kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектно-исследовательская деятельность: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста, посредством лепки из солёного теста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

выявить развитие творческих способностей детей на основе практического исследования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста, посредством лепки из солёного теста»»

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования Дом детского творчества

п. Кысыл-Сыр

Муниципального района «Вилюйский улус (район)»









Проектно-исследовательская деятельность:

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования посредством лепки из солёного теста»






Провела: педагог дополнительного образования

Борисова Юнна Викторовна



















п. Кысыл-Сыр 2017 год

Введение

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: лепка, рисование, вырезывание из бумаги фигурок и т.д.

Актуальность темы исследования обоснована тем, что использование технологии работы из соленого теста способствует развитию творческих мыслительных способностей учащихся начальных классов.

Практика показывает, что, придя в школу в возрасте 6-7 лет, 70-80% первоклассников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателям общего физического развития детей, отставания в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно – моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков, так как лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки.

Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, мы предпочли в работе с детьми использовать соленое тесто. Так как дети уже имели возможность работать с пластилином в детском саду, то осваивать приемы лепки из соленого теста им не сложно.

Цель работы - выявить развитие творческих способностей детей на основе практического исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Определить сформированность технических умений и навыков в процессе лепки у детей младшего школьного возраста;

  2. Обосновать и доказать возможность развития творческих способностей посредством Дымковской народной игрушки;

  3. Определить эффективность использования Дымковской народной игрушки на занятиях лепкой на развития творческих способностей детей младшего школьного возраста;

Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей на занятиях лепки из соленого теста кружка «Оч.Умелые ручки»

Предметом исследования  является успешность развития творческих способностей, в процессе использования на занятиях по лепке Дымковской игрушки.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование педагогом на занятиях по лепке Дымковской игрушкой будет способствовать наилучшему развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Новизна данной работы состоит в самовыражении детей через изготовления изделий из соленого теста.
























Исследование эффективности использования методов формирования технических навыков и умений на занятиях лепки из соленого теста в процессе использования дымковской народной игрушки

К концу учебного года дети должны достичь определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимать содержание произведения, запоминать и узнавать знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечать изобразительно-выразительные средства, с помощью этих средств создавать образ в рисунке, лепке, аппликации; оценивать то, что получилось, отмечать выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации. Способствовать развитию кругозора по основам декоративно-прикладного искусства.

На занятиях лепкой перед педагогом ставятся определенные задачи:

  • развитие детского творчества;

  • вооружение детей изобразительными и техническими умениями;

  • создание интереса к данному виду деятельности.

Творческие способности детей не будут развиваться, если ребенок не овладеет одним из важных компонентов «ручной умелостью». Ручная умелость включает наличие у детей базовых умений и навыков по технике лепки. Овладение техническими навыками важно не само по себе, а для создания разнообразных изображений.

Поэтому целью данного эксперимента стало выявление у детей уровня сформированности умений и навыков по технике лепки из соленого теста и разработка и апробация системы работы по развитию творческих способностей.

Экспериментальная работа проводилась на базе кружка «Оч.Умелые ручки» МБОУ ДОД Дома Детского Творчества п. Кысыл-Сыр Вилюйского улуса. Работа проходила в средней группе, в которой посещали 22 детей списочного состава. Эксперимент проходил в три этапа:

  • констатирующий эксперимент;

  • формирующий эксперимент;

  • контрольный эксперимент.

Определение уровня сформированности технических навыков и умений на занятиях лепки из соленого теста детей средней группы

Целью констатирующего этапа эксперимента стало определение уровня сформированности технических навыков и умений в декоративной лепки из соленого теста.

Эксперимент проходил в спокойной, естественной и доверительной для детей обстановке. Детям было предложено выполнить задание, которое проходило в два этапа.

Задание.

«Вылепи и распиши игрушку из соленого теста»

Цель: определить уровень умения лепить, уровень расписывать игрушку из соленого теста в соответствии с особенностями народного промысла, уровень самостоятельности выполнения задания.

Оборудование: соленое тесто, стеки, доски, вода в стаканчике, салфетки, гуашь, кисти № 3

Ход задания:

1 этап.

Экспериментатор предложил детям вылепить из соленого теста поделки: дымковские игрушки.

2 этап.

Экспериментатор предложил детям расписать вылепленные из соленого теста игрушки в соответствии с характерными особенностями промысла.

Критерии сформированности технических навыков и умений в декоративной лепке:

  • умение лепить предметы разной формы (птиц, животных, людей) по типу предложенных народных игрушек, используя усвоенные ранее приемы и способы;

  • умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла;

  • самостоятельность выполнения задания.

Каждое задание оценивалось по трехбалльной системе: 1-й (по месту за критерием) – 3 балла, 2-й-2 балл, 3-й-1 балл, что соответствует высокому, среднему, низкому уровням .

Критерий «Умение лепить предметы разной формы (птиц, животных, людей) по типу предложенных народных игрушек, используя усвоенные ранее приемы и способы»:

  • ребенок правильно передал форму дымковской игрушки. Учел характерные особенности народного промысла. При лепке дымковской игрушки - конструктивным способом, в лепке использовал стеку- 3 балла;

  • ребенок в основном правильно передал форму дымковской игрушки. Учел характерные особенности народного промысла. При лепке игрушек использовал различные способы лепки. Пользовался стекой- 2 балла;

  • ребенок затруднялся в передаче формы дымковской игрушки. Не всегда учитывал характерные особенности народного промысла. Стекой не пользовался – 1 балл.

Критерий «Умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла»:

  • ребенок расписал игрушки в соответствии с характерными особенностями народной росписи: цвет, декоративные элементы, узор и т.д. – 3 балла;

  • при росписи игрушек ребенок допустил незначительные ошибки в передаче особенностей народной росписи.– 2 балла;

  • при росписи игрушек ребенок допускает значительные ошибки в передаче народной росписи.– 1 балл.

Критерий «самостоятельность выполнения задания»:

  • ребенок самостоятельно лепил и расписывал игрушки-3 балла;

  • при выполнении задания ребенок иногда обращался к педагогу-2 балла;

  • при выполнении задания ребенок постоянно обращался к педагогу – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому ребенку суммировались. Наивысшее число баллов, которое мог набрать испытуемый – 9 баллов, низшее – 3 балла, промежуточное число - 6 баллов. Исходя из этого нами была составлена характеристика уровней сформированности технических навыков и умений в декоративной лепке.

Высокий уровень- 9-8 баллов;

Средний уровень - 7-5 баллов;

Низкий уровень – меньше 5 баллов.

Кроме оценок уровня сформированности технических навыков и умений у детей на занятиях лепкой, мы поставили перед собой задачу определить какой из критериев данного задания для детей представляет особые затруднения. Для этого нами было определены уровни сформированности группой каждого критерия по отдельности. Наибольшее количество, которое могла набрать группа по каждому критерию – 66 баллов, наименьшее – 22 балла, средний показатель – 33 балла. Мы определили, что высокий уровень сформированности каждого критерия будет составлять 66-44 балла, средний – 43-33 балла и низкий 31-22 балла.

Таблица 1. Результаты выполнения задания констатирующего эксперимента.


№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Умение лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы

Умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла

Самостоятельность выполнения задания

Сумма баллов

1

Г. Костя

2

2

2

6

2

К. Дима

1

1

1

3

3

Н. Дьулустан

2

2

1

5

4

О. Катя

2

2

2

6

5

П.Рома

2

2

2

6

6

П. Артем

1

1

1

3

7

Р. Яша

2

1

1

4

8

Ю.Валентин

2

2

1

5

9

Я. Виталий

2

2

1

5

10

Г. Вика

1

1

1

3

11

Е. Юля

2

2

1

5

12

Л. Дима

2

2

1

5

13

О. Мансур

1

1

1

3

14

Р.Ира

1

2

1

4

15

Р. Лиля

1

1

1

3

16

С.Кэрэчээнэ

2

2

2

6

17

С. Сахая

2

2

2

6

18

Ц.Катя

2

2

2

6

19

Г. Слава

1

2

1

4

20

Д. Саша

2

2

2

6

21

Д. Дархан

2

2

1

5

22

Г. Илья

1

2

2

5

Общее кол-во баллов по критериям

36

38

30



Как видно из таблицы № 1 детей с высоким уровнем сформированности технических навыков и умений нет. Распределение детей по уровням приведено на рис.1


Рис.1 Распределение детей по уровням сформированности технических навыков и умений на констатирующем этапе эксперимента.

Дети набравшие, 6 баллов в основном знают характерные особенности промысла, в процессе лепки дети не всегда точно передали форму, строение и пропорциональное отношение предметов. Например, при лепке фигуры дымковской барыни, сделали длинные, не пропорциональные по отношению к размеру туловища руки. В процессе деятельности данные дети очень редко обращались за помощью педагога. Дети выполнили задание полностью.

Детям набравшим, менее 5 баллов и находящимся на низком уровне сформированности технических навыков и умений в процессе лепки не всегда удавалось правильно передать форму предметов. Например, голова у человека овальная, туловище круглое; у птицы хвост маленький, а голова большая; у коня короткие ноги, но длинные уши. Дети не смогли передать простейшие движения объектов. Реализация замысла у детей проходила при активном напоминании педагога. В процессе работы дети очень часто обращались за помощью педагога.

Если анализировать сформированность детей в целом по группе по каждому критерию отдельно, то можно увидеть следующее. (Рис.2)


Рис.2. Анализ сформированности каждого критерия в целом по группе.

Так, для большинства детей наибольшую трудность представила возможность самостоятельно, без помощи педагога выполнить задания. Дети постоянно обращались за помощью к педагогу. Многие дети долго обдумывали, что им надо лепить, не могли выбрать предмет лепки. Педагогу приходилось идти «на помощь» ребенку, направляя его дальнейшие действия.

Большинство детей лепили игрушки комбинированным способом, забывая при этом, что при лепке дымковской игрушки – конструктивный. В своей работе дети очень редко использовали стеку, или применяли её не по назначению. 10 детей использовали сглаживание неровностей предмета без напоминания воспитателя. На предложение педагога использовать воду и палец для сглаживания 5 детей никак не отреагировали, продолжали выполнять задание, 7 детей попросили педагога показать, как им это делать. Работы детей были однообразны, не всегда привлекательны и технически неправильно выполненные.

Анализ проведенного с детьми эксперимента показал, что:

  • Малая, для своего возраста, база знаний о народной игрушке;

  • У детей недостаточно сформированы навыки и умения при изготовлении лепных фигур;

  • Некачественное выполнение задания.

Для выполнения дальнейшей исследовательской работы группа была разделена на две подгруппы: контрольную и экспериментальную. С экспериментальной группой мы проводили работу в условиях эксперимента. Контрольная группа продолжала заниматься в обычных условиях воспитательно - образовательного процесса.

Развитие творческих способностей у детей в процессе использования Дымковской игрушки.

Целью формирующего педагогического эксперимента явился выбор наиболее эффективного способа формирования технических навыков и умений на занятиях лепки с использованием Дымковской игрушки, как средство развития творческих способностей.

Выбор Дымковской игрушки не случайный, т.к. именно яркость, образность, выразительность данных игрушек наиболее привлекательна для детей. Ознакомление с Дымковской игрушкой начинается на ранних ступенях художественно-эстетического воспитания и к подготовительной группе дети должны знать элементарные особенности данного вида народного промысла.

Содержание формирующего эксперимента наметилось исходя из задач и методов, разработанных с учетом анализа констатирующего эксперимента.

В группе 22 человека, это дети со средними способностями к лепке, поэтому в построении предстоящих занятий мы исходили из реальных возможностей учащихся. Сам вид декоративной лепки для детей не новый, но требует от них больше внимательности, аккуратности, старательности, т.к. дети должны помнить особенности лепки дымковских игрушек, должны уметь лепить из соленого теста и разукрашивать игрушку рисунком, характерным для данного вида промысла.

Был разработан план работы по использованию дымковской игрушки на занятиях лепкой с детьми средней группы. В ноябре запланировано 9 часов по дымковской игрушке. Наша работа по формированию технических навыков и умений строилась на основе этого плана.

В каждом цикле занятий предусмотрена совместная деятельность детей, что положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата.

Для средней группы подобранные занятия имеют большое практическое значение. Такого рода занятия, на которых дети работают коллективно, формируют у них навыки самооценки и контроля. Каждая новая программная задача повторяется в занятиях не менее двух раз на разном содержании, что способствует лучшему усвоению материала. Методика направлена не только на эстетическое развитие, но и на развитие мышления. На каждом занятии для выполнения заданий дети используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение. На многих занятиях используются игровые приёмы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно – дидактические игры. В конце некоторых занятий используется приём обыгрывания выполненного. Занятия построены так, чтобы вызвать у детей желание рассказывать о своей работе или работе товарища. Педагогом была проведена беседа «Дымковская игрушка, ее история и значение». В книжном уголке разместили книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова, т.к. его стиль раскрашивания героев сказок, потешек сходен с росписью дымковских игрушек. В конце занятия мы дали возможность каждому ребёнку похвалить себя и свою работу, т.к. здесь важен личный результат.

Своё эмоциональное состояние, удовлетворённость или неудовлетворённость своей работой дети могли выразить через фишки, на которых нарисованы грустные и весёлые мордашки. Поскольку фишек с грустными мордашками оказалась только одна, то можно судить, что большинство детей остались довольны результатом своей работы, а, следовательно, мы добились поставленной цели занятия.

Во время самостоятельной деятельности дети рассматривали дымковские игрушки, которые мы расположили в книжном уголке.

Для усиления и углубления образа использовали иллюстрации Ю. А. Васнецова к сказкам и потешкам.

Не забывали мы знакомить родителей с нашими успехами. Устраивали выставки детских работ в актовом зале, где родители могли оценить творческие способности детей.

Эффективность использования дымковской народной игрушки в формировании технических навыков и умений на занятиях по лепке.

Завершив намеченный план работы, был проведен контрольный эксперимент.

Цель - выявление результатов проведенной работы по формированию технических навыков и умений на занятиях лепкой с использованием Дымковской игрушки.

Задачи:

  • закрепить знания особенностей лепки дымковской народной игрушки;

  • закрепить умения детей применять полученные навыки и умения в самостоятельной изобразительной деятельности;

  • побуждать эмоциональные чувства, удовольствие и радость.

Для проверки эффективности мы использовали тот же диагностический материал, что на констатирующем этапе эксперимента.

Дети из экспериментальной группы использовали те знания и практический опыт, которые они получили на занятиях в формирующем эксперименте. Результаты представлены в таблице № 2 и № 3.

Таблица 2. Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе.

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Умение лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы

Умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла

Самостоятельность выполнения задания

Сумма баллов

1

Г. Костя

3

2

3

8

2

Н. Дьулустан

3

2

2

7

3

П.Рома

3

2

3

8

4

Р. Яша

2

2

2

6

5

Ю.Валентин

2

2

2

6

6

Г. Вика

2

2

1

5

7

Е. Юля

3

2

2

7

8

О. Мансур

2

2

2

6

9

Р. Лиля

2

1

1

4

10

С. Сахая

3

3

3

9

11

Г. Илья

3

2

2

7


Таблица 3. Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе.

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Умение лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы

Умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла

Самостоятельность выполнения задания

Сумма баллов

1

К. Дима

1

1

1

3

2

О. Катя

2

2

2

6

3

П. Артем

2

1

1

4

4

Я. Виталий

2

2

1

5

5

Л. Дима

2

2

1

5

6

Р.Ира

1

2

1

4

7

С.Кэрэчээнэ

2

2

2

6

8

Ц.Катя

2

2

2

6

9

Г. Слава

1

2

1

4

10

Д. Саша

2

2

2

6

11

Д. Дархан

2

2

2

6


Из таблиц видно, что в контрольной группе 3 детей повысили свой уровень до высокого, 1 ребенок так и находится на низком уровне, а в контрольной группе лишь двое детей немного улучшили свои результаты. Распределение детей по уровням развития контрольной и экспериментальной групп

представлено на рис.3,4


Рис.3 Распределение детей экспериментальной группы по уровням.

Рис.4. Распределение детей по уровням в контрольной группе.

Проанализировав работу контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы:

У детей контрольной группы успехи незначительные. Такие результаты говорят о том, что формирование технических навыков и умений проводится без определенной системы занятий с детьми разного уровня развития. Работы детей не смогли достичь высшего уровня, вследствие недостаточного усвоения основ формирования орнаментального образа.

У детей экспериментальной группы заметно расширились знания. Многие дети, такие, как Костя, Рома, Юля, Сахая сумели создать образ барышни с помощью налепов для выразительности образа. Некоторые дети хотя и вылепили фигуры, но придать им характерные, индивидуальные черты не смогли. Особенно удачными были работы Кости, Сахаи, Ромы. Порадовали нас успехами и те дети, которые раньше не могли правильно лепить, самостоятельно выполнять работу. У этих детей появилось больше уверенности в себе. Дети стали самостоятельно описывать свою работу. У кого, то получился печальный вид, а других, наоборот, веселый. Дети стали анализировать свои работы. И такой вид анализа дал детям возможность рассказать о своем творческом замысле, а также развил у них логическое мышление.

Динамика сформированности технических навыков и умений в экспериментальной и контрольной группах представлена на рис. 5,6.



Рис. 5. Динамика формирования технических навыков и умений детей в экспериментальной группе в сравнении общих баллов (на материале констатирующего и контрольных экспериментов).



Рис. 6. Динамика сформированности технических навыков и умений детей в контрольной группе (на материале констатирующего и контрольных экспериментов).

Таким образом, эффективность проделанной работы подтверждена следующими результатами (таблица 4 и 5)

Таблица 4. Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов в экспериментальной группе (в баллах).

Фамилия, имя ребенка

Средний результат констатирующего эксперимента

Средний результат контрольного эксперимента

Качественный уровень

Г. Костя

2,0

2,7

0,7

Н. Дьулустан

1,7

2,3

0,6

П.Рома

2,0

2,7

0,7

Р. Яша

1,3

2,0

0,7

Ю.Валентин

1,7

2,0

0,3

Г. Вика

1,0

1,7

0,7

Е. Юля

1,7

2,3

0,6

О. Мансур

1,0

2,0

1,0

Р. Лиля

1,0

1,3

0,3

С. Сахая

2,0

3,0

3,0

Г. Илья

1,7

2,3

0,6

Средний результат

1,5

2,7

1,2


Таблица 5. Сравнительная таблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов в контрольной группе ( в баллах).

Фамилия, имя ребенка

Средний результат констатирующего эксперимента

Средний результат контрольного эксперимента

Качественный уровень

К. Дима

1,0

1,0

0

О. Катя

2,0

2,0

0

П. Артем

1,0

1,3

0,3

Я. Виталий

1,7

1,7

0

Л. Дима

1,7

1,7

0

Р.Ира

1,3

1,3

0

С.Кэрэчээнэ

2,0

2,0

0

Ц.Катя

2,0

2,0

0

Г. Слава

1,3

1,3

0

Д. Саша

2,0

2,0

0

Д. Дархан

1,7

2,0

0,3

Средний результат

1,6

1,7

0,1



Рис. 7 Сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.

Как видно качественный уровень в экспериментальной группе составил 1,2 балла, а в контрольной 0,1 балл, что подтверждает эффективность и результативность проделанной работы.

Таким образом, эксперимент показал, что на занятиях по лепке из соленого теста, можно развивать у детей творчество, т.е. замыслы стали более самостоятельными, дети стремятся к наиболее полному раскрытию замысла, используются разные способы и приемы лепки, работы дополняются вспомогательными материалами, тем самым проявляют в самостоятельной деятельности свое творчество.


Выводы:

Дымковские игрушки просты, своеобразны, наивны, выразительны. Они дают возможность показать фантазию и творчество, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала любимым подарком и сувениром.

Поэтому, было организовано и проведено исследование, направленное на выявление роли Дымковской игрушки на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Исследование состоит из 2-х частей: теоретической и практической.

В ходе практической части были рассмотрены теоретические положения об особенностях творческих способностей детей младшего школьного возраста, и об особенностях использования дымковские игрушки на занятиях по декоративной лепки из соленого теста.

Практическая часть работы состояла из: констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика сформированности технических навыков и умений на занятиях лепкой у детей младшего школьного возраста. Был выявлен ряд отрицательных моментов, которые были устранены в ходе формирующего эксперимента.

На контрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения в формировании технических навыков и умений на занятиях по лепке детей подготовительной группы в экспериментальной группе.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

  • изучив теоретические исследования по проблеме развития творческих способностей на занятиях по лепке, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости ознакомления детей с дымковской народной игрушкой, которая способствует совершенствованию технических навыков и умений в процессе декоративной лепки.

  • занятия по ознакомлению с дымковским народным промыслом не только формируют и совершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетически правильное отношение к предметам народного искусства.

  • проведение обучения по экспериментальной методике является эффективным средством формирования технических навыков и умений на занятиях по лепке и тем самым способствует развитию творческих способностей детей.

  • использование дымковской народной игрушки в дополнительном образовании дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.

  • эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога (эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий в дополнительном образовании детей.

В целом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.





Заключение

Доказано, что для взрослых творческий процесс - это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей, а для детей - это открытие субъективно нового, т.е. создание каждым своих знаний, умений, навыков, приемов творческой деятельности. Для взрослого важен результат, для ребенка же важен сам процесс.

Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.

На занятиях по лепке можно использовать разнообразный материал (глину, пластилин, тесто, песок, снег). Они развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение таинствами и загадками.

Способы выполнения лепки из соленого теста позволяет ребёнку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи. Дети начинают понимать, что все предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. Появляется понятие вариативности.

Лепка из соленого теста доступна учащимся - это способ детского самовыражения. Ребёнок выражает своё отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует. Система занятий по лепке обеспечивает систематическое обращение к эмоциональной сфере ребёнка - осознанию им собственных чувств.

На занятиях по тестопластике нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Взрослый занимает позицию рядом, а не над ребенком. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность, соблюдая принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистический принцип и принцип развивающего обучения, ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребёнка.

Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Борисова Юнна Викторовна

Дата: 21.09.2017

Номер свидетельства: 429149


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства