Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Социально- бытовая ориентировка"»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по СБО составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год.
СБО – это специальные коррекционные занятия направленные на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Программа по СБО составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем СБО обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.
Общая характеристика предмета
Цели, задачи предмета:
Цели изучения курса: освоение воспитанниками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Целью уроков СБО – подготовка учащихся к взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
Задачи изучения курса:
формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду;
формируется, закрепляется и постепенно расширяется спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные временные периоды;
формируются и вводятся в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации.
Используемые приемы и методы:
Наблюдение за действиями учителя;
Выполнение действий вместе с учителем;
Выполнение действий по подражанию;
Дидактические игры.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
На внеурочную деятельность по социально- бытовой ориентировке в 1 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 18 часов (1 час в неделю).
4.Личностные и предметные результаты освоения учебногопредмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Планируемые предметные результаты освоения программы:
Обучающейся должен знать:
Название одежды и обуви;
Режима питания;
Элементарные правила поведения;
Название цветов светофора.
Обучающийся должен уметь:
Ориентироваться в помещении;
Ухаживать за одеждой и обувью;
Узнавать продукты питания;
Показывать виды транспорта;
Рассматривать светофор.
Содержание рабочей программы
№
Темы разделов
Умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения программы
Соблюдать технику безопасности в учебных кабинетах.
20
Уборка в комнате, в классной комнате.
11.02
Уметь убираться в комнате.
21
Уборка в комнате, в классной комнате.
Практическая работа.
18.02
Производить уборку в классной комнате.
22
Кухня. Назначение кухни.
4.03
Знать назначение кухни.
23
Посуда. Столовые приборы.
11.03
Знать назначение столовых приборов.
ПДД
Познакомить видами транспорта, светофором, правилами перехода улиц.
3
Называние видов транспорта. Наблюдение за транспортом на дороге. Рассматривание светофора.
24
Виды транспорта.
18.03
Называть виды транспорта, знать назначение.
Запланировано:
Проведено:
Отставание:
Причина:
4 четверть
7
25
Светофор.
Упражнения в назывании цветов светофора.
8.04
Уметь правильно переходить улицу.
26
Игра «Мы- пешеходы».
Игра «Наш помощник - светофор»
15.04
Уметь правильно переходить улицу.
Культура поведения
Ознакомление с правилами поведения в общественных местах, за столом.
Ознакомление с правилами поведения на улице.
5
Знать правила поведения в общественных местах, на улице.
27
Поведение в столовой.
Закрепление умений пользоваться салфеткой.
22.04
Соблюдать правила поведения в столовой.
28
Правила поведения в гостях.
29.04
Знать правила поведения в гостях.
29
Поведение пешеходов при переходе через дорогу.
Правильное поведение пешеходов на дороге.
6.05
Правильно переходить улицу.
30
Игра «Мы- пешеходы».
Игра «Наш помощник – светофор»
13.05
Правильно переходить улицу.
31
Повторение пройденного.
20.05
Запланировано:
Проведено:
Отставание:
Причина:
Учебно-методический комплекс
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год.ТС Вохранцева. Социально-личностное развитие детей. Екатеринбург, 2011г.
«Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.
Л.П. Попова «Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности», «Вако» Москва 2008