kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь для составления бизнес-плана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь для составления бизнес-лана включает требования по оформлению и оформлению бизнес-плана по ОП. Основы предпринемательства по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) дневной и заочной формы обучения. Рабочая тетрадь позволяет формировать общие и региональные компетенции предусмотренные программой ФГОС. Цель данной рабочей тетради- помочь студенту по планированию и своего предприятия, необходимого для начала собстенного дела.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь для составления бизнес-плана»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области «Ишимский политехнический техникум»



















Рабочая тетрадь для составЛЕНИЯ бизнес-плана


по дисциплине ОП.12 Основы предпринимательства

по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)




























Ишим, 2015 г.

Рабочая тетрадь для составления бизнес-плана включает требования по выполнению и оформлению бизнес-плана по ОП.12 Основы предпринимательства.

Рабочая тетрадь предназначена для преподавателя и студента. Она призвана обеспечить единую методику выполнения и оформления бизнес-плана.


Организация – разработчик ГАПОУ ТО «Ишимский политехнический техникум»


Автор: Н.А. Богданова, преподаватель ГАПОУ ТО «Ишимский политехнический техникум»


Рабочая тетрадь для составления бизнес-плана рассмотрена на заседании МК «Экономики и программирования в компьютерных системах».

Протокол № «___» от «___»___________2015 г.

Председатель МК______________Е.Б.Гусева


Рабочая тетрадь рассмотрена на методическом совете техникума

Протокол № «___» от «___»____________2015 г.


































© Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Ишимский политехнический техникум», 2015.

Содержание


Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3

1. Титульный лист бизнес-плана…………………………………………………………………..5

2. Резюме проекта. ………………………………………………….………………………………6

3. Идея и анализ рыночного окружения…………………………………………………………...7

4. План маркетинга………………………………………………………………………………….8

5. Производственный план………………………………………………………………………..10

6. Организационный план…………………………………………………………………………14

7. Финансовый план……………………………………………………………………………….15

8. Стратегия управления рисками…………………………………………………………...……17

Система контроля и оценки …………………………………….…………………………….......18









































Пояснительная записка


Настоящая рабочая тетрадь включает требования по выполнению и оформлению бизнес-плана по ОП.12 Основы предпринимательства для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) дневной и заочной форме обучения.

В результате выполнения работ по составлению бизнес-плана, предусмотренного рабочей программой, студент должен знать:

- понятие, функции и виды предпринимательства;

- задачи государства и Тюменской области по формированию социально ориентированной рыночной экономики;

- особенности предпринимательской деятельности в Тюменской области в условиях кризиса;

- порядок разработки и реализации предпринимательских идей (бизнес-идей);

- порядок постановки целей бизнеса и организационные вопросы его создания;

- правовой статус предпринимателя, организационно-правовые формы юридического лица и этапы процесса его образования;

- юридическую ответственность предпринимателя

- нормативно-правовую базу, этапы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;

- формы государственной поддержки малого бизнеса;

- сущность и назначение бизнес-плана, требования к его структуре и содержанию.

уметь:

- разрабатывать и реализовывать предпринимательские бизнес-идеи;

- ставить цели в соответствии с бизнес-идеями, решать организационные вопросы создания бизнеса;

- формировать пакет документов для регистрации субъектов малого предпринимательства

- оформлять в собственность имущество;

- проводить отбор, подбор и оценку персонала, оформлять трудовые отношения;

- анализировать рыночные потребности и спрос на новые товары и услуги;

- составлять бизнес-план на основе современных программных технологий.


Рабочая тетрадь позволяет формировать следующие общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникативных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

и региональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

РПК 1. Развивать способности к обеспечению собственной занятости путем разработки и реализации бизнес – идей.

В процессе выполнения и оформления рабочей тетради формируются элементы готовности студентов к:

- аналитической деятельности (к участию в анализе и разработке целей развития предприятия, действий по их достижению; исследовании и анализе рынка товаров, услуг и факторов производства; анализе инноваций в предпринимательской деятельности);

- организационно-управленческой деятельности (проведению обследования деятельности различных фирм и инфраструктуры предприятий;- разработке регламентов деятельности предприятия и управления жизненным циклом предприятия; планированию и организации работы малых проектно-внедренческих групп ;

- проектной деятельности (разработке проектов совершенствования бизнес-процессов и разработке проекта архитектуры инновационного предприятия);

научно-исследовательской деятельности (подготовке обзоров, отчетов и научных публикаций);

- инновационно-предпринимательской деятельности (разработке бизнес-планов создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере производства и обращения; созданию новых бизнесов на основе инноваций).

Цель данной рабочей тетради – оказать помощь студенту по планированию и созданию своего предприятия, в детальном анализе бизнес-идеи и подготовке бизнес-плана, необходимого для начала предпринимательской деятельности.

Рабочая тетрадь заполняется в ходе каждого цикла лекций и используется в качестве домашней работы между циклами лекций. Проблемы, возникающие при выполнении домашней работы, обсуждаются в начале каждого цикла лекций. Очень важно до начала лекционного дня дома прочитать тему лекции и соответствующую времени приобретения знаний и навыков, часть бизнес-плана. Этим достигается такая ситуация, что в лекционный день, участник уже понимает что он не знает или не умеет и, таким образом, он может по оставшейся неясной части задать вопросы.

Общие пожелания заполняющему рабочую тетрадь:

Уясните для себя свою цель. Почему для Вас необходим этот бизнес? Что вы хотите достичь? В чем состоит ваш интерес? Ясно представляйте свою идею. Какую и как получите выгоду или прибыль, будет ли бизнес прибыльным? Из своих личных целей и бизнес-идеи сможете сформулировать будущие цели предприятия. Используемая в рабочей тетради структура бизнес-плана носит учебный характер. Структуру для своего бизнес-плана выбирайте исходя из характера своей, требований оценивающей бизнес-план организации (кредиторы и т. п.). Первоначальный план напишите сначала для себя, чтобы выяснить, стоит или не стоит этим бизнесом заниматься, посвящать ему или другому виду бизнеса свое время, деньги и т. д., ресурсы. Окончательный бизнес-план оформляется в соответствии с требованиями того, кому он будет предъявляться. Постарайтесь все рекомендуемые в рабочей тетради оценки давать по возможности реалистично. Этому поможет сравнение с аналогичным предприятием или ситуациями. Для систематического ответа на вопросы рекомендуется представить себе модель претворения бизнес-идеи в жизнь, постоянно её дополняя отвечая на вопросы. Рабочую тетрадь можно использовать для составления бизнес-плана как для создаваемого предприятия, так и уже действующего. Для лучшего обзора желательно представлять информацию в виде таблиц и графиков.






1. Титульный лист бизнес-плана



БИЗНЕС-ПЛАН


Выполнил (а):______________________


Название и адрес предприятия:_____________________________________________________

________________________________________________________________________________


Имена, адреса и телефоны основных учредителей с указанием доли в уставном капитале

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество руководителя организации____________________________________

________________________________________________________________________________

Суть проекта:____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Инвестиционная емкость проекта:___________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Финансирование проекта (в процентах):


___% - собственные средства

___% - заемные средства

___% - средства государственной поддержки


Длительность инвестиционной стадии проекта:_______________________________________ ________________________________________________________________________________


Срок окупаемости проекта:________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













2. Резюме проекта

Выполните первое задание на основе полученных на первом занятии знаний и в процессе обучения постоянно его дополняйте.

Идея проекта и его уникальность:___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Коммерческие перспективы проекта (рыночные возможности):__________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Основные технологии, которые используются в проекте:_______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


План-график реализации проекта (сроки реализации основных этапов):

А) инвестиционный:______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) выхода на проектную мощность:_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) стабильная деятельность:_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Показатели эффективности (таблица на Листе «Оценка эффективности проекта»):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Риски реализации и заключение о перспективах проекта:_______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________




3. Идея и анализ рыночного окружения


Составьте достаточно подробное описание товара / услуги:___________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Описание основных отличий от товаров-конкурентов:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Сводная информация по конкурентам:

Изделие / услуга / работа

Ценовой диапазон, руб.

Примерный объем сбыта, ед. / мес.

Потребительские параметры

Основные плюсы

Основные минусы





































Описание (портрет) основных потребителей:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Оценка объема и состояния рынка (растет / стабилен / падает, какие изменения на нем происходят):

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Сильные и слабые стороны компании:

Сильные стороны

Слабые стороны






4. План маркетинга

У каждого продукта и у каждой услуги есть конкуренты. Конкурентами нельзя считать только те предприятия, которые в Вашем регионе изготавливают точно такой же продукт. Конкурентами являются также предприятия, которые производят изделия, которые возможно использовать в качестве заменителей Вашего продукта.

В данном разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет
серьезных проблем.

Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают проект предпочтительным по отношению к конкурентам:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием методов или фирм, привлекаемых к реализации продукта:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Обоснование объема инвестиций, связанных с реализацией продукции. Торгово-сбытовые издержки:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Каких возможных действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Обоснование параметры нашей продукции. Цена товара определяется исходя из сложившейся конъюнктуры на рынке, а также уровня рентабельности, достаточного для поддержания стабильного финансового состояния и платежеспособности организации:

Параметр

Значение в разрезе товаров / услуг







Система оплаты: предоплата / оплата по факту / оплата частями / рассрочка






Цена







Тип продаж B2B / B2C, опт / розница







Доля постоянных заказчиков







Предложения по комплексу мероприятий формирования спроса и стимулирования сбыта









Программа по организации рекламы. Примерный объем затрат:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Программа реализации продукции:

Продукты / услуги

Месяц 1

Месяц 2

Месяц 3

Месяц 4

Месяц 5

Месяц 6

Месяц 7

Месяц 8

Месяц 9

Месяц 10

Месяц 11

Месяц 12

Объемы реализации в натуральном выражении















































































Объемы выручки
































































































5. Производственный план

Назначение раздела - аргументировать выбор производственного процесса
и охарактеризовать технико-экономические показатели.


Принятая технология производства / оказания услуг:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Требования к организации производства:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка). Лизинг оборудования:

Наименование

Назначение

Количество

Стоимость приобретения

и доставки

Стоимость монтажа

ИТОГО стоимость

Здания и сооружения (без оборудования)

























Основное оборудование

























Складское оборудование

























Торговое оборудование































Транспорт































Вспомогательное оборудование































Состав дополнительных инвестиционных вложений:

Затраты

Назначение

Количество

Стоимость приобретения

Потребление расходных материалов в месяц*

Стоимость и периодичность сервиса*

Мебель и оборудование офиса

























Компьютерная и оргтехника

























Лицензирование, стандартизация

























* - справочно, для использования в расчетах текущих расходов.


Поставщики сырья и материалов (название, условия поставок) и ориентировочные цены:

Параметр

Значение в разрезе товаров / услуг







Поставщик






Система оплаты: предоплата / оплата по факту / оплата частями / рассрочка






Цена






Объем разового заказа






Транспортные издержки






Издержки по погрузке / разгрузке






Альтернативные источники снабжения сырьем и материалами:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Численность персонала, затраты на оплату труда:

Должность

Количество единиц

Основные функции

Затраты на оплату труда (без учета налогов)

Месяц, с которого вводится должность

Управление бизнесом


























Основная деятельность (производство / оказание услуг)
















Продажи































Обслуживание (технический персонал: технические специалисты, разнорабочие и т.д.)



























Форма амортизации (простая, ускоренная). Норма амортизации:

А) для зданий и сооружений: ____% в год.

Б) для оборудования: ____% в год.

В) для транспортных средств: ____% в год.


Список текущих затрат (таблица заполняется для каждого вида продукции отдельно; так же отдельно заполняется такая таблица для коммерческих и управленческих расходов):

Вид затрат

Единица измерения

Расход на единицу продукции / услугу / работу

Цена с учетом затрат на доставку

Периодичность закупки и поставки

Материалы


























Расходный инвентарь / комплектующие элементы для производства


























Услуги сторонних организаций, аренда, маркетинг и продажи





















Электроэнергия, вода, газ
















Производственная программа:

Элементы программы

(в натуральных показателях)

Месяц 1

Месяц 2

Месяц 3

Месяц 4

Месяц 5

Месяц 6

Месяц 7

Месяц 8

Месяц 9

Месяц 10

Месяц 11

Месяц 12

Объемы производства


































































Остаток готовой продукции на складе


































































Запас материалов для производства (и в производстве – зависит от длительности цикла)

















































































Обеспечение экологической и технической безопасности:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________




















6. Организационный план


Организационно-правовая форма и структура собственности:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


Члены команды, краткие биографические справки:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Распределение обязанностей между членами руководящего состава:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Проект организационной структуры:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

























7. Финансовый план


Данный раздел является ключевым, по нему планируются затраты
на реализацию проекта и определяется его эффективность.

План-график инвестиционного этапа:

Укрупненные этапы*

Месяц 1

Месяц 2

Месяц 3

Месяц 4

Месяц 5

Месяц 6

Месяц 7

Месяц 8

Месяц 9

Месяц 10

Месяц 11

Месяц 12

1. Поиск и получение площадей













2. Поставка оборудования













3. Монтаж и наладка оборудования













4. Наем и обучение персонала













5. Заключение договоров на поставку сырья и материалов













6. Прочие работы по запуску проекта













-













График выхода на проектную мощность (в процентах от целевого объема)














* наименования указаны в качестве примера и могут быть изменены


Налоговый паспорт проекта:

Налог / сбор

База

Ставка

Периодичность уплаты

Льгота

Налог на имущество





Налог на прибыль организаций





НДС





Отчисления с оплаты труда





НДФЛ





ЕНВД





УСН





Другое ______________________





Условия и график финансирования проекта (инвестиции, кредит и т.д.):


Расчет финансовых результатов:

  1. Таблица «Статьи доходов и расходов» с Листа «Исходные данные»


  1. Таблица с Листа «Финансовые результаты»


  1. Таблица с листа «Движение денежных средств»


Срок окупаемости представляет собой период времени с начала реализации проекта по данному бизнес-плану до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение:


Точка безубыточности соответствует объему реализации, начиная с которого выпуск продукции должен приносить прибыль. Рассчитанный объем реализации (выпуска) продукции сопоставляется с проектной мощностью создаваемого предприятия.

Точка безубыточности рассчитывается как отношение величины постоянных расходов к разности цены продукции и величины переменных расходов, деленной на объем реализации продукции:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Показатели эффективности:

________________________________________________________________________________

Показатели и график с Листа «Оценка эффективности проекта».







































8. Стратегия управления рисками

Определите возможные риски своей предпринимательской деятельности и предложите решения для снижения рисков

Неизбежное предварительное условие успеха в бизнесе – риск, но сознательный и управляемый риск. Для управления рисками необходимо установить их причины, место возникновения и размер опасности. Оценка и анализ рисков помогает предприятию решать, какие меры необходимо принимать для того, чтобы свести к минимуму возможные потери и выбрать оптимальную стратегию для снижения рисков.

Риски, подвергающие предпринимательство опасности, можно условно разделить на четыре категории: риск деятельности, рыночный риск, деловой риск, кредитный риск.

Риски, сопутствующие каждой предпринимательской деятельности, бывают разные. Ниже приведены вопросы о некоторых более распространённых возможных рисках, но, исходя из своеобразия Вашей предпринимательской деятельности, дело может быть совсем в других рисках.

Таким образом, определите возможные риски своей предпринимательской деятельности.

Риски

Превентивные мероприятия

Меры по реагированию







Анализ рисков

1. Рыночные риски (резкое изменение рыночной ситуации, отсутствие стабильного внутреннего или внешнего рынка, падение покупательской способности, конкуренты, некомпетентность руководства, честность, верность).

2.Управленческие риски (уменьшение доходов в следствие неэффективного управления)

3. кредитные и финансовые риски (невозможность получения планируемого кредита, невозможности оплаты интрессов, опасность что клиенты не оплатят товары, купленные в кредит или задержка оплаты)

4. риск инфляции

5. риск недвижимости (амортизация зданий и оборудования, окончание преждевременно арендного договора)

6. риски, связанные с персоналом (зависимость от ухода отдельных работников, отсутствие работников нужной квалификации, конфликты, забастовки, трудовые навыки работников, некомпетентность, честность, верность).

7. преступность (нечестные работники, воровство, нечестные партнёры)

8. политические риски (изменение в законодательстве, напр. в налоговом, правительство, отношения и решения местных самоуправлений).

9. чрезвычайные события (например: природные бедствия, пожары)

10. производственные травмы

11.опасность, что в результате деятельности предприятия или продукции пострадает окружающая среда или отдельные люди

Прочитайте снова резюме, написанное в начале составления бизнес-плана. Исправьте и дополните.


Вы успешно дошли до конца рабочей тетради. Составьте презентацию по всем этапам рабочей тетради.



Система контроля и оценки


Результаты выполненных работ по ОП. 12 Основы предпринимательства оценива­ются преподавателем.

Основными критериями уровня подготовки студентов являются:

- расчеты выполнены правильно и в полном объеме;

- сделан анализ проделанной работы и (или) вывод по результатам работы;

- студент может пояснить выполнение любого этапа работы;

- рабочая тетрадь выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.

Оценка знаний студентов производится по следующей шкале:

Оценка «5» (отлично) - материал заданий выполнен в полном объеме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов; сделан доказательный вы­вод; владение профессиональной терминологией - свободное; рабочая тетрадь оформлена в соответствии с требованиями.

Оценка «4» (хорошо) – в выполнении заданий материала допущены незначительные пробелы и ошибки; изложение недостаточно систематизировано; выводы доказательны, но содер­жат неточности; при выполнении работы по составлению бизнес-плана допущены отдельные ошибки по оформлению рабочей тетради.

Оценка «3» (удовлетворительно) - в выполнении заданий имеются существенные ошибки, в том числе и выводы; при оформлении рабочей тетради не соблюдены требования, предъявляемые к оформле­нию.

Оценка «2» (неудовлетворительно) - материал заданий неусвоен или содержание мате­риала не раскрыто; студент отказывается заполнять рабочую тетрадь или обнаруживает незнание ее основных положений; не выполнена работа в целом.

При получении итоговой оценки «2» (неудовлетворительно) студент имеет право на пересдачу.


























19




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая тетрадь для составления бизнес-плана

Автор: Богданова Наталья Анатольевна

Дата: 10.05.2015

Номер свидетельства: 209556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства