следует мыть:

а) два раза в месяц;

б) еженедельно;

в) ежедневно;

г) один раз в месяц


11. Мытьё ног тяжелобольному пациенту осуществляют:

а) 2 - 3 раза в неделю;

б) ежедневно;

в) один раз в неделю

г) один раз в месяц.


12. Некроз - это:

а) омертвение кожи;

б) уплотнение кожи;

в) воспаление кожи;

г) нет правильного ответа


13. Наружные половые органы подвергаются обработке:

а) ежедневно;

б) два раза в день;

в) после каждого акта дефекации и мочеиспускания;

г) все ответы верны.


14. Туалет наружных слуховых проходов осуществляются после предварительного закапывания в ухо:
а) 3% раствора перикиси водорода
б) 6% раствора перикиси водорода
в) 2% раствором борной кислоты
г) 0,02 раствором фурацилина

15. Обработку глаз проводят в направлении:

а) от наружного угла к внутреннему

б) от внутреннего угла к наружному

в) в любом направлении

г) сверху вниз
















Тестовый контроль знаний:

Выберите один правильный ответ.


Вариант №2


1.Положение Фаулера

а) полулежа, полусидя

б) на боку

в) на животе

г) на спине


2.Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют

а) один раз в 2 недели

б) один раз в неделю

в) 1 раз в 3 дня

г) по мере загрязнения


3.Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно протирать раствором

а) 10% нашатырного спирта

б) 10% камфорного спирта

в) 10 % калия перманганата

г) 0,02 % фурацилина


4.Для профилактики пролежней необходимо менять положение пациента каждые (в час.)

а) 24

б) 12

в) 6

г) 2


5.Признак второй степени пролежней

а) бледность

б) отек, краснота

в) пузыри

г) язвы


6.Пролежни у тяжелобольных пациентов при положении сидя  могут образоваться в области:

а) шеи

б) бедер

в) подколенной ямки

г) копчика


7.Наиболее частая область образования пролежни у тяжелобольного пациента при положении на спине:

а) крестец

б) подколенная ямка

в) бедро

г) голень


8. При образовании корочек в носу необходимо закапать:

а) фурациллин 02% раствор;

б) растительное масло, глицерин, вазелиновое масло;

в) 3% перекиси водорода;

г) всё верно


9.Функциональная кровать предназначена:

а) для перевозки в операционную пациентов

б) для тяжелобольных пациентов

в) для проведения перевязок

г) всё верно


10. Утренний туалет глаз при наличии выделений проводят антисептическим раствором:

а) глицерином;

б) перекисью водорода;

в) вазелином;

г) 0,02% раствором фурациллина.


11. Для удаления серы из уха используют:

а) 2% раствор хлорамина

б) 3% раствор перекиси водорода

в) 10% раствор хлорида натрия

г) раствор фурациллина


12. Температура фурациллина для подмывания больного:

а) 37-380

б) 20-220

в) 40-420

г) 39-400


13. Для протирания слизистой ротовой полости можно использовать раствор

а) 5% калия перманганата

б) 3% перекиси водорода

в) 1% салицилового спирта

г) 0,02% фурациллина


14. Протирание ресниц и век необходимо делать

а) круговыми движениями

б) от внутреннего угла глаза к наружному

в) снизу вверх

г) от наружного угла глаза к внутреннему


15. Основные мероприятия личной гигиены больного включают:
а) взвешивание 
б) измерение температуры тела 
в) измерение окружности грудной клетки
г) уход за кожей














Практические манипуляции.

1.Продемонстрируйте и поясните последовательность ваших действий при проведении смены постельного белья поперечным способом (на фантоме) тяжелобольному пациенту.



2.Продемонстрируйте и поясните последовательность ваших действий при проведении смены постельного белья продольным  способом (на фантоме) тяжелобольному пациенту.



3.Продемонстрируйте и поясните последовательность ваших действий при проведении смены нательного  белья  (на фантоме) тяжелобольному пациенту.



4.Продемонстрируйте и поясните последовательность ваших действий при проведении обтирании кожи  (на фантоме) тяжелобольному пациенту.



5.Продемонстрируйте и поясните последовательность ваших действий при проведении подмывания женщины и мужчины (на фантоме) тяжелобольному пациенту.



6.Продемонстрируйте и поясните последовательность ваших действий при проведении стрижки ногтей (на фантоме) тяжелобольному пациенту.


7.Продемонстрируйте и поясните последовательность ваших действий при проведении обработки глаз (на фантоме) тяжелобольному пациенту.



8.Продемонстрируйте и поясните последовательность ваших действий при проведении подачи судна (на фантоме) тяжелобольному пациенту.



9.Продемонстрируйте и поясните последовательность ваших действий при проведении удаления выделения и корочек из носа (на фантоме) тяжелобольному пациенту.



10. Продемонстрируйте и поясните последовательность ваших действий при проведении очищения наружного слухового прохода (на фантоме) тяжелобольному пациенту.







СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОМУ ( ПРОДОЛЬНЫЙ СПОСОБ )

Продольный способ применяют в случае соблюдения пациентом постельного режима при условии, если пациенту разрешено поворачиваться в постели.

Цель: создание комфортного положения пациента в постели.

Показание: поддержание личной гигиены пациента, профилактика пролежней, загрязнение белья.

Приготовьте: чистую простыню, клеенчатый мешок для сбора грязного белья, перчатки.

Алгоритм действия:

  • Объясните пациенту цель и ход манипуляции и получите его согласие.

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Скатайте чистую простыню по всей ее длине до половины валиком.

  • Приподнимите голову пациента и уберите из-под нее подушку.

  • Выверните края простыни из-под матраца.

  • Осторожно подвиньте пациента к краю кровати и поверните его на бок, зафиксируйте его положение.

  • Скатайте освободившуюся часть грязной простыни по всей длине по направлению к пациенту (т.е. вдоль кровати).

  • Расстелите чистую простыню, свернутую по длине на освободившейся части постели.

  • Поверните пациента на спину, а затем на другой бок так, чтобы он оказался на половине чистой простыни.

  • Уберите из-под пациента грязную простыню и на ее месте разверните вторую половину чистой простыни.

  • Расправьте чистую простыню, разгладьте складки на ней.

  • Подверните края простыни под матрац.

  • Положите подушку под голову пациента и укройте его одеялом.

  • Сложите грязную простыню в клеенчатый мешок для белья и сдайте сестре - хозяйке.

  • Снимите перчатки. Вымойте и осушите руки.




















СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОМУ (ПОПЕРЕЧНЫЙ СПОСОБ)

(выполняется двумя медицинскими сестрами)


Поперечный способ применяется в том случае, если пациент находится в бессознательном состоянии или на строгом постельном режиме.

Цель: создание комфортного положения пациента в постели.

Показание: поддержание личной гигиены пациента.

Приготовьте: чистую простыню, клеенчатый мешок для сбора грязного белья, перчатки.

Алгоритм действия:

  • Объясните пациенту цель и ход процедуры и получите его согласие.

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Скатайте чистую простыню по ширине валиком (как бинт).

  • Подведите руки одной медсестры, держа ладони вверх под голову и плечи пациента, осторожно приподнимите верхнюю часть туловища, уберите подушки.

  • Скатайте грязную простыню валиком со стороны изголовья кровати до поясницы, одновременно положите чистую простыню на освободившуюся часть кровати

  • Положите подушки на чистую простыню и опустите на них голову пациента.

  • Приподнимая таз, а затем ноги пациента, уберите грязную простыню, продолжая расправлять чистую простыню.

  • Опустите таз и ноги пациента в направлении к ножному концу, заправьте края простыни под матрац. Укройте пациента.

  • Сложите грязное белье в клеенчатый мешок для белья и сдайте сестре - хозяйке.

  • Снимите перчатки, вымойте и осушите руки























СМЕНА НАТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ

Цель: соблюдение личной гигиены пациента.

Показания: загрязнение белья, обильное потоотделение.

Осложнения: падение пациента с кровати, ухудшение общего состояния,

травмирование и инфицирование кожных покровов руками медсестры.

Приготовьте: комплект чистого нательного белья, клеенчатый мешок для грязного

белья.

Алгоритм действия:

  • Объясните пациенту цель процедуры, получите его согласие.

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Подведите свою левую руку под спину пациента.

  • Приподнимите верхнюю половину туловища пациента.

  • Соберите край грязной рубашки и скатайте ее до подмышечной области и затылка.

  • Снимите грязную рубашку через голову, придерживая пациента.

  • Опустите пациента на подушки, освободите руки от рукавов рубашки (если одна верхняя конечность травмирована, то снимите рубашку сначала со здоровой, а затем с больной руки).

  • Рукава чистой рубашки наденьте на руки (если травмирована одна верхняя конечность, то сначала наденьте на травмированную, а затем на здоровую руку).

  • Переведите рубашку через голову и расправьте ее вдоль спины.

  • Опустите пациента на подушки, расправьте рубашку на груди.

  • Положите грязную рубашку в клеенчатый мешок.

  • Снимите перчатки, вымойте и осушите руки.

Примечание:

Пациенту, находящемуся на строгом постельном режиме наденьте рубашку - распашонку. Осторожно надевайте на одну руку, затем на другую, прикрыв грудную клетку спереди. Свободные боковые края распашонки подворачивают под боковые отделы грудной клетки пациента, не меняя его положения





















УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫХ


Цель: соблюдение личной гигиены пациента.

Показание: пассивное положение пациента.

Приготовьте: теплую воду (37°-38°С), мыло или шампунь, тазик, кружку, частый гребень, полотенце, 6% раствор уксуса, чистую косынку (хлопчатобумажную), мешок для грязного белья.

Алгоритм действия:

  • Мойте голову тяжелобольному в постели.

  • Придайте голове возвышенное положение, т.е. поставьте специальный подголовник или закатайте валиком матрац и подверните его под голову пациента, постелите на него клеенку.

  • Запрокиньте голову пациента на уровне шеи назад.

  • Поставьте тазик с теплой водой на табурет у головного конца кровати на уровне шеи пациента.

  • Смочите струей воды голову пациента, намыльте волосы, тщательно массируйте кожу головы.

  • Мойте волосы по направлению от лобной части головы назад с мылом или шампунем.

  • Ополосните волосы и отожмите их насухо полотенцем.

  • Расчесывайте волосы частым гребнем ежедневно, короткие волосы следует расчесывать от корней к концам, а длинные разделяют на пряди и медленно расчесывают с концов к корням, стараясь не выдергивать их.

  • Наденьте на голову чистую хлопчатобумажную косынку.

  • Опустите подголовник, уберите все предметы ухода, расправьте матрац.

  • Поместите использованные предметы ухода в дезраствор.

Примечание:

Мыть голову тяжелобольному (при отсутствии противопоказаний) следует 1 раз в неделю. Оптимальным приспособлением для этой процедуры является специальный подголовник, но и кровать при этом должна быть со съемной спинкой, что значительно облегчает эту трудоемкую процедуру;

женщинам ежедневно расчесывают волосы частым гребнем;

мужчинам коротко стригут волосы;

частый гребень, смоченный в 6% растворе уксуса, хорошо вычесывает перхоть и пыль.

















ВЛАЖНОЕ ОБТИРАНИЕ ПАЦИЕНТА


Цель: соблюдение личной гигиены пациента, поддержание чистоты кожи.

Показание: тяжелое состояние пациента, строгий постельный режим.

Приготовьте: клеенку, пеленку, лоток, таз, теплую воду Т°-35°-37°С, салфетку или полотенце, сменное нательное и постельное белье, перчатки, рукавичка матерчатая, непромокаемый мешок для грязного белья.

Алгоритм действия:

  • Объясните пациенту цель процедуры, получите его согласие.

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Подстелите под пациента клеенку.

  • Налейте в таз теплую воду.

  • Обнажите верхнюю часть тела пациента.

  • Смочите салфетку, часть полотенца или матерчатую рукавичку в теплой воде, слегка отожмите лишнюю воду.

  • Протрите кожу пациента в следующей последовательности: лицо, подбородок, за ушами, шею, руки, грудь, складки под молочными железами, подмышечные впадины.

  • Вытрите сухим концом полотенца тело пациента в той же последовательности насухо и прикройте простыней.

  • Оботрите таким же образом спину, живот, бедра, ноги.

  • Подстригите ногти на руках (см. стандарт).

  • Смените нательное и постельное белье (при необходимости) (см. стандарт).

  • Снимите перчатки.

  • Вымойте и осушите руки.



























МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОЛЕЖНЕЙ


Пролежень - некроз мягких тканей в результате и длительного сдавливания, сдвига относительно друг друга, а также трения.

Пролежни относятся к категории ран, поэтому их лечение не отличается от лечения любых других ран. Кроме того, нельзя прекращать профилактические мероприятия, предупреждающие образование новых пролежней и распространение (углубление) старых.

Из-за тяжести состояния пациента не всегда удается добиться заживления пролежней. Однако улучшить качество жизни пациента, избавив его от боли и неприятного запаха, под силу персоналу, осуществляющему уход.

  • При каждом перемещении, любом ухудшении или изменении его состояния осматривайте регулярно кожу в области крестца, пяток, лодыжек, лопаток, локтей, затылка, большого вертела бедренной кости, внутренней поверхности коленных суставов.

  • Не подвергайте уязвимые участки тела трению.

  • Обмывайте их не менее одного раза в день, если необходимо соблюдать обычные правила личной гигиены, а также при недержании мочи, сильном потоотделении. Пользуйтесь мягким и жидким мылом. Убедитесь, что моющее средство смыто, высушите этот участок кожи.

  • Если кожа слишком сухая, пользуйтесь увлажняющим кремом. Мойте кожу теплой водой.

  • Пользуйтесь защитными кремами, если это показано.

  • Не делайте массаж в области выступающих костных участков.

  • Изменяйте положение пациента каждые 2 часа (даже ночью): положения Фаулера, Симса, на левом боку, на правом боку, на животе (по разрешению врача). Виды положения зависят от заболевания и состояния конкретного человека.

  • Изменяйте положение пациента, приподнимая его над постелью.

  • Проверяйте состояние постели (складки, крошки и т.п.).

  • Исключите контакт кожи с жесткой частью кровати.

  • Используйте поролон в чехле (вместо ватно-марлевых и резиновых кругов!) для уменьшения давления на кожу,

  • Ослабьте давление на участки нарушения целостности кожи. Пользуйтесь соответствующими приспособлениями.

  • Опустите изголовье кровати на самый низкий уровень (угол не более 30°). Приподнимайте изголовье на короткое время для выполнения каких-либо манипуляций.

  • Не допускайте, чтобы в положении «на боку» пациент лежал непосредственно на большом вертеле бедра.

  • Не допускайте непрерывного сидения в кресле или инвалидной коляске. Изменяйте положение через каждый час. Обучите пациента самостоятельно менять положение тела, подтягиваться а также осматривать уязвимые участки кожи. Посоветуйте ему ослаблять давление на ягодицы каждые 15 минут; наклоняться вперед, в сторону, приподниматься, опираясь на ручки кресла.

  • Научите родственников и других лиц, осуществляющих уход, уменьшать риск повреждения ткани под действием давления:

  • регулярно изменять положение тела;

  • использовать приспособления, уменьшающие давление тела;

  • соблюдать правила приподнимания и перемещения;

  • осматривать кожу не реже 1 раза в день;

  • осуществлять правильное питание и адекватный прием жидкости.

  • Контролируйте качество и количество пищи и жидкости, в том числе при недержании мочи.

  • Максимально расширяйте активность пациента. Если он может ходить, побуждайте его прогуливаться через каждый час.

  • Используйте непромокающие прокладки, подгузники (для мужчин - наружные мочеприемники) при недержании мочи

  • Используйте перчатки при выполнении любых процедур.






РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЛАН УХОДА ПРИ РИСКЕ РАЗВИТИЯ ПРОЛЕЖНЕЙ (у лежачего пациента)

Проблема

Цель

Сестринские вмешательства

Риск развития пролежней

Пролежней не будет

Проводить текущую оценку не менее 1 раза в день (утром) по шкале

Изменять положение пациента каждые 2 часа:

8 - 10 ч - положение Фаулера;

10 -12 ч — на левом боку;

12 - 14 ч - на правом! боку;

14 - 16 ч - положение Фаулера;

16 - 18 ч - положение Симса;

18 - 20 ч - положение Фаулера;

20 - 22 ч - на правом боку;

22 - 24 ч — на левом боку;

0 - 2 ч - положение Симса;

2 - 4 ч - на правом боку;

4 - 6 ч - на левом боку;

6 - 8 ч - положение Симса.

Выбор положения и их чередование могут изменяться в зависимости от заболевания и состояния пациента.

Ежедневно утром в____ ч обмывать следующие

Участки___________________________________(указать участки)

Проверять состояние постели при перемене положения (каждые 2 ч).

Обучить родственников технике правильного перемещения (приподнимание над кроватью).

Определять количество съеденной пищи (количество белка не менее 120 г в сутки).

Обеспечить употребление не менее 1,5 л жидкости в сутки:

13.00 - 700 мл;

18.00-500 мл;

18.00 - 22.00 - 300 мл.

Использовать поролоновые прокладки под:

(указать участки)

Исключающие давление на кожу.

При недержании мочи: менять памперсы каждые 4 часа.

При недержании кала:

менять памперсы немедленно после

дефекации с последующей бережной гигиенической процедурой.

При усилении болей - консультация врача.

Поощрять пациента, изменять положение в постели (точки давления) с помощью перекладин, поручней и других приспособлений.



МЫТЬЕ НОГ В ПОСТЕЛИ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОМУ


Цель: соблюдение личной гигиены пациента.

Показание: тяжелое состояние пациента.

Приготовьте: клеенку, таз с теплой водой, мыло, губку (мочалку), полотенце, ножницы, перчатки, КБСУ.

Алгоритм действия:

  • Установите доброжелательные, конфиденциальные отношения с пациентом.

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Закатайте ножной конец матраца до поясницы пациента валиком.

  • Постелите клеенку на сетку кровати, уложите пациента ягодицами иа валик, поставьте таз с теплой водой на нее.

  • Попросите пациента согнуть ноги в коленях.

  • Откиньте одеяло, опустите ноги пациента в таз.

  • Вымойте в тазу ноги пациента с помощью индивидуальной губки и мыла, ополосните их чистой водой.

  • Осушите ноги полотенцем.

  • Подстригите ногти (см. стандарт).

  • Если кожа мацерирована или есть трещины, смажьте пятки любым смягчающим кремом для ног.

  • Поместите ножницы и мочалку в дезинфицирующий раствор.

  • Укройте пациента одеялом.

  • Снимите перчатки, поместите в КБСУ, вымойте и осушите руки.



























СТРИЖКА НОГТЕЙ НА РУКАХ


Цель: постричь ногти на руках.

Показание: соблюдение личной гигиены пациента.

Приготовьте: емкость с теплой водой, мыло (жидкое), резиновые перчатки, крем

для рук, ножницы, щипчики, пилочку, лоток, полотенце, емкость с дезраствором, КБСУ

Алгоритм действия:

  • Объяснить пациенту необходимость и ход предстоящей процедуры.

  • Поставьте перед пациентом емкость с теплой водой, добавив в нее немного жидкого мыла.

  • Опустить руки пациента на 5 минут в емкость с мыльной водой.

  • Провести деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Вымойте руки пациента с мылом.

  • Извлеките из воды v палец, вытрите его и аккуратно обрежьте (постригите)

ноготь ровно по внешнему периметру оставив 1 -2 мм (0,5 см) от кожи.

  • Поочередно извлекайте пальцы из воды и вытирая их полотенцем, аккуратно подстригайте ногти, когда в воде останется один палец, поместите в воду вторую кисть руки. Проделайте процедуру со второй кистью руки.

  • Обработайте ногти пилочкой и щипчиками.

  • Наймите крем на руки пациента.

  • Положите используемые инструменты в емкость с дезсредством, а полотенце в мешок для белья, перчатки в КБСУ.

  • Вымойте и осушите руки полотенцем.























СТРИЖКА НОГТЕЙ НА НОГАХ


Цель: подстричь ногти на ногах.

Показание: соблюдение личной гигиены пациента.

Приготовьте: емкость с теплой водой, мыло (жидкое), резиновые перчатки, ножницы, щипчики, пилочку, крем для ног, лоток, полотенце, емкость с дезраствором, КБСУ.

Алгоритм действия:

  • Объясните пациенту необходимость и ход предстоящей процедуры.

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Посадите пациента или уложите его на кушетку.

  • Поместите стопы ног в тазик с теплой водой на 3-5 минут, добавив в него немного жидкого мыла.

  • Извлекайте стопы пациента из воды поочередно. Вытрите их, установите на полотенце, аккуратно подстригите ногти на ногах специальными щипчиками или ножницами.

  • Обработайте ногти пилочкой и щипчиками.

  • Нанесите крем на стопы пациента.

  • Положите ножницы, щипчики, пилочку в емкость с дезраствором, а полотенце - в мешок для белья, перчатки в КБСУ.

  • Вымойте и осушите руки полотенцем.



























БРИТЬЕ ПАЦИЕНТА


Цель: соблюдение личной гигиены пациента.

Показание: тяжелое состояние пациента.

Противопоказание: травмы лица.

Приготовьте: емкость для воды, салфетку для компресса, полотенце, станок, помазок для бритья, безопасную бритву, крем, емкость с дезраствором, перчатки, КБСУ.

Алгоритм действия:

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Придайте пациенту положение Фаулера.

  • Намочите большую салфетку горячей водой ( Т°-40°-45°С), отожмите и положите ее на лицо пациента на 1 минуту, затем снимите ее.

  • Нанесите с помощью помазка на кожу лица крем для бритья.

  • Побрейте пациента, оттягивая кожу в направлении, противоположном движению станка.

  • Протрите лицо пациента влажной салфеткой, высушите насухо полотенцем.

  • Поместите бритвенные принадлежности в дезраствор, перчатки, салфетки в КБСУ.

  • Вымойте и осушите руки.





























СБРИВАНИЕ ВОЛОС В ПОДМЫШЕЧНЫХ ВПАДИНАХ


Цель: сбривание волос в подмышечных впадинах, соблюдение личной гигиены.

Показание: перед операциями.

Приготовьте: помазок, жидкое мыло, станок для бритья, индивидуальные лезвия, перчатки, салфетки, воду.

Алгоритм действия:

  • Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие.

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Попросите пациента поочередно поднять руки.

  • Нанесите с помощью помазка жидкое мыло в области подмышечных впадин.

  • Осторожно сбрейте волосы в подмышечных впадинах с помощью бритвенного станка по направлению роста волос.

  • Промойте кожу в области подмышечных впадин теплой водой.

  • Протрите кожу полотенцем насухо.

  • Снимите перчатки.

  • Вымойте и осушите руки.





























СБРИВАНИЕ ВОЛОС НА ЛОБКЕ


Цель: соблюдение личной гигиены, сбривание волос на лобке.

Показание: перед операциями.

Приготовьте: помазок, жидкое мыло, станок для бритья, индивидуальные лезвия, перчатки, салфетки, воду, кружку Эсмарха, судно.

Алгоритм действия:

  • Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие.

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Подайте судно пациенту.

  • Нанесите с помощью помазка жидкое мыло на область лобка.

  • Осторожно сбрейте волосы в области лобка с помощью бритвенного станка по направлению роста волос.

  • Подмойте пациента

  • Просушите кожу в области лобка салфетками.

  • Уберите судно.

  • Снимите перчатки, вымойте и осушите руки.





























ПОДМЫВАНИЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫХ ЖЕНЩИН


Цель: поддержание в чистоте область половых органов, соблюдение личной гигиены пациента, профилактика восходящей инфекции мочевыводящих путей.

Показание: тяжелое состояние пациента.

Приготовьте: кувшин или кружку Эсмарха с теплым (Т°-37°-38°С) слабым раствором перманганата калия 1:5000, раствором фурациллина или водой, корнцанг, стерильные салфетки, клеенку, судно, перчатки, емкость с дезинфицирующим раствором, КБСУ.

Алгоритм действия:

  • Объясните пациенту ход и цель процедуры, получите ее согласие.

  • Оградите пациента ширмой.

  • Постелите под таз пациентки клеенку, пеленку (или непромокаемую одноразовую пеленку), подайте судно.

  • Помогите пациенту лечь на спину, ноги должны быть согнуты в коленях и слегка разведены в стороны.

  • Приготовьте кувшин или кружку Эсмарха с теплой водой (антисептическим раствором).

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне. Наденьте поверх халата клеенчатый фартук, перчатки.

  • Встаньте справа от пациентки и, держа кувшин или наконечник кружки Эсмарха в левой руке, а корнцанг с зажатой марлевой салфеткой в правой, лейте антисептический раствор или теплую воду на наружные половые органы, а салфеткой производите движение сверху вниз (от лобка к заднепроходному отверстию). Обработайте наружные половые органы в следующей последовательности: область лобка, большие половые губы, малые половые губы, промежность и область заднепроходного отверстия, меняя салфетки после каждого движения сверху вниз.

  • Осушите сухой салфеткой половые органы и кожу промежности в той же последовательности.

  • Паховые складки и область заднепроходного отверстия смажьте вазелиновым маслом или другим средством, нанесенным на салфетку для профилактики опрелостей.

  • Уберите судно, клеенку, снимите перчатки.

  • Сбросьте использованные салфетки, перчатки в КБСУ, корнцанг в емкость с дезинфицирующим раствором.

  • Укройте пациента одеялом.

  • Вымойте и осушите руки.












ПОДМЫВАНИЕ МУЖЧИНЫ


Цель: поддержание в чистоте область половых органов, соблюдение личной гигиены пациента, профилактика восходящей инфекции мочевыводящих путей.

Показание: тяжелое состояние пациента.

Приготовьте: стерильные: лоток, корнцанг, салфетки, перчатки, клеенку, пеленку, мыло, судно, кувшин с водой (Т° воды - 37°-38°С) или кружку Эсмарха, КБСУ.

Алгоритм действия:

  • Установите доброжелательные, конфиденциальные отношения с пациентом - оградите ширмой.

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Подстелите клеенку, а сверху пеленку (или непромокаемую одноразовую пеленку) и поставьте судно под крестец тяжелобольному.

  • Попросите пациента согнуть ноги в коленях и слегка разведите их в стороны.

  • Встаньте справа от пациента.

  • Смочите салфетку в теплой воде, отожмите ее.

  • Возьмите одной рукой половой член, отведите крайнюю плоть с головки полового члена.

  • Вымойте головку полового члена круговыми движениями в направлении от мочеиспускательного канала к области лобка, меняя салфетки, осушите.

  • Верните крайнюю плоть в естественное положение.

  • Тщательно обработайте, ополосните и высушите остальную часть полового члена, кожу мошонки, анальное отверстие.

  • Уберите судно, клеенку, пеленку, для последующей дезинфекции; салфетки и перчатки поместите в КБСУ.

  • Расправьте постельное белье, укройте пациента.

  • Вымойте и осушите руки.

  • Уберите ширму.



















ПОДАЧА СУДНА


Цель: обеспечение физиологических отправлений у пациента.

Показание: применяют пациентам, находящимся на строгом постельном и

постельном режимах при опорожнении кишечника и мочевого пузыря.

Приготовьте: продезинфицированное судно, клеенку, пеленку, перчатки, ширму, воду, туалетную бумагу, емкость с дезраствором, КБСУ.

Алгоритм действия:

  • Объясните пациенту цель и ход процедуры, получите его согласие.

  • Ополосните судно теплой водой, оставив в нем немного воды.

  • Отгородите пациента ширмой от окружающих, снимите или откиньте до поясницы одеяло, подложите под таз пациента клеенку, сверху пеленку (или непромокаемую одноразовую пеленку).

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Помогите пациенту повернуться слегка набок, ноги согните в коленях и разведите в бедрах.

  • Левую руку подведите сбоку под крестец, помогая пациенту приподнять таз.

  • Правой рукой подведите судно под ягодицы пациента так, чтобы его промежность оказалась над отверстием судна, при этом пеленку продвигайте к пояснице.

  • У кройте пациента одеялом или простыней и оставьте его одного.

  • По окончании акта дефекации, слегка поверните пациента набок, придерживая судно правой рукой, уберите его из-под пациента.

  • Вытрите область анального отверстия туалетной бумагой. Поместите бумагу в судно. При необходимости подмойте пациента, осушите промежность (см. стандарт).

  • Уберите судно, клеенку, пеленку и ширму. При необходимости замените простыню.

  • Помогите пациенту удобно лечь, укройте одеялом.

  • Накройте судно пеленкой или клеенкой и унесите в туалетную комнату.

  • Вылейте содержимое судна в унитаз, ополосните его горячей водой.

  • Погрузите судно в емкость с дезраствором, перчатки сбросьте в КБСУ.

  • Вымойте и осушите руки.
















ПОДАЧА МОЧЕПРИЕМНИКА


Цель: обеспечение физиологических отправлений у пациента.

Показание: применяется пациентам, находящихся на строгом постельном и постельном режимах при опорожнении мочевого пузыря.

Приготовьте: продезинфицированный мочеприемник, стерильную марлевую

салфетку, клеенку, пеленку, резиновые перчатки, ширму, емкость с дезраствором, КБСУ.

Алгоритм действия:

  • Объясните пациенту цель и ход процедуры, получите его согласие.

  • Поставьте у кровати ширму.

  • Откиньте одеяло, попросите пациента согнуть в коленях ноги и развести бедра в стороны. Если он не в состоянии сделать это, помогите ему.

  • Постелите под таз пациента клеенку, а затем пеленку (или непромокаемую одноразовую пеленку).

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Возьмите в правую руку мочеприемник и поставьте его между ног пациента.

  • Возьмите в левую руку марлевую салфетку, оберните ею половой член пациента.

  • Введите половой член в отверстие мочеприемника, уберите марлевую салфетку.

  • Прикройте пациента одеялом и оставьте одного.

  • Уберите мочеприемник, пеленку, клеенку. Укройте пациента, уберите ширму.

  • Погрузите мочеприемник в емкость с дезраствором, марлевую салфетку, перчатки поместите в КБСУ.

  • Вымойте и осушите руки.























ДЕЗИНФЕКЦИЯ СУДНА, МОЧЕПРИЕМНИКА СПОСОБОМ ПОЛНОГО ПОГРУЖЕНИЯ


Цель: обеспечение инфекционной безопасности, соблюдение санитарно­

противоэпидемического режима.

Приготовьте: спецодежду, использованное судно, мочеприемник,

дезинфицирующее средство, разрешенное к применению в РК, емкость для дезинфекции с крышкой и маркировкой как емкости, так и крышки, мыло, кожный антисептик для обработки рук.

Обязательное условие: судно, мочеприемник дезинфицируются сразу после использования.

Алгоритм действия:

  • Наденьте защитную спецодежду (халат, водостойкий фартук, маску).

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Подготовьте емкость для дезинфекции с плотно прилегающей крышкой и маркировкой. Убедитесь, что она правильно промаркирована: прочитайте название, концентрацию раствора, цель использования.

  • Залейте в емкость дезинфицирующий раствор нужной концентрации.

  • Укажите на бирке емкости название, концентрацию приготовленного раствора, дату, время приготовления, фамилию приготовившего раствор (для оценки качества работы по приготовлению дезраствора и контроля выполнения требования регламентирующих приказов).

  • Вылейте содержимое судна, мочеприемника в унитаз, ополосните горячей водой.

  • Погрузите судно, мочеприемник в дезинфицирующий раствор сразу после использования и очистки так, чтобы раствор находился на 5-10 см выше предмета (для обеспечения непосредственного контакта с поверхностью предмета).

  • Снимите фартук, перчатки, сбросьте в емкость для дезинфекции.

  • Выдерживайте предметы ухода в соответствии с указаниями по применению соответствующего дезраствора.

  • Наденьте чистые перчатки, фартук.

  • Промойте судно, мочеприемник под проточной горячей водой.

  • Просушите на специальном промаркированном стеллаже, храните в сухом виде.

  • Снимите спецодежду, вымойте и осушите руки.

Примечание: у тяжелобольных чистое судно постоянно находится под кроватью на скамеечке.














УХОД ЗА ГЛАЗАМИ


Цель: соблюдение личной гигиены пациента, проведение утреннего туалета глаз у тяжелобольного, закалывание лекарственного вещества.

Показание: тяжелое состояние пациента, наличие выделений из глаз.

Приготовьте: стерильные: марлевые тампоны, лоток, пинцет, ундинки, глазные стаканчики, раствор фурацилина 1:5000, вазелиновое масло, мензурки, физиологический раствор, пипетки, перчатки; емкости с дезинфицирующими растворами, КБСУ.

Алгоритм действия:

  • Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие.

  • Осмотрите глаза, оцените их состояние.

  • Придайте пациенту положение Фаулера.

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Налейте в одну мензурку стерильное вазелиновое масло, в другую раствор фурацилина.

  • Смочите марлевый тампон с помощью пинцета в вазелиновом масле, слегка отжав его о стенки мензурки.

  • Возьмите тампон в правую руку и протрите одно веко по направлению от наружного угла глаза к внутреннему — обеспечивается размягчение и отслойка гнойных корочек.

  • Протрите веко сухим тампоном в том же направлении - обеспечивается удаление отслоившихся корочек.

  • Смочите марлевый тампон в растворе фурацилина таким же образом и повторите протирание в том же направлении.

  • Повторите протирание 4-5 раз разными тампонами до удаления гнойных корочек.

  • При наличии гноевидных выделений в углах глаз:

промойте конъюнктивальную полость физиологическим раствором, раздвигая веки указательным и большим пальцами левой руки, а правой рукой проводите орошение конъюнктивального мешка с помощью пипетки или ундинки, затем протрите веко сухим тампоном в том же направлении.

  • Обработайте второй глаз таким же способом.

  • Снимите перчатки.

  • Поместите использованные перчатки, тампоны в КБСУ, пинцет, мензурки, пипетки или ундинку в емкости с дезинфицирующими растворами.

  • Вымойте и осушите руки.

Примечание: при обработке глаз нельзя одним и тем же тампоном обрабатывать оба г лаза, возможна передача инфекции с одного глаза на другой.











УХОД ЗА ПОЛОСТЬЮ НОСА


Цель: соблюдение личной гигиены пациента, предупреждение нарушения носового дыхания, закапывание лекарственного вещества.

Показания: тяжелое состояние пациента, наличие засохших корочек и слизистых выделений из полости носа.

Приготовьте: стерильные: ватные турунды, мензурку, пинцет, вазелиновое или растительное масло, лоток, перчатки; емкости с дезраствором, КБСУ.

Алгоритм действия:

  • Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие.

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Придайте пациенту положение Фаулера, голову слегка запрокиньте назад.

  • Положите 4 пальца левой руки на лоб пациента, а большим пальцем приподнимите кончик носа, осмотрите полость носа на наличие слизистых выделений, корочек.

  • Введите ватные турунды в носовые ходы легкими вращательными движениями для удаления слизистых выделений из носа.

  • Налейте в мензурку стерильное вазелиновое масло - для размягчения корочек в носовых ходах.

  • Возьмите турунду пинцетом, смочите в вазелиновом масле, слегка отожмите о край мензурки.

  • Возьмите турунду в правую руку и введите легкими вращательными движениями в носовой ход и оставьте ее на 2-3 минуты (при наличии засохших корочек).

  • Извлеките турунду вращательными движениями из носового хода - обеспечивается удаление корочек из носовых ходов.

  • Обработайте другой носовой ход в такой же последовательности.

  • Снимите перчатки.

  • Поместите использованные перчатки, турунды в КБСУ, пинцет, мензурку в емкости с дезинфицирующими растворами.

  • Вымойте руки и осушите.

















УХОД ЗА УШАМИ


Цель: соблюдение личной гигиены пациента, профилактика заболеваний,

предупреждение снижения слуха из-за скопления серы, закапывание лекарственного вещества.

Показания: тяжелое состояние пациента, наличие серы в слуховом проходе.

Противопоказания: воспалительные процессы в ушной раковине, наружном слуховом проходе.

Приготовьте: стерильные: лоток, пипетку, пинцет, мензурку, ватные турунды, салфетки, перчатки; 3% раствор перекиси водорода, мыльный раствор, емкости с дезинфицирующими растворами, КБСУ.

Алгоритм действия:

  • Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Приготовьте емкость с мыльным раствором.

  • Наклоните голову пациента в сторону, противоположную обрабатываемому уху, подставьте лоток.

  • Смочите салфетку в теплом мыльном растворе и протрите ушную раковину, высушите сухой салфеткой (для удаления грязи).

  • Налейте в стерильную мензурку, предварительно подогретый на водяной бане (Т°- 36°-37°С) 3% раствор перекиси водорода.

  • Возьмите пинцетом ватную турунду в правую руку и смочите 3% раствором перекиси водорода, а левой рукой оттяните ушную раковину назад и вверх, чтобы выровнять слуховой проход и введите турунду вращательными движениями в наружный слуховой проход на глубину не более 1 см. на 2-3 минуты.

  • Введите сухую турунду легкими вращательными движениями в наружный слуховой проход на глубину не более 1 см и оставьте на 2-3 минуты.

  • Извлеките турунду вращательными движениями из наружного слухового прохода - обеспечивается удаление выделений и серы из слухового прохода.

  • Обработайте другой слуховой проход в такой же последовательности.

  • Снимите перчатки.

  • Поместите использованные перчатки, турунды, салфетки в КБСУ, пинцет, мензурку в емкости с дезинфицирующими растворами.

  • Вымойте и осушите руки.

Примечание: при обработке ушей вату нельзя накручивать на твердые предметы, возможна травма слухового прохода.











УХОД ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО


Цель: соблюдение личной гигиены пациента, предупреждение развития стоматита и других воспалительных заболеваний полости рта.

Показания: тяжелобольным, ослабленным, лихорадящим пациентам, находящихся на постельном режиме .

Приготовьте: стерильные - 2 лотка, 2 пинцета, языкодержатель, роторасширитель, марлевые салфетки, тампоны, 2 шпателя, грушевидный баллончик или шприц Жане, мензурки, вазелин, флакон с антисептическим раствором, полотенце, стакан с водой.

лоток для отработанного материала, перчатки, ёмкость с дезинфицирующим раствором, КБСУ.

Алгоритм действия:

  • Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие.

  • Осмотрите внимательно полость рта, десны, язык.

  • Налейте в мензурку антисептический раствор.

  • Придайте пациенту положение Фаулера.

  • Поверните голову на бок, шею и грудь накройте полотенцем, под подбородок подставьте лоток.

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Попросите пациента сомкнуть зубы (снимите зубные протезы, если они есть).

  • Отодвиньте шпателем щёку пациента и пинцетом с марлевым тампоном, смоченным в антисептическом растворе, обработайте с наружной стороны каждый зуб, от десны, начиная от коренных зубов к резцам слева, меняя марлевые тампоны.

  • Проведите обработку в той же последовательности справа.

  • Проведите обработку полости рта, десен, зубов в той же последовательности с внутренней стороны сначала слева, затем справа, меняя марлевые тампоны.

  • Оберните язык стерильной марлевой салфеткой левой рукой или ячыкодержателем осторожно вытяните его изо рта. Накрутите на шпатель марлевую салфетку и снимите налет с языка и протрите его, меняя 2-3 раза салфетки в направлении от корня к кончику языка со всех сторон.

  • Смочите марлевую салфетку в антисептическом растворе, обработайте язык тяжелобольного движениями от корня к кончику языка.

  • Сбросьте пинцет, шпатель, языкодержатель в лоток для отработанного материала.

  • Помогите пациенту прополоскать рот или проведите орошение полости рта с помощью грушевидного баллончика или шприца Жане. Оттяните шпателем угол рта и поочерёдно промойте левое, а затем правое защёчное пространство струёй раствора под умеренным давлением.

  • Вытрите кожу вокруг рта сухой салфеткой, нанесите шпателем на стерильную салфетку вазелин и смажьте губы.

  • Поместите инструменты в емкость с дезраствором, марлевые салфетки, тампоны, перчатки в КБСУ.

  • Снимете перчатки, вымойте и осушите руки.

Примечание: манипуляция орошения полости рта не применяется у тяжелобольных из- за опасности попадания жидкости в верхние дыхательные пути и внезапной гибели пациента;

- тяжелобольным следует 2 раза в день протирать слизистую оболочку полости рта и зубы антисептическим раствором; при наличии трещин на губах роторасширитель не применяется.

УХОД ЗА ВСТАВНЫМИ ЗУБНЫМИ ПРОТЕЗАМИ


Цель: предупреждение воспаления десен и слизистой оболочки полости рта при пользовании зубными протезами.

Приготовьте: то же, что и при уходе за полостью рта и специальное: салфетки для снятия протеза, большую салфетку, чашку для протеза, зубную щетку, зубную пасту, почкообразный лоток, бумажную салфетку, КБСУ.

Обязательное условие: процедура проводится при каждом уходе за полостью рта.

Алгоритм действия

  • Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

  • Попросите пациента снять зубные протезы и положите их в специальную чашку.

  • Поднесите к раковине чашку с зубными протезами, зубную щетку, пасту, большую чашку, салфетку, полотенце.

  • Откройте водопроводный кран, пользуясь бумажной салфеткой.

  • Смочите зубную щетку прохладной водой, нанесите на нее зубную пасту, тщательно почистите зубные протезы щеткой, держа ее в руках над раковиной, направляя щетку от себя.

  • Проведите полоскание зубных протезов под проточной водой.

  • Ополосните чашку для зубных протезов.

  • Положите протезы в чашку.

  • Закройте водопроводный кран, пользуясь бумажной салфеткой.

  • Помогите пациенту надеть зубные протезы.

  • Снимите перчатки, сбросьте их в КБСУ, вымойте и осушите руки.

Примечание:

- если пациент не может самостоятельно снять протезы, то необходимо взять салфетку и большим и указательным пальцами крепко взяться за зубной протез, колебательными движениями осторожно снять протезы и положить их в чашку;

- в ночное время протезы находятся в чашке;

- если пациент предпочитает не надевать их в настоящий момент - оставить протезы в чашке и налить в нее столько воды, чтобы она полностью покрыла протезы.

Решите ситуационные задачи


1.Пациент жалуется на сухость в носу, образование в полости носа корочек.

Как помочь пациенту? Проблемы пациента?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.У пациентки появился неприятный запах изо рта.

Что необходимо предпринять? Проблемы пациента?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Пациент не может открыть глаза, слиплись веки и ресницы.
В чём заключается помощь пациенту? Проблемы пациента?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Проводя утренний туалет пациенту, медсестра заметила в наружном слуховом проходе скопившуюся серу. Ваши действия по оказанию помощи? Проблемы пациента?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Пациентка жалуется на зуд кожи головы, волосы сальные.
Что предпринять? Проблемы пациента?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







6. При проведении обработки кожи пациента медсестра заметила на крестце синюшно- красного цвета участок кожи. Ваши действия? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.При проведении утреннего туалета у пациентки обнаружена опрелость под молочными железами. Что нужно сделать?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.У тяжелобольного пациента на крестце появились пузыри. Какую помощь вы окажете пациенту?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Пациент в течение двух часов находился на загрязнённом мокром постельном белье. Ваши действия?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Пациентка жалуется на боль между лопаток от длительного лежания на спине. Помощь медсестры?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Шкала Ватерлоу для оценки степени риска развития пролежней

Телосложение: масса тела относительно роста

балл

Тип кожи

балл

Пол, возраст, лет

балл

Среднее 
Выше среднего Ожирение
Ниже среднего


1

3

Здоровая
Папирусная бумага
Сухая
Отечная
Липкая (повышенная температура)
Изменение цвета
Трещины, пятна


1

1



3

Мужской
Женский
14-49
50-64
65-74
75-81
более 81

1


2
3

5

Особые факторы риска

балл

Недержание

балл

Подвижность

балл

Нарушение питания кожи,   напри­мер, терминальная кахексия 
Сердечная недостаточность 
Болезни периферических сосудов 
Анемия 
Курение

8









1

Полный контроль/ через катетер
Периодическое
Через катетер/ недержание кала
Кала и мочи

0

1


3

Полная
Беспокойный, суетливый
Апатичный
Ограниченная подвижность
Инертный
Прикованный к креслу


1
2


5

Аппетит

балл

Неврологические расстройства

балл

Лекарственная терапия

балл

Средний
Плохой
Питательный зонд/только жидкости
Не через рот/ анорексия






3

Например, диабет, множес­твенный склероз, инсульт, моторные/сенсорные, параплегия

от 4
ДО
6

Цито статические препараты
Высокие дозы стероидов
Противовоспалительные




4


Баллы по шкале Ватерлоу суммируются и степень риска определяется по следующим итоговым значениям:

нет риска              1-9 баллов

есть риск              10-14 баллов

высокая степень риска     15-19 баллов

очень высокая степень риска        свыше 20 баллов

У неподвижных пациентов оценку степени риска развития пролежней следует проводить ежедневно, даже в случае, если при первичном осмотре степень риска оценивалась в 1-9 баллов.



 





ШКАЛА ОЦЕНКИ

риска развития пролежней по НОРТОН

Физическое состояние

Психическое состояние

Активность

Подвижность

Недержание

 

 

СУММА
БАЛЛОВ

Хорошее

4

Внимателен

4

Ходячий

4

Полная

4

Нет

4

Среднее

3

Апатичен

3

Помощь при ходьбе

3

Ограниченный

3

 Иногда

3

Тяжелое

2

 Растерян

2

 Сидячий

2

Сильно ограничена

2

Постоянно (мочи)

2

Плохое

1

 Ступор

1

Лежачий

1

Неподвижен

1

Постоянно (мочи, кала)

1

 

При сумме баллов 14 и менее пациент попадает в зону риска, а при сумме баллов менее 12 – в зону особенно высокого риска.

 

 

 

 



















Критерии оценок по заданиям

Дополните

1 – 2 ошибки – «5»

3 – 4 ошибки – «4»

5 – 6 ошибки – «3»

7 ошибок и более – «2»



Ситуационные задачи

1 нерешенная задача - «5»

2 нерешенные задачи - «4»

3 нерешенные задачи - «3»

4 нерешенные задачи и более «2»



Тестовый контроль

1 – 3 ошибки - «5»

4 – 6 ошибки - «4»

7 – 9 ошибок - «3»

10 ошибок и более –































ШКАЛА ОЦЕНКИ

риска развития пролежней по НОРТОН

Физическое состояние

Психическое состояние

Активность

Подвижность

Недержание

 

 

СУММА
БАЛЛОВ

Хорошее

4

Внимателен

4

Ходячий

4

Полная

4

Нет

4

Среднее

3

Апатичен

3

Помощь при ходьбе

3

Ограниченный

3

 Иногда

3

Тяжелое

2

 Растерян

2

 Сидячий

2

Сильно ограничена

2

Постоянно (мочи)

2

Плохое

1

 Ступор

1

Лежачий

1

Неподвижен

1

Постоянно (мочи, кала)

1

 

При сумме баллов 14 и менее пациент попадает в зону риска, а при сумме баллов менее 12 – в зону особенно высокого риска.

 

 

 

 






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая тетрадь На тему "Личная гигиена"для студентов Специальность "Сестринское дело "

Автор: Дикун Елена Владимировна

Дата: 06.03.2016

Номер свидетельства: 302574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства