Программа научно-технической направленности «Робототехника»
Программа научно-технической направленности «Робототехника»
Робототехника является одним из важнейших направлений научно - технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления. Многие устройства, принимающие решения на основе полученных от сенсоров, данных, тоже можно считать роботами — таковы, например, лифты, без которых уже немыслима наша жизнь.
Содержание и структура курса «Робототехника» направлены на формирование устойчивых представлений о робототехнических устройствах как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными техническими характеристиками.
Цели программы:
Главной целью программы является развитие информационной культуры, учебно-познавательных и поисково-исследовательских навыков, развитие интеллекта.
Основные задачи:
Знакомство со средой программирования NXT-G;
Усвоение основ программирования, получить умения составления алгоритмов;
сформировать умения строить модели по схемам;
получить практические навыки конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных проектов;
проектирование технического, программного решения идеи, и ее реализации в виде функционирующей модели;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
Умение использовать системы регистрации сигналов датчиков, понимание принципов обратной связи;
Проектирование роботов и программирование их действий;
Через создание собственных проектов прослеживать пользу применения роботов в реальной жизни;
Расширение области знаний о профессиях;
Умение учеников работать в группах.
Воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности в работе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 9 до 14 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа научно-технической направленности «Робототехника»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников»
Принята на заседании
методического совета
МБУДО СЮТ
от « 30 » августа 2016 г
Протокол № 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО СЮТ
____________Божедомов Г.А.
Приказ № 102 от 30.08.2016 г
Дополнительная общеобразовательная программа
научно-технической направленности
«Робототехника»
(программа первого года обучения)
возраст учащихся 9 -14 лет,
Автор-составитель:
Аксенов Александр Павлович,
педагог дополнительного образования
г. ХАНТЫ-МАНСИЙСК,
2016 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Робототехники» составлена на основе Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (приказ Минобрнауки РФ № 504 от 26.06.2012 г.), в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, Уставом МБУДО СЮТ, письмом Министерства образования от 11.12.2006 г. РФ№ 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Международной Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 г.
Программа модифицированная, научно-технической направленности, разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, она пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса "Робототехники" состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно - технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления. Многие устройства, принимающие решения на основе полученных от сенсоров, данных, тоже можно считать роботами — таковы, например, лифты, без которых уже немыслима наша жизнь.
Содержание и структура курса «Робототехника» направлены на формирование устойчивых представлений о робототехнических устройствах как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными техническими характеристиками.
Структура документа
Программа «Робототехника» представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика программы
Программа рассчитана на 282 часов и адаптирована под Конструктор Lego Mindstorms EV3.
Цель образовательной программы «Лего-конструирование и робототехника» заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой «на ты», научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
Конструктор Лего предоставляет ученикам возможность приобретать важные знания, умения и навыки в процессе создания, программирования и тестирования роботов. «Мозгом» робота Lego Mindstorms Education является микрокомпьютер Lego EV3, делающий робота программируемым, интеллектуальным, способным принимать решения. Для связи между компьютером и EV3 можно использовать также беспроводное соединение Bluetooth. На EV3 имеется три выходных порта для подключения электромоторов или ламп, помеченные буквами А, В и С. С помощью функции EV3 Program (Программы EV3) можно осуществлять прямое программирование блока EV3 без обращения к компьютеру. Датчики получают информацию от микрокомпьютера EV3.
Конструктор Лего и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.
В окружающем нас мире очень много роботов: от лифта в вашем доме до производства автомобилей, они повсюду. Конструктор Mindstorms EV3 приглашает ребят войти в увлекательный мир роботов, погрузиться в сложную среду информационных технологий.
Программное обеспечение отличается дружественным интерфейсом, позволяющим ребенку постепенно превращаться из новичка в опытного пользователя. Каждое занятие - новая тема или новый проект. Модели собираются либо по технологическим картам, либо в силу фантазии детей. По мере освоения проектов проводятся соревнования роботов, созданных группами.
В конце года в творческой лаборатории группы демонстрируют возможности своих роботов.
Можно выделить следующие этапы обучения:
І этап – начальное конструирование и моделирование. Очень полезный этап, дети действуют согласно своим представлениям, и пусть они «изобретают велосипед», это их велосипед, и хорошо бы, чтобы каждый его изобрел.
На этом этапе ребята еще мало что знают из возможностей использования разных методов усовершенствования моделей, они строят так, как их видят. Задача педагога – показать, что существуют способы, позволяющие сделать модели, аналогичные детским, но быстрее, мощнее. В каждом ребенке сидит дух спортсмена, и у него возникает вопрос: «Как сделать, чтобы победила моя модель?»
Вот здесь можно начинать следующий этап.
ІІ этап – обучение. На этом этапе ребята собирают модели по схемам, стараются понять принцип соединений, чтобы в последующем использовать. В схемах представлены очень грамотные решения, которые неплохо бы даже заучить. Модели получаются одинаковые, но творчество детей позволяет отойти от стандартных моделей и при создании программ внести изменения, поэтому соревнования должны сопровождаться обсуждением изменений, внесенных детьми. Дети составляют программы и защищают свои модели. Повторений в защитах быть недолжно.
ІІІ этап – сложное конструирование. Узнав много нового на этапе обучения, ребята получают возможность применить свои знания и создавать сложные проекты.
Круг возможностей их моделей очень расширяется. Вот теперь уместны соревнования и выводы по итогам соревнований – какая модель сильнее и почему. Насколько механизмы, изобретенные человечеством, облегчают нам жизнь.
Цели программы:
Главной целью программы является развитие информационной культуры, учебно-познавательных и поисково-исследовательских навыков, развитие интеллекта.
Основные задачи:
Знакомство со средой программирования NXT-G;
Усвоение основ программирования, получить умения составления алгоритмов;
сформировать умения строить модели по схемам;
получить практические навыки конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных проектов;
проектирование технического, программного решения идеи, и ее реализации в виде функционирующей модели;
развитие умения ориентироваться в пространстве;
Умение использовать системы регистрации сигналов датчиков, понимание принципов обратной связи;
Проектирование роботов и программирование их действий;
Через создание собственных проектов прослеживать пользу применения роботов в реальной жизни;
Расширение области знаний о профессиях;
Умение учеников работать в группах.
Воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности в работе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 9 до 14 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание.
Преподавание ведется с использованием материалов книги С.А. Филиппова «Робототехника для детей и родителей» и компьютеров.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Робототехника» являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Lego позволяет учащимся:
- совместно обучаться в рамках одной бригады;
- распределять обязанности в своей бригаде;
- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- создавать модели реальных объектов и процессов;
- видеть реальный результат своей работы.
Режим занятий:
Занятия проводятся:
В объединении проводятся 3 раза в неделю по 3 часа (итого 9 часов в неделю, 282 часов в год)
Ожидаемые результаты освоения программы.
После завершения обучения:
Учащийся будет знать:
конструкцию, органы управления и дисплей EV3;
датчики EV3;
сервомотор NXT;
интерфейс программы Lego Mindstorms Education EV3;
основы программирования, программные блоки.
Учащийся будет уметь:
структурировать поставленную задачу и составлять план ее решения;
использовать приёмы оптимальной работы на компьютере
извлекать информацию из различных источников
Составлять алгоритмы обработки информации
ставить задачу и видеть пути её решения;
разрабатывать и реализовывать проект;
проводить монтажные работы, наладку узлов и механизмов;
собирать робота, используя различные датчики
программировать робота.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
программы
«Робототехника»
№ п\п
Тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
3
2
1
2.
Lego mindstorms EV3
12
4
8
3.
Программное обеспечение Lego mindstorms EV3
6
2
4
4.
Модуль и моторы
12
2
10
5.
Датчики
27
3
24
6.
Моделирование
54
2
52
7.
Программное обеспечение Lego mindstorms EV3
36
6
30
8.
Модель «Знап»
12
1
11
9.
Творческая работа «Показательная модель»
12
1
11
10.
Моделирование
63
6
57
11.
Творческая работа «Контрольная модель»
18
1
17
12.
Модель «Пульт дистанционного управления»
12
1
11
13.
Соревнования «Сумо»
12
1
11
14.
Контрольное занятие
3
-
3
Итого:
282
32
250
Календарно-тематический план
программы «Робототехника»
на 2016-2017 год
Дата
Теоретическая часть
Кол-во часов
Практическая часть
Кол-во часов
Дата проведения
практических и теоретических занятий
Всего часов
1.Вводное занятие
Сентябрь
Введение в курс «Робототехника». Инструктаж по ТБ и ПБ.
2
Просмотр презентаций с готовыми образцами моделей роботов первого года обучения, видеофрагменты, показывающие роботов в действии.
1
13.09.2016
3
2.LegomindstormsEV3
Сентябрь
Компания «Lego» и ее творения. «Роботы в окружающем нас мире». Конструктор Lego EV3 сборки 45544 и его составляющие. Правила работы с инструкцией. Датчики.
3
Работа с деталями конструктора.
Простые соединения деталей
конструктора «Lego».
Сборка «Базовой» не программируемой модели по инструкции.
Работа с датчиками. Изучение датчиков и их параметров.
Подключение датчиков. Управление «Базовой» моделью.
9
15.10.2016
18.09.2016
20.09.2016
22.09.2016
12
3. Программное обеспечение Lego mindstorms EV3
Сентябрь
Интерфейс программы «Lego EV3». Блоки программы, их
разновидности и свойства.
2
УстановкаПО.Рассмотрим интерфейс в программе «Lego EV3».
Рассмотрение впрограмме разновидности блоков. Изучение блоков в программной среде.
4
25.09.2016
27.09.2016
6
4. Модуль и моторы
Сентябрь-Октябрь
Моторы. Блоки «Действий». Блок управление операторами
«Цикл». Использование «Вращение мотора». Модуль EV3. Блоки «Действий».
Блок управление операторами «Переключатель». Работа с блоками кнопки «Управления модулем».
2
Принцип работы моторов EV3. Создание программы из нескольких блоков «Действий».
Программируем с оператором «Цикл».
Создание программы с использованием блоков: «Цикла», «Вращения мотора»; «Переключателя»; «Кнопок управления модулем».
Рассмотрим в программе
блок управления операторами «Переключатель». Тестирование созданной программы
.
Создание программы с использованием блоков «Моторы» и «Модуль». Тестирование программы «Моторы» и «Модуль».
10
29.10.2016
04.10.2016
06.10.2016
11.10.2016
12
5. Датчики
3
24
27
Октябрь-Ноябрь
Датчик «Касания». Режимы. Блок датчика «Касание». Калибровка
датчика. Блок управление операторами «Ожидание». Шины данных. Состояние
«Нажатие», «Освобождение» и «Щелчок».
«Ультразвуковой» датчик. Датчик «Звука NXT».
Датчик «Цвета». Определение цветов.
«Гироскопический» датчик. Вращательные движения с использованием
Работа в программе: Блок управления операторами «Ожидание», с датчиком «Касания», с «Ультразвуковым» датчиком.
Работа в программе: С датчиком «Звука NXT», с датчиком «Цвета», с «Гироскопическим» датчиком.
Создание программ с использованием: блока датчика «Касания», калибровка датчика, блока «Ожидания» и шины данных.
Использование датчиков: «Касания» для состояния «Нажатия». «Освобождение» и «Щелчок». «Ультразвукового» датчика для преодоления препятствий. Датчика «Звука NXT»; Комбинаций датчиков «Ультразвука».
Использование датчиков: «Звука NXT»; датчика «Цвета» на движение по линии, на определение цветов, на произношение определяемых роботом цветов.
Использование датчиков: «Гироскопического» датчика в движении, для определения вращательных движений. Комбинаций датчиков «Касания», «Ультразвука», «Цвета» и «Гироскопа».
Тестирование созданных программ.
13.10.2016
16.10.2016
18.10.2016
20.10.2016
23.10.2016
25.10.2016
27.10.2016
Октябрь-Ноябрь
Создание и тестирование программ, используя: Состояния «Нажатия». «Освобождение» и «Щелчок», «датчика касания». «Датчика цвета» по датчикам «Касания», «Ультразвука», «Цвета» и «Гироскопа».
Использование Калибровки датчиков. Калибровка датчиков. Использование операторов «Мои блоки». Создание и редактирование операторов «Мои блоки».
Практика: Работа с моделью: «Сортировщик цветов». Сборка модели: «Сортировщик цветов».
Подключение датчиков к модели: Датчика «Касания» и «Цвета» к «Сортировщику цветов». Тестовая программа для модели: «Сортировщик цветов».
Загрузка тестовой программы. Работа с тестовой программой. Создание простой программы для модели: «Сортировщик цветов»
Создание программы, используя комбинации блоков. Тестирование созданной программы. Исправление ошибок.
Выполнение испытаний для модели «Сортировщик цветов».
Итоговое занятие модели: «Сортировщик цветов».
Практика: Работа с моделью: «Щенок». Сборка модели: «Щенок».
Подключение датчиков к модели: Датчика «Касания» и «Цвета» к «Щенок». Тестовая программа для модели: «Щенок».
Загрузка тестовой программы. Работа с тестовой программой. Создание простой программы для модели: «Щенок».
Создание программы, используя комбинации блоков. Тестирование созданной программы. Исправление ошибок.
Выполнение испытаний для модели «Щенок».
Итоговое занятие модели: «Щенок».
Практика: Работа с моделью: «Гиро Бой». Сборка модели: «Гиро Бой».
Подключение датчиков к модели: Датчика «Касания» и «Цвета» к «Гиро Бой». Тестовая программа для модели: «ГироБой».
Загрузка тестовой программы. Работа с тестовой программой. Создание простой программы для модели: «Гиро Бой».
Создание программы, используя комбинации блоков. Тестирование созданной программы. Исправление ошибок.
Выполнение испытаний для модели «Гиро Бой».
Итоговое занятие модели: «Гиро Бой».
52
03.11.2016
06.11.2016
08.11.2016
10.11.2016
13.11.2016
15.11.2016
17.11.2016
20.11.2016
22.11.2016
24.11.2016
27.11.2016
29.11.2016
01.12.2016
04.12.2016
06.12.2016
08.12.2016
11.12.2016
13.12.2016
54
7.Программное обеспечение Lego mindstorms EV3
Декабрь- Январь
Программное обеспечение:
Блоки программы.
Блоки управления операторами, датчика цвета, датчиков касания и ультразвука, звука и гироскопа.
Блоки данных: константа, переменная, массив и логическое значение, математика и округление, сравнение и интервал, текст, случайное событие.
Блоки расширения: доступ к файлу, регистрация данных, обмен сообщениями, подключение через Bluetooth, поддержание в активном состоянии датчиков, необработанное состояние датчика, стоп, инвертирование мотора, нерегулируемый мотор.
Использование комбинаций блоков.
6
Практика: Работа в программе с блоками.
Изучение блоков в программной среде. Рассмотрим в программе блок управления операторами.
Программирование датчиков с использованием блоков управления операторами.
Использование блоков датчика цвета; блоков датчиков касания и ультразвука; блоков датчиков звука и гироскопа.
Программирование датчика цвета, датчиков касания и ультразвука, датчиков звука и гироскопа.
Работа в программе с константой; с переменной; с массивом и логическим значением; с математикой и округлением;
Работа в программе с константой; с текстом; со случайным событием; с файлом и данными; с обменом сообщениями.
Работа в программе с константой; с подключением через Bluetooth; для поддержания в активном состоянии датчиков;
Работа в программе с константой; с необработанным состоянием датчика; с инвертированием мотора, нерегулируемым мотором.
Использование константы, переменной массива и логического значения, математики и округления,сравнения и интервала, текста, случайного события, доступа к файлу, регистрации данных, обмена сообщениями.
Использование константы подключения через Bluetooth, поддержания активного состояния датчиков, необработанного состояния датчика стоп. Инвертирования мотора, нерегулируемого мотора; комбинаций блоков.
Создание сложной программы. Тестирование программы.
30
15.12.2016
18.12.2016
20.12.2016
22.12.2016
25.12.2016
27.12.2016
29.12.2016
12.01.2017
15.01.2017
17.01.2017
19.01.2017
22.01.2017
36
8.Модель «Знап»
Январь
Модель «Знап».
1
Работа с моделью «Знап». Сборка левой и правой сторон «Знапа». Подключение датчиков к модели «Знап».
Тестовая программа для модели «Знап». Загрузка тестовой программы. Работа с тестовой программой.
Создание простой программы для модели «Знап». Тестирование программы. Исправление ошибок.
Подготовка модели «Знап» к итоговому занятию.
Итоговое занятие по модели «Знап».
11
24.01.2017
26.01.2017
29.01.2017
31.01.2017
12
9.Творческая работа «Показательная модель»
Февраль
Творческая работа «Показательная модель».
1
Составление плана по творческой работе «Показательная модель». Сборка левой и правой сторон «Показательной модели».
Подключение датчиков. Разработка траектории движения. Программирование стандартных действий.
Программирование с использованием комбинаций датчиков. Тестирование созданной программы. Исправление ошибок.
Подготовка творческой работы «Показательная модель» к защите. Защита творческой работы «Показательная модель».
11
02.02.2017
05.02.2017
07.02.2017
09.02.2017
12
10.Моделирование(1.1)
Февраль-Март
Модели: «Танк», «Слон», «Лестничный вездеход.
6
Практика: Работа с моделью: «Танк»; Сборка модели: левой и правой сторон «Танка».
Подключение датчиков к модели: «Танк».
Тестовая программа для модели: «Танк».
Загрузка тестовой программы. Работа с тестовой программой.
Создание простой программы для модели: «Танк».
Тестирование программы. Исправление ошибок.
Подготовка моделей к итоговому занятию: «Танк», Итоговое занятие модели «Танк».
Практика: Работа с моделью: «Слон»; Сборка модели: левой и правой сторон «Слона», головы и хобота «Слона».
Подключение датчиков к модели: «Слон».
Тестовая программа для модели: «Слон».
Загрузка тестовой программы. Работа с тестовой программой.
Создание простой программы для модели: «Слон».
Тестирование программы. Исправление ошибок.
Подготовка моделей к итоговому занятию: «Танк», Итоговое занятие моделей «Слон».
57
12.02.2017
14.02.2017
16.02.2017
19.02.2017
21.02.2017
26.02.2017
28.02.2017
02.03.2017
05.03.2017
09.03.2017
12.03.2017
14.03.2017
16.03.2017
19.03.2017
63
11.Творческая работа «Контрольная модель»
Апрель
Творческая работа «Контрольная модель».
1
Практика: Составление плана по творческой работе «Контрольная модель». Сборка левой и правой сторон «Контрольной модели».
Подключение датчиков к «Контрольной модели». Разработка траектории движения
«Контрольной модели».
Программирование стандартных действий «Контрольной модели».
Программирование с использованием комбинаций датчиков.
Теория: Модель «Пульт дистанционного управления». Робот-помощник.
1
Практика: Работа с моделью «Пульт дистанционного управления». Сборка нижней и верхней частей «Пульта дистанционного управления». Подключение датчиков к модели «Пульт дистанционного управления».
Работа с роботом-помощником для модели «Пульт дистанционного управления». Подготовка конструктора в сборке робота-помощника. Сборка передней и задней частей робота для управления «Пультом дистанционного управления».
Подключение датчиков к роботу для управления «Пультом дистанционного управления». Тестовая программа для модели «Пульта дистанционного управления». Загрузка тестовой программы. Работа с тестовой программой. Создание простой программы для модели «Пульт дистанционного управления».
Тестирование программы. Исправление ошибок. Подготовка модели «Пульт дистанционного управления» к итоговому занятию. Итоговое занятие модели «Пульт дистанционного управления».
11
20.04.2017
23.04.2017
25.04.2017
27.04.2017
12
13.Соревнования «Сумо»
Апрель-Май
Теория: Технология работы с моделью для Сумо.
1
Практика: Рассмотрим технологию работы с моделью для Сумо. Разработка плана работы над моделью. Работа с моделью и датчиками.
Разработка траектории движения модели для Сумо. Программирование действий модели с использованием серво моторов.
Программирование действий модели с использованием комбинаций датчиков. Тестирование траектории движений модели по регламенту соревнований Сумо.
Подготовка поля и модели к соревнованиям Сумо. Соревнования Сумо.
11
30.04.2017
02.05.2017
04.05.2017
07.05.2017
12
14.Контрольное занятие
Апрель-Май
0
Практика: Итоговое занятие модели «Танк». Защита творческой работы «Контрольная модель».
3
11.05.2017
3
Литература для учащихся
Чехлова А. В., Якушкин П. А. «Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001 г.
Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей» - «Наука» 2010г.
Литература для учителя
Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» –www.eidos.ru .
Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе.– М., 2009
Концепция модернизации российского образования http://www.ug.ru/02.31/t45.htm
«Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Издательство « Москва». 2000 г