Рабочая программа дополнительного профессионального образования "Радиотехника" с календарно-тематическим планированием
Рабочая программа дополнительного профессионального образования "Радиотехника" с календарно-тематическим планированием
Программа кружка "Радиотехника" способствует профориентации учасщихся и выбору професии, развивает научное мировоззрение и конструкторские способности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного профессионального образования "Радиотехника" с календарно-тематическим планированием»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21 (корпус 2)»
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МОУ"СОШ № 21"
от « » 2024 г. ___________ Стаханова Е. Б.
Протокол № « » 2024 г.
Программа кружка
Научно - технической направленности
«Радиотехника»
Срок реализации: 1 год
возраст обучающихся: 10-17 лет
первый год обучения на 68 часов
(2 часа в неделю)
Составитель:
Преподаватель
химии и биологии МОУ СОШ 21
высшей категории
Соловьев Сергей Михайлович
Г. о. Подольск
2024 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа «Радиотехника» реализуется в соответствии с научно -технической направленностью. По уровню освоения материала данная программа – базовая.
Актуальность программы.
Потребность современного общества и различных сфер производства в квалифицированных рабочих кадрах и инженерно-технических работниках сегодня очень высока и получение обучающимися допрофессионального технического образования поможет им не только в профориентации, но и в развитии их интеллектуальных способностей, формировании научного мировоззрения, инженерно – конструкторского и логического мышления, в их дальнейшем самоопределении и успешности в профессиональной деятельности.
В первый год обучения дети приобретают умения и навыки самостоятельного конструирования несложной радиотехнической аппаратуры, ее настройку; выполнения монтажных, сборочных и наладочных работ по изготовлению радиоустройств, работы с электрооборудованием и инструментами. Это способствует профориентации детей и их дальнейшему самоопределению в выборе будущей профессии.
Педагогическая целесообразность
Содержание материала излагается от простого к сложному, от известного к неизвестному. Содержание многих тем, изучаемых в кружке, перекликается со школьными программами по предметам «Физика», «Химия», «Технология» и является существенным дополнением школьных программ.
При формировании групп, педагог соблюдает принципы дифференциации и индивидуализации. Объясняется это тем, что для многих ребят радиолюбительство не ограничивается занятиями в кружке, а продолжается в виде самостоятельной работы по конструированию того или иного устройства дома, в процессе чтения популярной радиотехнической литературы, общения с товарищами по интересам. Сказывается также тяга к познанию непрерывно изменяющейся элементной базы радиотехники, интерес к новизне схемных и конструктивных решений промышленной и любительской радиоаппаратуры. Как показывает опыт, теоретические знания и практические навыки обучающихся, значительно различаются и часто не зависят от возраста и обучения в классе школы.
Отличительная особенность данной программы заключается в возможности вариативногопрохожденияматериала, некоторые темы являются базовыми на все время работы кружка. К базовым для кружка 1-го года занятий относятся, например, темы «Элементы электро- и радиотехники», «Пайка и приемы монтажа». Теоретические сведения по каждой из указанных тем надо сообщать применительно к конкретным практическим работам, выполняемым по другим темам. Тема «Полупроводниковые диоды и транзисторы» в значительной степени так же является базовой, потому что имеет прямое отношение почти ко всем другим темам программы кружка. При дальнейшем обучении учащихся (2 – й и 3 – й год обучения) прослеживаются интересные идеи создания и конструктивного усовершенствования отдельных блоков и узлов радиотехнических устройств, что является подтверждением интеллектуального развития подрастающего поколения и формирования научно – инженерной мысли.
Цель: развивать и формировать у обучающихся техническое и конструкторское мышление через знания в области радиоэлектроники, научить методам и приемам радиотехнического конструирования.
Задачи программы.
Личностные:
-воспитывать трудолюбие и усидчивость;
-формировать у обучающихся высокую культуру труда и научного мировоззрения;
-формировать самостоятельность;
-воспитывать умения работать индивидуально и в команде.
Метапредметные:
-развивать техническое мышление и самоорганизацию;
-развивать любознательность, сообразительность;
-развивать устойчивую мотивацию, потребность в саморазвитии, самостоятельность;
-развивать навыки коллективного труда;
-развивать творческие способности путем самореализации.
Предметные:
-формировать знания об устройстве радиотехнических приборов;
-формировать элементарные знания об условных обозначениях радиотехнических элементов;
-формировать представление о способах сборки радиотехнических устройств;
-обучить способам конструирования простейших технических устройств;
-формировать практические навыки работы с инструментами, приспособлениями, приборами.
-научиться применять на практике полученные знания.
Вид программы: модифицированная.
Отличительные особенности программы.
При разработке данной программы использовались:
Возраст участников программы.
Данная программа рассчитана на группы обучающихся в возрасте 10-17 лет. Радиотехника одно из самых сложных направлений научно - технического творчества. В первый год обучения можно принимать всех желающих обучающихся, кто проявит интерес. Очень важно построить занятия так, чтобы заинтересовать каждого ребёнка. Уровень подготовки детей при приеме определяется собеседованием. Курс доступен школьнику обычных средних способностей. Так как группы обучающихся разновозрастные, безусловно, интерес, мотивы и устремления, уровень базовых знаний обучающихся различаются, приходиться формы и методы организации занятий индивидуализировать. Это выражается в том, что теоретический материал и практические задания подбираются для каждого возраста по разной степени сложности. Объем теоретического материала в программе дается в том минимуме, который объективно необходим для осмысленного выполнения практической работы. Основным видом деятельности на занятиях всего 1 года обучения является практическая работа в сочетании с теорией: в её основе лежит конструирование радиоэлектронных устройств используя разработанные схемы, и умение их настраивать и проводить с ними различные эксперименты на основании уже имеющихся знаний и умений, которые обучающиеся приобрели при теоретическом и практическом изучении курса.
Обучение предусматривает:
-выбор собственных конструкций обучающимися (над которыми они будут работать);
-звеньевая работа (несколько человек, объединенных общим интересом, составляют план работы по выбранной теме и, распределив между собой обязанности, приступают к его реализации);
-выполнение социальных заказов (ремонт аппаратуры ОУ и др.);
-выполнение творческих проектов и научно – исследовательских работ и участие в научных конференциях и творческих конкурсах.
Руководитель выполняет, главным образом, роль технического консультанта, научного руководителя и наставника.
Объём и срок освоения программы.
Срок реализации программы один год, объём учебных часов – 68 часов ( 2 часа в неделю). Стартовый уровень - первый год обучения.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в разновозрастной группе и содержат постоянный состав обучающихся на протяжении всего срока обучения. В группу зачисляются дети по принципу добровольности и желания. Наполняемость одной группы: 15 учащихся. Группа комплектуется в начале учебного года.
Режим занятий.
Занятия проводятся во второй половине дня после занятий в школе. Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 часу (по 45 минут).
Планируемые результаты.
Личностные:
У обучающихся будут:
воспитаны трудолюбие;
сформированы высокая культура труда и научного мировоззрения;
сформирована самостоятельность;
воспитаны умения работать в одной команде.
Метапредметные:
развиты техническое мышление и самоорганизация;
развиты любознательность, сообразительность;
развиты устойчивая мотивация, потребность в саморазвитии, самостоятельность;
развиты навыки коллективного труда;
развиты творческие способности путем самореализации.
Предметные:
сформированы знания об устройстве радиотехнических приборов;
сформированы элементарные знания об условных обозначениях радиотехнических элементов;
сформированы представление о способах сборки радиотехнических устройств;
обучены способам конструирования простейших технических устройств;
сформированы практические навыки работы с инструментами, приспособлениями, приборами.
умеют применять на практике полученные знания.
Формы аттестации: викторина, зачет, анкетирование, тестирование.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: материал тестирования, грамота, видеозапись, фото, диплом, отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое мероприятие технической направленности, тесты, выставки, защита работ, испытание устройств.
Материально-техническое обеспечение
Базовая площадка (помещение) для проведения занятий определяется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Оборудование:
-столы;
-столы рабочие для паяния;
-табуреты, стулья;
-шкафы для материалов и методической литературы;
-информационные стенды.
На занятиях используется следующие материалы:
-простой и цветные карандаши, краски;
- тетради;
-линейки;
-копировальная бумага, фотобумага;
расходный и раздаточный материал (паяльники, большой набор радиодеталей, радиоприборов, тестеров, осциллограф и др.).
Доступность сети Интернет позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем программы.
Кадровое обеспечение программы должен осуществлять опытный педагог имеющий богатый опыт работы с радиотехнической аппаратурой, обладающий знаниями, умениями и навыками создания, настройки и ремонта радиотехнических устройств.
Учебно – тематический план
№
п/п
Название раздела, темы.
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие.
Техника безопасности при работе с электроприборами.
1
1
Викторина,
анкетирование
2.
Электричество и ее роль в современной жизни
6
1
5
2.1.
Электричество. Опыты по электризации тел.
2
1
1
Наблюдение, опрос
2.2.
Электрическая цепь, электрический ток, напряжение, сопротивление проводников.
2
2
Наблюдение, анализ работ
2.3.
Последовательное, параллельное и смешанное соединения проводников.
2
2
Анализ конструкций творческая работа
3.
Технология изготовления электронных устройств
20
6
14
3.1.
Электрическая пайка и приемы монтажа
8
2
6
Наблюдение, анализ действий
3.2.
Технология изготовления печатных плат.
6
2
4
Анализ практических работ
3.3.
Разводка печатных плат
6
2
4
Анализ практических работ
4.
Основы радиоэлектроники
12
1
11
4.1.
Диоды и опыты с ними.
1
1
Наблюдение, анализ действий
4.2.
Транзисторы и опыты с ними.
1
1
Опрос, испытание устройства
4.3.
Магниты, электромагниты, электрические звонки.
1
1
Наблюдение, анализ работ
4.4.
Головные телефоны, усилители звуков и переговорные устройства.
1
1
Наблюдение, анализ работ
4.5.
Звук и усилители звуковой частоты.
1
1
Опрос, испытание устройства
4.6.
Воспроизведение звукозаписи
1
1
Опрос, испытание устройства
4.7.
Элементы радиотехники
2
1
1
Опрос, испытание устройства
4.8.
Изготовление приемника прямого усиления
4
4
Анализ практических работ
5.
Радиотехническое конструирование
26
4
22
Анализ практических работ
Итоговое занятие.
3
1
2
Защита работы
Итого:
68
14
54
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. ТБ при работе с электропиборами-1час
Наша страна – родина радио. Изобретатель радио – великий русский ученый А.С.Попов. История развития радио.
Беседы на темы «Человек - изобретатель», «Умные машины – наши помощники». Задачи и примерная программа кружка. Общие вопросы организации кружка. Литература, рекомендуемая для чтения. Общие вопросы организации кружковой работы. Правила поведения в радиолаборатории. Знакомство с материально-технической базой кружка.
Теоретические сведения. Вводный инструктаж. Оказание первой помощи. Правила санитарии и гигиены. Ознакомление с оборудованием кабинета. Меры безопасности при выполнении слесарно-монтажных, измерительно-наладочных работ.
2. Электричество и ее роль в современной жизни-6час.
Электричество (2 ч.)Теоретические сведения. Место и роль электрической энергии в современной жизни, значение для научно-технического прогресса(1ч).Практическая работа. Составление электрических схем подключения потребителей энергии к источникам тока(1ч). Опыты по электризации тел. Теоретические сведения. Электричество в жизни человека. Опыты по электризации тел. Положительно и отрицательно заряженные тела. Взаимодействие заряженных частиц. Происхождение грома и молнии.(). Практическая работа. Демонстрация электрических приборов. Опыты по электризации трением тел, сделанных из пластмассы и стекла. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел(2ч).
Электрическая цепь, электрический ток, напряжение, сопротивление проводников (2 ч.)Теоретические сведения. Понятие о строении вещества. Электрон — мельчайшая заряженная частица вещества. Электрический ток как движение электронов. Батарея гальванических элементов — источник электрической энергии, лампочка — потребитель энергии. Проводники (металлы) и непроводники (стекло, резина, пластмасса и т. д.) электрического тока. Единицы силы тока, напряжения, сопротивления. Условные графические обозначения (УГО) элементов электрической цепи. Практическая работа. Ознакомление с батареей 3336Л, элементом 316 (332, 336 и т. д.), лампочкой МН3.5 ВХ 0.15 А. Сборка электрических цепей батарея — лампочка, элемент — лампочка. Ознакомление с выключателем. Сборка цепи батарея — выключатель — лампочка. Ознакомление с переменным резистором (реостатом). Сборка цепи батарея — выключатель — переменный резистор — лампочка. Наблюдение за яркостью лампочки в зависимости от положения ручки переменного резистора. Выполнение условных графических обозначений деталей(2ч).
Последовательное, параллельное и смешанное соединения проводников (2ч.)Теоретические сведения. Последовательное и параллельное соединения электрических приборов. Особенности этих соединений. Смешанные соединения. Понятие о коротком замыкании и его опасность. Требования безопасности при сборке электрических цепей. Практическая работа. Последовательное соединение двух лампочек в электрическую цепь с батареей и выключателем. Параллельное соединение двух лампочек. Сборка цепей различных вариантов смешанного соединения из двух лампочек и переменного резистора. Наблюдение шунтирующего действия резистора с малым сопротивлением, подключенного параллельно к одной из последовательно соединенных лампочек (новогодняя гирлянда) (2ч.).
3.Технология изготовления электронных устройств-20 часов.
Электрическая пайка и приемы монтажа (8 ч.) Теоретические сведения. Устройство электрического паяльника, потребляемая мощность и рабочее напряжение. Припои, и флюсы. Навесной и печатный монтаж радиодеталей. Макетная плата. Технология изготовления макетной платы. Правила безопасного труда при радиомонтажных работах (2ч).
Практическая работа. Изготовление монтажных плат для макетирования радиоэлектронных конструкций. Подготовка электрического паяльника к работе. Облуживание опорных площадок макетной платы и приобретение навыков пайки проводников и радиодеталей(6ч).
Технология изготовления печатных плат (6 ч.)Теоретические сведения. Технология изготовления печатных плат: травлением и прорезанием в токопроводящем материале изолирующих участков между токонесущими площадками и проводниками. Способы нанесения рисунка дорожек на печатную плату. Технология изготовления конструкций, работа со слесарным инструментом, электромеханическими приспособлениями(2ч). Практическая работа. Изготовление печатных плат: травлением и прорезанием в токопроводящем материале изолирующих участков между токонесущими площадками и проводниками (4ч).
Разводка печатных плат (6 ч.)Теоретические сведения. Основные принципы и методы разводки печатных плат.Краткий обзор применяемых компьютерных программ по разводке печатных плат (2ч).
Практическая работа. Расстановка корпусов компонентов принципиальной схемы на бумажный носитель с шагом сетки в 2,5 мм. Прокладка соединений между ножками компонентов согласно принципиальной схеме конструкции. Оптимизация разводки по минимизации размеров и удаления второго проводящего слоя печатной платы (4ч).
4.Основы радиоэлектроники-12час
Диоды и опыты с ними (1ч.) Теоретические сведения. Проводники и полупроводники. Электроны — носители отрицательных зарядов, дырки — носители положительных зарядов. Диод — односторонний проводник электрического тока. Условное графическое обозначение диода.Практическая работа. Ознакомление с диодом.Проведение опытов, подтверждающих одностороннюю проводимость диода. Сборка электрических цепей с использованием двух лампочек, двух диодов, выключателя и батареи. Определение полярности батареи при помощи диода и лампочки. Выполнение условных графических обозначений электрических цепей (1ч).
Транзисторы и опыты с ними (1 ч.)
Теоретические сведения. Устройство и работа транзистора. База, эмиттер, коллектор — выводы транзистора. Схематическое устройство транзистора р—п—р - структуры, его условное графическое изображение. Практическая работа. Ознакомление с транзистором. Проверка односторонней проводимости переходов база — эмиттер, база — коллектор при помощи лампочки и батареи с выключателем. Опыты, иллюстрирующие работу транзистора в режиме переключения. Сборка сигнализатора разрыва контактов. Вычерчивание электрических схем проводимых опытов(1ч).
Магниты, электромагниты, электрические звонки (1ч.)Теоретические сведения. Существование магнитного поля в пространстве вокруг магнита. Северный и южный полюса магнита и их взаимодействие. Устройство электромагнита. Электрический звонок и принцип его работы().
Практическая работа. Ознакомление с магнитами и опыты с ними. Намагничивание стальных предметов: игл, скрепок, кнопок. Опыты по взаимодействию одноименных и разноименных полюсов магнитов. Опыты с электромагнитом. Ознакомление с устройством и работой электрического звонка. Вычерчивание электрических схем проводимых опытов (1ч). Головные телефоны, усилители звуков и переговорные устройства (1ч.)Теоретические сведения. Ознакомление с устройством и принципом действия головного телефона. Микрофон и телефон. Устройство, условные графические обозначения, принцип действия и внешний вид конденсаторов. Устройство и принцип работы двойного переключателя. Простейшее переговорное устройство из двух параллельно соединенных телефонных капсюлей. Варианты усилителей звука на одном транзисторе. Переговорное устройство на одном транзисторе. Практическая работа. Ознакомление с различными типами конденсаторов. Сборка электрических цепей с использованием лампочек, переключателей, двойных переключателей. Сборка и испытание простейшего переговорного устройства. Сборка и испытание различных конструкций усилителя звуковой частоты на одном транзисторе. Сборка и испытание переговорных устройств с одним акивным абонентом и двумя активными абонентами. Организация игр с использованием переговорных устройств. Закрепление навыков по вычерчиванию условных графических обозначений изученных элементов (1ч).
Звук и усилители звуковой частоты(1ч)Теоретические сведения. Колеблющиеся тела — источники звуков. Громкость и высота звука. Амплитуда и частота. Единица частоты. Понятие о постоянном и переменном токе. Микрофон — преобразователь звуковых колебаний в электрические. Телефон — преобразователь электрических колебаний в звуковые. Устройство телефонного капсюля и его применение. Работа транзистора в режиме усиления. Усилитель звуковой частоты на одном транзисторе, на двух транзисторах. Практическая работа. Демонстрация возникновения звуковых волн при колебании тел. Опыты, позволяющие установить зависимость громкости звука от амплитуды и высоты звука от частоты колебания тел. Сборка различных вариантов однокаскадного и двухкаскадного УЗЧ (1ч).
Воспроизведение звукозаписи(1ч.)Теоретические сведения. Носители звуковой информации. Схематическое устройство и принцип работы пьезокерамического и магнитного звукоснимателей. Электропроигрывающее устройство (ЭПУ); возможная конструкция, питание, частота вращения диска электродвигателя, опускание и подъем тонарма головки звукоснимателя. Усилитель ЗЧ — основа звуковоспроизводящей аппаратуры. Структурная схема и работа усилителя для воспроизведения стереофонической грамзаписи. Магнитный способ записи и воспроизведения звука. Структурная схема и работа магнитофона. Рекомендуемая для чтения литература (индивидуально). Практическая работа. Зарисовка структурных схем звуковоспроизводящей аппаратуры. Знакомство с устройством ЭПУ, работой электрофона и магнитофона (1ч).
Элементы радиотехники (2ч.)Теоретические сведения. Роль радио в современной жизни. Принципы радиосвязи. Звуковая частота и радиочастота. Процессы модуляции и демодуляции. Принципиальная схема детекторного приемника. Антенна и заземление. Роль колебательного контура в избирательном приеме радиоволн. Приемники прямого усиления (1ч). Практическая работа. Сборка и испытание детекторного приемника и различных вариантов приемников прямого усиления (1ч).
Изготовление приемника прямого усиления(4ч.)Теоретические сведения. Структурная схема и условная формула приемника прямого усиления. Входной колебательный контур и связь его с усилителем радиочастоты. Магнитная антенна, ее направленные свойства. Усилитель радиочастоты. Понятие о чувствительности, селективности и полосе пропускания радиочастотного тракта приемника прямого усиления. Детектор приемника прямого усиления. Диодный детектор с удвоением напряжения выходного сигнала. Нагрузка детекторного каскада. Усилитель ЗЧ приемника прямого усиления для воспроизведения звука на головные телефоны, электромагнитный телефонный капсюль ДЭМ-4м, динамическая головка прямого излучения. Каскады предварительного усиления напряжения сигнала звуковой частоты, однотактный и двухтактный усилители мощности. Подключение динамической головки к выходу усилителя. Рефлексный приемник прямого усиления и принцип его работы. Паразитные обратные связи между трактами и каскадами приемника прямого усиления через общий источник питания; способы борьбы с ними.
Принципиальные схемы и назначение деталей приемников прямого усиления, намечаемых для конструирования в кружке. Методы покаскадной проверки, испытание и налаживание приемников. Приемы обнаружения и устранения неисправностей. Борьба с самовозбуждением. Практическая работа. Вычерчивание принципиальных схем приемников, в том числе с внутренними магнитными антеннами, с головными телефонами, телефонными капсюлями и динамическими головками прямого усиления на выходе. Подбор и предварительная проверка радиодеталей, заготовка и разметка монтажных плат. Макетирование, монтаж, испытание и налаживание приемников (индивидуально или звеньями — в зависимости от сложности приемников, наличия деталей, интересов и подготовки кружковцев). Подбор или изготовление корпусов для законченных конструкций(4ч).
5. Радиотехническое конструирование-26 часов.
Теоретические сведения. Выбор схемы измерительного прибора, усилителя ЗЧ или радиовещательного приемника, планируемых для конструирования в кружке. Разбор по принципиальнойсхеме работы радиотехнического устройства и назначения его элементов. Возможные упрощения, изменения и дополнения. Выбор способа монтажа. Технология изготовления печатных плат: травлением и прорезанием в фильтруемом материале изолирующих участков между токонесущими площадками и проводниками. Параметры самодельных деталей. Компоновка и монтаж деталей на плате.
Внешний вид и конструкция футляра (корпуса) будущего прибора или устройства, удобство пользования им (4ч). Практическая работа. Вычерчивание принципиальных схем с обозначением номиналов резисторов и конденсаторов, номинальных напряжений электролитических конденсаторов, режимов работы активных элементов. Подбор, изготовление деталей, их предварительная проверка. Разметка монтажной платы и монтаж. Проверка монтажа по принципиальной схеме, измерение режимов работы транзисторов, испытание и налаживание смонтированного устройства. Составление технической документации на законченные работы(22ч).
Итоговое занятие-3 часа.
Подведение итогов работы кружка за учебный год. Демонстрация законченных конструкций. Поощрение наиболее активных кружковцев.
Методическое обеспечение программы
№ п/п
Раздел
Форма занятий
Приемы и методы организации образовательного процесса
Дидактический материал, техническое оснащение
Формы подведения итогов
1.
Вводное занятие
Теоретическое занятие
Словесный метод, наглядный метод, беседа
Инструкции по ТБ, выставка поделок, план работы
Опрос, беседа
2.
Электричество и ее роль в современной жизни
Учебное занятие
Беседа, практическая демонстрация приборов, наглядный метод
Литература по истории радио, электричеству, ТБ по работе с электроприборами
Беседы, испытания устройства
3.
Технология изготовления электронных устройств
Практическое занятие
Объяснительный метод, демонстрация практических работ
Инструменты и оборудование, схемы, спец. Литература
Выставки, анализ практических работ, анализ результатов
6.
Итоговое занятие
Выставки, анализ практических работ
Практическая конференция, защита работ, обсуждение
Радиотехнические конструкции, поделки
анализ практических работ, анализ наград
Использование современных образовательных технологий.
На занятиях наряду с традиционной (репродуктивной) технологией обучения, суть которой состоит в обучении по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка, используется педагогическая технология игрового обучения, которая включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Использование на занятиях ИКТ технологий в значительной мере активизирует учащихся, повышает интерес к занятиям и эффективность усвоения материала.
Здоровьесберегающие технологии:
1. условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям учащегося;
4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь.
Технология коллективной творческой деятельности, в основе которой лежат организационные принципы: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; сотрудничество детей и взрослых.
Технология проектов - одна из педагогических технологий, которая способствует реализации личностно-ориентированного подхода в патриотическом воспитании детей. Суть этой педагогической технологии заключается в стимулировании интереса обучающихся к проблеме, овладении ими необходимыми знаниями и навыками для ее решения, организации проектной деятельности по решению проблемы, а на выходе - практическое применение полученных результатов. Главным является то, что результат можно увидеть, осмыслить, прочувствовать, применить в реальной практической деятельности, важным этапом является коллективное обсуждение полученных результатов, совместной поисковой деятельности.
Создание ситуации успеха, благоприятных условий для полноценной деятельности каждого ребенка являются основной целью, лежащей в основе инновационных технологий обучения. Педагог, стремящийся дать качественный уровень знаний, сделать урок интересным, достичь максимального взаимопонимания и сотрудничества между учителем и обучающимся использует такие технологии в своей работе.
Алгоритм учебного занятия.
1. Организационный этап – подготовка к работе на занятии.
-Выявление готовности к восприятию нового материала - проверка усвоения пройденного материала, сообщение темы и цели занятия, эмоциональный настрой.
2. Основной этап – сообщение новых теоретических знаний; практическая работа над изучаемым материалом; закрепление пройденного материала.
3.Заключительный этап – подведение итогов занятия; оценка и самооценка результатов работы.
Механизм оценки результативности освоения программы.
Оцениваемые знания, которыми овладеет учащийся:
-принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
- элементную базу электротехники;
-устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
- принципы передачи информации с помощью электромагнитных волн;
-элементную базу радиоэлектроники;
-принцип действия простейших аналоговых и цифровых автоматов;
-элементную базу автоматики и цифровой электроники, профессии, связанные с электронными технологиями.
Критерии и система оценки практической работы:
собирать простейшие электрические цепи;
производить ремонт соединительных элементов бытовых радио электронных приборов;
производить измерения тока, напряжения, сопротивления; читать простейшие электрические схемы на транзисторах; регулировать простейшие электронные устройства.
Возможные критерии оценки проекта
1.Конструктивные критерии:
а) прочность, надёжность;
б) тяжесть, распределение массы;
в) удобство использования;
г) соответствие конструкции назначению изделия.
2.Технологические критерии:
а) количество используемых деталей, использование стандартных деталей;
б) оригинальность применения и сочетания материалов, их дефицитность и долговечность, расход материалов;
13.Искусство схемотехники. П.Хоровиц. У.Хилл. Москва “Мир” 1993 г.
14.Ежемесячный научно – популярный радиотехнический журнал «Радио». Москва.
15.Энциклопедия начинающего радиолюбителя. Б.С. Иванов. Москва «Патриот» 1992 г.
16.Электроника в медицине и народном хозяйстве. Любительские схемы. Москва. ЗАО «Журнал Радио». 2002 г.
17.Первые шаги в радиоэлектронике. А.И.Шишков. София. «Техника».
1983 г.
18.Справочник молодого радиста. В.Г.Бодиловский. Москва. «Высшая школа». 1983 г.
19. «Схемотехника радиоприемников» Э.Т. Ред. Издательство «Мир». 1989 г.
20.«Конструирование радиоэлектронных средств» А. П. Ненашев Москва «Высшая школа» 1990 г.
21.«Конструирование радиоэлектронных средств» Б. Б. Пестряков, Г.Я Аболтинь - Аболин, Б.Г. Гаврилов., Б.Б. Шерстнев. Москва «Радио и связь». 1992 г.
22.«Проектирование конструкций РЭА» Парфенов Е.М. Москва. Радио и связь 1999 г.
23.«Разработка и оформление конструкторской документации РЭА» Под ред. Романычевой Э.Г. Москва. Радио и связь 2005 г.
Список литературы для обучающихся.
Радиоэлектронные игрушки. Я. Войцеховский. Москва ”Советское радио” 1997.
В помощь радиолюбителю. Москва. Издательство ДОСААФ.
Бытовые электронные автоматы. В.А. Зеленский. МРБ “Радио и связь” 1989 г.
Основы цифровой техники. Л.А. Мальцева. МРБ “Радио и связь” 2008 г.
Кибернетика в самоделках. Б.М. Игошев. Москва. Энергия. МРБ. 1988 г.
Радио и телевидение: Это очень просто! Е.Айсберг. Москва. Энергия. МРБ. 1999 г.
Советы радиолюбителю. Ю.Г. Кузнецов. Н.Новгород. МП ”Ника” 2001 г.
Ежемесячный научно – популярный радиотехнический журнал «Радио». Москва. «Патриот». Энциклопедия начинающего радиолюбителя. Б.С. Иванов. Москва «Патриот» 1992 г.
Электроника в медицине и народном хозяйстве. Любительские схемы. Москва. ЗАО «Журнал Радио». 2002 г.
Первые шаги в радиоэлектронике. А.И.Шишков. София. «Техника».1983 г.
Справочник молодого радиста. В.Г.Бодиловский. Москва. «Высшая школа». 1983 г.
Справочник радиолюбителя коротковолновика. С.Г. Бунин. Киев “Техника”. 2000 г.
«КВ - приемник мирового уровня. Это очень просто!» Кульский А. Л. Под редакцией С.Л.Корякина-Черняка, члена Международной академии информационных процессов и технологий. Издательство «Наука и техника». 2000 г.
«Краткий справочник конструктора радиоэлектронной аппаратуры» Под ред. Варлимова Р.Г. Москва. Сов. Радио 2002 г.
«Конструкции и технологии в помощь любителям электроники» Н.А. Елагин. А.Б. Ростов Издательство: М.: СОЛОН-Р 2001г.
«Электронные самоделки.» Кашкаров А.П. Издательство: СПб.: БХБ-Петербург 2007 г.
«100 лучших электронных схем» Составитель «ДКМ Пресс» Москва.
Журналы «Радио».
Журналы «Моделист-конструктор».
Схемы радиоэлектронных устройств из интернет - ресурсов.
Календарный учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа «Радиотехника»
Базовый уровень.
1 – й год обучения
Педагог : Соловьев С.М.
№
п/п
По плану
По факту
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
1
Инструктаж, беседа
1
Наша страна – родина радио. Изобретатель радио – великий русский ученый А.С.Попов. История развития радио.
Вводное занятие. Правила поведения, правила техники безопасности при работе с электроприборами.
Входной контроль.
Базовая площадка кружка «Радиотехника»
МОУ СОШ 21
Г.о. Подольск
Опрос.
Тестирование
2.Электричество и ее роль в современной жизни-18час.
2
Объяснение, демонстрация видеоматериала
1
. Место и роль электрической энергии в современной жизни, значение для научно-технического прогресса.
Электричество в жизни человека. Опыты по электризации тел. Положительно и отрицательно заряженные тела. Взаимодействие заряженных частиц. Происхождение грома и молнии.
Составление электрических схем подключения потребителей энергии к источникам тока.
Опрос.
Практическая работа
4
Объяснение,
Практическое
1
Демонстрация электрических приборов. Опыты по электризации трением тел, сделанных из пластмассы и стекла. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.
Опрос.
Творческая
Работа
5
Объяснение, демонстрация видеоматериала
теоретическое
1
Понятие о строении вещества. Электрон — мельчайшая заряженная частица вещества. Электрический ток как движение электронов. Батарея гальванических элементов — источник электрической энергии, лампочка — потребитель энергии. Проводники (металлы) и непроводники (стекло, резина, пластмасса и т. д.) электрического тока. Единицы силы тока, напряжения, сопротивления. Условные графические обозначения (УГО) элементов электрической цепи.
Опрос
Творческая работа
6
Объяснение,
практическое
1
Ознакомление с батареей 3336Л, элементом 316 (332, 336 и т. д.), лампочкой МН3.5 ВХ 0.15 А. Сборка электрических цепей: батарея — лампочка, элемент — лампочка. Ознакомление с выключателем. Сборка цепи батарея — выключатель — лампочка. Ознакомление с переменным резистором (реостатом). Сборка цепи батарея — выключатель — переменный резистор — лампочка. Наблюдение за яркостью лампочки в зависимости от положения ручки переменного резистора. Выполнение условных графических обозначений деталей.
Опрос
Практическая работа
7
Беседа, демонстрация видеоматериала
1
Последовательное и параллельное соединения электрических приборов. Особенности этих соединений. Смешанные соединения. Понятие о коротком замыкании и его опасность. Требования безопасности при сборке электрических цепей.
Опрос. Практическая работа
Беседа, практическое занятие
( 1 )
Последовательное соединение двух лампочек в электрическую цепь с батареей и выключателем. Параллельное соединение двух лампочек. Сборка цепей различных вариантов смешанного соединения из двух лампочек и переменного резистора. Наблюдение шунтирующего действия резистора с малым сопротивлением, подключенного параллельно к одной из последовательно соединенных лампочек.
Опрос.
Практическая работа
3.Технология изготовления электронных устройств-20часов
8,9,10
11
Объяснение
4
. Устройство электрического паяльника, потребляемая мощность и рабочее напряжение. Припои и флюсы. Навесной и печатный монтаж радиодеталей. Макетная плата. Технология изготовления макетной платы. Правила безопасного труда при радиомонтажных работах.
Опрос
Практическая работа
12
13
14
15
Практическое занятие
4
Изготовление монтажных плат для макетирования радиоэлектронных конструкций. Подготовка электрического паяльника к работе. Облуживание опорных площадок макетной платы и приобретение навыков пайки проводников и радиодеталей.
16
17
18
19
20
21
Объяснение,
демонстрация материала
6
. Технология изготовления печатных плат: травлением и прорезанием в токопроводящем материале изолирующих участков между токонесущими площадками и проводниками. Способы нанесения рисунка дорожек на печатную плату. Технология изготовления конструкций, работа со слесарным инструментом, электромеханическими приспособлениями.
Опрос
22
23
Практическое
2
Изготовление печатных плат: травлением и прорезанием в токопроводящем материале изолирующих участков между токонесущими площадками и проводниками.
Анализ работ
24
25
Теоретическое
2
Основные принципы и методы разводки печатных плат.Краткий обзор применяемых компьютерных программ по разводке печатных плат.
Опрос
26
27
Практическое
2
. Расстановка корпусов компонентов принципиальной схемы на бумажный носитель с шагом сетки в 2,5 мм. Прокладка соединений между ножками компонентов согласно принципиальной схеме конструкции. Оптимизация разводки по минимизации размеров и удаления второго проводящего слоя печатной платы.
Ознакомление с диодом. Проведение опытов, подтверждающих одностороннюю проводимость диода. Сборка электрических цепей с использованием двух лампочек, двух диодов, выключателя и батареи. Определение полярности батареи при помощи диода и лампочки. Выполнение условных графических обозначений электрических цепей.
Анализ практических работ
29
Теоретическое
1
Устройство и работа транзистора. База, эмиттер, коллектор — выводы транзистора. Схематическое устройство транзистора р—п—р - структуры, его условное графическое изображение.
Опрос
практическое
. Ознакомление с транзистором. Проверка односторонней проводимости переходов база — эмиттер, база — коллектор при помощи лампочки и батареи с выключателем. Опыты, иллюстрирующие работу транзистора в режиме переключения. Сборка сигнализатора разрыва контактов. Вычерчивание электрических схем проводимых опытов.
Анализ практических работ
30
Теоретическое
1
Существование магнитного поля в пространстве вокруг магнита. Северный и южный полюса магнита и их взаимодействие. Устройство электромагнита. Электрический звонок и принцип его работы.
Опрос
практическое
. Ознакомление с магнитами и опыты с ними. Намагничивание стальных предметов: игл, скрепок, кнопок. Опыты по взаимодействию одноименных и разноименных полюсов магнитов. Опыты с электромагнитом. Ознакомление с устройством и работой электрического звонка. Вычерчивание электрических схем проводимых опытов.
Анализ практических работ
31
Теоретическое
1
Ознакомление с устройством и принципом действия головного телефона. Микрофон и телефон. Устройство, условные графические обозначения, принцип действия и внешний вид конденсаторов. Устройство и принцип работы двойного переключателя. Простейшее переговорное устройство из двух параллельно соединенных телефонных капсюлей. Варианты усилителей звука на одном транзисторе. Переговорное устройство на одном транзисторе.
Опрос
практическое
Ознакомление с различными типами конденсаторов. Сборка электрических цепей с использованием лампочек, переключателей, двойных переключателей. Сборка и испытание простейшего переговорного устройства. Сборка и испытание различных конструкций усилителя звуковой частоты на одном транзисторе. Сборка и испытание переговорных устройств с одним активным абонентом и двумя активными абонентами. Организация игр с использованием переговорных устройств. Закрепление навыков по вычерчиванию условных графических обозначений изученных элементов.
Анализ практических работ
32
теоретическое
1
Колеблющиеся тела — источники звуков. Громкость и высота звука. Амплитуда и частота. Единица частоты. Понятие о постоянном и переменном токе. Микрофон — преобразователь звуковых колебаний в электрические. Телефон — преобразователь электрических колебаний в звуковые. Устройство телефонного капсюля и его применение. Работа транзистора в режиме усиления. Усилитель звуковой частоты на одном транзисторе, на двух транзисторах.
Опрос
практическое
Демонстрация возникновения звуковых волн при колебании тел. Опыты, позволяющие установить зависимость громкости звука от амплитуды и высоты звука от частоты колебания тел. Сборка различных вариантов однокаскадного и двухкаскадного УЗЧ.
Анализ практических работ
33
теоретическое
1
Носители звуковой информации. Схематическое устройство и принцип работы пьезокерамического и магнитного звукоснимателей. Электропроигрывающее устройство (ЭПУ); возможная конструкция, питание, частота вращения диска электродвигателя, опускание и подъем тонарма головки звукоснимателя. Усилитель ЗЧ — основа звуковоспроизводящей аппаратуры. Структурная схема и работа усилителя для воспроизведения стереофонической грамзаписи. Магнитный способ записи и воспроизведения звука. Структурная схема и работа магнитофона. Рекомендуемая для чтения литература.
Опрос
практическое
Зарисовка структурных схем звуковоспроизводящей аппаратуры. Знакомство с устройством ЭПУ, работой электрофона и магнитофона
Анализ практических работ
34
35
теоретическое
2
Роль радио в современной жизни. Принципы радиосвязи. Звуковая частота и радиочастота. Процессы модуляции и демодуляции. Принципиальная схема детекторного приемника. Антенна и заземление. Роль колебательного контура в избирательном приеме радиоволн. Приемники прямого усиления, FM радиоприемники.
Опрос
Практическое
Сборка и испытание совместного действия электронных «клада» и «кладоискателя», представляющих собой излучатель электромагнитных волн звуковой частоты, собранный на базе мультивибратора, и приемник электромагнитных волн звуковой частоты, изготовленный на базе однотранзисторного УЗЧ. Сборка и испытание детекторного приемника и различных вариантов приемников прямого усиления.
Анализ практич. Работ
36
37
38
39
теоретическое
4
Структурная схема и условная формула приемника прямого усиления. Входной колебательный контур и связь его с усилителем радиочастоты. Магнитная антенна, ее направленные свойства. Усилитель радиочастоты. Понятие о чувствительности, селективности и полосе пропускания радиочастотного тракта приемника прямого усиления. Детектор приемника прямого усиления. Диодный детектор с удвоением напряжения выходного сигнала. Нагрузка детекторного каскада. Усилитель ЗЧ приемника прямого усиления для воспроизведения звука на головные телефоны, электромагнитный телефонный капсюль ДЭМ-4м, динамическая головка прямого излучения. Каскады предварительного усиления напряжения сигнала звуковой частоты, однотактный и двухтактный усилители мощности. Подключение динамической головки к выходу усилителя. Рефлексный приемник прямого усиления и принцип его работы. Паразитные обратные связи между трактами и каскадами приемника прямого усиления через общий источник питания; способы борьбы с ними.
Принципиальные схемы и назначение деталей приемников прямого усиления, намечаемых для конструирования в кружке. Методы покаскадной проверки, испытание и налаживание приемников. Приемы обнаружения и устранения неисправностей. Борьба с самовозбуждением.
Опрос
Практическое
Вычерчивание принципиальных схем приемников, FM радиоприемников, в том числе с внутренними магнитными антеннами, с головными телефонами, телефонными капсюлями и динамическими головками прямого усиления на выходе. Подбор и предварительная проверка радиодеталей, заготовка и разметка монтажных плат. Макетирование, монтаж, испытание и налаживание приемников (индивидуально или звеньями — в зависимости от сложности приемников, наличия деталей, интересов и подготовки кружковцев). Подбор или изготовление корпусов для законченных конструкций.
Анализ практических работ
5. Радиотехническое конструирование-26час.
40
41
42
43
теоретическое
4
. Выбор схемы измерительного прибора, усилителя ЗЧ или радиовещательного приемника, планируемых для конструирования в кружке. Разбор по принципиальнойсхеме работы радиотехнического устройства и назначения его элементов. Возможные упрощения, изменения и дополнения. Выбор способа монтажа. Технология изготовления печатных плат: травлением и прорезанием в фильтруемом материале изолирующих участков между токонесущими площадками и проводниками. Параметры самодельных деталей. Компоновка и монтаж деталей на плате.
Внешний вид и конструкция футляра (корпуса) будущего прибора или устройства, удобство пользования им.
Опрос
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
практическое
22
Вычерчивание принципиальных схем с обозначением номиналов резисторов и конденсаторов, номинальных напряжений электролитических конденсаторов, режимов работы активных элементов. Подбор, изготовление деталей, их предварительная проверка. Разметка монтажной платы и монтаж. Проверка монтажа по принципиальной схеме, измерение режимов работы транзисторов, испытание и налаживание смонтированного устройства. Составление технической документации на законченные работы.
Анализ практических работ
Итоговое занятие-3часа
66
67
68
практическое
3
Подведение итогов работы кружка за учебный год. Демонстрация законченных конструкций. Поощрение наиболее активных кружковцев.