kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Одарённые дети театрального колллевтива"Созвездие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для одарённых детей театрального коллектива по сценической речи.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Одарённые дети театрального колллевтива"Созвездие"»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Принята на заседании Утверждаю:

методического совета Вр.и.о. Директора МОБУ ДО

МОБУ ДО ДДТ «Радуга» ДДТ «Радуга»

от «___»______20 ____г. _____Козлицкая е.А..

Протокол №______ «____»_______2017г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Образ»




для одарённых детей театрального коллектива «Ника»






Автор-составитель педагог дополнительного образования:

Денисенко Вера Владимировна



Возраст детей: 7-12 лет

Срок реализации: 1год









с. Большой Куганак




Введение

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей в театральном коллективе и работой с ними. В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливых уобучающихся. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.

К одаренным могут быть отнесены учащиеся, которые:

- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к знаниям и умениям, творческие возможности;

-   имеют доминирующую, активную познавательную потребность;

-   испытывают радость от сценической деятельности..

Пояснительная записка

В соответствии с современными требованиями воспитания детей с интеллектуальным уровнем самосознания, способных к творческому мышлению.,в театральной деятельности, самостоятельному получению необходимых знаний, умений и навыков, возникла необходимость разработать программу дополнительного образования для работы с одаренными детьми театрального коллектива «Ника».Данная программа , направлена на более высокий уровень: актёрского мастерства, художественной ценности постановки, литературного материала ,эстетическое формирование модели одарённого обучающегося.Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных социальных задач.

Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность одарённого обучающегося , оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Актуальность предлагаемой программы определяется следующими важными аспектами:

1. материал, предлагаемый в данной программе, углубляет навыки, умения художественного исполнения литературного материала;

2. способствует формированию высокохудожественной творческой деятельности обучающихся;

3. ориентирует на создание условий для социального, профессионального

самоопределения, творческой самореализации личности одаренного обучающегося.

Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы система дополнительного образования (дом детского творчества) выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе дополнительного образования сегодня открываются новые возможности для развития личности обучающегося вообще и личности одарённой в частности. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности домов детского творчества.   Выявление одаренных детей должно начинаться уже с младшего школьного возраста на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Для обучения детей возраста 7 лет, требуется больше времени и усилий, поэтому количество часов для индивидуальной работы требуется больше, чем детям среднего школьного возраста и имеющих опыт сценического мастерства обучающихся не один год в данном театральном объединении «Ника».

Новизна

Важной необходимостью для индивидуальной работы послужило то, что наиболее одарённые обучающиеся с яркими актёрскими способностями нуждаются в дополнительных индивидуальных занятиях тем самым повышая своё сценическое мастерство, сценическую речь. Обучающиеся с удовольствием участвуют в общешкольных мероприятиях, в конкурсах различного уровня(Районного, Республиканского, Всероссийского). Желают дополнительно заниматься и совершенствоваться в актёрском мастерстве , игре в спектаклях. Эти обучающиеся не смотря на свой небольшой возраст, являются для педагога опорой и первыми помощниками.. С обучающимися на индивидуальных занятиях отрабатывается выразительное чтение классического репертуара, манера и этикет , гримировальное искусство. Работа в форме индивидуальных занятий даёт больше возможности отрабатывать литературный материал, пластическую выразительность обучающегося, актёрское мастерство, при работе над отрывками. Полученные знания позволят обучающемуся преодолеть психологическую инертность, позволят развить его творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Необходимым условием для решения стоящих перед театральным коллективом «Ника» МОБУ ДО ДДТ «Радуга» при МОБУ СОШ с.Наумовка задач в области развития творческих способностей личности является создание системы обучения одарённого обучающегося «Одарённые дети».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность предлагаемой программы объясняется следующими мотивами:

- недостаточность времени на занятии углубленно работать с одаренными детьми;

-заключается в возможности средствами театральных технологий помочь детям раскрыть их творческие способности и потенциал.

Цель  программы : создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи:

1)создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных направления театрального искусства;

2)расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся в районных, городских, республиканских мероприятиях, фестивалях ,и конкурсах;

3)отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

Я ставлю в работе 3 вида задач: образовательные, развивающие, воспитательные.

Задачи

1.Образовательные

- Способствование овладению воспитанниками техники актёрской игры, как фундамента и основы для исполнения роли в спектакле.

- Формирование зрительской культуры.

- Обучение правильному дыханию, сценическому движению, гриму.

- Формирование системы знаний, умений и навыков по предмету « Актёрское мастерство».

- Постановка правильной артикуляционной и дикционной речи, которая используется как в постановке спектаклей и концертной деятельности, так и в быту.

2.Развивающие

- Развитие артистических и эмоциональных качеств у обучающихся средствами актёрского тренинга.

- Развитие внимательности, наблюдательности, логических и пластических способностей.

- Развитие способностей эмоциональной памяти, творческого потенциала обучающегося.

- Развитие художественного вкуса.

3.Воспитательные

- Воспитание зрительской культуры.

- Воспитание любви и уважения к искусству и культуре родной страны.

- Приобщение детей к здоровому образу жизни.

- Воспитание в детях уважения к старшим, и бережного отношения к природе , «братьям» нашим меньшим.

- Воспитание на принципах общечеловеческой гуманистической морали.

- Формирование духовной культуры, обусловленной традициями семейного воспитания.

- Формирование высокой речевой культуры.

- Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей.

3.  УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Наименование дисциплины

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

1.

Художественное чтение


35на 1 группу

35



Методические условия реализации программы

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного обучающегося как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный обучающийся не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Режим работы:

1 час- 4 раза в неделю


Сроки  реализации: 2017-2018 гг.

Основные направления реализации программы «Образ »:

  • - дальнейшее развитие актёрского потенциала обучающихся;

  • -создание банка данных «Одаренные дети»;

  • -разработка индивидуальных форм работы;

  • -внедрение в творческий процесс интерактивных технологий;

  • -включение обучающихся в организаторскую творческую деятельность с последующим выходом на школьные, районные, республиканские ученические мероприятия, фестивали, конкурсы ;

  • -выбор сложного литературно- драматического материала, направленного на развитие и реализацию творческих инициатив обучающихся В МОБУ ДО ДДТ «Радуга» при МОБУ СОШ с.Наумовка.

Основные принципы организации индивидуальной работы с одаренными детьми:

  • Свобода творческого поиска сценического образа ;

  • поиск индивидуальности при раскрытии литературного материла);

сотрудничество (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»). Критерии актерской одаренности.

1.       Внешние данные. (Сценическое обаяние).

2.       Сценический темперамент.

3.       Актерское воображение.

4.       Способности к перевоплощению.

5.       Оригинальность в интерпретации литературного материала.

Просуммировав все, выше сказанное, можно сделать следующий вывод:

Основа одаренности обучающегося – способность к перевоплощению и выразительные способности.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;

итоговый – открытые занятия, спектакли.

Организационные условия реализации программы

Социально-психологическое обеспечение реализации программы "Образ" для одарённых детей это:

- обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей;

- опора на принцип гуманизма как основу воспитания одаренных;

- освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики;

-..ориентирование на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного обучающегося.

Этапы работы:

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи  в каком либо направлении: слово, пластика, актёрское мастерство;.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в коллективе.

2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей детей через различные виды деятельности: тренинги, ,этюды, театральные игры.

Цель: апробация системы работы с одаренными  обучающимися.На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны индивидуальные занятия по сценической речи, пластической выразительности, мастерству актёра.

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся.

Цель: педагога:

-создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах  личности, коллектива;

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
  • Музыкальный центр;

  • музыкальная фонотека;

  • аудио и видео кассеты;

  • СД– диски;

  • костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

  • элементы костюмов для создания образов;

  • пальчиковые куклы;

  • сценический грим;

  • Электронные презентации «Правила поведения в театре»

«Виды театрального искусства»

  • Литературный материал.

  • Целевые индикаторы и показатели:

Одной из форм проявления одарённого обучающегося в театральном коллективе являются показы: спектаклей, где он играет главную роль, концертная деятельность, где обучающийся по программе «Образ» является ведущим- конферансье, участвует в различных конкурсах номинации «Слово». 

3.Учебно-тематический план на год

2 года обучения на 3 группы


№ п/п

Наименование темы, раздела Индивидуальные занятия с одарёнными детьми

Отработка стихотворений в форме миниатюр.

Всего часов

теория

практика

Формы

аттестации/

контроля

1.

Стихотворение К.Чуковского «Муха_Цокатуха»



5

текущий

2.

Басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей»



5

текущий

3.

Басня С.Михалкова «Две подруги»



5

текущий

4.

Рассказ А.Барто «Я в куклы не играю»



5

текущий

5.

Басня И.Крылова «Ворона и Лиса»



5

текущий

6.

Басня И.Крылова «Мартышка и очки»



5

текущий

7.

Стихотворение «Бабушкины годы» Д.Хайкина



5

текущий














Всего часов

35


35














3.Учебно-тематический план на год 3 года обучения

№ п/п

Наименование темы, раздела Индивидуальные занятия с одарёнными детьми

Отработка стихотворений в форме миниатюр.

Всего часов

теория

практика

Формы

аттестации/

контроля

1.

Миниатюра «Две старушки»

7

1

6

Участие в концерте

2.

Стихотворение Н.Рубцов «Видение на холме»

6

1

5

Читка со сцены

3.

Г.Остер «Вредные советы»

6

1

5

Участие в концерте

4

Б.Заходер «География в смятку»

4


4

Участие в концерте

5.

Б.Заходер «Буква Я»

6

1

5


6.

Стихотворения к « Последнему звонку»

3


3

Участие в Последнем звонке

7.

Басня И.Крылов «Слон живописец»



2

Показ на родительском собрании


Всего часов

35

1

34





Прогноз результативности предполагаемый результат:

- создание точных актерских образов;

- свободная импровизация на сцене;

- умение выражать ясно и конкретно свои мысли;

- владеть словесным действием в спектакле;

- выходить на сцену по принципу «Каждый раз как первый»;

- режиссировать самому свои мизансцены.

Обучающиеся должны:
Знать:
- принципы построения литературной композиции, требования к литературной композиции и литературному монтажу;
Уметь:
- глубоко проникая в текст автора,  логически точно и полно анализировать текст;
- донести до зрителя создаваемый образ и мысль автора.

Применить: в пред профессиональной деятельности; подготовке и организации мероприятий в доме детского творчества, в СДК, школе; в оказании шефской помощи в качестве организаторов игровых программ в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями;

Формы и методы работы с одаренными обучающимися

Индивидуальный подход на занятиях, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;

  • Дополнительные занятия с одаренными обучающимися , подготовка к творческим конкурсам исполнительского мастерства, концертам, фестивалям, спектаклям, вечерам поэзии;

  • Психологические консультации, актёрские тренинги, тестирование,красфоры,викторины4;

  • Посещение спектаклей русского драматического театра, выставок, творческих встреч с артистами, художниками;

  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, презентации, мелодекламация, видео просмотры спектаклей;

  • Формы: «круглый стол», диспут, репортажи, путешествие, тренинги, этюды, театральные игры.

Формы подведения итогов и контроля является педагогический мониторинг

Методами мониторинга являются:

- анкетирование - интервьюирование

- тестирование - наблюдение

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля, за развитием каждого одарённого обучающегося , раскрытием его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, соответствующие теме занятия, дают возможность текущего контроля. Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого одарённого обучающегося , является спектакль в форме «Одного актёра», «Литературный, пластический спектакль» ,где каждый одарённый обучающийся исполняет несколько творческих работ.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Основная:

Нормативные документы.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

4. Концепция развития дополнительного образования детей, от 04 сентября 2014 г. №1726-р.

5. Приложение №1 Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»

6. Гигиенические требования к условиям обучения в учреждениях дополнительного образования: Сан Пин 2.4.4. 3172-14.

7. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2005.

8. Целевая программа «Дети Башкортостана»:

  • Одаренные дети;

  • Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные, девиантные;

  • Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей.

2. Педагогическая литература.

1. Педагогика /Под редакцией Пидкасисто – Педагогическое наследие России, 2007.

2. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. – М.Академия, 2008.

3. Подласый И.П. Педагогика – М: Просвещение, 2007.

4. Харламов И. Ф. Педагогика – М: Юристъ – Гардарина, 2006.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, Технологии / Под редакцией С.А. Смирнова – М.: Академия, 2008.

6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных программ технологии. – М: Народное образование, 2006

7.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
8.  Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
9.  Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
10. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.

11. М. А. Ярмолович. Ролевая игра как форма активизации позна­вательной деятельности студентов педвуза. - Минск, 1991

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1.Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. А.Барто А. "За цветами в зимний лес" (стихи)-.М. 1980г.

3. Корней Чуковский. Большая книга стихов и сказок -,М.2009г.

4. Шильгави В.П. Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.

5. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высш. школа, 2009г.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.— 1966.— № 6.

2. Гарбузов В.И Воспитание ребенка.- СПб.: Дельта, М.: ООО «Издательство АСТ», 1997 г.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ, 2009.

4.Гордон Т. Курс эффективного родителя. Как воспитать в детях школьниках самое лучшее. - М.: «ЛомоносовЪ», 2010.

5.Дольто Ф. На стороне ребенка. - СПб, Петербург XXI век, 1997.

6.  Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб, «Питер», 2004.

7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи.— М.,СПб, 1988.

8. Экман П. Почему дети лгут?- М.: Педагогика пресс, 1993.

Составила рабочую программу дополнительного образования «Образ» для работы с одаренными детьми в форме индивидуальных занятий педагог дополнительного образования МОБУ ДО ДДТ «Радуга»: Денисенко В.В.




9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа "Одарённые дети театрального колллевтива"Созвездие"

Автор: Фролова Любовь Ивановна

Дата: 09.02.2020

Номер свидетельства: 538984

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства