Просмотр содержимого документа
««ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ обучающихся НА УРОКАХ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ».»
«ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ обучающихся НА УРОКАХ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ».
«Дети должны еще в школе получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.
Интеллектуальная энергия, творческая сила людей – это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития».
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе (говорится в новых стандартах II поколения 2009 г.) у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа учиться.
Общеизвестно, что в советской школе основное внимание уделялось обучению русскому языку в ущерб родному. Несомненно, русский язык является средством общения с другими народами, живущими в нашей стране, через него открывается доступ к достижениям русской и мировой цивилизации. Однако то обстоятельство, что многим национальным языкам грозит исчезновение, переход в разряд «мёртвых», не употребляемых в общении языков (в частности, и осетинскому) требуют безотлагательного решения проблемы. Поэтому все, кто дорожит судьбой своего народа, делают всё, чтобы повысить престиж, практическую и социальную значимость родного языка.
. «Путь к общечеловеческому лежит через национальное. Другого пути
нет. Чтобы стать представителем человечества, надо быть лучшим представителем своего народа.» В.И.АБАЕВ
Поэтому главным на уроках осетинского языка и литературы является нравственное воспитание учащихся: это осознание значимости владения родным языком, знание родной истории и культуры для сохранения этноса, осознание своей значимости как носителя этнической культуры и субъекта трансляции нравственных ценностей своего народа, проявление интереса к занятиям национальной музыкой, танцами, исполнению национальных песен, осознание своей этнической принадлежности.
На занятиях по осетинскому языку (особенно в начальных классах) большое внимание уделяется развитию речи учащихся: формированию навыков и умений диалогической и монологической речи, доступных по объему и содержанию учащимся разных классов. Тематика текстов знакомит учащихся с окружающей природой, бытом, культурой, историей титульного этноса и других народов, проживающих как в республике, так и в России, и в мире. Воспитываются личностные качества и компетенции школьников, формирующие их гражданскую идентичность в условиях поликультурного образования. Это гордость за свою малую Родину, её достижениями и успехами в культуре, науке, искусстве, спорте, историей, историческими деятелями, политическими лидерами, символикой, природными богатствами.
Учителя осетинского языка и литературы большое внимание уделяют развитию познавательных интересов учащихся, стараются создавать в классе благоприятный фон для осмысления и усвоения подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, придерживаются основополагающих норм, на которых всегда держались дух народа, его сила и единство, как фундамент, без которого не может быть здания. Это – уважение к старшим, уважительное отношение к женщине, сохранение чести и достоинства, порядочность и трудолюбие, нести окружающим тебя людям свет, добро, тепло, ценить и любить себя, с уважением относиться к другим людям, к другим народам и быть толерантным человеком.
Эта большая работа по воспитанию нравственности у учащихся достигается активным применением новых технологий в образовании: дифференцированный подход к детям, личностно – ориентированное обучение, игровые формы работы, здоровьесберегающие технологии, информационно – коммуникационные, метод проектов, научно – исследовательские, технология деятельностного метода и другие.
Начиная с начальных классов у школьников воспитываются такие нравственные качества как патриотизм, интернационализм, толерантность, товарищество, доброта, честность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие, сила воли, смелость, дисциплинированность, бережное отношение к природе, уважение к старшим, уважительное отношение к женщине, интерес к народным обычаям и традициям, к культуре своего народа и других народов, проживающих рядом, к истории своего народа, к географии своей республики, коллективизм, гуманизм и порядочность. Например, в начальных классах есть такие темы, которые дают простор по развитию знаний у учащихся по истории и географии Осетии. Школьникам очень нравится то, чего не могут знать старшие и их родители и любят похвастаться перед ними своими знаниями. Так по теме «Хъæрæугомы цъити» учащиеся много узнают о ледниках Кавказа, тем более что 10 лет тому назад у нашего народа, в нашей республике произошла такая трагедия со сходом ледника Колка. Дети с большим интересом слушают рассказ о ледниках, об их образовании, об их поведении, об их длине и мощи.
По теме «Устное народное творчество» с помощью сказок, «Нартских сказаний», песен, скороговорок, пословиц, загадок проводится большая работа по нравственному воспитанию учащихся: это и гордость, и любовь, и уважительное отношение к далёким предкам, к традициям, обычаям, культуре, истории, географии своего народа и края.
Стремление стать лучше, умнее, образованнее, воспитаннее, стать достойным сыном своих родителей, фамилии, своего народа, своей малой Родины вырабатывается у школьников, когда они изучают такую тему как «Лучшие сыны Осетии», знакомясь с жизнью и творчеством таких замечательных людей как Коста Хетагуров, Аксо Колиев, Васо Абаев, Владимир Тхапсаев, Исса Плиев, Светлана Адырхаева, Валерий Гергиев, Сослан Андиев, Арсен Фаддзаев, Артур Таймазов и др.
Особый простор по воспитанию нравственности и лучших человеческих черт даёт тема «Адæймаг йе гъдауæй фидауы». Учащиеся заучивают наизусть пословицы: «Адæймаг йе ’гъдауæй фидауы», «Лæг йе ’гъдауæй лæг у», Æгъдауы сæрты нæ хызтæуы», «Фыдвæдæй æвæд хуыздæр», «Цы дын не ’мбæлы, уый ма кæн».
По теме флаг Осетии учащихся знакомим не только с цветами аланского флага, но с принципами, устоями и взглядами на жизнь наших предков. Белый, красный и жёлтый – цвета, которые отвечали народным представлениям о моральной чистоте, о красоте окружающего мира, о порядочности, о добре и справедливости, о мужестве и выносливости, о храбрости, о чести и славе, о богатстве и небесной благодати. Обязательно знакомим и с цветами нашего российского флага.
В старших классах на уроках осетинского языка и литературы учителя продолжают работу по духовно - нравственному воспитанию школьников.
Всю эту важную и нужную работу учителя продолжают и во внеурочное время. Внеклассные занятия по родному языку положительно влияют на учащихся и вызывают интерес и к языку, и к истории, и к обычаям и традициям своего народа.
При этом особо важное значение приобретают такие принципы, как этнокультурная идентификация и интеграция национального образования в общероссийское и мировое сообщество, приобщение подрастающего поколения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.
Здесь уместно привести следующее высказывание известного писателя Фазиля Искандера: « Все понимают, что нет любви к человечеству без любви к своему народу, но далеко не все понимают, что нет любви к своему народу без любви к человечеству. Каждый народ, даже самый малый, вплетает в «ковёр человечества» свой неповторимый «узор». Надо понимать, только при сохранении « узоров» всех народов можно сказать, что Бог примет «ковёр человечества».
Так получилось, что всего четвёртый год работаю в МБОУ СОШ №26. Эта школа является пилотной площадкой для всех нововведений в области образования и, в частности, по апробации и внедрению ФГОС. В этом учебном году по новым учебным стандартам работают в 1- 4 и 5 –7-ых классах. Расписание в этих классах – нелинейное. Такая модель расписания является способом изменения условий образовательного процесса, с целью обучения детей навыкам общения и сотрудничества, поддержания оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширения опыта самостоятельного выбора, формирования желания учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей.
Наряду с предметно – урочной системой появились новые формы занятий: творческие мастерские, образовательные путешествия, проекты, клубы и др.
С 1 по 4 классы во всех классах один раз в неделю проводятся занятия «Мой край». Рабочую программу разработали сами учителя осетинского языка и утвердили её на заседании МЛ.
В 5-7 ых классах новые стандарты реализуются через творческие мастерские, кружки и клубы. А задачи духовно- нравственного воспитания по родному языку-
через кружки и клубы «Юные журналисты», «Юные краеведы», « Кукольный театр».
Юные журналисты учатся на родном языке писать рассказы, сказки, некоторые пробуют сочинять стишки. (Есть публикации учеников нашей школы в газете «Рæстдзинад» и в журнале «Ногдзау»).
Юные краеведы пока совершают видео путешествия по родному краю: по историческим и памятным местам, знакомятся с жизнью и творчеством знаменитых людей Осетии.
В школе с 1 по 7 –ые классы все дети посещают кружок «Осетинские танцы».
Администрация школы во главе с директором Туккаевой З. Е., завучем - Ковалёвой Г.Ю., организатором - Джатиевой Н.Г. делают всё, чтобы духовно- нравственное воспитание школьников было на высоком уровне. Ковалёва Г.Ю. по национальности русская, но она курирует осетинский язык и все свои творческие силы, эрудицию, знания не жалеет для его продвижения и развития.
Все знают, какое трудное положение было с преподаванием осетинского языка в группах, где осетинский язык изучали как второй. Но теперь с1по 11 классы есть учебники, а до 4 класса ещё и Рабочие тетради, методички для учителей с календарно - тематическими планами и с готовыми конспектами уроков. Это новое поколение учебников поможет ещё больше в деле формирования духовно- нравственной культуры школьников.
Большое значение в деле формирования патриотизма, гордости за свою малую Родину имеют научно- исследовательские работы учащихся.
Более 350 учащихся нашей школы заняли призовые места и получили дипломы первых степеней и в городе, и в республике и на Российском уровне (в том числе и на осетинском языке).
Ученица 11-го класса Елоева Диана стала абсолютной победительницей (учит. Гадзаова З.И.) на республиканском туристско- краеведческом конкурсе «Мой Иристон» и была награждена денежной премией в 30 тыс. рублей. Также в своих секциях первые места заняли Сагеева Диана (5кл. уч. Битарова Р.А.) и Техов Тамерлан (8 кл. уч. Хетагурова Л.Н.)
В ежегодном республиканском конкурсе «Мастер художественного слова» (Ирон аив дзырды дæсны) в честь праздника осетинского языка и литературы наши уч-ся заняли первые места и наряду с дипломами ещё получили и денежные премии.
Ко дню рождения великого осетинского поэта, писателя и художника Коста Хетагурова было подготовлено и проведено общешкольное внеурочное мероприятие с приглашением известных осетинских писателей и художников. Это Дзасохов Музафер – главный редактор детского журнала на осетинском языке «Ногдзау», Цгоев Хазби – заместитель главного редактора газеты «Рæстдзинад», Догузов Тенгиз- поэт и писатель, Гасинов Жорж – художник и этнограф. Приглашённые с большим вниманием и интересом смотрели выступления учащихся, а школьники с замиранием сердца слушали речь знаменитых людей Осетии.
В прошлом учебном году впервые в республике Министерство образования и науки совместно с Министерством МВД и Этнокультурным центром «Арвайдæн» провели конкурс «Фæзминаг кæстæртæ», где учащиеся нашей школы заняли 1 место. Всех участников наградили дипломами 1 степени и вручили им денежную премию.