kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебной дисциплине "русский язык и культура речи" для специальности 38.02.01 "экономика и бухгалтерский учет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебной дисциплине "русский язык и культура речи" рекомендована для специальности 38.02.01 "экономика и бухгалтерский учет". Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Организация-разработчик: КГАПОУ "Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева". Разработчик: Горячевская Вера Леонидовна, преподаватель первой категории. Программа содержит: паспорт рабочей программы учебной дисциплины, структуру и содержание, условия реализации, контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине "русский язык и культура речи" для специальности 38.02.01 "экономика и бухгалтерский учет"»

































Краевое государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева»
















рабочая программа


по учебной дисциплине


ОГСЭ.06«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»



для специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет»

























2015г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям).




Организация-разработчик: КГАОУ СПО «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»


Разработчик: Горячевская Вера Леонидовна, преподаватель первой категории Добрянского гуманитарно-технологического техникума






Рассмотрено и Одобрено на заседании методического совета техникума

Протокол № ____ от «____» _______ 2015 г.






СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2. Структура и содержание учебной программы дисциплины



3. Условия реализации рабочей программы учебной программы дисциплины



4. контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины




1. Паспорт рабочей программы дисциплины

Русский язык и культура речи


1.1. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы: дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

знать:

- различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

- нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

уметь:

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

- пользоваться словарями русского языка.




Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки студента- 219часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 146 часов;

самостоятельной работы обучающегося -73 часа




2. Структура и содержание учебной дисциплины


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

219

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

146

в том числе:


практические занятия

0

лабораторные работы

0

контрольные работы

0

Самостоятельная работа студента (всего)

73

- самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебных пособий;

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя;

- выполнение практических заданий по отдельным темам дисциплины;

- самостоятельное изучение отдельных вопросов (с целью углубления знаний по заданию преподавателя) с последующим оформлением доклада


Промежуточная аттестация в форме экзамена
















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение




Тема 1.1.

Язык и речь. Основные единицы языка

Содержание учебного материала

2

2

1


Язык и речь. Основные единицы языка.

2


Тема 1.2.

Литературный язык и его нормы. Словари русского языка

Содержание учебного материала

2

3

1


Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка.

2


Практическая работа

12

3

№ 1

Виды словарей. Работа со словарями

4


№2

Работа с текстом

4


№3

Анализ текста

4


Тема 1.3.

Культура речи Коммуникативные качества речи.

Содержание учебного материала

2


1

Понятие культуры речи, ее социальные аспекты. Качества хорошей речи (чистота, правильность, точность, логичность, этикетность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

2

3

Самостоятельная работа№1: «Преобразование монологической речи в диалогическую и наоборот (с одновременным привнесением в создаваемый текст соответственно элементов разговорного языка и строго нормированного литературного языка письменной речи)» или работа с карточками «Коммуникативные качества речи».

4


Раздел 2 Фонетика




Тема 2.1.

Фонема.

Орфоэпические нормы. Орфоэпические словари.



Содержание учебного материала

4

3

1

Фонетические единицы языка (фонемы). Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

4


Практическая работа

12

3

№ 4

Определение орфоэпических норм

4


№5

Работа с орфоэпическими словарями

4


№6

Фонетический анализ слов

4


Тема 2.2.

Фонетические средства речевой выразительности

Содержание учебного материала:

4

3

1

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс и аллитерация

4


Самостоятельная работа№2: Доклад о фонетических средствах речевой выразительности (с примерами).

4


Тема 2.3.

Русское ударение и произношение

Содержание учебного материала:

2

3

1

Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.

2


Самостоятельная работа№3: «Ударение и произношение слов. Устранение собственных ошибок в речи»

4

3

Раздел 3 Лексика и фразеология




Тема 3.1.

Слово, его лексическое значение. Толковые словари.

Содержание учебного материала:

2

2

1

Слово, его лексическое значение. Толковые словари русского языка

2


Тема 3.2

Лексические и фразеологические единицы. Лексико-фразеологические нормы.

Содержание учебного материала:

2

3

1

Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.


2


Практическая работа

12

3

№ 7

Лексико-фразеологические нормы литературного языка

4


№8

Работа с фразеологическими словарями

4


№9

Работа с лексическими нормами

4


Тема 3.3.

Лексико-фразеологические средства речевой выразительности. Профессионализмы и термины

Содержание учебного материала:

2

3

1


Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов

2


Самостоятельная работа№4: «Лексико-изобразительные , выразительные средства языка».

4


Самостоятельная работа№5: «Словотворчество В. Маяковского, А. Вознесенского и др.».

4


Тема 3.4. Лексико-фразеологические ошибки. Афоризмы.

Содержание учебного материала:

2

3

1

Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.

2


Самостоятельная работа№6: «Лексические ошибки и их исправление».

4


Раздел 4 Словообразование




Тема 4.1.

Способы словообразования

Содержание учебного материала:

2

3

1

Способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход одной части речи в другую.

2


Самостоятельная работа№7: «Словообразовательный анализ».

4


Тема 4.2

Стилистические возможности словообразования

Содержание учебного материала:

2

3

1

Стилистические возможности словообразования.

2

Практическая работа

8

3

№ 10

Использование лексики со стилистически окрашенными морфемами

4


№11

Классификация ошибок

4


Тема 4.3.

Словообразование профессиональной лексики и терминов

Содержание учебного материала:

2

3

1

Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов

2


Самостоятельная работа№8. «Словообразовательный анализ профессиональной лексики и терминов».

4


Раздел 5. Морфология.




Тема 5.1.Части речи.

Содержание учебного материала:

2

3

1

Самостоятельные и служебные части речи.

2


Самостоятельная работа№9: «Морфологический разбор частей речи».

4


Тема 5.2. Морфологические нормы и ошибки в речи.

Содержание учебного материала:

2

3

1

Нормативное употребление форм слова. Ошибки в речи.

2


Практическая работа

8

3

№ 12

Выявление ошибок на употребление форм слова в работах авторов

4


№13

Морфологический разбор слов

4


Тема 5.3. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

Содержание учебного материала:

2

3

1

Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

2


Практическая работа

8

3

№ 14

Стилистический анализ грамматических форм в тексте

4


№15

Работа с текстом

4


Раздел 6. Синтаксис.




Тема 6.1. Синтаксические единицы и нормы.

Содержание учебного материала:

2

3

1

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Синтаксические нормы современного русского литературного языка.

2


Практическая работа

12

3

№ 16

Исправление синтаксических ошибок

4


№17

Разбор словосочетаний

4


№18

Синтаксический разбор предложений

4


Тема 6.2. Виды предложений. Актуальное членение предложений.

Содержание учебного материала:

2

3

1

Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложений.

2


Самостоятельная работа№10: «Схема предложения».

4


Тема 6.3. Синтаксические средства речевой выразительности.

Содержание учебного материала:

2

3

1

Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др. фигуры речи). Синтаксическая синонимия как богатство и выразительность русской речи.

2


Практическая работа

8

3

№ 19

Выразительные средства русского синтаксиса

4


№20

Анализ текста

4


Раздел 7. Орфография и пунктуация.




Тема 7.1. Орфограмма. Принципы русской орфографии.

Содержание учебного материала:

2

3

1

Нормы русского правописания. Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм.

2


Практическая работа

4

3

№ 21

Орфографический разбор

4


Тема 7.2. Лексико-грамматический анализ в орфографии.

Содержание учебного материала:

2

3

1

Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.


2


Самостоятельная работа№11: «Лексико-грамматический анализ».

4


Тема 7.3. Принципы русской пунктуации.

Содержание учебного материала:

2

3

1

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте.

2


Самостоятельная работа№12: «Пунктуационный разбор».

4


Тема 7.4. Пунктуация и интонация. Цитирование.

Содержание учебного материала:

2

3

1

Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование

2


Самостоятельная работа№13: «Оформление на письме чужой речи».

4


Самостоятельная работа№14: «Конспектирование».

4


Тема 7.5. Орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

Содержание учебного материала:

2

3

1

Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

2


Самостоятельная работа№15: «Исправление орфографических и пунктуационных ошибок в тексте».

4


Раздел 8. Текст. Стили речи.




Тема 8.1. Текст и его структура.

Содержание учебного материала:

4

3

1

Текст и его структура.

4


Самостоятельная работа№16: «Создание текстов по теме (на выбор) в соответствии с композицией и нормами русского литературного языка».

4


Самостоятельная работа №17: Композиционная стройность текста

2


Тема 8.2. Типы речи.

Содержание учебного материала:

2

3

1

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (обьяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое.

2


Самостоятельная работа№18: «Создание и анализ типов речи».

4


Тема 8.3. Стили русского литературного языка.

Содержание учебного материала:

4

3

1

Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их язык, признаки, особенности построения текста разных стилей. Жанры деловой и учебно-научной речи.

4


Практическая работа

4

3

№ 22

Стилистический анализ письменного текста

4


№23

Выявление жанров деловой и учебно-научной речи

4


№24

Особенности построения текста разных стилей

1


Самостоятельная работа№19: «Выявление ошибок, нарушающих стилистическое единство текста, нормы стилистического оформления».

4


Самостоятельная работа№20: «Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей».

4


Экзамен





Всего

233


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению.


Реализация дисциплины «Русский язык и культура речи» должна обеспечивать наличие специального кабинета.


Оборудование учебного кабинета: рабочие места преподавателя и студентов, оборудованные современными средствами обучения (интерактивными досками, планшетами, проекторами, необходимым программным обеспечением.)


3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:


1. Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 448 с.

2. Русский язык и культура речи: Учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений/Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.

3. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.

Дополнительные источники:

1. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Швецовой. – 19-е изд., испр. – М.: Русский язык., 1987. – 750 с.

2. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Рос. академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова: 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1994. – 944 с.

3. Словарь афоризмов русских писателей / А.В. Королькова, А.Г. Ломов, А.Н. Тихонов; под ред. Д-ра филол. наук, проф. А.Н. Тихонова. – М.: Русский язык – Медиа, 2004. – ХХ, 636 с.

4. Орфографический словарь для учащихся средних учебных заведений. – СПб: Издательство «Лань», 2002. – 320 с.

5. Школьный словарик антонимов и синонимов русского языка: 3-е издание / Авт. коллектив: И. Гуров, Е. Ладанникова, Н.Лобова: Оформление А.А. Громов. – СПб.: Издательский Дом А.Громова, М.: Вахрумка, 2002. – 256 с.

6. Толковый словарь русского языка. Современное написание / В.И. Даль. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 757 с.

7. Давайте говорить правильно! Новые и наиболее распространенные финансовые термины в современном русском языке: краткий словарь-справочник / Г.Н. Скляровская, Е.Ю. Ваулина. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.

8. Давайте говорить правильно! Новые и наиболее распространенные экономические термины в современном русском языке: краткий словарь-справочник / Г.Н. Скляровская, Е.Ю. Ваулина. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.

9. Давайте говорить правильно! Новые и наиболее распространенные сокращения в современном русском языке: краткий словарь-справочник – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 160 с.

10. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: краткий словарь-справочник / Л.А. Вербицкая, Н.В. Богданова, Г.Н. Скляровская – 5-е изд., стер. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.

11. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 383 с.

12. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка: Пособие для учащихся – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 288 с.

13. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – 4-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1988. – 704 с.

14. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / Отв. ред. д-р филол. наук В.Н. Гелия. – М.: Русский язык, 2006. – 784 с.

15. В.С. Елистратов. Толковый словарь русского сленга. – М.: АСТ-ПРЕССА КНИГА, 2005. – 672 с.

16. Словарь антонимов русского языка. Св. 3000 антонимических пар / Под ред. Л.А.Новикова. – 8-е изд., стереотип. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 592 с.

17. Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический / А.П. Гуськова, В.Б. Сотин – М.: Русский язык. – Медиа, 2003. – 869 с.

18. М.А. Надель-Чевинская, А.П. Червинская, Л.П. Червинская. Иностранные слова и сочетания с ними. Вопросы и задания по развитию речи для школ, гимназий, лицеев. Лингвопсихологический словарь-учебник. Часть 2. – г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с.

19. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами /Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. – М.: ООО «Издательский Дом «ОНИКС 21 век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2002. – 704 с.

20. Школьный топонимический словарь: пособие для учащихся сред. и ст. возраста. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

21. Орфографический словарь русского языка / Ситников В.П., Славкин В.В. – М.: Филол. общество «Слово», ООО «Издательство Эксмо», 2003. – 638 с.

22. Собственные имена в русском языке: словарь ударений – Более 35000 словар. единиц. – М.: Издательство НЦЭНАС, 2001. – 376 с.

23. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991. – 576 с.

24. Русский язык: Справочные материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранова, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1987 – 288 с.

26. Школьный фразеологический словарь. Значение и происхождение словосочетаний / Н.М. Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов – 2-е изд. – М.: Дрофа; Русский язык, 1997. – 268 с.

26. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). Ок. 82000 слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1982. – 879 с.

27. Толковый словарь-справочник русского языка. – Мн.: Интерпресссервис; Книжный Дом, 2—3. – 544 с.

28. Орфографический словарь русского языка: 106000 слов / АН СССР. Институт русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова и др. – 26-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1988. – 400 с.

29. Русский язык и культура речи: Учебник / Под. Ред. Проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001. – 413 с. (электронный учебник)

30. Русский язык и культура речи: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. О.Я. Гойхмана.:ИНФРА-М; Москва; 2009. – 166 с. (электронный учебник)

31. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 384 с. (электронный учебник)






















































4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

- пользоваться словарями русского языка.

Усвоенные знания:

- различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

- нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров.

Формы контроля знаний: текущий, тематический, рубежный, итоговый.


Методы контроля: устный опрос, самостоятельная работа.































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Горячевская Вера Леонидовна

Дата: 12.02.2016

Номер свидетельства: 292243


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства