kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Психологические аспекты в подготовке обучающихся к концертному выступлению в ДШИ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблему эстрадного волнения не обходит не один исследователь в области музыкальной педагогики и психологии. Многие великие музыканты, опытные педагоги и психологи писали о проблеме сценического волнения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Психологические аспекты в подготовке обучающихся к концертному выступлению в ДШИ»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Унечская детская школа искусств»











Тема: «Психологические аспекты в подготовке обучающихся к концертному выступлению в ДШИ»

























Преподаватель высшей

квалификационной категории

Перескокова Т.В.



2022

 

Проблему эстрадного волнения не обходит не один исследователь в области музыкальной педагогики и психологии. Многие великие музыканты, опытные педагоги и психологи писали о проблеме сценического волнения. Действительно, она является одной из ключевых в музыкальной педагогике и психологии, и остается одной из самых актуальных в воспитании юных музыкантов, ведь воспитание артистических способностей, в том числе эмоционально-регулятивных способностей владеть собой в момент выступления и «побеждать» эстрадное волнение - одна из задач в формировании пригодности к исполнительской деятельности. Проблема концертной игры оказывается теснейшим образом, связана с эффективностью всей профессиональной деятельности, как самого исполнителя, так и воспитывающего его педагога.  

Любому музыканту за время своей музыкальной деятельности довольно часто приходится выступать на публике. Однако большей частью люди, выходя на сцену, сильно волнуются, и не могут в полной мере реализовать свои артистические возможности. Поэтому очень важный психологический аспект для юного музыканта, чтобы первый сценический опыт был позитивным. Это даст ему уверенность в своих исполнительских силах, привлечет его интерес к дальнейшему изучению музыки. Успешность публичного выступления ученика на сцене, зависит не только от качества и надежности, выученных им произведений, но и от его психологической подготовки к общению со слушателем.

Практика показала, что волнение необходимо во время публичного выступления. Оно должно привносить в игру артиста повышенную остроту

восприятия и чувствования.

Такое волнение называется продуктивным. Скрипач  Давид Ойстрах писал: «Если ты, выходя на эстраду, не ощущаешь ватных ног и розового тумана перед глазами – в тебе погиб артист». Излишнее же волнение, мешает самовыражению, и является непродуктивным. Проведя нелегкую работу при подготовке  ученика к концертному выступлению, педагог испытывает чувство мучительной «пытки», когда забыв о художественном образе, стиле, ученик с большими потерями текста, отчаянно пытается побороть свой страх. Ситуация, когда сценическое волнение перерождается в панику, очень распространена среди обучающихся музыкальных школ. В таком состоянии память изменяет, движения становятся скованными, чаще всего ученика просто «несет», и хорошо выученное произведение становится музыкальным сумбуром. Удовольствия от такой игры нет, а результат - жестокая психологическая травма.

Задача педагога в воспитании юного музыканта не только научить играть на музыкальном инструменте, но и развить ребенка как личность, позволить ему поверить в себя, свои силы, научить его ставить перед собой цель и добиваться желаемого результата, воспитать волю к победе. Эти качества позволят  ребенку в его дальнейшей жизни вырасти целостной натурой, которую не сломят трудности и препятствия и в итоге – психологически здоровой личностью.

Поведение на сцене – это поведение в экстремальной ситуации, и связано оно с сильным психологическим давлением, которое зависит от психического склада человека. Психологи давно доказали, что при публичном выступлении в организме человека происходят значительные физиологические изменения: повышается артериальное давление, учащается сердцебиение, повышается уровень адреналина в крови, в некоторых случаях повышается температура тела. Даже кратковременное публичное выступление требует от музыканта психических затрат, равноценных восьмичасовому рабочему дню.

Очень часто чрезмерное волнение привносит и осознание общественной значимости публичного выступления. На подсознательном уровне у выступающего возникает состояние, сравнимое с предчувствием катастрофы, если выступление будет неудачным. В своих исследованиях А. Л. Готсдинер отмечает: большинство маленьких детей не боятся публичного выступления именно потому, что не понимают его общественной значимости. Дети маленького возраста чувствуют себя гораздо свободнее, если знают, что в зале много знакомых и родных людей. В подростковом же возрасте приходит осознание общественной значимости концертного выступления, появляется боязнь выхода на сцену, и зачастую исполнять произведение перед незнакомой публикой легче, чем перед родными и друзьями. Очень важно научить юного музыканта умению отвлекаться от гнетущей ответственности, преодолевать мрачные предчувствия.

Часто причиной сценического волнения являются способы общения родителей с ребенком. Бывает, что требования родителей настолько высоки, что ребенку трудно справиться с грузом ответственности. Порой так же недостаточная степень контроля со стороны родителей или попросту безразличное отношение к подростку, событиям в его жизни  способствует ощущению личной тревожности. Побудить у ребенка интерес к музыке, к более эффективным занятиям можно, если в семье ученика царит дух любви и уважения к ней, поддерживается интерес к этому источнику радости и вдохновения.

Также причиной может служить стиль общения педагога и ученика. Из-за боязни быть наказанным за неудачное выступление, из-за жесткой критики и агрессивности преподавателя, самооценка самого подростка падает, возрастает уровень личной тревожности. Умение педагога тонко чувствовать настроение ученика в определенный момент, оказать моральную поддержку, подкорректировать его чувства и настроения при подготовке к концерту и прямо перед выходом на сцену - является важным фактором снижения тревоги ученика. Если выступление было неудачным, то разговоры не должны об этом вестись постоянно, а после совместного анализа необходимо настроить ученика на следующее удачное выступление. Как писал Д. Шафран: «Не стоит бояться ошибок учеников». Осознание ошибок - первый шаг к их устранению.

Педагог и родители – единомышленники, поэтому должны  работать в комплексе для того чтобы качество исполнения музыкальных произведений на концерте, зачете, конкурсе улучшалось. Для этого  необходимо проводить такие виды работ: классные концерты для родителей, совместные концерты ученики и родители, готовить тематические вечера, лекции-концерты в которых по возможности смогут участвовать все ученики.

Причиной сценического волнения может стать неправильно подобранная программа. Для публичного выступления педагог должен аккуратно и вдумчиво подобрать музыкальные произведения по силам ребенка, которые  способны раскрыть индивидуальность ученика, показать его сильные стороны, а не амбиции педагога. Основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения. Н. А. Римский – Корсаков говорил, что «эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение». С самого начала работы над  произведением нужно включать психологическую установку на обязательное концертное выступление.

Эстрадную выдержку у учеников музыкальных школ необходимо вырабатывать. Долгое время считалось, что единственный способ справиться с психологически некомфортным состоянием на сцене заключается только в регулярном выходе на сцену. Но в последнее время проблема сценического волнения стала предметом научных исследований, результаты которых показали: эстрадная выдержка поддается воспитанию различными методами.

Сценическое волнение в зависимости от типа нервной системы у каждого ученика проявляется по-разному. Один внешне спокоен, другой дрожит, как осиновый лист, третий – заторможен, четвертый – возбужден. Благоприятному состоянию на сцене противостоят два негативных психологических момента. Это когда у  ученика перед выступлением или излишне суетливое, возбужденное состояние, или состояние полного равнодушия, безразличия. Волнение обнаруживается в дрожании рук и ног, в напряженных лихорадочных движениях, зажатых приподнятых плечах, появляются красные пятна на лице, становятся влажными ладони. Нервная система, находясь в таком состоянии, начинает быстро истощаться, организм входит в состояние полного безразличия к тому, что может происходить в данное время. Ученик становится вялым, сонным, апатичным. Важная задача педагога постараться на некоторое время переключить внимание ученика на что-то отвлекающее, тем самым снизить волнение, возбуждение, не дать ему эмоционально «потухнуть» перед выступлением.

Одним из действенных способов психологической подготовки ученика к концертному выступлению  является способ самовнушения. Незадолго до концерта на уроке или при проигрывании в зале предложить ученику представить концертный зал, в котором он будет выступать. Нужно попросить удобно сесть, закрыть глаза, полностью расслабить мышцы тела. Когда расслаблены мышцы тела, кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи называют это состояние фазовым, его особенностью является способность к сильному внушению и самовнушению.  Нужно попросить ученика сосредоточиться на внутренних ощущениях и повторять вслед за педагогом  предложения, погружающие в состояние самовнушения:

 «Мои руки становятся теплыми, мышцы рук, пальцев, кистей рук расслабляются. Они становятся теплыми и гибкими. Тепло от кистей поднимается по предплечьям, плечам. Мои плечи спокойно опущены. Мое внимание переходит на ноги. Представляю, что мышцы ног погружаются в теплую воду. Мышцы ног приятно расслабляются. Тепло от ног поднимается вверх. Мой живот и грудь расслабились и наполнились приятным теплом. Теперь мое внимание переносится на лицо. Разглаживаются мышцы лица. Мне дышится легко и спокойно. Ровно и размеренно бьется мое сердце.

Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать... Я отчетливо могу представить сцену, рояль, слушателей... Я спокоен, собран, сосредоточен... Уверенно и радостно я начинаю... Мне нравится играть... У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника... Я выполняю все, что задумал...  Я сделаю все, что задумал... Какое это наслаждение красиво и хорошо играть...

Первые сеансы такого аутотренинга можно проводить в классе, можно подключить родителей. Делать это нужно, как правило, перед сном, когда ребёнок может в спокойной обстановке расслабиться, освободиться от дневных забот. Многими психологами доказано, что сила самовнушения – великая вещь. Незадолго до концертного выступления следует также чаще вслух и про себя повторять: «Я с нетерпением жду концерта». Страх перед выступлением постепенно будет уступать чувству уверенности. Правильная психологическая установка на успешное выступление – это разумное сбережение нервно-психической энергии, которая необходима для полноценного выступления. 

На последнем этапе работы необходимо проигрывать выученное произведение от начала до конца с представлением, что музыкант играет перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Подготавливая ученика к концерту, я рекомендую ему в домашних условиях исполнять музыкальное произведение перед родителями с выходом, объявлением программы, поклонами, аплодисментами. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте. Такой метод работы тоже помогает постепенно справляться с волнением.

Исполнение на основе приёма медитативного погружения связано с глубоким осознанием и прочувствованием всего того, что связано с извлечением звуков из музыкального инструмента. Суметь повторить мысленно ноту за нотой, услышать все переходы из звука в звук.

.

Большую помощь в психологической подготовке обучающегося к выступлению оказывает ситуация искусственного стресса во время игры:

1.   Во время проигрывания, преподаватель произносит психотравмирующее слово: «Ошибка». Ученик не должен испугаться и при  этом ошибиться.

2.  Для концентрации внимания, попросить ученика проиграть программу с включенным телевизором. Такая игра с помехами помогает увеличивать концентрацию внимания. Данное проигрывание требует гораздо большего нервного напряжения, но постепенно приучит ученика исполнять произведения при звуковых помехах полноценно, и он будет застрахован от неприятных неожиданностей на сцене.

3.  В качестве установки на безошибочную игру, можно попытаться играть в полной темноте или с закрытыми глазами.

4.  Перед игрой побегать, попрыгать, поприседать, чтобы вызвать учащенное сердцебиение и сразу садиться за инструмент исполнять произведение. Несколько похожее учащенное сердцебиение возникает у музыканта перед выходом на сцену.

5.    Для выявления скрытых ошибок необходимо поиграть произведения наизусть в очень медленном темпе, с тихой динамикой. Такое проигрывание позволяет тщательно проконтролировать сыгранный звук, проверяет выдержку и терпение, а так же усиливает тормозные процессы. Их ослабление во время публичного выступления провоцирует чрезмерно громкую и неуправляемую игру в быстром темпе.

Очень важным моментом удачного выступления является состояние рук. Если руки перед выступлением ледяные от волнения, то полезно сделать ряд гимнастических упражнений:

1)    ударять кончиками пальцев сначала по «подушечкам» первого сустава, затем посередине ладони, потом по нижней части  ладони. Можно ударять каждым пальцем отдельно.

2)  подтягивать пятый палец как можно ближе к кисти, гладящими движениями проводить кончиком пальца по ладони до его основания. Это упражнение делать каждым пальцем.

Перед выступлением ученик должен иметь возможность спокойно посидеть, расслабив все мышцы. За определенное время до выхода на сцену, педагог должен прекратить все наставления и замечания. Ученик должен верить в себя, в свое удачное выступление. Это уверенность поможет ему хорошо выступить. Можно для снятия стресса съесть два-три кусочка шоколадки и запить это теплым чаем или водой.  Глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает при стрессе спазмы. Это ведет к восстановлению кровообращению и к нормальному питанию мозга. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног, дрожание рук.

Педагог  должен дать ученику советы:

- позаботиться об удобной обуви (без острых носов и высоких каблуков, что негативно сказывается на технике владения педалью).

- предварительно проверить высоту стула. Высокий или низкий стул может загубить выступление – это связано с привычками техники.

- перед выходом на сцену необходимо сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, сердцебиение приходит в норму, появляется спокойствие.

Перед тем как начать играть, надо мысленно проиграть самое начало про себя - настроиться на нужный характер и темп. 

 

Список   использованной   литературы:

 

  1. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., «Институт психологии РАН», 1997

  2. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М., Классика – XXI. 2009.

  3. «Музыкальная психология и психотерапия» № 3 / 2009

  4. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Санкт – Петербург, Композитор. 2008. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Психологические аспекты в подготовке обучающихся к концертному выступлению в ДШИ»

Автор: Перескокова Татьяна Викторовна

Дата: 14.05.2023

Номер свидетельства: 631493


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства