Рабочая программа по учебной дисциплине "русский язык и культура речи" для специальности 38.02.01 "экономика и бухгалтерский учет"
Рабочая программа по учебной дисциплине "русский язык и культура речи" для специальности 38.02.01 "экономика и бухгалтерский учет"
Рабочая программа по учебной дисциплине "русский язык и культура речи" рекомендована для специальности 38.02.01 "экономика и бухгалтерский учет". Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Организация-разработчик: КГАПОУ "Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева". Разработчик: Горячевская Вера Леонидовна, преподаватель первой категории. Программа содержит: паспорт рабочей программы учебной дисциплины, структуру и содержание, условия реализации, контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине "русский язык и культура речи" для специальности 38.02.01 "экономика и бухгалтерский учет"»
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И.Сюзева»
рабочая программа
по учебной дисциплине
ОГСЭ.06«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
для специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет»
2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям).
Организация-разработчик: КГАОУ СПО «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Разработчик: Горячевская Вера Леонидовна, преподаватель первой категории Добрянского гуманитарно-технологического техникума
Рассмотрено и Одобрено на заседании методического совета техникума
Протокол № ____ от «____» _______ 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. Структура и содержание учебной программы дисциплины
3. Условия реализации рабочей программы учебной программы дисциплины
4. контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1. Паспорт рабочей программы дисциплины
Русский язык и культура речи
1.1. Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы: дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
знать:
- различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
- нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
уметь:
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
- пользоваться словарями русского языка.
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки студента- 219часов, в том числе:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
219
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
146
в том числе:
практические занятия
0
лабораторные работы
0
контрольные работы
0
Самостоятельная работа студента (всего)
73
- самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебных пособий;
- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя;
- выполнение практических заданий по отдельным темам дисциплины;
- самостоятельное изучение отдельных вопросов (с целью углубления знаний по заданию преподавателя) с последующим оформлением доклада
Промежуточная аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Введение
Тема 1.1.
Язык и речь. Основные единицы языка
Содержание учебного материала
2
2
1
Язык и речь. Основные единицы языка.
2
Тема 1.2.
Литературный язык и его нормы. Словари русского языка
Содержание учебного материала
2
3
1
Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка.
2
Практическая работа
12
3
№ 1
Виды словарей. Работа со словарями
4
№2
Работа с текстом
4
№3
Анализ текста
4
Тема 1.3.
Культура речи Коммуникативные качества речи.
Содержание учебного материала
2
1
Понятие культуры речи, ее социальные аспекты. Качества хорошей речи (чистота, правильность, точность, логичность, этикетность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
2
3
Самостоятельная работа№1: «Преобразование монологической речи в диалогическую и наоборот (с одновременным привнесением в создаваемый текст соответственно элементов разговорного языка и строго нормированного литературного языка письменной речи)» или работа с карточками «Коммуникативные качества речи».
4
Раздел 2 Фонетика
Тема 2.1.
Фонема.
Орфоэпические нормы. Орфоэпические словари.
Содержание учебного материала
4
3
1
Фонетические единицы языка (фонемы). Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.
4
Практическая работа
12
3
№ 4
Определение орфоэпических норм
4
№5
Работа с орфоэпическими словарями
4
№6
Фонетический анализ слов
4
Тема 2.2.
Фонетические средства речевой выразительности
Содержание учебного материала:
4
3
1
Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс и аллитерация
4
Самостоятельная работа№2: Доклад о фонетических средствах речевой выразительности (с примерами).
4
Тема 2.3.
Русское ударение и произношение
Содержание учебного материала:
2
3
1
Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.
2
Самостоятельная работа№3: «Ударение и произношение слов. Устранение собственных ошибок в речи»
4
3
Раздел 3 Лексика и фразеология
Тема 3.1.
Слово, его лексическое значение. Толковые словари.
Содержание учебного материала:
2
2
1
Слово, его лексическое значение. Толковые словари русского языка
2
Тема 3.2
Лексические и фразеологические единицы. Лексико-фразеологические нормы.
Содержание учебного материала:
2
3
1
Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты.
2
Практическая работа
12
3
№ 7
Лексико-фразеологические нормы литературного языка
4
№8
Работа с фразеологическими словарями
4
№9
Работа с лексическими нормами
4
Тема 3.3.
Лексико-фразеологические средства речевой выразительности. Профессионализмы и термины
Содержание учебного материала:
2
3
1
Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов
2
Самостоятельная работа№4: «Лексико-изобразительные , выразительные средства языка».
4
Самостоятельная работа№5: «Словотворчество В. Маяковского, А. Вознесенского и др.».
Лексические ошибки и их исправление: плеоназм, тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.
2
Самостоятельная работа№6: «Лексические ошибки и их исправление».
4
Раздел 4 Словообразование
Тема 4.1.
Способы словообразования
Содержание учебного материала:
2
3
1
Способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход одной части речи в другую.
Тема 6.3. Синтаксические средства речевой выразительности.
Содержание учебного материала:
2
3
1
Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др. фигуры речи). Синтаксическая синонимия как богатство и выразительность русской речи.
2
Практическая работа
8
3
№ 19
Выразительные средства русского синтаксиса
4
№20
Анализ текста
4
Раздел 7. Орфография и пунктуация.
Тема 7.1. Орфограмма. Принципы русской орфографии.
Содержание учебного материала:
2
3
1
Нормы русского правописания. Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм.
2
Практическая работа
4
3
№ 21
Орфографический разбор
4
Тема 7.2. Лексико-грамматический анализ в орфографии.
Содержание учебного материала:
2
3
1
Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.
Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование
2
Самостоятельная работа№13: «Оформление на письме чужой речи».
4
Самостоятельная работа№14: «Конспектирование».
4
Тема 7.5. Орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
Содержание учебного материала:
2
3
1
Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
2
Самостоятельная работа№15: «Исправление орфографических и пунктуационных ошибок в тексте».
4
Раздел 8. Текст. Стили речи.
Тема 8.1. Текст и его структура.
Содержание учебного материала:
4
3
1
Текст и его структура.
4
Самостоятельная работа№16: «Создание текстов по теме (на выбор) в соответствии с композицией и нормами русского литературного языка».
4
Самостоятельная работа №17: Композиционная стройность текста
2
Тема 8.2. Типы речи.
Содержание учебного материала:
2
3
1
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (обьяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое.
2
Самостоятельная работа№18: «Создание и анализ типов речи».
4
Тема 8.3. Стили русского литературного языка.
Содержание учебного материала:
4
3
1
Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их язык, признаки, особенности построения текста разных стилей. Жанры деловой и учебно-научной речи.
Самостоятельная работа№20: «Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей».
4
Экзамен
Всего
233
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению.
Реализация дисциплины «Русский язык и культура речи» должна обеспечивать наличие специального кабинета.
Оборудование учебного кабинета: рабочие места преподавателя и студентов, оборудованные современными средствами обучения (интерактивными досками, планшетами, проекторами, необходимым программным обеспечением.)
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 448 с.
2. Русский язык и культура речи: Учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений/Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 320 с.
3. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
Дополнительные источники:
1. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Швецовой. – 19-е изд., испр. – М.: Русский язык., 1987. – 750 с.
2. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Рос. академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова: 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1994. – 944 с.
3. Словарь афоризмов русских писателей / А.В. Королькова, А.Г. Ломов, А.Н. Тихонов; под ред. Д-ра филол. наук, проф. А.Н. Тихонова. – М.: Русский язык – Медиа, 2004. – ХХ, 636 с.
4. Орфографический словарь для учащихся средних учебных заведений. – СПб: Издательство «Лань», 2002. – 320 с.
5. Школьный словарик антонимов и синонимов русского языка: 3-е издание / Авт. коллектив: И. Гуров, Е. Ладанникова, Н.Лобова: Оформление А.А. Громов. – СПб.: Издательский Дом А.Громова, М.: Вахрумка, 2002. – 256 с.
6. Толковый словарь русского языка. Современное написание / В.И. Даль. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 757 с.
7. Давайте говорить правильно! Новые и наиболее распространенные финансовые термины в современном русском языке: краткий словарь-справочник / Г.Н. Скляровская, Е.Ю. Ваулина. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.
8. Давайте говорить правильно! Новые и наиболее распространенные экономические термины в современном русском языке: краткий словарь-справочник / Г.Н. Скляровская, Е.Ю. Ваулина. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.
9. Давайте говорить правильно! Новые и наиболее распространенные сокращения в современном русском языке: краткий словарь-справочник – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 160 с.
10. Давайте говорить правильно! Трудности современного русского произношения и ударения: краткий словарь-справочник / Л.А. Вербицкая, Н.В. Богданова, Г.Н. Скляровская – 5-е изд., стер. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
11. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 383 с.
12. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка: Пособие для учащихся – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 288 с.
13. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – 4-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1988. – 704 с.
14. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / Отв. ред. д-р филол. наук В.Н. Гелия. – М.: Русский язык, 2006. – 784 с.
15. В.С. Елистратов. Толковый словарь русского сленга. – М.: АСТ-ПРЕССА КНИГА, 2005. – 672 с.
16. Словарь антонимов русского языка. Св. 3000 антонимических пар / Под ред. Л.А.Новикова. – 8-е изд., стереотип. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 592 с.
17. Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический / А.П. Гуськова, В.Б. Сотин – М.: Русский язык. – Медиа, 2003. – 869 с.
18. М.А. Надель-Чевинская, А.П. Червинская, Л.П. Червинская. Иностранные слова и сочетания с ними. Вопросы и задания по развитию речи для школ, гимназий, лицеев. Лингвопсихологический словарь-учебник. Часть 2. – г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с.
19. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами /Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. – М.: ООО «Издательский Дом «ОНИКС 21 век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2002. – 704 с.
20. Школьный топонимический словарь: пособие для учащихся сред. и ст. возраста. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
21. Орфографический словарь русского языка / Ситников В.П., Славкин В.В. – М.: Филол. общество «Слово», ООО «Издательство Эксмо», 2003. – 638 с.
22. Собственные имена в русском языке: словарь ударений – Более 35000 словар. единиц. – М.: Издательство НЦЭНАС, 2001. – 376 с.
23. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991. – 576 с.
24. Русский язык: Справочные материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранова, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1987 – 288 с.
26. Школьный фразеологический словарь. Значение и происхождение словосочетаний / Н.М. Шанский, В.И. Зимин, А.В. Филиппов – 2-е изд. – М.: Дрофа; Русский язык, 1997. – 268 с.
26. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). Ок. 82000 слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1982. – 879 с.
27. Толковый словарь-справочник русского языка. – Мн.: Интерпресссервис; Книжный Дом, 2—3. – 544 с.
28. Орфографический словарь русского языка: 106000 слов / АН СССР. Институт русского языка; Под ред. С.Г. Бархударова и др. – 26-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1988. – 400 с.
29. Русский язык и культура речи: Учебник / Под. Ред. Проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2001. – 413 с. (электронный учебник)
30. Русский язык и культура речи: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. О.Я. Гойхмана.:ИНФРА-М; Москва; 2009. – 166 с. (электронный учебник)
31. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 384 с. (электронный учебник)
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
- пользоваться словарями русского языка.
Усвоенные знания:
- различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
- нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров.
Формы контроля знаний: текущий, тематический, рубежный, итоговый.
Методы контроля: устный опрос, самостоятельная работа.