kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Социально- бытовая ориентировка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности "Социально- бытовая ориентировка" предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1-2 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Социально- бытовая ориентировка"»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по СБО составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год.

        СБО – это специальные коррекционные занятия  направленные на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Программа по СБО составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем СБО обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

  1. Общая характеристика предмета

Цели, задачи предмета:

Цели изучения курса: освоение воспитанниками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни. 

Целью уроков СБО – подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

Задачи изучения курса:

  • формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду;

  • формируется, закрепляется и постепенно расширяется спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды;

  • формируются и вводятся в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации.

Используемые приемы и методы:

  • Наблюдение за действиями учителя;

  • Выполнение действий вместе с учителем;

  • Выполнение действий по подражанию;

  • Дидактические игры.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

На внеурочную деятельность по социально- бытовой ориентировке в 1 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 18 часов (1 час в неделю).

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.


Планируемые предметные результаты освоения программы:

Обучающейся должен знать:

  • Название одежды и обуви;

  • Режима питания;

  • Элементарные правила поведения;

  • Название цветов светофора.

Обучающийся должен уметь:

Ориентироваться в помещении;

Ухаживать за одеждой и обувью;

  • Узнавать продукты питания;

  • Показывать виды транспорта;

  • Рассматривать светофор.

  1. Содержание рабочей программы

Темы разделов

Умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения программы

1

Ориентирование

Ориентация в помещении, на территории.

2

Личная гигиена

Навыки самообслуживания.

3

Одежда и обувь

Навыки ухода за одеждой и обувью.

4

Питание

Умение узнавать продукты питания, узнавать, выделять среду прочих.

5

Жилище

Уметь различать жилые помещения; названия комнат, называть свой адрес.


6

Культура поведения

Выполнение элементарных действий по уборке.

7

Транспорт

Называние видов транспорта. Наблюдение за транспортом на дороге. Рассматривание светофора.

    1. Тематическое планирование

Темы разделов

Цели

Кол.

ч

Дата план.

Дата факт.

Виды учебной деятельности


1 четверть


9





Ориентирование

Формирование умения ориентироваться в помещении, на территории школы.

3




1

Ориентировка в помещении (класс, спортзал, кабинет психолога, библиотека)



3.09


Уметь ориентироваться в помещении, в классе.

2

Ориентировка на терриротии (школа, спальный корпус, туалет, пришкольный участок)



10.09


Уметь ориентироваться на территории школы.

3

Рабочее место школьника.

Познакомить с правилами организации рабочего места.


17.09


Уметь организовывать рабочее место.


Личная гигиена

Ознакомление с правилами личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья.


4




4

Руки -мои помощники. Значение ухода за руками.




24.09


Значение ухода за руками.



5

Ноги и их значение. Значение ухода за ногами.





1.10


Значение ухода за ногами.



6

Уход за волосами.Значение ухода за волосами.




8.10


Значение ухода за волосами.



7

Зубы и их значение. Значение ухода за зубами.





15.10


Значение ухода за зубами.


Одежда и обувь


6



узнавать предметы одежды на изображениях;

выделять предметы одежды среди других групп предметов;

показывать называемую одежду;

называть одежду.

8

Одежда и её значение.



22.10


Знать назначение одежды.

9

Названия одежды.Одежда и обувь.

Познакомить с названими одежды и обуви, формирование навыков ухода за одеждой и обувью.


29.10


Знать названия одежды.


Запланировано:

Проведено:

Отставание:

Причина








2 четверть


7




10

Правильное надевание обуви, различение правого и левого ботинка.



12.11


Уметь правильно надевать обувь

11

Игры на распознавание одежды и обуви.



19.11


Распознавать одежду, обувь.

12

Уход за одеждой. Значение чистоты и опрятности одежды.





26.11


застегивать и расстегивать крупные (затем мелкие) пуговицы, кнопки, крючки на одежде.


13

Уход за обувью. Практические упражнения по уходу за обувью.



3.12


следить за чистотой и опрятностью своей одежды.


Питание

Узнавание продуктов питания по их названию или показу на пиктограммах.

Знание режима питания.

3



Умение узнавать продукты питания, узнавать, выделять среду прочих.

14

Продукты питания.

Узнавание продуктов питания по их названию и показу на пиктограммах.



10.12


Знать названия продуктов питания.

15

Питание и его значение в жизни человека.

Правила поведения за столом.



17.12


Соблюдать правила поведения за столом.

16

Режим питания (завтрак, обед, полдник,  ужин). Дидактическая игра «Обведи продукты к обеду»



24.12




Запланировано:

Проведено:

Отставание:

Причина:








3 четверть


8





Жилище

Познакомить с назначением комнат, с назначением бытовых приборов.

7



Уметь различать жилые помещения; знать названия комнат,

называть свой адрес.


17

Названия комнат.



21.01



18

Бытовые приборы. (пылесос, автомат, микроволновая печь)



28.01



19

Экскурсия в столовую, кабинет СБО.



4.02


Соблюдать технику безопасности в учебных кабинетах.

20

Уборка в комнате, в классной комнате.



11.02


Уметь убираться в комнате.

21

Уборка в комнате, в классной комнате.

Практическая работа.



18.02


Производить уборку в классной комнате.

22

Кухня. Назначение кухни.



4.03


Знать назначение кухни.

23

Посуда. Столовые приборы.



11.03


Знать назначение столовых приборов.


ПДД

Познакомить видами транспорта, светофором, правилами перехода улиц.

3



Называние видов транспорта. Наблюдение за транспортом на дороге. Рассматривание светофора.

24

Виды транспорта.



18.03


Называть виды транспорта, знать назначение.


Запланировано:

Проведено:

Отставание:

Причина:







4 четверть


7




25

Светофор.

Упражнения в назывании цветов светофора.



8.04


Уметь правильно переходить улицу.

26

Игра «Мы- пешеходы».

Игра «Наш помощник - светофор»



15.04


Уметь правильно переходить улицу.


Культура поведения

Ознакомление с правилами поведения в общественных местах, за столом.

Ознакомление с правилами поведения на улице.

5



Знать правила поведения в общественных местах, на улице.


27

Поведение в столовой.

Закрепление умений пользоваться салфеткой.



22.04


Соблюдать правила поведения в столовой.

28

Правила поведения в гостях.



29.04


Знать правила поведения в гостях.

29

Поведение пешеходов при переходе через дорогу.

Правильное поведение пешеходов на дороге.



6.05


Правильно переходить улицу.

30

Игра «Мы- пешеходы».

Игра «Наш помощник – светофор»



13.05


Правильно переходить улицу.

31

Повторение пройденного.



20.05




Запланировано:

Проведено:

Отставание:

Причина:







    1. Учебно-методический комплекс

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год.ТС Вохранцева. Социально-личностное развитие детей. Екатеринбург, 2011г.

  2. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.

  3. Л.П. Попова «Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности», «Вако» Москва 2008





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Социально- бытовая ориентировка"

Автор: Шишкина Галина Федоровна

Дата: 02.02.2021

Номер свидетельства: 572151


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства