Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации инклюзивного типа»
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации инклюзивного типа
Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека. Эти изменения вызвали появление новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним можно отнести, в частности, понятие «инклюзивное образование», которое представляет собой реализацию прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с законодательством РФ. Так как в основе инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого обучающегося, поэтому обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка с ОВЗ.
Работа в данном направлении предусматривает специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Только опираясь на объективные данные о возможностях психического развития каждого ребенка, можно эффективно оказывать ему помощь в процессе обучения.
Особую значимость для данной категории детей приобретает комплексный вид помощи. Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка в образовательной среде – это система психолого - педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Сопровождение (психолого-педагогическое) - специализированная деятельность (психологическая, педагогическая) , обеспечивающая действенную помощь детям, с целью предупреждения возникновения и решения деструктивных проблем в развитии ребенка; деятельность, призванная гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.
Цель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР:
создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.
- выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ЗПР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
-обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей ЗПР
- организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного и интегрированного образования со всеми участниками образовательного процесса
- обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение в условиях образовательной организации инклюзивного типа строится на нескольких принципах:
Системность.
Сопровождение семьи означает не только поддержку семей, имеющих детей с особенностями психофизического развития. Это также и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивной группы.
2. Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.
3. Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
4. Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения. То, насколько сотрудники понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.
5.Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения:
- актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка;
- перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.
Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождения возможно только при условии создания единой “команды”, ориентированной на совместное достижение цели.
В деятельности психолого-педагогического сопровождения ОУ существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:
- диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального);
- реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности;
- анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка.
Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ЗПР в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения. Консилиум координирует работу специалистов по выбору стратегий социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР, и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Он позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребёнка, которой владеют педагоги, классный руководитель, логопед, социальный педагог, школьный медик, психолог и т.д., и на основе целостного видения ученика, с учётом данных о его прошлом состоянии разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития. Психолого – медико – педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков. Данная организационная форма деятельности представляет собой существенный этап психопрофилактической и экспертной работы специалистов образовательного учреждения, делает их работу более конкретной, содержательной и результативной. По результатам деятельности консилиума на каждого ребенка, испытывающего трудности адаптации, обучения составляется обоснованное коллегиальное заключение в соответствии с его состоянием, уровнем актуального развития и другими выявленными показателями, и даются рекомендации по индивидуальному коррекционно-развивающему маршруту. Для определения образовательного маршрута ребенок направляется на городскую(областную) психолого-медико-педагогическую комиссию.
Вся деятельность в рамках психолого-педагогического сопровождения осуществляется в соответствии с должностными обязанностями и направлениями деятельности.
Администрация ОУ выполняет следующие функции в осуществлении сопровождения:
• информационно–аналитическая - сбор данных о состоянии коррекционно–развивающего процесса в школе, мониторинг СКРО, аналитическая деятельность;
• мотивационно–целевая функция– выработка стратегии коррекционно – развивающего процесса в школе;
• планово–прогностическая функция – планирование коррекционно–развивающего обучения на год, выбор способа организации КРО;
• организационно– исполнительская - комплектование групп, расписания на занятиях со специалистами КРО, организация всех необходимых мероприятий, касающихся сопровождения развития ребенка;
• контрольно–диагностическая функция - информация о совместной работе педагогов по вопросам коррекции на педагогических советах, совещаниях, родительских собраниях, работы ПМПк, подведение итогов и отчет работы за учебный год;
• коррективно–регулятивная функция- корректировка хода коррекционно – развивающего процесса
Учитель-логопед:
• осуществляет составление и разработку индивидуальных программ развития;
• проводит обследование речевого развития учащихся;
• составляет психолого–педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива в проблемах речевого развития учащихся;
• определяет факторы, препятствующие развитию личности и усвоению школьных программ;
• проводят индивидуальную и подгрупповую коррекционно–развивающую работу и психолого-педагогическую коррекцию речи учащихся с ОВЗ.
Педагог-психолог:
• принимает участие в составлении индивидуальных программ развития;
• проводит психологическое обследование;
• составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива в проблемах личностного и социального развития учащихся;
• определяют факторы, препятствующие развитию личности и усвоению школьных программ;
• проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно –развивающую работу и психолого-педагогическую коррекцию учащихся с ОВЗ.
Социальный педагог:
• участвует в изучении воспитанников и составлении ИПР;
• осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся;
• изучает психолого- медико –педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни;
• организует различные виды социально ценной деятельности воспитанников, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;
• способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения предметных коррекционно –развивающих программ;
• обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
• проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций и по восполнению пробелов в знаниях.
Последовательность работы психолого-педагогического сопровождения ребенка представляет из себя следующий алгоритм:
1. Постановка проблем.
2. Анализ полученной информации.
3. Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
4. Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
5. Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.
Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей.
В системе работы используются следующие формы:
• составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ЗПР при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:
• составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями ), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
• контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;
• формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ЗПР чувствовал себя комфортно;
• ведение документации;
• организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.
• организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ЗПР.
В течение всего периода обучения учащихся ведётся мониторинг развития, который отслеживается по четвертям и фиксируется в дневнике динамического наблюдения , карте психолого-медико-педагогического сопровождения.
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР осуществляет системный подход к проблеме включения детей с особенностями в развитии в современный социум. Это позволяет реализовывать право на образование всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, физических и психических особенностей.
Литература
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. Под ред. К. С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982.
2. Бабкина Н.В. Советы психолога учителям коррекционных классов общеобразовательных школ //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №6. – с.60 - 61
3. Дети с временными задержками развития. Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971.
4. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Изд-во «Аркти», 2004 г.
5. Концепция коррекционно-развивающего обучения.
6. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.:Изд-во «Аркти», 2005 г.