Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности для 2-5кл. "Риторика"
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности для 2-5кл. "Риторика"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Риторика» относится к социально-педагогической направленности. Данная программа позволит детям 8-12 лет усвоить системы базовых нравственных ценностей (представлений ребенка, которые закрепляются через опыт общения со взрослыми и сверстниками) в тесном взаимодействии педагогов и родителей, решить задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности для 2-5кл. "Риторика"»
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МИЧУРИНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОНИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Принята на заседании методического совета
от «27» апреля 2022 г.
Протокол № 12
Утверждаю:
Директор МБОУ Новоникольской СОШ
/Л.Б. Чернышова
Приказ № 94 от 05 мая 2022г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Риторика»
Возраст обучающихся 8-12 лет
Срок реализации 1 год
Уровень освоения: базовый
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Глинская Надежда Александровна
Мичуринский район, 2022 г
Информационная карта программы
Наименование учреждения
Хоботовский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Новоникольская средняя общеобразовательная школа
Полное название программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Риторика»
Сведения об авторах:
3.1. Информация об авторе программы, Ф.И.О., должность
Глинская Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы
4. Сведения о программе
4.1. Нормативно-правовая база:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
«Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. N 196).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
4.2.Область применения
Дополнительное образование
4.3. Направленность
Социально-педагогическая
4.4. Тип программы
Модифицированная
4.5. Вид программы
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
4.6. Уровень освоения программы
Базовый
4.6. Возраст обучающихся
8 – 12 лет
4.7. Продолжительность
обучения
1 год
Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
I 1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Риторика» относится к социально-педагогической направленности. Данная программа позволит детям 8-12 лет усвоить системы базовых нравственных ценностей (представлений ребенка, которые закрепляются через опыт общения со взрослыми и сверстниками) в тесном взаимодействии педагогов и родителей, решить задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне.
Уровень освоения программы: базовый
Новизна программы «Риторика» заключается в том, что риторика призвана развивать у современных школьников прежде всего личностные качества: культуру речи, мышления, поведения, общения, способствует развитию словесного творчества, пробуждает нравственные чувства, помогает в социальном, культурном и профессиональном самоопределении, формирует конкурентоспособную личность адаптирующуюся в любых жизненных ситуациях.
Направленность программы – социально- педагогическая. Назначение - создание условий для социально-коммуникативного развития ребенка на основе формирования у него системы базовых нравственных ценностей (представлений ребенка, которые закрепляются через опыт общения со взрослыми и сверстниками) в тесном взаимодействии педагогов и родителей.
Актуальность. Свободная, творческая личность, обладающая чувством собственного достоинства и проявляющая уважение к людям, формируется всю жизнь, но основы ее закладываются с раннего возраста. Вопросы, связанные с нравственным воспитанием и коммуникативным развитием, для педагогической науки всегда были важными, но в течение последних двадцати лет они стоят наиболее остро. Эффективное коммуникативно-нравственное развитие и воспитание личности граждан России в течение всей жизни может обеспечить система непрерывного риторического образования, которая является неотъемлемой составляющей общей системы образовательного процесса
на основе диагностических показателей учащиеся слабо владеют коммуникативными умениями;
обеспечение преемственности, так как по учебному плану данный предмет изучается с первого класса.
Педагогическая целесообразность. Данная программа педагогически целесообразна, так как сочетает в себе учебный и воспитательный аспекты, рассчитана на один год.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Проблема достижения всеми обучающимися обязательного минимума решается использованием технологии уровневой дифференциации обучения. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь по одной программе и учебникам, обучающиеся могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.
Отличительные особенности программы
Отличительными особенностями программы являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г.
6. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.
7. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Адресат программы
Программа ориентирована на детей школьного возраста от 8 до 12 лет.
Условия набора учащихся
На программу принимаются все желающие.
Количество учащихся
Норма наполнения группы –12 человек.
Объём и срок освоения программы
На изучение отведено 144 часа(4 часа в неделю) 1 год обучения.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 академическому часу.
Вариативность программы позволяет педагогам самостоятельно планировать работу, в зависимости от выделенных часов. Система проведения тематических встреч в рамках программы не предполагает строго регламентированных форм организации и может быть реализована двумя способами:
1). Комплексно – в виде тематических встреч с детьми во второй половине дня, когда по каждой теме организуется одна или две, в которые могут быть включены элементы различных видов деятельности школьников. Закрепление материала происходит в режимных моментах и самостоятельной деятельности школьников (через чтение литературы, в играх-драматизациях и пр.), а также в повседневном общении в условиях семьи.
2). Рассредоточено – как сквозной элемент любого события в группе (игры, развлечения, праздника, соревнования и т.д.), то есть в структуре различных форм образовательной деятельности школьников.
Виды занятий. Тематические встречи зависят от использования в них следующих методов обучения:
1. Словесные методы обучения:
беседа;
анализ текста и др.
2. Наглядные методы обучения
показ видеоматериалов, иллюстраций;
показ, исполнение педагогом;
наблюдение;
работа по образцу и др.
3. Практические методы обучения
творческие задания;
коммуникативно- речевые упражнения;
риторические игры и др.
Возможны занятия по форме игра-путешествие, беседа-рассуждение, творческая мастерская.
Занятия проводятся во внеурочное время.
Форма обучения: (очная, электронное обучение, с применением дистанционных технологий)
Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
1.2. Цель - повышение уровня речевой культуры детей и формирование коммуникативной компетенции.
Задачи риторики:
Обучающие:
- обучение эффективному, результативному чтению;
- формирование коммуникативно-речевых умений и навыков;
- формирование инструментальных знаний, речеведческих понятий ;
- формирование умения говорить, слушать;
- формирование у обучающихся самоконтроля и самоорганизации поведения при общении с одноклассниками, взрослыми;
- формирование оптимального для школьников набора терминов и понятий, используемых в общении и способствующих дальнейшему успешному усвоению правил поведения при общении.
Развивающие:
- формирование умений прогнозировать своё поведение как участника общения;
- развитие логического мышления;
- развитие у детей познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).
-развитие коммуникативных умений решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Воспитательные:
- формирование культуры участника общения;
- воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения в процессе общения;
- формирование у детей сознательного и ответственного отношения к своей норме поведения при общении.
- формирование у младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях.
1.3.Содержание программы
Учебный план
№
Название раздела, тема
Всего часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
I Введение
I.
Введение. Начальная диагностика. Что такое риторика. Техника безопасности
Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.
3
1
2
Тесты
2.6
Прощаемся в разных ситуациях общения.
3
1
2
Тесты. Решение ситуативных задач.
2.7
Правила вежливого поведения во время разговора
3
1
2
Решение задач.
2.8
Благодарим за подарок, услугу.
2
1
1
Решение ситуационных задач.
Итого
22
8
14
III. ТЕКСТ
3.1
Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки
5
2
3
Фронтальный опрос.
3.2
Типы текстов
3
1
2
Фронтальный опрос.
3.3
Извинение.
2
1
1
Фронтальный опрос.
3.4
Очень важные слова.
2
1
1
Устное составление текста (повествование, описание). Работа по карточкам (с помощью нахождения опорных слов, начала и конца текста).
3.5
Знакомые незнакомцы.
2
1
1
Тесты
3.6
Ключ к тексту (основная мысль текста).
2
1
1
Тесты
3.7
Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы
3
1
2
Контрольное списывание с заданиями
3.8
Как построен текст
2
1
1
Составление текста
3.9
Обращение
2
1
1
Тренировочные упражнения
Итоговое занятие
1
-
1
Тесты
Итого
24
10
14
IV. Наука «Риторика». Проверь себя.
4.1
Твои речевые роли
3
1
2
Игра – беседа «Объясни с помощью жестов». Опрос
4.2
С какой целью? Зачем?
3
1
2
Тест
4.3
Учимся говорить. Неподготовленная речь
3
1
2
Игра
4.4
Подготовленная речь, приемы подготовки.
3
1
2
Опрос
4.5
Говорим подробно, кратко.
3
1
2
Тест
4.6
Похвала (комплимент)
3
1
2
Игра
4.7
Не забудь похвалить.
3
1
2
Игра
Итого
24
10
14
V. Слушаем, вдумываемся…
5.1
Слушаем, вдумываемся…
3
1
2
Игра «Говори – слушай».
Виды чтения: беглое, плавное, предложениями, осмысленное
Каллиграфия.
5.2
Учимся читать, писать.
3
1
2
Тренировочные упражнения.
Работа с текстами.
5.3
Читаем учебные тексты.
3
1
2
Отработка темы с помощью работы по карточкам (найти и подчеркнуть только вежливые слова, только грубые)
5.4
Учимся писать – редактировать.
3
1
2
Зачет, тесты, кроссворды
5.5
Что такое вежливость.
3
1
2
Тесты
5.6
Вежливо, невежливо, грубо.
3
1
2
Тесты. Решение ситуативных задач.
5.7
Текст. Тексты разные нужны.
3
1
2
Тесты. Работа с текстами. Работа с карточками (озаглавить текст, определить тему).
5.8
Диалог и монолог.
3
1
2
Решение ситуационных задач.
5.9
Правильная речь. Пиши правильно!
3
1
2
Опрос
5.10
Произноси правильно!
3
1
2
Опрос. Сообщения
5.11
Употребляй слова правильно
2
1
1
Опрос. Сообщения
5.12
Правила успешного пересказа. Пересказ
4
1
3
Работа с текстами по разным видам пересказа: подробный, близкий к тексту, выборочный, сжатый.
5.13
Выбери нужное.
3
1
2
Работа с текстами. Работа с карточками (нахождение опорных слов).
5.14
Цитата в пересказе.
3
1
2
Работа с текстами. Работа с карточками (нахождение цитат).
5.15
Кратко о книге.
3
1
2
Опрос. Сообщения
5.16
Поздравляю тебя…Вас. Поздравляю Кого? С чем? Как?
3
1
2
Игра
5.17
Желаю Кому? Чего? Как?
3
1
2
Игра
5.18
С днем рождения! С новым годом! С праздником 8 Марта!
3
1
2
Игра
5.19
Учись объяснять и доказывать. Рассуждение. Вывод в рассуждении.
3
1
2
Опрос
5.20
Правило в доказательстве.
3
1
2
Работа по карточкам
5.21
Цитата в доказательстве.
3
1
2
Работа по карточкам
5.22
Что общего – чем отличаются? Сравни и скажи.
2
1
1
Игры
5.23
Правила сравнения.
2
1
1
Опрос
5.24
Как строятся сравнительные тексты. Подведем итоги.
1
-
1
Работа по карточкам
5.25
Итоговая диагностика
1
-
1
Тестирование.
Итого
69
23
46
Всего
144
51
93
Содержание учебного плана
Введение
Вводное занятие. Начальная диагностика.
Раздел I. «Общение»
Тема 1.1. Что такое общение. Виды общения.
Теория.Создание доброжелательной атмосферы для сотрудничества, раскрытие основных понятий: общение, цель общения, виды общения.
Практика. Игра – беседа «Объясни с помощью жестов».
Тема 1.2. Виды речевой деятельности.
Практика. Закрепление видов речевой деятельности. Тест.
Тема 1.3. Слушание.
Практика. Игра «Умеешь ли ты слушать».
Тема 1.4. Говорение.
Практика. Выстраивание диалога.
Тема 1.5. Письменная речь.
Практика. Закрепление темы письменная речь с помощью тренинга.
Тема 1.6. Словесная вежливость, речевой этикет.
Практика. Игры «Назови способы выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения».
Раздел 2. «Речевые жанры»
Тема 2.1. Говорим – слушаем, читаем – пишем.
Теория. Объяснить четыре вида речевой деятельности: говорить – слушать, писать – читать, их взаимосвязь (что общего, чем отличаются), основной тон, смысловое ударение.
Практика. Игра «Говори – слушай», уметь отличать виды речевой деятельности.
- изменять голос, говорить голосом сказочных героев;
- выстраивать диалог с одноклассниками;
- общаться с одноклассниками при помощи мимики и жестов;
- работать с текстом, определять тему и основную мысль; тип текста;
- составлять текст повествования, описания, рассуждения;
- использовать главные слова текста для правильного пересказа, подбирать заголовки к текстам, определять абзацы в текстах;
- составлять рассказ без подготовки по определенной теме;
- бегло, осмысленно, выразительно читать;
- анализировать речь, ситуацию, оценивать степень вежливости собеседника при разговоре;
- различать диалоги и монологи;
- правильно использовать цитаты для ответа;
- правильно поздравить ровесника, взрослого с праздником;
- объяснять и доказывать рассуждение, вывод в рассуждении, находить цитаты в доказательство.
Метапредметные результаты.
Учащиеся будут уметь:
- владеть коммуникативной деятельностью, активно и адекватно использовать речевые средства для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
- строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
У учащихся будутразвиты:
- умения анализировать и оценивать различные ситуации;
- умения работать по плану, сверять свои действия с целью, самостоятельно вносить коррективы и исправлять ошибки.
Личностные результаты:
У учащихся будут развиты
- навыки коммуникативного общения учащихся со сверстниками и педагогами;
- навыки работы с текстом, определения темы и основной мысли; типа текста;
- навыки составления текста повествования, описания, рассуждения;
- навыки анализа речи, ситуации, оценивания степени вежливости собеседника при разговоре;
- сформирована самооценка собственной творческой деятельности.
У учащихся будут:
- воспитаны:
- доброжелательность;
- толерантность по отношению к партнеру;
- организованность, дисциплинированность;
- коммуникабельность.
Блок №2 «Комплекс организационно – педагогический условий»
2.1. Календарный учебный график
Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Риторика» начинается
с «1» сентября и заканчивается «31» мая, число учебных недель по программе - 35
№
п/п
Месяц
Число
Время проведения занятия
Форма занятия
Количество часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
1
Беседа
1
Начальная диагностика. Что такое риторика. Техника безопасности
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
2
Игры
1
Что такое общение. Виды общения
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Игры
3
Беседа
1
Виды речевой деятельности.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
4
Беседа
1
Слушание.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
5
Беседа
1
Говорение.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
6
Практикум
1
Письменная речь.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
7
Беседа
1
Словесная вежливость, речевой этикет.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
8
Практикум
1
Говорим – слушаем
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
9
Практикум
1
Читаем – пишем.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
10
Беседа
1
Говорим – слушаем, читаем – пишем.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
11
Практикум
1
Устная речь. Громко–тихо . Темп речи
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
12
Тренировочные упражнения
1
Устная речь. Громко–тихо. Прибаутки.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
13
Тренировочные упражнения
1
Устная речь. Быстро–медленно. Скороговорки
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
14
Игры
1
Узнай по голосу
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Игры
15
Игры
1
Узнай по голосу. Игра «Измени голос»
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Игры
16
Тренировочные упражнения
1
Правила разговора по телефону. Оценивание использование этикетных формул при телефонном разговоре
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
17
Тренировочные упражнения
1
Правила разговора по телефону. Моделирование телефонного разговора в соответствии с условиями общения
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
18
Инсценирование
1
Правила разговора по телефону. Инсценировка разговора по телефону по сказке «Телефон»
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Инсценирование
19
Тренировочные упражнения
1
Несловесные средства устного общения: мимика
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
20
Тренировочные упражнения
1
Несловесные средства устного общения: жесты.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
21
Игры
1
Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. Инсценировка беседы с помощью жестов на тему «Экскурсия в лес»
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Игры
22
Тренировочные упражнения
1
Прощаемся в разных ситуациях общения.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
23
Тренировочные упражнения
1
Прощаемся в разных ситуациях общения. Значение приветствия и прощания, их значимость, выражение вежливости.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
24
Инсценирование
1
Прощаемся в разных ситуациях общения. Инсценировка диалога в различных способах прощания «Поездка на море»
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Инсценирование
25
Тренировочные упражнения
1
Правила вежливого поведения во время разговора.Моделирование своего речевого поведения в ситуации приветствия в зависимости от условий общения
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
26
Тренировочные упражнения
1
Правила вежливого поведения во время разговора. Игра «Вырази благодарность»
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
27
Игры
1
Правила вежливого поведения во время разговора. Игра «Поприветствуй»
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Игры
28
Работа в парах сменного состава
1
Благодарим за подарок, услугу. Добрые дела – добрые слова.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
29
Работа в парах сменного состава
1
Благодарим за подарок, услугу. Оценивание уместности использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
30
Беседа. Практикум.
1
Текст – что это такое. Читаем учебные тексты.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
31
Беседа. Практическое занятие.
1
Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста).
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
32
Беседа. Практикум.
1
Заголовок.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
33
Беседа. Практикум.
1
Разные заголовки
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
34
Беседа. Практикум.
1
Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки. Правка текста.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
35
Тренировочные упражнения
1
Типы текстов. Повествование. Описание.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
36
Тренировочные упражнения
1
Типы текстов. Рассуждение. Выделение вступления, тезиса, доказательства, вывода, заключения (если все эти части есть) в рассуждении
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
37
Тренировочные упражнения
1
Типы текстов. Яркие признаки текста.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
38
Беседа. Практикум.
1
Извинение.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
39
Беседа. Практикум.
1
Извинение. Отказывай, не обижая.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
40
Беседа. Практикум.
1
Очень важные слова.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
41
Беседа. Практикум.
1
Очень важные слова. Логическое ударение.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
42
Беседа. Практикум.
1
Знакомые незнакомцы.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
43
Самостоятельная работа
1
Знакомые незнакомцы. Сказки по опорным словам.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
44
Работа в парах сменного состава
1
Ключ к тексту (основная мысль текста).
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
45
Тренировочные упражнения
1
Моделирование текста (устный ответ) по записанным ранее опорным словам
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
46
Тренировочные упражнения
1
Оформление текста на письме. Знаки в тексте.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
47
Самостоятельная работа
1
Оформление текста на письме. Абзацы
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
48
Самостоятельная работа
1
Оформление текста на письме. Абзацные отступы, завершающий абзац.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
49
Тренировочные упражнения
1
Как построен текст. Опорные слова и структурные части.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
50
Тренировочные упражнения
1
Как построен текст. Тексты разные нужны.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
51
Тренировочные упражнения
1
Обращение
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
52
Тренировочные упражнения
1
Обращение. Оценивание уместности речевых средств обращения в разных ситуациях
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Опрос
53
Самостоятельная работа
1
Итоговое занятие
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Тестирование
54
Игры
3
Твои речевые роли
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Придумывание различных текстов с ролями. Игра – беседа «Объясни с помощью жестов».
55
Беседа
3
С какой целью? Зачем?
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Решение речевых задач
56
Беседа
3
Учимся говорить. Неподготовленная речь
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Составление любого рассказа о себе, о своей семье, друге
57
Беседа
3
Подготовленная речь, приемы подготовки.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Создание подготовленного рассказа с помощью приемов подготовки.
58
Беседа
3
Говорим подробно, кратко.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Решение задач разных ситуаций. Сравнение подробного и краткого устного текста, различия между ними.
59
Практикум
3
Похвала (комплимент)
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Решение коммуникативных ситуаций. Игра «Похвали меня».
60
Беседа
3
Не забудь похвалить.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Решение коммуникативных ситуаций. Игра «Похвали меня».
61
Практикум
3
Слушаем, вдумываемся…
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Игра «Говори – слушай».
Виды чтения: беглое, плавное, предложениями, осмысленное
Каллиграфия.
62
Практикум
3
Учимся читать, писать.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Тренировочные упражнения.
Работа с текстами.
63
Практическая работа
3
Читаем учебные тексты.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Отработка темы с помощью работы по карточкам (найти и подчеркнуть только вежливые слова, только грубые)
64
Практикум
3
Учимся писать – редактировать.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Работа с текстами. Определение основной мысли текста. Редактирование текстов.
65
Практикум
3
Что такое вежливость.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Составление текста, редактирование текста.
66
Тренировочные упражнения
3
Вежливо, невежливо, грубо.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Устный анализ речи, ситуации.
Презентации о вежливости.
67
Тренировочные упражнения
3
Текст. Тексты разные нужны.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Тесты. Работа с текстами. Работа с карточками (озаглавить текст, определить тему).
68
Тренировочные упражнения
3
Диалог и монолог.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Работа с текстом (найти и назвать монолог в тексте, диалог).
69
Тренировочные упражнения
3
Правильная речь. Пиши правильно!
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Работа с текстами. Пересказ устный и письменный.
70
Практическая работа
3
Произноси правильно!
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Орфоэпический диктант. Работа с орфоэпическими словарями. Сообщения об орфоэпических словарях.
71
Практическая работа
2
Употребляй слова правильно
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Составление диалогов, презентации, сообщения «Правильно употребляй слова»
72
Тренировочные упражнения
4
Правила успешного пересказа. Пересказ
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Работа с текстами по разным видам пересказа: подробный, близкий к тексту, выборочный, сжатый.
73
Тренировочные упражнения
3
Выбери нужное.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Работа с текстами. Работа с карточками (нахождение опорных слов).
74
Тренировочные упражнения
3
Цитата в пересказе.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Работа с текстами. Работа с карточками (нахождение цитат).
75
Практическая работа
3
Кратко о книге.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Сообщения о частях книги. Анализ любимых книг. Презентации о любимых кни гах
76
Практическая работа
3
Поздравляю тебя…Вас. Поздравляю Кого? С чем? Как?
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Игра «Поздравь с …» Презентации поздравлениями, оформление.
77
Практическая работа
3
Желаю Кому? Чего? Как?
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Игра «Поздравь с …» Презентации поздравлениями, оформление.
78
Работа в парах
3
С днем рождения! С новым годом! С праздником 8 Марта!
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Составление пожеланий другу, родителям. Презентации. Игра «Пожелай…» Работа в парах.
79
Практическая работа
3
Учись объяснять и доказывать. Рассуждение. Вывод в рассуждении.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Составление рассказа-рассуждения. Работа с текстами.
80
Практическая работа
3
Правило в доказательстве.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Работа с карточками.
81
Тренировочные упражнения
3
Цитата в доказательстве.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Работа с текстами, сочинениями. Работа с проблемными вопросами. Работа с карточками.
82
Тренировочные упражнения
2
Что общего – чем отличаются? Сравни и скажи.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Работа с текстами- стихотворениями. Работа с текстами. Игра «Сравни и скажи»
83
Тренировочные упражнения
2
Правила сравнения.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Работа с текстами. Сравни тексты.
84
Практическая работа
1
Как строятся сравнительные тексты. Подведем итоги.
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Составление сравнительных текстов. Работа по карточкам.
85
Зачет
1
Итоговое занятие
Хоботовский филиал МБОУ
Новоникольской СОШ
Тестирование.
Проблемы, противоречия, разрешаемые программой: является одним из звеньев системы обучения и воспитания детей, где дети могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки поведения при общении с одноклассниками, друзьями.
Место данной программы в системе воспитательной деятельности педагогического коллектива: приоритетное. Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации поведения при общении возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов, касающихся норм поведения во время беседы, решения ситуативных задач.
Концептуальные основы программы:
Сохранение норм поведения школьника в общественной среде, при общении с посторонними, друзьями.
Снижение уровня использования ненормативной лексики.
Формирование коммуникативной компетентности школьника.
2.2.Условия реализации программы
Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
- ноутбук для просмотра и анализа материалов выступлений учащихся, презентаций учителя;
- проектор;
- интерактивная доска.
В кабинете парты (столы) следует расставить таким образом, чтобы дети видели друг друга и педагога, работали в парах постоянного и сменного состав, в группах.
2.3.Формы аттестации
Формы начальной диагностики: начальная диагностика.
Формы отслеживания образовательных результатов: дипломы олимпиад, конкурсов, тестирование.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: итоговая диагностика в форме защиты проектов.
Формы фиксации образовательных результатов: материал тестирования.
2.4. Оценочный материал
Входной тест.
Итоговый тест.
2.5. Методические материалы
Форма обучения: очная, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии:
- практический (работа с текстами художественной литературы)
- проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);
- словесный (инструктаж, беседа, разъяснения);
- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (дискуссия, беседа);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Название раздела
Формы занятий, планируемые по каждому разделу
Приемы и методы
Дидактический материал, техническое оснащение
Формы подведения итогов по разделу
Раздел1. Введение
Беседа
Словесные, наглядные
Компьютер, проектор
Начальная диагностика
Раздел 2. Общение.
Речевые жанры
Групповые работы, обсуждение, игры
Информационный с элементами беседы; репродуктивный с элементами беседы, частично-исследовательский метод.
Карточки с заданиями.
Компьютер, проектор
Практические работы, тестирование
Раздел 3.
Текст
Лекции, групповые работы, обсуждение Практическая работа с текстами
Информационный с элементами беседы; репродуктивный с элементами беседы, частично-исследовательский метод.
Работа с текстами
Компьютер, проектор
Практические работы, тестирование
Раздел 4.
Наука «Риторика».
Проверь себя
Групповые работы, обсуждение, игры
Информационный с элементами беседы; репродуктивный с элементами беседы, частично-исследовательский метод.
Карточки с заданиями. Работа с текстами
Компьютер, проектор
Презентации
Раздел 5.
Слушаем, вдумываемся…
Лекции, обсуждение Практикум, деловая игра
Объяснительно-иллюстративный с элементами беседы Работа с текстами
Компьютер, проектор
Практические работы, проект
* методическая литература;
* конспекты занятий;
* поэтические и прозаические тексты сказок и рассказов (Г. Х. Андерсена,
М. Твена, И. А. Крылова, В. П. Астафьева и др.) для работы на занятии;
* карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы;
* сюжетные картинки;
* комплекс игр и упражнений по технике речи, на развитие ритмопластики;
аудиотека с записями веселых детских песен, народных частушек.
Список литературы для педагога:
1.Ладыженская, Т.А. Детская риторика: в рассказах и рисунках: 1 кл.- М., 2010.
2. Ладыженская Т. А., Сорокина Г. И., Никольская Р. И., Ладыженская Н. В.. Детская риторика. Методические рекомендации, М., 1994г.
3. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В., Риторика и развитие речи в образовательной системе «Школа 2100», Начальная школа До и После, 2002 г., № 9.
4. Ладыженская Н. В.«Обучение успешному общению, М., 2006 г.
5. Леонтьев А. Н. Психология общения. — Тарту, 1974.
6.Лосева Л. М. Как строится текст. — М., 1980.
7. Маккена К.. Навыки общения, М.. 2006г.
8. Мурашов А. А. Основы педагогической риторики. — М., 1996.
9. Никифоров А. Л., Панов М. И. Введение в логику: Учебное пособие для учителя и родителя. — М., 1995.
10. Стернин И. А. Практическая риторика.— Воронеж, 1993.
11. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
12. Xанин М. И. Риторика для детей и взрослых:Как научиться красиво и правильно говорить. — СПб., 1997.
Список литературы для обучающихся:
1. Голуб И.В., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.- М., 1993
2. Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома.- М., 1994
3. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить.- М., 1990
4.Лымарь Н.А. Красноречие. Практический курс.- М., 1996
5. Львов М.Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся 1 – 5 классов.- М., 1995
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Литература, используемая педагогом для разработки Программы и организации педагогического процесса:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013).Статья 10., п.4.http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_147353/КонсультантПлюс, 1992-2013.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. № 17. сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации www.vestnik.edu.ru/proect.html.
3. Курцева, З.И. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: Монография / З.И. Курцева [Текст] – М.: МИОО, 2007, С. 12.
4. Курцева, З.И. Непрерывное риторическое образование / З.И. Курцева// Начальная школа плюс До и После. –2007. – № 4. – С. 15-19.
5. Курцева, З.И. Ты-словечко, я – словечко…(варианты занятий по дошкольной риторике с теоретическим комментарием). Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / З.И. Курцева [Текст] – М.: «Баласс», 2002.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384.
7. Романова И.В.Риторика до школы: учебно-методическое пособие для педагогов и родителей.Под ред. Курцевой З.И.-Чебоксары: ЦДИП «INet», 2017. – 255 с.
8. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. № 26. Зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564.
9. Школа профессора Т.А. Ладыженской. Коллективная монография / Под ред. Н.А. Ипполитовой и др. [Текст] – М.: «Прометей» МПГУ, 2005. 224 с.
10. Романова И.В., Речевая культура диалога педагога с родителями. Под ред. З.И. Курцевой, -М: