kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь по изучению междисциплинарного курса мдк.02.01 планирование и организация работы структурного подразделения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь по МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения предназначена для организации самостоятельной работы студентов.

Рабочая тетрадь составлена на основе рабочей программы МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 15.02.08 Технология машиностроения.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по изучению междисциплинарного курса мдк.02.01 планирование и организация работы структурного подразделения»

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”







Рабочая тетрадь

по изучению МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

МДК.02.01 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ




для специальности (тей) 15.02.08 Технология машиностроения



Серёгина Ольга Викторовна

(фамилия. имя. отчество составителя)


Рассмотрены на заседании ПЦК

______________20__ г., протокол № __







ТАМБОВ

2021



Библиографическое описание

Серёгина О.В. Рабочая тетрадь по изучению МДК.02.01 планирование и организация работы структурного подразделения/ О.В. Серёгина. - Тамбов, 2017. -61с.








Аннотация

Рабочая тетрадь по МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения предназначена для организации самостоятельной работы студентов.

Рабочая тетрадь составлена на основе рабочей программы МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 15.02.08 Технология машиностроения.

Использование рабочей тетради по МДК. 02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения поможет студентам не только усвоить материал той или иной темы, но и развить экономическое мышление, умение анализировать явления окружающей действительности и делать грамотные выводы.

Рабочая тетрадь содержит различные виды заданий: работа с учебной литературой, контрольные вопросы, ситуации, задачи. Данная рабочая тетрадь может применяться при организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Задания выполняются непосредственно в тетради, тетрадь периодически, по просьбе преподавателя, сдаётся на проверку.






Учебно-методическая разработка рассмотрена на заседании ПЦК дисциплин экономики и общих гуманитарных, естественнонаучных дисциплин

«16» марта 2021г., протокол № 7









Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………….,…..4

Раздел 1.Планирование и организация работы структурного подразделения……6

Тема 1.1 Организация основного производства ……………………………………6

1.1.1 Производственный и технологический процесс……………………………...6

1.1.2 Организация технической подготовки производства………………………..11

Тема 1.2 Организация труда на машиностроительном предприятии …………….13

Тема 1.3 Организация вспомогательного и обслуживающего производства…….17

1.3.1 Организация инструментального, ремонтного и энергетического хозяйства……………………………………………………………………………..17

1.3.2 Организация материально-технического обеспечения и

транспортного хозяйства.............................................................................................23

Тема 1.4 Планирование работы структурного подразделения……………………27

1.4.1 Планирование производства. Планирование себестоимости и прибыли…..27

1.4.2 Планирование труда и заработной платы…………………………………….32

1.4.3 Оперативно –производственное планирование …………………………..... 36

Раздел 2. Руководство работой структурного подразделения…….........................37

Тема 2.1 Основы управления производством………………………………….......37

2.1.1 Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности…………………………………………………………………………37

2.1.2 Принятие управленческих решений…………………………………………..42

2.1.3 Руководство организацией как социальной системой……………………… 43

2.1.4 Деловое общение…………………………………………................................50

Раздел 3 Анализ процесса и результатов деятельности подразделения………………………………………………………………………..56

Тема 3.1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности подразделения………………………………………………………………………..56

3.1.1 Анализ производства и реализации продукции. Анализ затрат на производство…………………………………………………………………………56

3.1.2 Анализ состояния и использования основных средств. Анализ производительности труда. Анализ финансовых результатов…………………………………………………………………………..57

Список рекомендуемой литературы………………………………………………..61











Пояснительная записка


При стремительном увеличении объема информации, в том числе и учебно-значимой, наиболее актуальной становится задача овладения обучающимися способами самостоятельного поиска и активного усвоения знаний. Меняются и цели образования. На передний план выдвигается формирование и развитие у студентов навыков учебной деятельности, а также не столько предметных, сколько общеучебных интеллектуальных умений, которые обеспечивают самостоятельный поиск и усвоение знаний, в любых отраслях науки, по любому предмету.

Для реализации этих задач в учебный процесс внедряются различного рода пособия позволяющие работать студенту в индивидуальном темпе, в удобное и не учебное время, не требуя при этом сложных технических средств, помогая студенту усвоить весь необходимый объем знаний. В последнее время такие задания объединяются в учебные пособия в виде рабочих тетрадей.

Данная рабочая тетрадь разработана по МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения предназначена для организации самостоятельной работы студентов. Рабочая тетрадь составлена на основе рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 15.02.08 Технология машиностроения.

Концепция учебно-методической разработки направлена на повышение качества образования, развитие компетенций в области экономических знаний студентами в соответствии с требованиям ФГОС СПО.

Актуальность рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания, информационной подготовки обучающихся на занятиях с возможностью выявить направления формирования их мыслительной деятельности. Практическая значимость заключается в применении рабочей тетради для облегчения освоения студентами МДК.02.01 Планирование и организация работы структурного подразделения

Цель рабочей тетради – способствовать повышению эффективности обучения и уровня творческого развития обучаемых.

Внедрение рабочей тетради в практику учебного процесса решает такие задачи:

1. Развитие мышления обучающихся.

2. Более прочное усвоение теоретических положений, а также приобретение практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих задач.

3. Овладение алгоритмами решения основополагающих задач.

4. Контроль за ходом обучения обучаемых учебной дисциплине и формирование у них умений и навыков самоконтроля.

Рабочая тетрадь содержит различные виды заданий: работа с учебной литературой, контрольные вопросы, ситуации, задачи. Выполнение этих заданий позволит студентам систематизировать полученные знания, научит самостоятельно работать с экономической литературой, развить экономическое мышление, умение анализировать явления окружающей действительности и делать грамотные выводы.

Рабочая тетрадь поможет и преподавателю. С её помощью легче организовать учебный процесс, выбрать форму работы студентов на занятии, сделать его более интенсивным и интересным.

Данная рабочая тетрадь может применяться при организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Задания выполняются непосредственно в тетради, тетрадь периодически сдаётся на проверку.






































Раздел 1. Планирование и организация работы структурного подразделения

Тема 1.1 Организация основного производства

1.1.1 Производственный и технологический процесс


Дать определение, ответить на вопросы, составить таблицы, решить задачу:


1. Производственный процесс- это ___________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. В зависимости от характера и масштаба выпускаемой продукции производственные процессы могут быть: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Технологический процесс- это _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Нетехнологические – это процессы__________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В процессе изготовления деталь проходила механическую обработку, горячую штамповку, транспортирование, термическую обработку, механический контроль, прием, хранение и выдачу со склада.

Произвести деление указанных процессов и операций на технологические:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

нетехнологические:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Основной производственный процесс - это___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________7. Основной производственный процесс делится на три стадии:____________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Вспомогательный производственный процесс – это______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

9. Обслуживающий производственный процесс – это_____________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. На машиностроительном заводе выполняются следующие производственные процесс: литье, горячая ковка и штамповка; ремонт зданий, сооружений и уход за ними; изготовление и ремонт инструментальной оснастки; транспортирование и хранение материальный ценностей; механическая обработка, термическая обработка; сборка узлов в машину.

Произведите классификацию указанный процессов на основные и вспомогательные.


Основные процессы: ________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вспомогательные процессы:__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________


11. Заполните таблицу:


Принципы организации производственного процесса


Характеристика

1. Пропорциональность
















2. Согласованность














3. Прямоточность







4. Параллельность









5. Ритмичность











12. Заполните таблицу:


Виды движения предметов труда в процессе производства

Характеристика

1. Последовательный








2. Параллельный










3. Параллельно- последовательный










13. Число деталей в партии п=4; число операций м=4; время выполнения операций t1= 2мин, t2= 4мин, t3= 1мин и t4= 3мин.

Определить длительность изготовления партии деталей при последовательном, параллельном и параллельно-последовательном видах движения деталей.

Решение:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


14. Производственный цикл – это_____________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Что входит в структуру производственного цикла_____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


16. Наиболее прогрессивным методом организации производства является

_______________________________________________________________


17. Повышении производительности труда на поточных линиях достигается на счет:__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


18. На сборочном рабочим конвейере непрерывного действия число технологических операций -16. Все операции во времени равны между собой и равны такту потока. В результате внедрения прогрессивной технологии и улучшения организации труда длительность выполнения каждой операции сократилась на 6% и выпуск изделий за месяц достиг 12350 шт. Число рабочих дней в году- 23. Конвейер работает в две смены по 8 ч. Регламентированный перерыв на отдых- 30 мин в смену.

Определить величину прироста выпуска изделий с конвейера и длительность технологического цикла изготовления изделия до и после внедрения прогрессивной технологии и улучшения организации труда.

Решение:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________


1.1.2 Организация технической подготовки производства


Дать определение, ответить на вопросы, вставить пропущенное слово, составить таблицы, решить задачу:


1. Техническая подготовка производства представляет собой______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Техническая подготовка производства делиться на _________________________и______________________________ и включает:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Этапы конструкторской подготовки:_________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ____________________________определяет назначение изделия, область применения и масштабы его производства; основные требования к изделию; технические характеристики изделия и общие эксплуатационные показатели; показатели качества и особые требования к изделию; технологические, организационные и экономические условия производства.


5.____________________________содержит принципиальные конструктивные решения, дающие представление об изделии и принципе его работы, а также данные, определяющие назначение, основные параметры и габаритные размеры (т. е. конструктивное оформление будущей конструкции изделия, включая чертежи общего вида). На этой стадии разрабатывается документация для изготовления макетов, осуществляется их изготовление и испытания, после чего корректируется конструкторская документация.


6. __________________________предусматривает выполнение графической и расчетной частей, а также уточнения технико-экономических показателей создаваемого изделия.

7. ___________________________состоит в разработке полного комплекта конструкторской документации на изделие. В рабочий проект входят разработка чертежей общих видов, сборочных единиц и всех оригинальных деталей, уточнение спецификаций на каждую сборочную единицу, разработка компоновочных чертежей, изготовление опытных образцов, стендовые, заводские и государственные испытания.


8. Перечислите основные этапы технологической подготовки производства:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9. В результате модернизации: коэффициент использования материала в новой конструкции увеличился на 8 %; норма расхода материала в старой конструкции 55 кг; масса обработанных деталей в старой конструкции - 41, а в новой - 36 кг.

Определить, как изменятся затраты на материал, если цена материала - 35 тыс. руб. за тонну, цена отходов - 3 тыс. руб. за тонну.

Решение:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. Определить коэффициент использования материала у действующей и модернизированной конструкциях, процент снижения средней материалоёмкости после модернизации на основе следующих данных:


Показатели

До модернизации

После модернизации

Норма расхода материала (на одну деталь), кг

17

15

Масса детали после обработки, кг

13

12

Общее количество деталей в конструкции, шт.

76

71

Решение:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



11. Общее количество наименований деталей в первом варианте новой конструкции изделия 1650, во втором варианте 1600, коэффициент унификации 0,4 и 0,5 соответственно.

Определить, на сколько уменьшился объём работ (в часах) по конструкторской подготовке во втором варианте, если средняя трудоёмкость конструкторской подготовки производства одной оригинальной детали 50 часов.

Решение:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 1.2 Организация труда на машиностроительном предприятии


Дать определение, ответить на вопросы, составить таблицы, решить задачу:


1.Организация труда – это ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Организация труда направлена на ___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заполните таблицу:


Задачи организации труда

Задача

Характеристика

1. Экономическая






2. Психофизиологическая






3. Социальная









4. Техническая эстетика – это _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Эргономика – это ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Разделение труда – это_____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Заполните таблицу:


Виды разделения труда

Вид

Характеристика

1. Функциональное






2. Технологическое






3. Квалификационное








4. Пооперационное












8. Совмещение профессий – это_______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Для машиностроение характерны следующие формы совмещения профессий:_________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. Многостаночное обслуживание – это________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


11. Многостаночник обслуживает 3 станка, на которых обрабатываются детали с нормой времени соответственно tшт =18;20;15 мин, в том числе tручн =4;6;3 мин. Построить график многостаночного обслуживания и определить простой рабочего и построй каждого станка на протяжении цикла многостаночного обслуживания.

Решение:__________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Рис. График многостаночного обслуживания


12. Рабочее место – это ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Чем определяется оснащение рабочего места ________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Оснащение принято делить на следующие группы: ___________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Тема 1.3 Организация вспомогательного и обслуживающего производства

1.3.1 Организация инструментального, ремонтного и энергетического хозяйства.


Дать определение, ответить на вопросы, составить таблицы, решить задачу:


1. Каковы основные задачи инструментального хозяйства___________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Опишите основные функции ЦИС_ и ИРК_____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как ведется учет инструмента в ИРК?________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Каковы основные пути совершенствования организации инструментального хозяйства__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5.Определить годовой расход проходных резцов с пластинками из быстрорежущей стали при следующих данных: годовая программа деталей, обрабатываемых резцами — 50 000 шт., машинное время на обработку одной детали — 6 мин, длина режущей части инструмента — 10 мм, средняя величина снимаемого слоя за одну переточку 0,5 мм, стойкость резца — 1,5 ч, коэффициент преждевременного выхода из строя — 0,05.

Решение: _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6.Определить точку заказа и наибольшую норму запаса спиральных сверл диаметром 3 мм в ЦИС, если известно, что среднемесячный расход сверл по заводу - 100 шт., промежуток времени между выдачей и поступлением инструмента в ЦИС— 1 мес., наименьшая норма запаса сверл — 50 шт. Время между заказами инструмента — 3 мес.

Решение: _______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

7. Система планово-предупредительного ремонта (ППР) – это ____________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Дополните таблицу:

Система ППР

Межремонтное обслуживание

Ремонтные операции













9. Ремонтный цикл – это _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Межремонтный период – это ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


11. Ремонтный цикл включает кроме капитального два средних и шесть малых ремонтов. Определить (аналитически и графически) длительность ремонтного цикла и количество периодических осмотров, если межремонтные периоды равны 1 году, а межосмотровые — 4 мес.

Решение (аналитически): ____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Решение (графически):














12. Шестилетий ремонтный цикл включает кроме капитального один средний, ряд малых ремонтов и периодических осмотров. Межремонтные периоды равны 9 мес., межосмотровые — 3 мес. Заводское технологическое оборудование насчитывает 35 агрегатов 12-й категории; 20 агрегатов 16 -й категории и 26 агрегатов 18-й категории. Определить плановый годовой объем ремонтных работ (слесарных, станочных и прочих).


Решение:__________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Каковы основные задачи энергетического хозяйства предприятия:_______

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Изобразите примерную структуру энергетической службы предприятия:














15. Каковы функции энергетической службы предприятия:________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Энергетический баланс предприятия – это __________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


17. Определить потребность каменного угля для отопления здания механического цеха, имеющего наружные габаритные размеры: длина — 60 м, ширина 30 м и высота — 6 м. Норма расхода пара на 1 м3— 0,6 ккал/ч при разности наружной и внутренней температур 1°С. Средняя наружная температура а за отопительный период составляет 5°С— в внутри здания

+ 16°С. Отопительный период — 150 дней. Калорийный эквивалент каменного угля -0,9. Теплотворная способность условного топлива — 7000 ккал/кг. Коэффициент полезного действия котельной установки — 0,7.

Решение: __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


18. Общая мощность электродвигателей металлорежущих станков механического цеха — 180 кВт. Коэффициент спроса, учитывающий недогрузку и неодновременность работы электродвигателей цеха, установлен 0,5. Режим работы цеха — двухсменный по 8 ч. Потери времени на плановый ремонт — 4%. Определить потребность в силовой электроэнергии за месяц (22 рабочих дня) для данного цеха.

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1.3.2 Организация материально-технического обеспечения и транспортного хозяйства.


Дать определение, ответить на вопросы, составить таблицы, решить задачу:


1. Материально-техническое обеспечение – это_________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Каковы основные функции МТО ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Каково значение складов в современном производстве ________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как осуществляются связи складов с производственными цехами промышленным транспортом _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Токарные резцы хранятся на инструментальном складе в клеточных стеллажах. Размеры двухстороннего стеллажа 1,2х4м, высота – 2м. Годовой расход резцов достигает 100 тыс. шт. Средние размеры токарного резца 30х30мм длиной 250мм при плотности стали 8 г/см3. Инструмент поступает ежеквартально партиями со специализированного завода. Страховой запас – 20дней. Коэффициент заполнения стеллажей по объему равен 0,3. Вспомогательная площадь составляет 50% общей площади склада. Склад работает 250 дней в году. Допустимая масса груза на 1 м2 площади пола – 2тонны.

Определить необходимую складскую площадь для хранения токарных резцов.

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Годовой расход листовой стали на заводе составляет 380 тонн. Сталь поступает на завод ежеквартально партиями и хранится на центральном складе. Страховой запас предусмотрен в размере 15-дневной потребности. Стальные листы плотностью 7,8 кг/дм3 хранятся на полочных стеллажах размером 1,8х1,5м, высотой 2м. Объем стеллажей используется на 655.

Определить расчетное и принятое количество стеллажей, если склад работает 260 дней в году, а допустимая нагрузка на 1 м2 пола составляет 2 тонны.

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Каковы основные задачи транспортного хозяйства____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Приведите примерную структуру развитой транспортной службы машиностроительного
























9. Перечислите функции транспортной службы предприятия:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Грузооборот – это_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Грузопоток – это________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Грузопотоки рассчитываются на основании: _________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Различают два вида маршрутов: ___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


14.Формовочная смесь в литейном цехе подается транспортером, движущимся со скоростью 0,2 м/с. Суточное количество подаваемой смеси составляет 60 т. Удельный вес смеси 1,4 т/м3. Используемая ширина транспортера под нагрузку — 0,35 м, высота нагружаемой смеси — 10 см. Транспортер работает в одну смену (7 ч), причем фонд времени его работы используется на 80%.

Определить необходимое количество транспортеров.

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




15. Суточный выпуск механического участка 120 деталей. Каждая деталь транспортируется электромостовым краном на расстояние 75 м. Кран движется со скоростью 50 м/мин. На каждую деталь при ее погрузке и разгрузке приходится в среднем 4 крановые операции, длительностью каждая по 3 мин. Участок работает в 2 смены. Фонд времени работы, крана используется на 85%.

Определить длительность одного рейса электрокрана и необходимое количество электрокранов.

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Тема 1.4 Планирование работы структурного подразделения

1.4.1 Планирование производства и реализации продукции. Планирование себестоимости и прибыли


Дать определение, ответить на вопросы, решить задачу:


1. Что определяется в плане производства и реализации продукции

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. При разработке плана производства необходимо учитывать:

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Производственная программа – это__________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Номенклатура- это________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Ассортимент –это ________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Объем реализованной продукции включает ___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Объем валовой продукции включает ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Объем товарной продукции включает ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Производственная мощность – это__________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10.Годовая производственная программа машиностроительного завода характеризуется следующими данными (тыс. руб.):







Вид продукции

Товарная продукция

Изменение остатков незавершенного производства

по плану

фактически

по плану

фактически

Основная продукция

620


670


+30


+40


Заказы межзаводского кооперирования



100




75




-10




+7



Услуги (капитальное строительств ои капитальный ремонт)



145



138



-5




+4

Определить выполнение плана по валовой и товарной продукции.

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



11. Определить количество рабочих мест и их загрузку по операциям. Построить график загрузки рабочих мест.

Исходные данные:

1. Программа выпуска 80 000 шт.

2. Нормы времени на операции (мин)

3,22 мин 2,11мин 2,89 мин

1,53мин 4,82 мин 1,54 мин

3. Недостающие данные принять самостоятельно.

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


График загрузки рабочих мест:













12.В плане по себестоимости и прибыли определяется: ____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Себестоимость – это ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Планирование затрат осуществляется в двух разрезах:

1) по экономическим элемента:_______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) по статьям калькуляции___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. ________________затраты — это расходы, связанные с производством, которые нельзя напрямую включить в себестоимость конкретного вида изделия. Например, зарплаты управленцев и расходы на рекламу.


16. Затраты на материалы, топливо для технологических целей, заработная плата производственных рабочих – это _________________________________


17. В зависимости от стадий готовности продукции принято различать следующие виды себестоимости: _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


18. План по себестоимости составляется в следующей последовательности:

1._________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

6._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________19. В смету расходов на содержание и эксплуатацию оборудования включаются затраты на______________________________________________ __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. В сему цеховых расходов входят затраты на __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21. В смету общезаводских расходов входят затраты на____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Пропорционально какой базе распределяются косвенные расходы______

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Процесс расчета себестоимости на единицу продукции называется _____

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

24. В цехе произведено 200 шт изделия А и 400 шт изделия Б. Составьте смету затрат на производство по цеху и калькуляцию себестоимости каждого вида продукции.

Исходные данные, тыс. руб., приведены в таблице:

Показатели

Всего

На изделия

А

Б

1. Заработная плата производственных рабочих

200

120

80

2. Основные материалы

140

80

60

3. Зарплата административно-управленческого

     персонала


80

4. Заработная плата вспомогательных рабочих

80

5. Амортизация здания

60

6. Электрическая энергия на технологические цели

100

40

60

7. Электрическая энергия на освещение цеха

40

8. Амортизация оборудования

160

9. Прочие затраты

200



1.4.2 Планирование труда и заработной платы.


1. Главными задачами при разработке плана по труду и заработной плате являются:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. План по труду и его оплате содержит следующие подразделы:____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В процессе планирования выполняются следующие плановые расчеты:____

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Для определения потребного количества рабочих рассчитывается________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Имеются следующие данные об использовании рабочего времени рабочих за II квартал, чел.-дней:


Отработано в смене:

первой

48960

второй

41370

третьей

31350

Целодневные простои во всех сменах

32

Неявки во всех сменах:

в связи с очередными отпусками

2480

в связи с родами

1450

по болезни

926

в связи с выполнением государственных обязанностей

320

с разрешения администрации

50

прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины

20

праздничные и выходные

52060

Отработано всеми рабочими, чел.-час

904700

Средняя установленная продолжительность:

рабочего дня, час

8,0

рабочего квартала, дней

64

Составьте баланс рабочего времени.























6. Для определения численности рабочих применяют три основных метода расчета:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


7. Плановая численность рабочих по трудоемкости работ определяется на основе следующих исходных данных:________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Рассчитать количество основных, вспомогательных рабочих и ИТР. Определить средний тарифный разряд.

Рассчитать ОФЗ и среднемесячную заработную плату работников.

Исходные данные:

1. Программа выпуска 80 000 шт.

2. Нормы времени на операции (мин)

3,22 мин 2,11мин 2,89 мин

1,53мин 4,82 мин 1,54 мин

3. Недостающие данные принять самостоятельно.

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9. Производительность труда определяет_______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


10. При планировании в промышленности для оценки производительности труда применяют следующие показатели:_______________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________



1.4.3 Оперативно –производственное планирование


Дать определение, ответить на вопросы, решить задачу:


1. Что понимается под оперативным планированием________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. В чем заключается календарное планирование и что оно предусматривает___

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Какие системы оперативного планирования применяются в современном производстве__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Что представляет собой объемно-календарный метод планирования и для каких целей он служит_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Длительность производственного цикла изготовления партии отливок в литейном цехе составляет 1 месяц, в механическом цехе – 20 дней, в гальваническом – 10 дней. На передачу партии из цеха в цех предусмотрено резервное время: в литейном – 10 дней, в механическом и гальваническом по 5 дней. Календарный месяц – 30 дней.

Определить плановое календарное опережение запуска и выпуска партии заготовок в литейном цехе по отношению к гальваническому.

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________


6. На рабочем месте обрабатываются следующие детали:



А

Б

В

Месячная программа выпуска, шт

3650

1255

2880

Норма штучного времени по ведущим операциям, мин

1,5

4.5

3,9


Затраты времени на каждую переналадку станков составляют 80 мин.

Потери времени на переналадку при изготовлении деталей А и Б составляют 6%, деталей В – 3%. Цех работает в две смены, 22 рабочих дня в месяц.

Определить размер партий, периодичность запуска и составить стандарт-план работы рабочего места.

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Раздел 2. Руководство работой структурного подразделения

Тема 2.1 Основы управления производством


2.1.1 Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности


Дать определения, ответить на вопросы, решить ситуации:


1. Менеджмент – это ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Примеры из прошлого (сооружение египетских пирамид, китайской стены и т.д.) свидетельствуют о том, что организации существуют на протяжении многих тысячелетий. Столько же существует и управление. Однако только в последние несколько веков стали проводиться систематические исследования проблем управления в организациях. Укажите исторические предпосылки становления менеджмента как научной дисциплины: ____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний? Какая страна является родиной менеджмента?________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перечислите современные подходы в менеджменте:___________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. По уровням управления менеджмент рассматривается на трех уровнях руководства организацией: высшем, среднем и нижнем. Перечислите состав функций менеджеров на каждом уровне управления______________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Перечислите виды менеджмента современных организаций с учетом функциональных областей: ___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Организация как объект менеджмента представляет собой______________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


8. Внешняя среда предприятия представляет собой______________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Дайте определение понятию внутренняя среда организации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. Функция менеджмента – это_______________________________________ __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


11. Дайте определение и поясните сущность функции мотивации__________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Изобразите схематически иерархию потребностей по А. Маслоу














13. Старшего мастера Сорокина Ивана Петровича как хорошего специалиста повысили в должности. Теперь он стал заместителем начальник цеха, однако через некоторое время стало ясно, что он не справляется со своими обязанностями и его повышение оказалось преждевременным. Таким образом, он получил сообщение, что понижен в должности (до старшего мастера). Иван Петрович расценил это как личное оскорбление и уволился с работы.

Вопросы:

1. Правильно ли он поступил?

2. С точки зрения какой теории мотивации можно оправдать его действия?

3. Какая потребность Сорокина была не удовлетворена?

4. Как следовало поступить, чтобы избежать такой ситуации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


14. Опросы работников различных российских организаций позволяют привести список наиболее часто упоминаемых потребностей, стремление к удовлетворению которых не только определяет выбор места работы, но и формирует готовность длительно работать в данной организации. Это следующие потребности:

  • Достойная оплата труда

  • Хорошие условия труда

  • Привлекательные карьерные перспективы

  • Хороший климат в трудовом коллективе

  • Хорошие взаимоотношения с руководством

  • Интересная работа

  • Возможности для проявления инициативы и самостоятельности

  • Возможности для обучения и профессионального развития

  • Уверенность в завтрашнем дне, гарантия занятости

  • Хороший уровень социальной защиты.

Попробуйте определить иерархию пяти наиболее значимых мотивов для рядовых работников и руководителей среднего звена.

Рядовые работники

Руководители

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

15. Под делегированием понимается___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Дайте определение понятию «метод управления» _____________________ __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Какие три основные группы методов управления вам известны?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Решение срочной задачи, поставленной руководством перед Вашим подразделением, потребует резкого повышения интенсивности работы всех сотрудников и грозит срывом графика отпусков.

Вопрос: Какие группы методов управления и конкретные действия следует применить к работникам, чтобы побудить их для достижения целей организации?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 2.1.2 Принятие управленческих решений


1. Какова роль управленческого ращения в управлении организацией?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие виды управленческих решений выделяют?_____________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Перечислите требования, предъявляемые к управленческому решению?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Предприятия изготавливает масляные фильтры для автомобилей и реализует их по 10 руб. за штуку. Переменные издержки на единицу продукции составляют 3,6 руб. Квартальный объем продаж – 250 000 шт. Постоянные издержки предприятия составляют 975 000 руб. Порог рентабельности пройден. Руководству предприятия поступило коммерческое предложение выполнить заказ на 20 000 фильтров по цене не выше 5,25 руб. Выполнение этого заказа не вызовет роста постоянных издержек. Задание. Какое решение должно принять руководство? На что в первую очередь необходимо обратить внимание при принятии решения. Могут ли какие-то изменения во внешней среде повлиять на принятое решение? Приведите не менее 2 примеров изменения внешней среды и их влияния на принятие решения.

Решение кейс-ситуации: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Тема 2.1.3 Руководство организацией как социальной системой


Дать определения, ответить на вопросы, решить ситуации:


1. Какова роль руководителя в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений: ____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какова роль единогласия и коллегиальности в процессе подготовки и принятия управленческих решений? ___________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что является основными элементами конфликта? ______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Конфликтная ситуация предполагает наличие: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каковы причины конфликтов? ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие существуют межличностные стили разрешения конфликтов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Вы как начальник цеха критиковали своего подчиненного по чисто производственным вопросам. После работы Вы идете вместе к автобусу, так как живете по соседству, и замечаете, что служебные замечания он принял как личную обиду. Позже он даже упрекнул Вас в намерении унизить его в глазах коллег.

Вопросы:

1.  Какой конфликт имел место?

2.  В чем состоит причина данного конфликта?

3.  Как можно преодолеть сложившуюся ситуацию? Какая группа методов и какой конкретно метод разрешения конфликта уместны в данной ситуации?

4.  Как надо было критиковать сослуживца, не вызывая у него негативной реакции?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Каковы причины стресса? _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9.  Каждому из приведенных ниже терминов и понятий, перечисленных цифрами, найдите соответствующее положение, обозначенное буквой.


№ п/п

Термин

Обозначение

Определение

1

2

3

4

1

Руководитель

А

Поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида.

2

Лидерство

Б

Влияние, основанное на страхе наказания.

3

Власть

В

Способность оказывать воздействие на людей с целью достижения намеченных целей.

4

Власть, основанная на вознаграждение

Г

Передача всех административных полномочий одному руководителю и ответственность всех подчиненных только перед ним.

5

Власть, основанная на принуждении

Д

Человек, который эффективно управляет своими подчиненными в целях выполнения ими поставленных задач.

6

Влияние

Е

Наличие существенных признаков или особенностей, которыми человек отличается от других сотрудников.

7

Эталонная власть

Ж

Возможность влиять на поведение других.

8

Единоначалие

З

Влияние, основанное на ожидании подчиненными вознаграждения от руководителя.

9

Качества лидера

И

Влияние, основанное на желании подчиненных подражать своему руководителю.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


10. а) Если бы Вы были руководителем низового звена, как бы вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из ваших идей?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Всегда ли демократический, ориентированный на человека стиль руководства оказывается эффективным?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


в) Какой из стилей руководства позволит оптимально и быстро решить возникшие трудности в отношениях между сотрудниками?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


11. Заполните таблицу:






Стили управления

Критерий

Авторитарный стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

1

2

3

4

Принятие решений










Планирование















Контроль


















Отношение к подчиненным










Манера общения












12. Однажды Вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей о том, как лучше обращаться с подчиненными. Версии были такими:

1.  «Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности»

2.  «Все это мелочи, главное в оценке людей – это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено»

3.  «Подчиненных нужно оставить в покое и позволить им самим принимать решения».

Вопросы:

1.  Какому стилю руководства придерживается каждый из руководителей?

2.  Какую точку зрения поддерживаете Вы и почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________



Тема 2.1.4 Деловое общение


Дать определения, ответить на вопросы, решить ситуации:


1.  Раскройте содержание термина «деловое общение»:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.  Перечислите и охарактеризуйте социально-психологические механизмы воздействия партнеров друг на друга в процессе общения.

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  Что такое деловая беседа, каковы ее цели и функции?__________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________


4.  Каковы задачи и особенности деловых переговоров?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.  Укажите и охарактеризуйте основные правила, способствующие успеху в переговорах и поддержанию благоприятного психологического климата в процессе их проведения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.  Каковы цели, функции и особенности делового совещания?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Почему современному руководителю необходимо владеть навыками публичного выступления?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.  Каким требованиям должно соответствовать публичное выступление, чтобы на всем протяжении удерживать внимание слушателей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.  Групповое принятие решений является необходимым компонентом работы руководителя. Сформулируйте не менее трех плюсов (положительных моментов), связанных с проведением совещаний.

Плюсы совещаний:

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А.С.Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.


Эпизод первый: заключение трудового соглашения.


«Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где мне найти такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу».

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: «Ладно.

Не будет нам обоим накладно…»


Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.


· Все ли условия соглашения выполняются?

· Как выполнил Балда свои обязанности?


Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением.


Справедливость каких правил делового сотрудничества подтверждают заключительные слова Балды: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».


В заключение подготовьте аналитическую информацию: какие правила составления трудового соглашения были нарушены партнерами в ситуации «Прием на работу».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Составьте план публичного выступления по теме, выбранной вами: __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


























Раздел 3 Анализ процесса и результатов деятельности подразделения

Тема 3.1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности подразделения

3.1.1 Анализ производства и реализации продукции. Анализ затрат на производство


Решите задачи:


1. Проведите анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции и сделайте выводы на основании данных таблицы:


Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции предприятием за 20__г., тыс. руб.

Изделие

Объем производства продукции в плановых ценах

Реализация продукции

план

факт

+,-

% к плану

план

факт

+,-

% к плану

1

50000

66500



52275

62730



2

30000

17100



30135

17712



Итого










Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проведите анализ затрат на производство основании данных таблицы:


Анализ затрат на производство продукции

Элементы затрат

Сумма, тыс. руб.

Структура затрат, %

план

факт

+,-

план

факт

+,-

Оплата труда

9830

11900





Отчисления на социальное страхование

3440

4165





Материальные затраты

35000

45600





В том числе:

- сырье и материалы

25200

31500





- топливо

5600

7524





- электроэнергия и т.д.

4200

6576





Амортизация

5600

7500





Прочие затраты

11130

12345





Полная себестоимость







В том числе:

- переменные затраты

45500

55328





- постоянные затраты

19500

26182







3.1.2 Анализ состояния и использования основных средств. Анализ производительности труда. Анализ финансовых результатов


Решите задачи:


1. На основании данных таблицы проанализируйте факторы изменения прибыли и рентабельности отдельных видов продукции и в целом по предприятию по действующей методике и методике маржинального анализа; определите безубыточный объем продаж и зону безопасности предприятия и факторы изменения их уровня.

Анализ прибыли и рентабельности

Показатель

Изделие А

Изделие Б

Прошлый

год

Отчетный

год

Прошлый

год

Отчетный

год

Объем производства, шт.

5000

6000

4000

6000

Цена изделия, тыс. руб.

100

120

25

30

Себестоимость изделия, тыс. руб.

70

80

20

24

В том числе переменные затраты

51

56

12,5

13,54

Сумма постоянных затрат, тыс. руб.

95000

144000

30000

62760


Решение и вывод: __________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. На основании данных таблицы проанализируйте численность рабочих в целом и по каждой категории, рассчитайте абсолютное отклонение численности и относительную экономию (перерасход) рабочей силы сделайте выводы.

Анализ структуры и численности работающих


Категории работающих

Плановая численность

20…г.

Фактическая численность

20…г.

Отклонение

чел.

%

чел.

%

чел.

%

1. Рабочие

883


828




2. Руководители

38


41




3. Специалисты

27


23




4. Служащие

22


25




ИТОГО







в т.ч. принято

15


20




         уволено

35


35




в т.ч. по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины

-

-

7






Вывод_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



















3. На основании данных таблицы проанализируйте влияния факторов на выполнение плана по производительности труда и сделайте выводы.



Анализ влияния факторов на выполнение плана по производительности труда


Показатели

План

Факт

Отклонение

Среднегодовая выработка:

- на одного работающего, т/чел.

938,1

920,4


- на одного рабочего, т/чел.

1030,6

1091,3


Удельный вес рабочих в общей численности работающих, доли единицы

0,91

0,9


Количество рабочих дней, отработанных одним рабочим

220

215


Средняя продолжительность рабочей смены, ч

7,1

7,6


Среднечасовая выработка одного рабочего, т/чел.

0,66

0,63



Решение и вывод: __________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования 2020, Баландина О. В., Локтюхина Н. В., Шапиро С. А., Директ-Медиа.

2. Основы деловой культуры: учебное пособие2020, Баландина О. В., Директ-Медиа.

3. Основы экономики: учебное пособие 2020, Якушкин Е. А., Якушкина Т. В., РИПО.43.Основы менеджмента: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования 2020, Баландина О. В., Локтюхина Н. В., Шапиро С. А., Директ-Медиа.

5. Планирование и организация работы структурного подразделения: учебное пособие 2021, Сукало Г. М., Директ-Медиа.

6.Планирование и организация работы структурного подразделения: учебное пособие 2021, Дрещинский В.А., Юрайт.

7. Психология общения: история и проблематика: учебное пособие2018, Мандель Б. Р., Директ-Медиа.

8. Управление затратами: учебник2018, Чернопятов А. М., Директ-Медиа.

9. Экономика организации: учебное пособие 2021, Сукало Г. М., Директ-Медиа.

10. Экономика, маркетинг, менеджмент: учебное пособие2019, Дробышева Л. А., Дашков и К°.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ольга Викторовна Серёгина

Дата: 23.10.2023

Номер свидетельства: 638564


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства