kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа 5-6 класс по общеразвивающей программе предмет "Флейта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа 5-6 класс по общеразвивающей программе предмет "Флейта".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа 5-6 класс по общеразвивающей программе предмет "Флейта"»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА









ПРОГРАММА



по учебному предмету


Основы музыкального исполнительства


(ФЛЕЙТА)































Архангельск

2022 год


Одобрено

Педагогическим советом

МБУ ДО «ДШИ №48 »



«___»____________2022 г.


Утверждаю

Директор МБУ ДО «ДШИ № 48»

__________________

(подпись)

«___»___________2022 г.






Организация-разработчик:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа «Город Архангельск» «Детская школа искусств №48 »




Разработчик:

Рейникс Анастасия Андреевна, преподаватель 1 категории МБУ ДО «ДШИ № 48»





























Структура программы учебного предмета


I. Пояснительная записка.

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

- Срок реализации учебного предмета.

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета.

- Сведения о затратах учебного времени.

- Форма проведения учебных аудиторных занятий.

- Цель и задачи учебного предмета.

- Структура программы учебного предмета.

- Методы обучения.

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.


II. Содержание учебного предмета.

- Учебно-тематический план.

- Годовые требования.


III. Требования к уровню подготовки учащихся.

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения.


IV. Формы и методы контроля, система оценок.

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

- Критерии оценки.

V. Методическое обеспечение учебного процесса.


VI. Список литературы.

- Методическая литература.

- Учебная литература.


























I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмет «Основы музыкального исполнительства (флейта)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на флейте в детских школах искусств.

Учебный предмет «Основы музыкального исполнительства (флейта)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на флейте, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

Недельная нагрузка по предмету «Основы музыкального исполнительства (флейта)» составляет 1 час в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.

Флейта, прежде всего, является оркестровым инструментом, и эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки ритмичной, синхронной игры. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (академического концерта). Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход


Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (флейта)» со сроком обучения 2 года для учащихся в возрасте от 10,5 до 17 лет (второй модуль программы) включительно продолжительность учебных занятий с первого по второй года обучения составляет 34 недели в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (флейта)» при 2-летнем сроке обучения составляет 136 часов. Из них: 68 часов – аудиторные занятия, 68 часов – самостоятельная работа.


Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации.

Всего часов

годы обучения

1-й

2-й


полугодия

1

2

3

4


количество недель

16

18

16

18

аудиторные занятия

16

18

16

18

68

самостоятельная работа

16

18

16

18

68

максимальная учебная нагрузка

32

36

32

36

136

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Недельная нагрузка по предмету «Основы музыкального исполнительства (флейта)» составляет 1 час в неделю.

Цель учебного предмета

Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на флейте произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Основы музыкального исполнительства (флейта)» являются:

  • Переход детей с блокфлейты на поперечную флейтой, знакомство с поперечной флейтой. Работа на блокфлейте над исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;

  • формирование навыков игры на поперечной флейте;

  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

  • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;

  • формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

  • оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.



Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на флейте.


Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

  • методическое обеспечение учебного процесса.


В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».


Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).



Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной фонотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Учебно-тематический план

Учебный материал

Коли-чество

за год

Действия ученика

Тесты самоконтроля

Этюды

2-4

Исполняет этюды с различными штрихами и ритмическим рисунком в умеренном темпе.

Исполнение в умеренном темпе с ясной интонацией.

Пьесы

3-4

Передает образ и жанровые особенности произведения. Работа над дыханием. Штрихи легато, стаккато. Работа над образом и характером произведений.

Выразительное исполнение, передача музыкального образа. Точное исполнение со всеми штрихами.

Полифония

1-2

Исполнение полифонии:

старинные танцы, обработки народных песен, пьесы с элементами полифонии.

Выразительное и эмоциональное исполнение, контроль над правильным дыханием.

Крупная форма

1

Выразительное и эмоциональное исполнение.

Выразительное исполнение, передача музыкального образа, контроль над дыхание и звуко.

Ансамбли

1-2

Игра в ансамбле с педагогом (учеником). Хорошо слышать свою партию и партию педагога(ученика).

Участники ансамбля умеют хорошо слушать и чувствовать друг друга.


Примерные репертуарные списки


5 класс

Произведения крупной формы

Ю.Должиков «Русская сюита»

А.Бызов «Сюита для флейты»

Г.Перселл «Соната»

Г.Телеман «Соната»

Этюды

В.Попп «Этюды для флейты»

Ю.Должиков «Этюды»

Н.Платонов «Этюды для флейты»

И.Станкевич «Этюды»

Пьесы

Ж.Люлли «Гавот»

Ж.Рамо «Гавот»

Д.Чимароза «Анданте»

Ж.Металлиди «Романтический вальс»

Ю.Должиков «Ностальгия»

А.Тома «Гавот»


Ансамбли

И.Кванц «Анданте»

А.Красильщикова «Во время листопада»

Ф.Госсек «Гавот»

И.Гайд «Менуэт»

6 класс

Произведения крупной формы

Б.Гибалин «Три миниатюры»

М.Басок Сюита «Снежный вальс»

Г.Гендель «Соната»

П.Беллициани «Соната №5»

Ж.Лойе «Соната»


Этюды

L.Daniel «Этюд для флейты»

О.Моисеева «Этюды»

И.Станкевич «Этюды»


Пьесы

Д.Тартини «Сарабанда»

Ж.Леклер «Ария»

М.Джулиани «Тарантелла»

Ж.Металлиди «Вальс Мальвины»

Е.Дербенко «Монолог»

Ю.Должиков «Элегия»

Ж.Рамо «Тамбурин»


Ансамбли

М.Басок «Элегия»

А.Красильщикова «Дождик пошутил»

М.Цайгер «Деревенский вечер»

П.Чекалов «Канон»


Примерные программы промежуточной аттестации (5 класс):

1-е полугодие – этюд, пьеса

I вариант

И.Станкевич «Этюд «28»

Ж.Рамо «Гавот»


II вариант

И.Станкевич «Этюд «29»

Ю.Должиков «Ностальгия»


III вариант

В.Попп «Этод №15»

Ж.Металлиди «Романтический вальс»


2 полугодие –крупная форма, пьеса

I вариант

Г.Перселл «Соната»

А.Тома «Гавот»


II вариант

Ж.Металлиди «Вальс Мальвины»

А.Красильщикова «Во время листопада»


III вариант

М.Цайгер «Деревенский вечер»

Ж.Люлли «Гавот»



Примеры программ итогового академического концерта

I вариант

Г.Гендель «Соната»

Ж.Металлиди «Вальс Мальвины»


II вариант

Ж.Лойе «Соната»

Ю.Должиков «Элегия»


III вариант

М.Цайгер «Деревенский вечер»

Е.Дербенко «Монолог»



III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Выпускник имеет следующий уровень подготовки:

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками игры в ансамбле, чтения с листа.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации. Формами промежуточного контроля является академический концерт, а также участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.

На промежуточной и итоговой аттестации ученик исполняет два разнохарактерных произведения (возможно исполнение крупной формы).


Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

  • наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

  • овладение практическими умениями и навыками музыкально-исполнительской деятельности;

  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.



5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохая посещаемость аудиторных занятий



\

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Данный срок реализации программы учебного предмета позволяет продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей флейты, рассказать о выдающихся флейтистах и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровня музыкального и технического

развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт игры в ансамбле, чтения с листа. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике.

Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).


VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ


Нотная литература

  1. Альбом ученика-флейтиста для ДМШ (составитель Д. Гречишников). – Киев: Музична Украина, 1969.

  2. Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ. – Киев: Музична Украина, 1969

  3. Альбом ученика-флейтиста: Для ДМШ (составитель Д. Гречишников). – Киев: Музична Украина, 1977

  4. Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ. – Киев: Музична Украина, 1973.

  5. Альбом юного флейтиста вып.2/сост. Я. Мориц - М.: Советский композитор, 1987.

  6. Г.Гендель Сонаты для флейты. - М.: Музыка, 2007.

  7. Должиков Ю. «Нотные папки флейтистов» М.: Дека-Вс 2004

  8. Должиков Ю. Начальные упражнения на развитие дыхания

  9. Должиков Ю. Нотная тетрадь флейтиста №1 Упражнения и Этюды

  10. Избранные произведения для флейты (составитель Н. Платонов). - М., Л.: Музгиз, 1946

  11. Кискачи А. « Блокфлейта .Школа для начинающих»

  12. Легкие пьесы для флейты. – Будапешт: Editio musica 1982

  13. Легкие пьесы зарубежных композиторов. – СПб.: Северный Олень, 1993

  14. Оленчик И. «Хрестоматия для блокфлейты» - М.: Соременная музыка 1998

  15. Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост. Ю.Должиков). - М. Музыка, 1989

  16. Педагогический репертуар для флейты (составитель Ю. Должиков). - М.: Музгиз, 1956

  17. Педагогический репертуар для флейты (составитель Ю. Должиков). - М.: Музыка, 1982

  18. ПлатоновН. Тридцать этюдов для флейты. - М.: Музыка, 1978.

  19. Платонов Н. Школа игры на флейте. - М.: Музгиз, 1983

  20. Покровский А. Начальные уроки игры для блокфлейты: Пособие для 1-4 классов ДМШ. - М.: Музыка, 1982

  21. Попп В. Сборник Этюдов и Упражнений

  22. Пушечников И. « Азбука начинающего блокфлейтиста»

  23. Пьесы для начинающих для флейты. (сост. Н. Семенова и А. Новикова). - СПб.: Композитор, 1998

  24. Пьесы русских композиторов для флейты (под редакцией Ю. Должикова). - М.: Музыка, 1984

  25. Сборник пьес (под редакцией Г. Мадатова, Ю. Ягудина). - М.: Музгиз, 1950.

  26. Станкевич Сборник этюдов для флейты и фортепиано.

  27. Старинные сонаты (под редакцией Ю. Должикова). - М.: Музыка, 1977.

  28. Suzuki Recorder School Норвежские песни

  29. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 1 класс. – Киев: Музична Украина, 1977.

  30. . Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 2 класс. – Киев: Музична Украина, 1978

  31. Учебный репертуар для ДМШ: Флейта 3 класс. – Киев: Музична Украина, 1979.

  32. Хрестоматия для флейты: 1-2 классы ДМШ (составитель Ю. Должиков). - М.: Музыка, 1976.

  33. «Хрестоматия для блокфлейты 1-3 классы ДМШ». М.: Музыка 1990

  34. Цыбин В. Основы техники игры на флейте. - М.: Музыка, 1988.

  35. Этюды для флейты 1-5 кл. (сост.Ю.Должиков). - М.: Музыка,1985.

  36. Ягудин Ю. Легкие этюды для флейты. - М.: Музыка, 1968.



Методическая литература

1. Болотин С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л.: Музыка, 1969.

2. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. - М.: Музыка, 1986.

3. Гинзбург Л. Методический очерк «О работе над музыкальным произведением». - М.: Музыка, 1981.

4. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1962.

5. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1956.

6. Инструменты духового оркестра (сост.Б.Кожевников). - М.: Музыка, 1984.

7. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Сборник трудов. Вып. 45/ Отв. ред. И. Ф. Пушечников. -М.: ГМПИ им. Гнсиных, 1979.

8. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. - Л.: Музыка, 1973.

9. Баранцев А. Мастера игры на флейте-профессора Петербургской-Ленинградской консерватории 1862-1985гг – Петрозаводск: Карелия, 1990.

10. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.1. - М.: Музыка, 1964.

11. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 2. - М.: Музыка, 1966.

12. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. - М.: Музыка, 1971.

13. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. - М.: Музыка, 1976.

14. Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. - Л.: Музыка, 1975.

15. Ягудин, Ю.О. О развитии выразительности звука // Методика обучения игре на духовых инструментах / Ю.О. Ягудин. – М. : Музыка, 1971.

16. Тризно Б. В. Флейта. М.: Музыка, 1964.

17. Павлов И.П. Физиология и патология высшей нервной деятельности. Полн. собр. сочинений, т.3. - М.: Академия наук СССР, 1951.

18. Платонов Н. Методика обучения игре на флейте // Методика обучения игре на духовых инструментах М.: Музыка, 1966

19. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1958.

20. Розанов С. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1935.

21. Должиков Ю. Артикуляция при игре на флейте // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991

22. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.-Л. / АПН РСФСР, 1947.

23. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1986.

24. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1978.

25. Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа 5-6 класс по общеразвивающей программе предмет "Флейта"

Автор: Рейникс Анастасия Андреевна

Дата: 11.05.2022

Номер свидетельства: 606571


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства