kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по экологии "тундра и её обитатели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид проекта: информационно- познавательный, краткосрочный.

Интеграция образовательных областей: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, РИСОВАНИЕ.

Организованная образовательная деятельность, осуществляемаяв разных видах детской деятельности

образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие  с родителями

НОД  « Знакомство детей с климатом тундры».

Цель: расширять первоначальное представление детей о тундре и её обитателей.

Проблемное обсуждение « Чем питаются животные тундры зимой?»

Рассматривание картин, иллюстраций  животных тундры.

П/и «У оленя дом большой».

Дидактическая игра « четвертый лишний».

Посещение краеведческого музея.

Оформление выставки рисунков с целью создания альбома о животных тундры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по экологии "тундра и её обитатели" »

Проект по экологии  «Тундра и её обитатели »  Автор:  Желонкина Ю. В.

Проект по экологии

«Тундра и её обитатели »

Автор: Желонкина Ю. В.

Вид проекта : информационно- познавательный, краткосрочный.   Продукт : Выставка рисунков на тему «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ»   Интеграция образовательных областей : ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, РИСОВАНИЕ.

Вид проекта : информационно- познавательный, краткосрочный. Продукт : Выставка рисунков на тему «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ» Интеграция образовательных областей : ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, РИСОВАНИЕ.

Участники проекта : дети старшего возраста,  воспитатели, родители.  «»

Участники проекта : дети старшего возраста, воспитатели, родители. «»

Участники проекта : дети старшего возраста,  воспитатели, родители.

Участники проекта : дети старшего возраста, воспитатели, родители.

  • Проблема : чем питаются зимой животные тундры?
  • Гипотеза : животные тундры добывают себе корм из под снега.
Цель:

Цель:

  • Формирование конкретных представлений о жизни и выживании животных в условиях крайнего севера .
Задачи:

Задачи:

  • Формировать представления о многообразии северной природы и животных тундры.
  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Закрепить знания основных правил поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому.
  • Развивать познавательный интерес.
Проблемно – деятельностный подход Организованная образовательная деятельность, осуществляемаяв разных видах детской деятельности образовательная деятельность в режимных моментах НОД « Знакомство детей с климатом тундры». Самостоятельная деятельность Цель: расширять первоначальное представление детей о тундре и её обитателей. Рассматривание картин, иллюстраций животных тундры. Взаимодействие с родителями Проблемное обсуждение « Чем питаются животные тундры зимой?» Дидактическая игра « четвертый лишний». П/и «У оленя дом большой». Посещение краеведческого музея. Оформление выставки рисунков с целью создания альбома о животных тундры.

Проблемно – деятельностный подход

Организованная образовательная деятельность, осуществляемаяв разных видах детской деятельности

образовательная деятельность в режимных моментах

НОД « Знакомство детей с климатом тундры».

Самостоятельная деятельность

Цель: расширять первоначальное представление детей о тундре и её обитателей.

Рассматривание картин, иллюстраций животных тундры.

Взаимодействие с родителями

Проблемное обсуждение « Чем питаются животные тундры зимой?»

Дидактическая игра « четвертый лишний».

П/и «У оленя дом большой».

Посещение краеведческого музея.

Оформление выставки рисунков с целью создания альбома о животных тундры.

ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА

ВЕЧНАЯ МЕРЗЛОТА

  • Вечная мерзлота - никогда не тающий слой земли, часто содержащий лед. Это характерная особенность тундровой зоны. Почвы там холодные и бактерии, которые разрушают древесину, размножаются медленно. Ветки, сучки сохраняются годами, словно бы в холодильнике, постоянно накапливаясь.
  • Летом поверхностный слой почвы, как правило, оттаивает, что приводит к заболачиванию равнинных участков.
  • Многолетней мерзлотой занято 53 тыс. км , в том числе сплошной мерзлотой 10 тыс. км 2 .
  • В Воркуте вечная мерзлота сплошная и достигает 130 м. Наибольшей мощности многолетняя мерзлотная толщина достигает в районе Хальмер-Ю - 200 м.
растительный  мир тундры.

растительный мир тундры.

  • В течение долгой и холодной зимы растения находятся как бы в состоянии спячки.
  • Быстро пробуждается от зимнего сна полярная флора. И в этом особенность растений, растущих в условиях тундры:
  • во-первых, немало видов, которые в течение всего года остаются зелеными;
  • во-вторых, почти все растения многолетники, им требуется значительно меньше времени для развития;
  • в-третьих, многие растения еще с осени образовали зимующие почки.
  • Характерная особенность тундрового разнотравья - крупные, ярко окрашенные цветки.
  • На защищенных от ветра участках произрастают карликовые ивы и березы, преобладают кустарнички (багульник, брусничник), мхи и лишайники образуют сплошной ковровый покров.
  • Корни растений не уходят вглубь почвы из-за близости к поверхности вечной мерзлоты, из-за этого листья растений мелкие и жесткие для сокращения поверхностного испарения. Для защиты они опушены или покрыты восковым налетом.
  • Многие травянистые растения тундры зацветают только через 10-20 лет после появления их из семян, кустарники еще позже. Например, голубика может давать зрелые плоды только в 60-80-летнем возрасте, ежегодный прирост побегов составляет 2-3 мм. Брусника - растение - долгожитель, достигает возраста 300 лет, она не прихотлива к условиям - растет на бедных сухих почвах, торфяника. У карликовой березки прирост 2-6 см и плодоносить начинает только в возрасте 30-35 лет. У полярной ивы побеги удлиняются за год всего на 1-5 мм и дают по 2-3 листочка.
  • Лишайники нарастают всего 1-3 мм в год, а ведь на 1 га может пастись всего 5 оленей и затем пастбище должно «отдыхать» 10 лет. Там, где лишайник подвергается выжиганию, требуется 50 лет, чтобы восстановить его. А ведь лишайники - индикаторы состояний воздушной среды. Там, где они живут, можете дышать полной грудью - воздух, наверняка, чист, если же они стали исчезать с обычного места обитания - насторожитесь. Роль чистого воздуха трудно переоценить. Человек без пищи может прожить 3-5 недель, без воды - 3-5 суток, а без воздуха - не более 3-5 минут. Пищи человеку требуется около 1 кг в сутки, воды -1,5 кг, воздуха - 25 кг.
Ягоды тундры .

Ягоды тундры .

ЖИВОТНЫЙ МИР ТУНДРЫ

ЖИВОТНЫЙ МИР ТУНДРЫ

  • Есть данные, что в суровой тундре обитают более 300 видов животных и птиц.
  • Главные животные тундры - лемминг, песец, северный олень.
  • Лемминг служит основной пищей многим животным тундры, , а также он влияет на развитие почв и растительности. С северным оленем связана вся жизнь коренных народов севера, идет ли речь о жилище, транспорте, одежде или пище.
  • Животных, полностью приспособившихся к суровым условиям существования немного и ни один вид обитающих в наших тундрах зверей не впадает зимой в спячку. Они с осени запасаются толстым слоем подкожного жира, приобретают покровительственную белую или светлую окраску меха и перьев. Мех во много раз зимой удлиняется. А вот выступающие части тела (морды, уши, лапы, хвосты, клювы), наоборот, уменьшены.
  • Большая часть животных на зиму покидает тундру. Почти все птицы улетают на юг. Остается лишь куропатка - единственное существо, которое не пугают ни зимние бури, ни жестокий мороз.
  • Весной птицы , не теряя времени, начинают гнездиться, ведь лето короткое. Птенцам надлежит вылупиться к тому моменту, когда нахлынет первая волна насекомых, а до первых снегов они должны быть готовы к дальнейшему перелету. Чтобы успеть, птицы намного удлиняют свой «рабочий день» за счет светового времени. Основная масса птиц прилетает и отлетает почти в те же сроки, когда сходит и появляется снег.

ЗАЯЦ – БЕЛЯК

  •  

Милые зверушки, герои народных сказок и детских песенок – славные, добрые зайчишки. От голодных врагов – лисиц, волков, рысей и филинов – беляка выручает зимой белый мех, огромные чуткие уши, быстрые лапы и умение хитро запутывать следы. Днем затаившийся заяц долго неподвижно лежит в глубоком снегу под кустом. Заметить зверька невозможно: еще осенью он сменил серовато-белый наряд на чисто-белый. Недаром говорят: «Бел, потому и цел». Перед тем как залечь в снег, косой запутывает цепочку своих следов. У зайца длинные задние лапы, и набегу заяц выкидывает их вперед. В гору зайцу бежать легче, чем под гору. Под гору он не бежит, а катится кубарем.

Зимой подошвы на лапах обрастают густой и мягкой шерстью. Одетые такой войлочной подушкой, пальцы лап сильно раздвигаются. Вот и получаются у зайца своеобразные, собственные лыжи, и зверек лучше скачет по снегу, чем его враги.

Из-за того, что заяц убегает от опасности, он не только прослыл трусом, но получил еще прозвище «косой». Глаза у зайца большие, бархатисто-темные, красивые, не косят. Шея у него малоподвижная, оглянуться он не может, а посмотреть, где преследователь, надо. Вот и скашивает заяц глаза, а людям кажется, что он косой. Но случается, не помогают зайцу ни хитрость, ни быстрота, и тогда заяц падает на спину и обороняется сильными задними лапами.

Хотя и считается заяц-беляк типичным лесным зверьком, однако он проник далеко в тундру; его можно встретить вплоть до Северного Ледовитого океана. В тундре зайцы роют норы, которые используют в качестве укрытия от хищников. Летом заяц-беляк питается исключительно травянистой растительностью, а зимой – побегами кустарников. Живут зайцы-беляки 7- 8 лет.

 

ЛЕММИНГ

ЛЕММИНГ

  • В тундре живут очень занятные зверьки - лемминги, похожие на крупных и толстых мышей с короткими хвостиками. Русское название – пеструшка. Эти зверьки десять месяцев в году проводят под снегом. Удивительно разноцветно окрашены зверьки в рыжеватые, ржавые, коричневые, черные пятна. Глаза маленькие, ушей почти не видно. Едят лемминги траву, грибы, лишайники. У этих зверьков много врагов, поэтому они хитры и осторожны. Живут в норках, которые имеют запасные выходы. Зимой лемминги собираются в тех местах, где много снега. Под снегом зверек устраивает шаровидное гнездо из сухих стеблей и листьев. Шубка у них теплая, чтобы не замерзнуть под сугробом.
  • Лемминг – загадка для ученых. Раз в четыре-пять лет у тундрового зверька наблюдается «пик» численности, наступает «год лемминга».
  • В этот год тундра пирует. Едва сойдет снег, на пеструшку набрасываются и чайки, и сапсан, и кречет, и мохноногий канюк, Даже северный олень не прочь полакомиться леммингом. Лемминг - основная пища и для песца, и белой совы. В «год лемминга» увеличиваются выводки у зверей. Хорошо и птицам: никто их птенцов не трогает.
  • Колебания численности леммингов воздействует на всю экологическую систему тундры.
  • Когда леммингов много, они настолько выедают растительность, что в многих местах для ее полного восстановления требуются годы.
  • Когда леммингов рождается мало, и жизнь в тундре резко меняется. Растительность восстанавливается, а для хищных птиц и животных наступает голодная пора.
  •  
ОЛЕНЬ СЕВЕРНЫЙ

ОЛЕНЬ СЕВЕРНЫЙ

  • Северные олени – кочевники. Зимой и летом кочуют они в поисках корма. Пощиплют в тундре ягель, олений мох, а у ручьев и на болотах поедят травы и осоки. К океану спустятся соленой воды попить. И снова в путь.
  • Ни одно копытное нашей фауны, кроме северного оленя, не использует в пищу ягель (лишайник). Это его основная пища в бесснежное время. Но ягель беден белком и минеральными солями. Поэтому, питаясь зимой в основном лишайником, олень обязательно добавляет к нему зеленый корм, особенно те растения, которые в зиму уходят зелёными. Олень охотно ест выброшенную на берег рыбу.
  • Оленята рождаются весной, маленькие и хрупкие, но уже через несколько часов они стоят на ногах, а через сутки вовсю бегают.
  • Ноги у оленей сильные, высокие, чтобы быстро бегать, от врагов спасаться. А копыта широкие, чтобы в снегу не проваливаться. Также с помощью копыт олени корм зимой добывают: пробивают лунку в снегу и достают ягель.
  • Олени хорошо плавают.
  • Холода олени не боятся, - шерсть у них теплая. Летом она становится реже, чтобы не жарко было. А к зиме отрастает, становится густой.
  • Красавец северный олень – удивительное животное! Когда-то олень был единственным транспортом в тундре. Олень не требует от людей ни корма – олени сами добывают его, ни теплых сараев или стойл – олени в этом не нуждаются.
  •  
1 этап подготовительный 2 этап содержательный Изучение представления детей о тундре и её обитателях. 3 этап 2. Подбор наглядного материала, методической и художеств. литературы. Познание « Природа тундры» итоговый 3. Составления конспектов организации взаимодействия детей и родителей. Цель: формирование представлений о тундре Викторина «вопросы оленевода» 2. Познание « животные тундры» Цель: систематизировать знания детей о животных крайнего севера, развивать познавательный интерес. Цель: формирование представления о животных северных районов.

1 этап подготовительный

2 этап содержательный

  • Изучение представления детей о тундре и её обитателях.

3 этап

2. Подбор наглядного материала, методической и художеств. литературы.

  • Познание « Природа тундры»

итоговый

3. Составления конспектов организации взаимодействия детей и родителей.

Цель: формирование представлений о тундре

Викторина «вопросы оленевода»

2. Познание « животные тундры»

Цель: систематизировать знания детей о животных крайнего севера, развивать познавательный интерес.

Цель: формирование представления о животных северных районов.

Загадки:

Загадки:

  • Этот житель круглый год Лишь на Севере живет. Он с ветвистыми рогами И со стройными ногами. А на ножках тех копыта, Зверь хороший, не сердитый. Мох жует он целый день. Это северный … (олень).
  • Солнца яркого боится. Ночью - хищник эта птица. Ловко мышь найдет в траве. Говорим мы о (Сове). 
Загадки: С ним играть опасно в прятки.  Мчит бедняжка без оглядки.  След запутал и прилег:  Обмануть лисицу смог  (Заяц). Хвост поджав, во льдах ночует,   Вынося мороз любой,   И по северу кочует   В тёплой ш убе голубой.  (Песец)

Загадки:

  • С ним играть опасно в прятки. Мчит бедняжка без оглядки. След запутал и прилег: Обмануть лисицу смог (Заяц).

Хвост поджав, во льдах ночует,  Вынося мороз любой,  И по северу кочует  В тёплой ш убе голубой. (Песец)

Выставка рисунков

Выставка рисунков

Выставка рисунков

Выставка рисунков

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Проект по экологии "тундра и её обитатели"

Автор: Желонкина Юлия Валерьевна

Дата: 23.04.2015

Номер свидетельства: 204975


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства