kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.10 ТУРИЗМ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение в образовательный процесс ФГОС СПО поставило перед учреждениями и преподавателями ряд задач по выполнению требований, среди которых приоритетной  можно считать выбор технологий и методов обучения, дающих возможность сформировать у студентов общие и профессиональные компетенции.

Компетенция трактуется как система ценностей, личных качеств, знаний и умений человека, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей. А.В. Хуторской определяет компетенции как ведущие критерии подготовленности современного выпускника учреждений профессионального образования.

В новых требованиях к результатам освоения образовательных программ профессиональных модулей приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников учреждений СПО. Поэтому подготовку специалистов  в нашем учреждении было решено осуществлять с учетом корректировки методических и технологических аспектов образования, объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте.

В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у обучающихся. В своей педагогической деятельности использую проектные технологии, которые, на мой взгляд, позволяют решать проблему формирования профессиональных компетенций у студентов на уроках профессионального цикла по специальности 43.02.10 Туризм.

Проектные технологии являются практическими педагогическими технологиями, способными обеспечить компетентность ориентированный подход в образовании. Проектная деятельность студентов – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, направленная на достижение общего значимого результата. Считаю, что непременным условием проектной деятельности является значимость предполагаемых результатов: актуальность, реальность, оформленность в готовый турпродукт или его элемент, т.е. материальность. Кроме этого, к проектной деятельности необходимо предъявлять и другие требования: наличие актуальной проблемы, готовность студентов к самостоятельной деятельности, владение навыками исследовательской деятельности, умение мыслить творчески и др.

 По моему мнению, проектная деятельность способна сделать учебный процесс для студентов личностно значимым, позволяющим раскрыть свой творческий потенциал, быть активными, проявить свои исследовательские способности, индивидуальные склонности и интересы. Таким образом, мы имеем возможность приблизить студента к его будущей профессиональной деятельности через освоение общих и профессиональных компетенций посредством проектной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.10 ТУРИЗМ »

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.10 ТУРИЗМ

Калядная Марина Анатольевна,

преподаватель КГБОУ СПО

«Шушенский сельскохозяйственный колледж»


Введение в образовательный процесс ФГОС СПО поставило перед учреждениями и преподавателями ряд задач по выполнению требований, среди которых приоритетной можно считать выбор технологий и методов обучения, дающих возможность сформировать у студентов общие и профессиональные компетенции.

Компетенция трактуется как система ценностей, личных качеств, знаний и умений человека, обеспечивающая его готовность к выполнению профессиональных обязанностей. А.В. Хуторской определяет компетенции как ведущие критерии подготовленности современного выпускника учреждений профессионального образования.

В новых требованиях к результатам освоения образовательных программ профессиональных модулей приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников учреждений СПО. Поэтому подготовку специалистов в нашем учреждении было решено осуществлять с учетом корректировки методических и технологических аспектов образования, объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте.

В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у обучающихся. В своей педагогической деятельности использую проектные технологии, которые, на мой взгляд, позволяют решать проблему формирования профессиональных компетенций у студентов на уроках профессионального цикла по специальности 43.02.10 Туризм.

Проектные технологии являются практическими педагогическими технологиями, способными обеспечить компетентность ориентированный подход в образовании. Проектная деятельность студентов – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, направленная на достижение общего значимого результата. Считаю, что непременным условием проектной деятельности является значимость предполагаемых результатов: актуальность, реальность, оформленность в готовый турпродукт или его элемент, т.е. материальность. Кроме этого, к проектной деятельности необходимо предъявлять и другие требования: наличие актуальной проблемы, готовность студентов к самостоятельной деятельности, владение навыками исследовательской деятельности, умение мыслить творчески и др.

По моему мнению, проектная деятельность способна сделать учебный процесс для студентов личностно значимым, позволяющим раскрыть свой творческий потенциал, быть активными, проявить свои исследовательские способности, индивидуальные склонности и интересы. Таким образом, мы имеем возможность приблизить студента к его будущей профессиональной деятельности через освоение общих и профессиональных компетенций посредством проектной деятельности.

Приведу наиболее удачные примеры из моей педагогической практики по использованию проектной деятельности в образовательном процессе. На 2 курсе студенты, проходя практику по освоению первичных навыков, выполняют проекты путеводителей по районам Красноярского края или регионам РФ. Группы студентов и тематику чаще всего подбираю исходя из региона, из которого прибыли студенты. Чаще всего проект выполняют в составе 3-4 человек. На первом занятии обсуждаем содержательную основу, определяем направления проблем развития туризма в регионе, выявляем источники информации.

Предлагаю примерную схему проекта путеводителя:

  1. Общая информация (дата образования, географическое расположение, основатель, история образования, население/количество жителей, современное административное устройство, глава города, климат, карта, время, религия и др.).

  2. Предприятия гостеприимства (гостиницы, турбазы и др.).

  3. Предприятия питания (крупные рестораны, бары, кафе).

  4. Транспортная инфраструктура.

  5. Туристские предприятия (турфирмы, турагентства, экскурсионные бюро).

  6. ООПТ региона (заповедники, природные парки, национальные парки и др.).

  7. Торговые центры.

  8. Лечебно-оздоровительные, курортные учреждения и территории.

  9. Достопримечательности в регионе (природные, культурно-исторические, гидротехнические сооружения).

  10. Предприятия организации досуга (музеи, выставочные залы, концертные залы, цирки, театры и др.).

  11. Связь (наличие центрального почтамта, мобильной связи, Интернет).

  12. Предприятия сервиса (банки, пункты обмена валют; фотосалоны, салоны красоты, СПА центры; услуги автопроката, сеть заправочных станций (карта); химчистки и другие предприятия сервиса).

  13. Крупные предприятия региона (общая информация, профиль).

  14. Событийные знаковые мероприятия.

  15. Учреждения образования.

После сбора информации, проект оформляется, разрабатываются кроссворд или викторина по региону, определяются докладчики, изготавливается слайдовая презентация. Студенты получают первый опыт погружения в профессиональную деятельность. В результате работы над проектом формируются не только личностные качества (усидчивость, самостоятельность, коммуникативность, умение работать в команде и др.), но и дается возможность оценить свою готовность к освоению профессиональных компетенций.

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.

В результате аттестации по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка профессиональных и общих компетенций. Формой аттестации по профессиональному модулю является квалификационный экзамен. Итоговая аттестация представляет собой защиту (оценку) экзаменационной работы, выполненной в период учебной практики. Выполнение экзаменационной работы опирается на практический опыт работы в период учебной практики, а также отражает полноту освоения теоретического курса профессионального модуля. Структура и содержание экзаменационной работы отражает уровень освоения закрепленных за модулем компетенций.

В моей педагогической деятельности сложился положительный опыт использования проектной деятельности при разработке контрольно-оценочных средств по профессиональным модулям.

Приведу наиболее удачные примеры использования проектной деятельности при выполнении экзаменационных квалификационных работ.

В ходе освоения ПМ 02. «Предоставление услуг по сопровождению туристов» студенты выполняют квалификационную работу в виде творческого проекта. Задания носят компетентностно-ориентированный, комплексный характер и максимально приближены на решение профессиональных задач. Творческий проект выполняется студентом (командой) самостоятельно; научное руководство и сопровождение осуществляет преподаватель учебного заведения (руководитель учебной практики).

Задаю критерии оценки проекта:

- актуальность проекта для сферы туризма или гостеприимства;

- возможность реализовать предложенные решения в области туризма и гостеприимства;

- ясность, логичность, обоснованность изложения содержания, аргументированность выводов и результатов;

- применение компьютерных технологий в оформлении текста, рисунков (схем, графиков), таблиц и приложений, соответствие оформления работы стандартам.

Определяю структуру экзаменационной работы. Она будет состоять из 2 частей: проект «Туристский маршрут» отразит результаты освоения МДК 02.01 «Технология и организация сопровождения туристов», проект «Анимационная программа» - МДК 02.02 «Организация досуга туристов».

Приведу варианты тем для выполнения творческих проектов «Анимационная программа»:

  1. «Если звезды зажигают – значит это кому-нибудь нужно!» (проект программы выпускного бала для студентов специальности Туризм в Шушенском с/х колледже).

  2. «Поклонение прекрасной девушке». (Проект праздника к 8 марта для студентов колледжа).

  3. «У похода есть начало, а походу нет конца…». (Проект праздничного мероприятия к Всемирному Дню туризма).

  4. «На выручку казакам». (Проект исторической реконструкции в Саянском остроге).

Для формирования профессиональных компетенций по ПМ.03 «Предоставление туроператорских услуг» МДК 03.02 «Маркетинговые технологии в туризме» студенты специальности Туризм в рамках учебной практики проводят маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта.

Полевые маркетинговые исследования проводятся в реальных условиях на территории п.Шушенское для сбора, обработки и анализа информации, получаемой непосредственно от покупателя (потребителя), согласно выданному техническому заданию.

Оформление результатов исследования представляют в виде проекта. Творческий проект (отчет) выполняется группой или индивидуально. Содержание предусматривает включение в него следующих вопросов:

1. Цель исследования.

2. Для кого и кем оно проведено.

3. Общее описание генеральной совокупности исследования.

4. Размер и характер выборки, описание применяемых методов исследования.

5. Время и место проведения исследования.

6. Использованный метод опроса.

7. Адекватная характеристика лиц, проводивших исследование.

8. Экземпляры заполненных анкет.

9. Презентация полученных результатов.

10. Вариант доклада.

Темы для выполнения проектов, например, могут быть такими:

  1. Маркетинговые исследования по анализу мнений и выявления проблем в КГБУ Историко-этнографическом музее-заповеднике «Шушенское».

  2. Маркетинговые исследования по анализу специфики потребления услуг Национального парка «Шушенский бор».

  3. Маркетинговые исследования услуг турфирмы «Золотая Сибирь».

  4. Маркетинговые исследования услуг питания (размещения) в п.Шушенское.

В результате освоения ПМ 04. «Управление функциональным подразделением организации» студенты разрабатывают бизнес-проект создания предприятия социокультурного сервиса и туризма. Каждая группа самостоятельно выбирает здание в поселке. Им необходимо придумать и разработать бизнес-проект по использованию здания при условии, что данный проект будет социально значим для поселка, местных жителей и экономически эффективен.

При выборе типа предприятия и услуг, производимых им, следует учитывать конкурентную обстановку в городе, чтобы не дублировать имеющиеся в избытке предприятия. Группы формулируют идеи и выбирают представителя, который выступает перед представителями преподавателей и студентов. Выступающий должен раскрыть цель проекта, задачи, затраты, показать его экономическую эффективность, определить социально-культурную значимость для города. Перед началом выступления целесообразно нарисовать схему предлагаемого проекта: что будет размещено на первом и втором этажах, на чердаке и в подвале, а также определить перечень услуг, производимых данным предприятием.

Перед студентами стоит задача охарактеризовать бизнес и сформулировать миссию, определить главную стратегическую цель и построить на ее основе дерево целей.

Предлагаю на выбор несколько тем:

  1. Детское кафе

  2. Ресторан

  3. Молодежное туристическое агентство

  4. Детский загородный лагерь

  5. Досуговый центр

  6. Экскурсионное бюро

  7. Мини-гостиница и др.

Выполнение проектов позволяет более качественно подготовиться и к выполнению выпускной квалификационной работы. Успешные результаты проектов, выполненных в ходе освоения профессиональных модулей, рекомендую использовать в качестве практической части.

Перед преподавателем часто может возникать проблема поиска новых интересных идей, тем, названий, направлений и т.п. Но ведь проектная деятельность изначально предполагает совместную творческую работу преподавателя и студентов. На мой взгляд, реальных значимых результатов добиться по другому невозможно. Постоянно приходится проводить самооценку выбранных методов и способов работы, определять свою роль на уроках и соотносить ее с деятельностью студентов, при этом постоянно конструировать занятие в активной форме.

Современные педагогические технологии, в частности проектная деятельность, формирует у будущих специалистов умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем.

Считаю, что применение в образовательном процессе проектной деятельности положительно и эффективно отражается на процессе подготовки будущих специалистов. Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. У них появляется стойкая мотивация «быть успешным, мобильным, современным». Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовать творческий потенциал.

Участие всех субъектов образовательного процесса в проектной деятельности позволяет сформировать профессиональные компетенции будущих специалистов, а значит, обеспечить их конкурентоспособность в соответствии с запросами рынка труда.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Калядная Марина Анатольевна

Дата: 21.10.2015

Номер свидетельства: 242363

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства