kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по социально-бытовой ориентировке для 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по СБО для учащихся 5 класса школы  8  вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по социально-бытовой ориентировке для 5 класса»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________________Крауз С. А.

Протокол №___от «___»_____2018

Утверждено педагогическим советом

Директор школы:

_____________________Жерновников Н.В

Протокол №_____от «____» _____2018г









Рабочая программа по учебному предмету

«Социально-бытовая ориентировка»

5 класс












Составитель: Павлова Л. А.

учитель СБО

.












2018-2019 учебный год.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая программа по социально – бытовой ориентировке (СБО) для 5  класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и учебного плана ОУ. Обучение ведётся по типовой программе специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида  5 - 9 кл.». Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой.- М.: Гуман. изд. центр «Владос», 2001.

Рабочая программа по СБО представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; перечень контрольно-измерительных материалов. Программа по СБО является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО, которые определены стандартом.

Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков чтения и  развития речи в младших классах, и рассчитана на 68 часа учебного времени.


Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в четверть

Количество часов в год

I

II

III

IV

5

2

16

15

23

14

68

В программу включены следующие разделы:

  1. Семья.

  2. Транспорт.

  3. Жилище.

  4. Культура поведения.

  5. Торговля.

  6. Личная гигиена.

  7. Одежда и обувь.

  8. Питание.

Учитывая тип образовательного учреждения, введён в программу 5 класса раздел «Семья», в раздел «Личная гигиена» разработана и включена тема «Влияние алкоголя и курения на здоровье детей». Каждый раздел состоит из нескольких тем (2-7) и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени  его усвоения учащимися. Содержание учебной программы предусматривает обучение  учащихся по 1-2 и 3-4 уровням в соответствии с возможностями каждого ребёнка.  

Курс СБО направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению СБО.

Цель – совершенствование процесса социализации детей с нарушением интеллекта.

Задачи: 

  • формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни;

  • коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);

  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации.

Коррекционная работа включает следующие направления. 
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: 
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; 
- коррекция – развитие памяти; 
- коррекция – развитие внимания; 
- развитие пространственных представлений и ориентации. 
Развитие различных видов мышления: 
- развитие наглядно-образного мышления; 
- развитие словесно-логического мышления. 
Развитие основных мыслительных операций: 
- развитие умения сравнивать, анализировать;  выделять сходство и различие понятий; 
- умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность. 
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: 
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; 
- формирование адекватности чувств; 
- формирование умения анализировать свою деятельность. 
Коррекция – развитие речи: 
- коррекция нарушений устной и письменной речи; 
- коррекция монологической речи;  диалогической речи; обогащение словаря. 

Основное оборудование:

  • Стиральная машина -1;

  • Микроволновая печь-1;

  • Пылесос-1;

  • Миксер-4;

  • Тостер-1;

  • Кухонный комбайн-1;

  • Компьютер-1;

  • Телевизор-1;

  • Магнитофон-1;

  • Фен-2;

  • Утюг-2;

  • Телефон -1;

  • Мягкая мебель (комплект)-1;

  • Холодильник-1;

  • Электрочайник-2;

  • Мясорубка-1;

  • Гладильная доска-2;

  • Электроплита-2;

  • Ваза для печенья-2;

  • Вилки столовые -12;

  • Форма для выпечки тортов -2;

  • Доска разделочная -6;

  • Дуршлаг -4;

  • Поднос -2;

  • Кастрюля эмалированная -4;

  • Ложка разливная -4;

  • Ложка столовая -20;

  • Ложка чайная -20;

  • Лопатка для котлет -12;

  • Машинка для закатки банок -2;

  • Миска эмалированная -4;

  • Мыльница -2;

  • Набор столовый (солонка, перечница, горчичница) -4;

  • Ножеточки-2;

  • Ножи-20;

  • Ножницы-12;

  • Полотенце кухонное-12;

  • Салатница-4;

  • Сервиз столовый -2;

  • Сервиз чайный-2;

  • Сито-4;

  • Скалка-4;

  • Скатерть-8;

  • Выемка для печенья -2;

  • Сковорода-4;

  • Соковыжималка-1;

  • Сушилка для посуды-2;

  • Тарелка глубокая-20;

  • Тарелка десертная-20;

  • Тарелка мелкая-20;

  • Хлебница-1;

  • Шумовка-4;

  • Щётка для мытья раковины-20;

  • Яйцерезка-4;

  • Кружка мерная-2;

  • Рыбочистка-4;

  • Ведро пластмассовое -4;

  • Щётка для мытья рук -12;

  • Ваза для цветов -4;

  • Расчёска-12;

  • Косметические салфетки-12;

  • Образцы косметических средств и средств гигиены;

  • Настольная лампа -1;

  • Щётка для одежды-12;

  • Фотоаппарат-1;

  • Детская ванночка-1;

  • Кукла пластмассовая-2;

  • Таз-4;

  • Набор детской посуды-2;

  • Ковёр -1;

  • Игла швейная-20;

  • Грибок для штопки -12;

  • Швабра -4;

  • Демонстрационный материал моющих средств;

  • Демонстрационные головные уборы;

  • Демонстрационная одежда;

  • Демонстрационная обувь.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. - М., «Владос», 2006

2. Гладкая  В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М.,  НЦЭНАС, 2003

3. Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. - М., «Владос», 2004

4. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. -М., «Медицина», 1981

5. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., 1967

6. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.- М., «Владос», 2005

7.Пороцкая  Т.И.Работа воспитателя во вспомогательной школе. -М., «Просвещение»,1984

8. Маллер А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - М., 2000

9. Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. - Санкт-Петербург, «Просвещение», 2006

10. Хилько  А.А., Ермощенко М.Е., Смирнова А.Д. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  VIII вида. -Санкт-Петербург,  «Просвещение», 2006

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО В.В.ВОРОНКОВОЙ.

(Метод – наблюдение.)

1 группа – ученики наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения, им доступен некоторый уровень обобщения. Выполняя новую работу, правильно используют имеющийся опыт. Все задания выполняют самостоятельно. Не испытывают затруднения в овладении общетрудовыми умениями. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная  активизирующая помощь взрослого.

2 группа – ученики в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность при выполнении заданий. Они нуждаются в организующей и активизирующей помощи учителя, а также в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но снижают темп работы и допускают ошибки. На начальном выполнении практического задания они испытывают трудности, сразу разобраться не могут.

3 группа - ученики с трудом усваивают программный материал. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей. Они не понимают фронтальное объяснение учителя, их отличает низкая самостоятельность, у них низкая способность обобщать. Каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Забывание у этих школьников протекает интенсивно(особенно определения, выводы, формулировки правил). Испытывают значительные трудности при планировании предстоящих трудовых действий.

4 группа - ученики овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они не видят ошибок в работе, каждое последующее задание воспринимается ими как новое, практически не могут планировать выполнение трудовых операций. Они не могут обобщать и исключать, неадекватно переносят ранее известное в новые условия. В технологических картах они не разбираются и не всегда ими руководствуются.



  • Проверочная работа № 1 для 6-9 классов ( подразумевает выявление имеющихся знаний  учащихся на начало учебного года);

  • Проверочная работа № 2 для 5-9 классов (предполагает выявление знаний учащихся за первое полугодие учебного года);

  • Проверочная работа № 3 для 5- 9 классов (итоговый контроль знаний учащихся).

        Примечание: в 5 классе проверочная работа № 1  не проводится.

        Контроль и учёт теоретических знаний учащихся по отдельным разделам осуществляется учителем путём бесед, устного и письменного опросов, тестирования, заполнение карт формирования навыков и умений.        

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Беседа о цели, содержании и значении предмета социально-бытовой ориентировки. Особенности уроков СБО. Знакомство с кабинетом, правила поведения в нём. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. Соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятиях.

Учащиеся должны иметь представление о предмете СБО, о назначении кабинета и правилах поведения в нём.

СЕМЬЯ (4 часа)

Родственные отношения в семье. Состав семьи учащихся.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • Имена членов семьи и родственные отношения.

ТРАНСПОРТ (4 часа)

Наземный городской транспорт. Проезд в школу ( маршрут, транспортные средства).

Поведение в транспорте, на улице при движении в школу. Дорожные знаки.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;

  • варианты проезда до школы различными видами транспорта, количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут;

  • правила передвижения на велосипеде.

Для 3-4 группы

  • наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу);

  • соблюдать правила дорожного движения.

Для 3-4 группы

  • соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

  • соблюдать правила дорожного движения.

ЖИЛИЩЕ (8 часа)

Виды жилых помещений в городе и деревне. Варианты квартир, жилые и подсобные помещения.

Почтовый адрес дома и интерната.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • виды жилых помещений в городе и деревне и их различие;

  • почтовый адрес своего дома и школы-интерната.

Для 3-4 группы

  • виды жилых помещений в городе.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • писать адреса на почтовых открытках.

Для 3-4 группы

  • писать адреса на почтовых открытках.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ (8 часа)

Осанка при ходьбе, в положении стоя и сидя. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Приёмы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. Правила поведения за столом.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;

  • правила поведения при встрече и расставании;

  • формы обращения с просьбой, вопросом;

  • правила поведения за столом.

Для 3-4 группы

  • правила поведения за столом.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • следить за своей осанкой;

  • принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

  • следить за своей походкой и жестикуляцией;

  • правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;

  • вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;        

  • тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;

  • правильно вести себя за столом во время приема пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).

Для 3-4 группы

  • тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;

  • правильно вести себя за столом во время приема пищи.

ТОРГОВЛЯ (6 часа)

Продовольственные магазины и магазины промышленных товаров. Виды торговых предприятий. Их назначение. Виды товаров: фасованный и развесной. Порядок приобретения товаров в продовольственных магазинах. Экскурсия в продовольственный магазин. 

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • основные виды магазинов, их назначение;

  • виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них;

  • стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака.

Для 3-4 группы

  • основные виды магазинов, их назначение.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню;

  • оплачивать покупку;

  • соблюдать правила поведения в магазине.

Для 3-4 группы

  • соблюдать правила поведения в магазине.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА (8 часа)

Влияние алкоголя и курения на организм детей. Личная гигиена. Гигиена зрения. Чистка ушей. Правила утреннего и вечернего туалета. Практическое занятие «Предметы личной гигиены в чистоте» (расчёска, носовой платок, зубная щётка).

Основные требования к знаниям и умениям

Для 1-2 группы

Учащиеся должны иметь представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • периодичность и правила чистки зубов;

  • периодичность и правила чистки ушей;

  • периодичность мытья головы;

  • правила освещения помещения;

  • правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач.

Для 3-4 группы

  • правила чистки зубов;

  • периодичность мытья головы.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • совершать утренний туалет;

  • в определённой последовательности совершать вечерний туалет;

  • причесывать волосы и выбирать прическу.

Для 3-4 группы

  • совершать утренний  и вечерний туалет.

ОДЕЖДА И ОБУВЬ (10 часов)

Виды одежды и головных уборов. Уход за одеждой. Обувь, уход за обувью.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны иметь представление о том, почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте и как сохранить внешний вид одежды, обуви и головных уборов.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • виды одежды и обуви;

  • правила ухода за одеждой и обувью.

Для 3-4 группы

  • различие праздничной и рабочей одежды.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону;

  • различать одежду и обувь в зависимости от их назначения (повседневная, праздничная, спортивная);

  • сушить мокрую одежду;

  • чистить одежду;

  • подбирать крем и чистить кожаную обувь;

  • чистить замшевую и текстильную обувь;

  • сушить мокрую обувь;

  • подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.

Для 3-4 группы

  • сушить мокрую одежду;

  • чистить одежду;

  • сушить мокрую обувь.

ПИТАНИЕ (14 часов)

Продукты питания. Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека. Место приготовления пищи. Кухонные принадлежности, посуда. Уход за посудой, помещением для приготовления пищи. Виды бутербродов. Заваривание чая. Приготовление винегрета. Сервировка стола к завтраку.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны иметь представление о значении продуктов питания для здоровья человека, о витаминах, содержащихся в основных продуктах питания.

Учащиеся должны знать:

Для 1-2 группы

  • виды бутербродов;

  • различные меню завтрака;

  • санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

  • правила сервировка стола к завтраку;

  • правила заваривания чая;

  • назначение кухонных принадлежностей и посуды;

  • правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником;

  • санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой.

Для 3-4 группы

  • виды бутербродов.

Учащиеся должны уметь:

Для 1-2 группы

  • резать ножом продукты для бутербродов;

  • отваривать яйца, жарить яичницу и омлет;

  • нарезать варёные овощи кубиками и соломкой;

  • накрывать на стол с учётом конкретного меню;

  • мыть и числить кухонные принадлежности и посуду;

Для 3-4 группы

  • резать ножом продукты для бутербродов.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно - тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням педагогической дифференциации.

1 уровень (для учащихся 1-2 группы)- это базовый, предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала.

2 уровень (для учащихся 3-4 группы)- скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного материала.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по социально-бытовой ориентировке для 5 класса

Автор: Павлова Людмила Александровна

Дата: 12.09.2018

Номер свидетельства: 477566


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1690 руб.
2110 руб.
1670 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства