kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по здоровьесбережению «Сотовый телефон в жизни школьника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ХХ век дал много «технических чудес», среди которых используются  персональные компьютеры, ноутбуки, нетбуки, планшеты, электронные книги и сотовые телефоны,   с их многочисленными возможностями. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно, инновации подрастающего поколения, порой даже заменяя подросткам друзей, родителей, школу.

Влияние сотового телефона на здоровье человека является одной из важных проблем современности.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по здоровьесбережению «Сотовый телефон в жизни школьника»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Горнозаводска

















Сотовый телефон в жизни школьника








Выполнила: А.С. Кузьмина

учитель информатики

















2016


СОДЕРЖАНИЕ




Введение


  1. Теоретическая часть


1.1. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером


1.2. Признаки развития зависимости у ребенка


1.3. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером


2. Практическая часть


2.1. Сопоставление статистических данных: рост количества компьютеров у учащихся и показателей заболеваемости по результатам ежегодных медицинских осмотров


2.2. Реализация профилактических мер


Заключение


Список используемой литературы




















ВВЕДЕНИЕ


ХХ век дал много «технических чудес», среди которых используются персональные компьютеры, ноутбуки, нетбуки, планшеты, электронные книги и сотовые телефоны, с их многочисленными возможностями. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно, инновации подрастающего поколения, порой даже заменяя подросткам друзей, родителей, школу...

Влияние сотового телефона на здоровье человека является одной из важных проблем современности. Споры на эту тему идут уже не один год: опасны ли для здоровья сотовые телефоны? Проводятся исследования, публикуются результаты экспериментов, выдвигаются и опровергаются предположения. Пользователей сотовой связи волнует этот вопрос, однако сколько-нибудь вразумительного ответа на него пока не дал никто: ни учёные, ни официальная медицина, ни производители сотовых телефонов. Одни специалисты говорят, что сотовый телефон опасен не более, чем любые бытовые приборы, а другие считают его одной из причин многих серьёзных заболеваний. Как разобраться в этом, не владея специальными знаниями и не имея конкретной информации? За последние 7-8 лет мобильный телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня нам уже трудно представить, как это мы раньше обходились без такой нужной, удобной, просто необходимой вещи. Большинство людей, случайно выйдя на улицу без мобильника, чувствуют себя как «без рук», или без важной детали одежды – в общем, некомфортно и неуютно.

С другой стороны, сотовый телефон является своего рода «поводком» –ведь любой человек находится не дальше телефонной трубки, и поэтому «достать» его, где бы он ни находился, не составляет труда никому: друзьям, знакомым, родственникам, коллегам по работе или начальству. Хорошо это или не очень – тоже спорный вопрос. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем не менее, нам всё-таки ясно, что излучение сотового телефона не может не оказывать негативного влияния на организм. Вопрос в другом: насколько это опасно, и как от этого защититься?

Так, некоторые представители официальной медицины, а также ведущие учёные считают, что телефоны опасны не только для взрослых, но особенно для детей, и вообще представляют угрозу для здоровья всего человечества.

Сотовый телефон влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решила исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.


Целью моей работы является:

определение влияния сотового телефона на жизнь и здоровье учащихся МАОУ «СОШ № 3» г. Горнозаводска.



Для достижения цели я ставлю следующие задачи:


1. Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу.

2. Проведение анкетирования с целью выявления зависимости школьников от сотового телефона.

3. Сопоставление роста количества сотового телефона у учащихся с изменениями в здоровье по данным ежегодного медицинского осмотра.

4. Создание социальной рекламы «Мобильная зависимость».

5. Распространение памятки с гимнастикой для органов зрения.


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


    1. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером

Я постаралась доступно для человека, не имеющего отношения к медицине, описать профессиональные заболевания пользователей мобильных телефонов, способы профилактики. Вы узнаете, как выбрать программное обеспечение, безопасные для здоровья человека, найдете полезные советы по безопасной работе на компьютере.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

  • сидячее положение в течение длительного времени;

  • воздействие радиоволн излучения экрана;

  • утомление глаз, нагрузка на зрение;

  • перегрузка суставов кистей;

  • стресс при потере информации.

Рассмотрим каждый фактор по отдельности и его влияние на здоровье человека.


Сидячее положение в течение длительного времени.


Казалось бы, при игре в мобильный телефон человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей – сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие – простатит и геморрой, болезни, лечение которых – процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.



Воздействие электромагнитного излучения сотового телефона


Реклама преимуществ мобильных телефонов не включает публикаций конкретных сведений об электромагнитной безопасности этих устройств. А в это время сотовый телефон в кармане или сумочке оказывает негативное воздействие на человеческое тело. И если отказаться от использования мобильного телефона в нашей жизни практически невозможно, то следует хотя бы соблюдать правила электромагнитной безопасности. Кому охота проводить время в тесном контакте с небольшой СВЧ-печью? Но с тем же успехом мы делаем это большую часть времени суток. Дело в том, что излучение от мобильного телефона исходит не только, когда по нему разговаривают, но и когда он просто лежит включенным. В неактивном режиме телефон раз в несколько секунд связывается с базовой станцией, передавая ей небольшое количество информации и, следовательно, ношение мобильного телефона – не вреднее разговоров по нему.

Излучение мобильного телефона имеет модулирующий характер. Составляющая сигнала – низкочастотный сигнал (к примеру, у GSM/DCS он равняется 2 Гц), а источник – питающая батарея. Низкочастотность (1-15 Гц) соответствуют ритмам человеческого мозга, но интенсивность которых превышает ритмы электрической активности здорового человека. Мишенью облучения при работе мобильных телефонов является, прежде всего, головной мозг и периферические рецепторы зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов. При сопоставлении средних уровней плотности потока мощности и удельного поглощения мощности для различных типов мобильных телефонов стандарта GSM-900, выполнены сравнения и оценка электромагнитного излучения на основе новейшей медико-диагностической аппаратуры, а также сравнение степени электромагнитной безопасности с точки зрения биологического воздействия на головной мозг человека для различных моделей мобильных телефонов.

Так, в результате сравнения средних уровней плотности потока мощности и удельной поглощенной мощности для разных типов мобильных телефонов стандарта GSM-900, выяснилось, что Philips (Spark-Genie Diga) и Ericsson (GF788) обладают большей мощностью потока, чем, например, Nokia (8110), Sony (CMD-ZI; CMD-DXI000) или Motorola (Star Jac).
Известно, что в режиме излучения максимальной мощности абонентский терминал QCT-1000 на расстоянии 0,5 м создаёт уровни удельной поглощенной мощности порядка 9 мкВт/кв.см. При этом телефон Nokia-2110 стандарта GSM-900 на таком же расстоянии создает излучение в 2 раза меньше. Исследования в данной области продолжаются.



Воздействие на зрение


Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание дисплея. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана. Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть игры на мобильном телефоне – ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали программы. А это – огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.

В результате «общения» с сотовым телефоном серьезно перегружает наши глаза. Если к тому же дисплей масштабного расширениями, а интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения. Это явление получило название "Компьютерный зрительный синдром".

Гимнастика для глаз


1. На счет 1-4 закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз –вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз – прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

5. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

6. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.


Перегрузка суставов кистей рук


Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по экрану дисплея, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими. Каковы причины возникновения туннельного синдром запястья? Свой вклад вносят генетическая предрасположенность и заболевания суставов, нарушения обмена веществ и изменения гормонального фона, травмы кисти и предплечья. Но главная причина –длительная однообразная неправильная работа кистями и пальцами рук. КТС поражает людей различных профессий. Чертежники, секретари, музыканты, водители, рабочие конвейерных производств - вот далеко не полный перечень профессий, которые предрасполагают к КТС. Сто-двести лет назад карпальный туннельный синдром был профессиональным заболеванием клерков, с утра до вечера переписывавших различные бумаги. А в наше время от него сильно страдают пользователи ПК (немного статистики), которые много часов совершают однообразные мелкие движения руками, двигая мышку или печатая на клавиатуре.

Основная задача при лечении туннельного синдрома - добиться декомпрессии (уменьшения давления) содержимого анатомического канала, в котором произошло сдавливание нерва. На ранних стадиях болезни это достигается терапевтическими методами. В более тяжелых случаях может понадобиться оперативное вмешательство - рассечение фиброзного канала, ревизия нерва. Операция не опасная и эффективная, в большинстве случаев приводящая к полному восстановлению функции поврежденного нерва.

Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению синдрома запястного канала, достаточно выполнять несложные рекомендации по организации своего рабочего места и режима работы, каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнить несколько упражнений для кистей рук.


Гимнастика для кистей рук


1. Поднять руки вверх и с усилием сжимать в кулак и разжимать пальцы. Потрясти в воздухе расслабленными кистями, постепенно поднимая их в стороны и вверх.

2. Соединить ладони вместе перед грудью, с напряжением нажимая на концы пальцев, наклонять кисти рук то вправо, то влево.

3. Вытянуть руки вперед и производить вращательные движения кистями в стороны и внутрь.

4. При полусогнутых руках с силой сжимать и разжимать пальцы рук.

5. Потрясти расслабленными кистями в воздухе, поднимая руки вверх и опуская вниз. Все движения повторяются 5—6 раз.

Стресс при потере информации


Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.


Влияние компьютера на психику


Что касается психики человека, так здесь на первый план выходят более виртуальные вещи, а именно - чрезмерное увлечение компьютерными играми или интернетом. Как правило, именно эти факторы могут вызывать некое подобие зависимости, которое в некоторых случаях связывается с невозможностью оторваться от своего увлечения, вызывая своего рода маниакальную зависимость от интернета или от игр. В таких случаях человек оказывается просто не в состоянии представить себе свое существование без предмета своего уже нездорового интереса, возлагая на его алтарь все большее и большее количество своего времени и здоровья.

Я вряд ли ошибусь, если скажу, что людям, проживающим всю свою жизнь в интернете (ну, хотя бы, большую ее часть), как правило, крайне необходима социальная поддержка. Они испытывают огромные сложности с общением, неудовлетворенность собой, в некоторых случаях крайне низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и целый ряд других всевозможных проблем подобного рода. К сожалению, Интернет способен решить практически все такие проблемы, предоставляя жизнь виртуальную (где можно сделать себя абсолютно кем угодно, то есть, воплотить все свои мечты о собственной исключительности) взамен жизни реальной, к которой такой человек попросту оказывается неприспособленным. Как показывает практика, такая путина довольно часто засасывает огромное количество людей, спешащих уйти в безопасную для них среду, и ни к чему не обязывающую жизнь.

Здесь наблюдает двойственная ситуация. С одной стороны такие люди усугубляют те свои черты характера, от которых они хотели бы полностью избавиться, а, с другой стороны, приобретают новые «призы», которые выражаются в уходе от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст или какие-то еще качества... Опасность также выражается еще и в том, что с течением времени подобный образ жизни и мышления пропитывает все уровни их действительности, что заставляет человека действовать и думать совершенно по-другому. Другими словами, он полностью меняет подход к решению бытовых вопросов, а также всех своих семейных, личных, профессиональных, партнерских и прочих проблем.

Ниже представлен список психологических симптомов, которые могут проявляться у человека, относящегося к группе риска интернет-зависимых людей:

  • ощущение хорошего самочувствия, а иногда даже эйфории от присутствия за компьютером;

  • проблематичность, а в некоторых случаях и невозможность прервать работу;

  • увеличение количества времени, проводимого за экраном монитора;

  • невнимательное отношение к членам семьи и друзьям, переходящее в полное пренебрежение и равнодушие;

  • ощущения внутреннего дискомфорта, пустоты, депрессии и раздражения, появляющиеся в отсутствие компьютера;

  • учащающаяся ложь работодателям и членам своей семьи о своей деятельности;

  • возникновение проблем с работой или учебой.

Помимо этого, настороженность должны вызывать такие сигналы, как:

  • навязчивое стремление как можно чаще проверять электронную почту;

  • с трудом сдерживаемое предвкушение следующего сеанса нахождения в сети;

  • с каждым разом все большее время, проводимое в сети;

  • рост расходов, связанных с оплатой Интернет-услуг и компьютерного времени.


Влияние компьютера на память.


Результаты многочисленных экспериментов показали, что человеку сложнее запомнить ту или иную информацию, если он знает, где ее при необходимости можно вновь найти. Однако это ни в коем случае не значит, что Google или другие поисковые системы оболванивают современное общество. Напротив, мы все еще можем помнить многие вещи - и даже те, которые сложно отыскать в интернете.

Современный человек, конечно же, не пустоголовое существо, лишенное воспоминаний, - сказал психолог. - Однако, с течением времени мы все лучше запоминаем лишь то, как нам получать информацию, нежели чем саму информацию. Люди уже не надеются исключительно на свою память, рассматривая компьютер и интернет в качестве равноценной альтернативы. И это наиболее удивительный результат нашего исследования.

В экспериментах программы Эффект Google принимали участие десятки человек. Им предлагалось запоминать различную информацию. Результаты исследования свидетельствуют о том, что если испытуемый заранее знал, что некие данные сохранены на электронном носителе, он запоминал их хуже того участника, которому было сказано, что информация полностью удалена.

Исследование американских ученых также показало, что при необходимости поиска ответа на сложный вопрос некоторые тестируемые сразу же обращались к компьютеру, даже не пытаясь использовать в качестве альтернативного источника собственную память. Эта особенность человеческого мышления подтверждалась результатами еще одного эксперимента: большинство участников лучше помнили не абстрактные данные, а одну из пяти папок в компьютере, куда они были помещены.

Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Конечно же, несмотря на все исследования и весьма неоптимистичные, результаты люди будут продолжать в той или иной мере пользоваться «дарами» информационного века. Но вредное влияние можно свести к минимуму всего лишь выполняя несколько простых правил. Основополагающий принцип – это, несомненно, по возможности давать своему организму больше отдыхать от всех этих негативных воздействий, проводить время на свежем воздухе и находить иные менее вредные источники развлечений. При длительной работе за компьютером нередко развивается умственная усталость и нарушение внимания.


    1. Признаки развития зависимости у ребенка

По результатам опроса школьных технологий. Подростки от 10 до 17 лет на вопрос «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?» ответили:


1. 24 % - общаюсь в сети;

2. 4% - читаю книги;

3. 4 % - посещаю кружки, секции;

4. 28% - играю в компьютерные игры;

5. 8% - общаюсь по телефону;

6. 20 % провожу время с друзьями;

7. 12% - смотрю телевизор.


Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. К.З. наиболее часто в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком К.З. является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в.в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. У младших школьников К. З. обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. К.З. часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), К.З. может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный "взлом" компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.

А.Л. Венгер выделяет следующие признаки зависимости:


  • Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;

  • Провел хотя бы одну ночь у компьютера;

  • Прогулял школу – сидел за компьютером;

  • Приходит домой, и сразу к компьютеру;

  • Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);

  • Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;

  • Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером;

Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени – нарушение психики.


Симптомы зависимости


Установленные симптомы зависимости можно условно разделить на три группы:

  • психические;

  • социальные;

  • духовные.

Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.

Социальные признаки: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе; проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие; проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.

Духовные признаки: потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Очевидно, что это плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного — неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. Не слишком ли дорогая цена?









    1. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.


Основные правила гигиены зрения:


  1. Комфортное рабочее место.


Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.


  1. Специальное питание для глаз.


Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.


  1. Гимнастика для глаз.


Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.

Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.

  1. Практическая часть


    1. Сопоставление статистических данных: рост количества компьютеров у учащихся и показателей заболеваемости по результатам ежегодных медицинских осмотров


Я проводила анкетирование среди учеников 5 - 9 классов. Опрошено 125 учеников. Проведена обработка данных влияния компьютера на зрение и на психику, зависимость школьников от компьютера.


Признаки интернет зависимости

Психологи составили список, по которому можно определить признаки интернет зависимости у ребенка:

1. Ребёнок пользуется Интернетом как средством от стресса.

2. Он или она зачастую теряет счёт времени, пока находится в сети.

3. Ребёнок с легкостью жертвует сном ради возможности провести побольше времени он-лайн.

4. Ребёнок, как правило, предпочитает тратить собственное время на Интернет, чем на семью или друзей.

5. Ребенок лжёт друзьям или членам семьи, когда речь заходит о количестве времени, проведённом в сети Интернет.

6. Ребёнок яро протестует или становится раздражительным, когда ему не разрешают подключаться к сети.

7. Ребенок проверяет по нескольку раз за день свою электронную почту.

8. Он или она заметно потерял (а) интерес к любимым ранее занятиям, которые воспринимал (а), как приятное времяпрепровождение до того, как получил (а) доступ к Интернету.

9. Нередко он или она пренебрегают достижениями, образованием, или отношениями из-за Интернета.

10. Ребёнок завязывает отношения с людьми, которых встречает в онлайн.

11. Ребёнок игнорирует сроки, установленные вами на пользование Интернетом.

12. Он или она часто кушает, сидя за компьютером.

13. После продолжительного неиспользования сети Интернет у ребёнка можно наблюдать симптомы ломки, в частности:

a) - беспокойство;

b) - неугомонность;

c) - дрожание рук.

14. Ребёнок думает об Интернете постоянно.

15. Ребенок перестает видеть отличия между виртуальным и реальным миром.

Очень важно, чтобы интернет-зависимость у детей была выявлена на ранней стадии и были установлены жесткие пределы использования Интернета.

Чрезмерное использование Интернета пагубно влияет на психику и социальную позицию ребенка в обществе. Но, кроме этого, оно способно привести к таким серьезным проблемам физического здоровья как:

- головные боли;

- тучность;

- плохое общее самочувствие из-за недостатка физической деятельности.

Дети нередко становятся трудновоспитуемыми и социально неспособными к общению с семьёй и друзьями. Есть высокий риск, что дети начнут использовать сеть Интернет для просмотра материалов сексуального содержания. В Интернете масса всевозможных онлайн услуг, которые могут показаться привлекательными для ребенка, и это приведет к тому, что он начнет тратить деньги на сомнительные блага и услуги, без ведома и разрешения родителей. К тому же, большинство наиболее популярных онлайн игр имеют выраженные признаки насилия и агрессии. Насилие, привычное в виртуальном мире, становится привычным и в реальной, увеличивает поведенческое насилие среди детей и молодёжи.


Анализ результатов


Анкетирование было проведено среди учащихся 5-9 классов, всего было опрошено 125 человек. Вопросы анкеты разбиты на 4 группы:

Время работы за компьютером.

Анализ полученных результатов по этому блоку показал, что 83% (104 чел.) учащихся имеют дома компьютер; 12% учащихся начали работать на компьютере с раннего возраста - 4 лет; 30% - с 10 лет; 29% - с 13 лет; 29% - с 14 лет.

Я выяснила, что 36% ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры. Вероятно, эти ученики склонны к игромании. 64% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм.

Я поставила перед выбором ребят: компьютер или лыжная прогулка - 24% выбрали компьютер, а 76% - лыжная прогулка.

Общение по электронной почте или общение с другом наяву - 36% выбрали общение по электронной почте, а 64% общение с другом наяву

На вопрос: что больше всего интересует: компьютер, чтение книг или решение логических задач - 72% учащихся выбрали компьютер, 20% опрошенных чтение книг, 8% решение логических задач.


Психологические симптомы

В ходе анкетирования я постаралась выяснить, пребывают ли в плохом, раздраженном настроении школьники, если был сломан компьютер?

79% детей пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 21% -не придают значения.

На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером?

8% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали, а 92% ответили, что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером.


Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером


На вопрос, сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером - 60% ответили, что можно сидеть за компьютером от 1-го часа до 2-х часов, а 40% ответили, что надо сидеть за компьютером от 2-х часов до 8-и часов.


На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? 64% ответили, что знают, 36% ответили – нет.


Устают глаза при работе с компьютером у 44% опрошенных ответили да, у 32% глаза не устают, а 24% не придают значения этому.


Влияние компьютера на развитие интеллекта

На заданный вопрос: в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть? 44% ответили, что предпочитают играть в бродилки, 36% предпочитают войнушки, 20% предпочитают логические игры.


Кто не любит игры онлайн бродилки? Наверное, это тот жанр игр, который нравится всем. Не секрет, что в бесплатные игры бродилки тайком играют даже наши папы и мамы, закачивая их в свои мобильные телефоны. Сюжеты у этих игр могут быть самые различные. В некоторых из них ты просто преодолеваешь очень долгий путь. Тебе необходимо избегать различные опасности и собирать бонусы, которые добавляют тебе жизнь, здоровье или просто дают дополнительные баллы. Есть игры, относящиеся к данной категории, в которых герою мало просто проходить уровни. Ему приходится выполнять различные задания на сообразительность. Эти игры уже посложнее. Есть игры бродилки, в которых есть элементы игры стрелялки. То есть тебе надо бродить, собирать бонусы, прыгать или плавать там, где это необходимо, но кроме этого, тебе еще придется отстреливаться от нападающих на тебя противников в виде монстров, зомби, или просто вредных бабусек. В общем, для того, чтобы с успехом преодолеть такую игру бродилку, тебе придется действительно применить все свои способности и приложить значительные усилия.

Игры для мальчиков войнушки пользуются большой популярностью. Эта категория онлайн игр очень разнообразна. Тебе надо будет просчитывать вероятные шаги противника, продумывать оснащение и вооружение. В общем, не так все просто. Придется применить всю логику и незаурядные способности, чтобы пройти все уровни и выиграть в такой игре. Более того, свои результаты ты можешь сохранить. В общем, играй и получай массу положительных эмоций от игры.


В ходе работы я сопоставила рост количества компьютеров у учащихся нашей школы с изменениями их здоровья.

По данным медосмотра в сравнении за 2 учебных года среди 5-9 классов учеников нашей школы наблюдается тенденция рост заболеваемости органа зрения, опорно-двигательной системы.



2012 – 2013

уч. год

2013 – 2014 уч. Год

Число компьютеров у учеников дома

96

104

Заболеваемость детей

Сколиоз

15,4%

15,6%

Снижение зрения

18,7%

18,9%


Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга школьников (%)


5-6 кл.

7-9 кл.

Общение с друзьями

20

20

Чтение книг

10

13.3

Просмотр телепередач

30

20

"Общение" с компьютером

40

46.6

Из представленных в таблице данных видно, что в зависимости от возрастной группы, наблюдается тенденция к значительному снижению процента школьников, отдающих предпочтение чтению книг и общению с друзьями в свободное время. При этом характерно, что практически сохранилась доля тех, кто указывает на просмотр телепередач. Что же касается компьютера, то доля школьников, отмечающих “общение” с ним как свой любимый вид проведения досуга резко возросла.

Рис.1.

Как мы видим, среди девочек учениц 5-6кл. и учениц 7-9кл. различия отсутствуют. Иными словами, выбор образовательной траектории практически не оказывает какого-либо влияния на особенности их отношения к новым информационным технологиям. Среди мальчиков же различия очевидны. Так, среди школьников 7-9кл. доля тех, кто предпочитает пользование компьютером в свободное время, в два раза выше, чем у учащихся 5-6кл. И здесь влияние образовательной траектории явно обозначено. Наряду с этим обратим внимание и на то, что среди учащихся 7-9 кл. наблюдаются характерные гендерные различия – здесь мальчики также больше сориентированы на пользование компьютером. Таким образом, сделанный нами выше вывод о том, что новые информационные технологии существенно трансформировали структуру досуга в субкультуре именно мальчиков-подростков, подтверждается и при анализе ответов учащихся 7- 9кл.





Рис.2

.Значимость наиболее полезных и интересных источников информации среди мальчиков и девочек, учащихся 7-9 классов (%)

Как видно из рисунка, иерархия значимости основных источников информации у мальчиков и девочек имеет противоположный характер. Так, если мальчики ставят Интернет на первое место, то у девочек он занимает четвертую позицию. И, наоборот, девочки придают наибольшую значимость при получении полезной и интересной информации общению с друзьями, мальчики же ставят общение на четвертую позицию.



    1. Реализация профилактических мероприятий


Я провела профилактическую работу среди школьников. Она включала в себя:

- выступление на родительском собрании по теме «Школьник и компьютер » с презентацией «Компьютерная зависимость»;

- распространение памятки для контроля родителей.

- создание социальной рекламы «Компьютерная зависимость», представленной на неделе «Минздрав предупреждает» в нашей школе;

- распространение памятки с комплексом упражнений для глаз. (приложение№3)


Заключение.


Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника, я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.

Развитие новых технологий обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно – таки сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все – таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа.


Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:

1. 20% учеников заботятся о здоровье своих глаз.

2. Большинство (83 %) учащихся имеют компьютер

3. 10% учеников не знают и пренебрегают нормами работы с компьютером.

4. 40% учащихся проводят за компьютером от 2 до 8 часов.

5. 36% учащихся есть постоянное желание играть в компьютерные игры.

6. 36% учеников любят играть в игры, где присутствует террор, что неизбежно может привести к нарушению психики.

7. 24% ребят выбрали компьютер вместо прогулки на лыжах, 76%- предпочли покататься на лыжах.

По статистике отмечается рост числа персональных компьютеров у учеников дома, что возможно влияет на здоровье школьников. Я предлагаю, чтобы школьники соблюдали нормы работы за компьютером дома, а школе уделяется огромное внимание здоровьесберегающим технологиям. Отношения учителей к появлению у школьников персональных компьютеров практически однозначно: машина создана не для развлечений, а для работы. Дети должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть. Конечно, есть игры, которые развивают память и мышление, но современные подростки чаще предпочитают различные «стратегии и др.». Это отнюдь не положительно сказывается на их психике и работоспособности.

Ученые проводят параллель между частым использованием компьютера и резким ухудшением зрения у подростков. Однообразная и длительная работа с компьютером приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в глазах, расплывчатости изображения. Но, как это ни странно звучит, дети быстро адаптируются и, скорее всего, просто не обращают внимания на проявившиеся симптомы.

Проводя исследования, я выяснила, что у 74 % опрошенных проявляются подобные симптомы, но они либо не обращают на это внимания, либо немного отдыхают. По данным медосмотра у учащихся школы наблюдается незначительный рост заболеваемости органов зрения и опорно-двигательной системы. Я могу предположить, что это связано с тем, что:

- учащиеся знают и соблюдают нормы работы за компьютером;

- в школе уделяется огромное внимание здоровьесберегающим технологиям.


Литература


1. Билич Г.Л., Назарова Л.В./ Основы валеологии / С.-Петербург МСМХС, 1998г.

2. Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.56.

3. Ермилова И.А.Ограничьте просмотр передач!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 - №8, стр.22

4. Попов С.В./ Валеология в школе и дома./ С.-Петербург «Союз», 1997г.

5. WWW.Mednovosti. ru

6. WWW.Inopressa. ru.

7. http://ps.1september.ru/article.php?ID=200200805

8. http://www.acpp.ru/data/materials/jornal/2007(7)%B91..pdf

Приложение №1

Анкета

Время работы за компьютером

  1. У вас есть дома компьютер?

а) да; б) нет

в каком году приобретен? _____________

2. Со скольки лет начал работать за компьютером?

а) с раннего возраста; б) с 10 лет; в) с 13 лет; г) с 14 лет

3. Есть ли у вас желание поиграть в новую игру

а) да; б) нет

4. Что вы выбираете компьютер или лыжную прогулку

а) компьютер; б) лыжи;

5. Что ты выберешь общение по электронной почте или общение с другом наяву

а) эл. почта; б) друг;

6. Что больше всего интересует:

А) компьютер; б) чтение книг; в)решение логических задач;

Психологические симптомы

7. В каком настроении вы пребываете, если был сломан компьютер?

А) пребываю в раздраженном настроении;

Б) не придаю этому значения

8. Конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером?

А) вступаю с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером

Б) не конфликтовал и не угрожал

Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером

9. Сколько часов по вашему мнению рекомендуется сидеть за компьютером

А) 1 – 2 часа

Б) 2 – 8 часов

10. Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?

А) да

Б) нет

11. Устают ли глаза при работе с компьютером?

А) да

Б) нет

В) не придаю этому значения

Влияние компьютера на развитие интеллекта

12. В какие компьютерные игры вы предпочитаете играть?

А) бродилки

Б) войнушки

В) логические игры

Приложение №2

Обработка результатов

Время работы за компьютером

  1. У вас есть дома компьютер?

2. Со скольки лет начал работать за компьютером?

3. Есть ли у вас желание поиграть в новую игру

  1. Что вы выбираете компьютер или лыжную прогулку

5. Что ты выберешь общение по электронной почте или общение с другом наяву

6. Что больше всего интересует:


Психологические симптомы

7. В каком настроении вы пребываете, если был сломан компьютер?

8. Конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в

Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером

9. Сколько часов по вашему мнению рекомендуется сидеть за компьютером

10. Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?

11. Устают ли глаза при работе с компьютером?

Влияние компьютера на развитие интеллекта

12. В какие компьютерные игры вы предпочитаете играть?

Приложение №3

Памятка с гимнастикой


Гимнастика для кистей рук

1. Поднять руки вверх и с усилием сжимать в кулак и разжимать пальцы. Потрясти в воздухе расслабленными кистями, постепенно поднимая их в стороны и вверх.

2. Соединить ладони вместе перед грудью, с напряжением нажимая на концы пальцев, наклонять кисти рук то вправо, то влево.

3. Вытянуть руки вперед и производить вращательные движения кистями в стороны и внутрь.

4. При полусогнутых руках с силой сжимать и разжимать пальцы рук.

5. Потрясти расслабленными кистями в воздухе, поднимая руки вверх и опуская вниз. Все движения повторяются 5—6 раз.

Приложение №4

Памятка для родителей






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект по здоровьесбережению «Сотовый телефон в жизни школьника»

Автор: Кузьмина Анна Сергеевна

Дата: 30.08.2016

Номер свидетельства: 341576


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства