kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа научно-технической направленности «Радиоэлектроника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Объединения радиоэлектроники  являются одними из самых популярных  среди кружков  технического  творчества,  т.к. они  позволяют  учащимся  знакомиться  с увлекательными мирами:  радиоэлектроники, электроники,  автоматики и  телемеханики. Трудно назвать более популярный вид научно-технического движения в нашей стране, чем радиоэлектроника. Им охвачены люди самых разных возрастов и про­фессий.        

Радиоэлектроника в наше время во многом определяет научно-технический прогресс в различных областях экономики. Ее дальнейшее успешное развитие опирается на высококвалифицированных специа­листов, энтузиастов своего дела. Вся история отечественного радио­любительства убедительно свидетельствует, что оно стало массовой школой первоначальной подготовки специалистов для экономики страны, ее Вооруженных Сил.

Радиоэлектроника помогает им закреплять на практике знания основ наук, получаемые в школе, приобщает к общественно полезному труду, расширяет обще­технический кругозор. Через радиолюбительство учащиеся делают первые шаги к познанию основ множества специальностей, связанных с радиотехникой и электро­никой.

Основные цели:

         1. Формирование у молодого поколения устойчивого интереса к определенному виду деятельности.

                2. Формирование и развитие активного творческого мышления, интеллектуального развития.

Основные задачи:

         1. Научить читать принципиальные схемы и самостоятельно проектировать несложные устройства.

         2. Освоить основные законы электроники.

         3. Научить учащихся применять полученные знания на практике.

4. Подготовить школьников для участия в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа научно-технической направленности «Радиоэлектроника»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных техников»


Принята на заседании

методического совета

МБУДО СЮТ

от « 30 » августа 2016 г

Протокол № 1


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО СЮТ

____________Божедомов Г.А.

Приказ № 102 от 30.08.2016 г











Дополнительная общеобразовательная программа

научно-технической направленности




«Радиоэлектроника»

(первого и второго года обучения)

возраст учащихся 12-18 лет,

срок реализации 2 год







Автор-составитель:

Рыбьяков Алексей Владимирович

педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория











г. ХАНТЫ-МАНСИЙСК,

2016 г


Пояснительная записка

Настоящая образовательная программа разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", "Конвенции о правах ребенка", "Уставом СЮТ" и направлена на развитие творческого потенциала обучающихся. Программа, модифицированная, научно-технической направленности, рассчитана на учеников 6-11 классов.

Объединения радиоэлектроники являются одними из самых популярных среди кружков технического творчества, т.к. они позволяют учащимся знакомиться с увлекательными мирами: радиоэлектроники, электроники, автоматики и телемеханики. Трудно назвать более популярный вид научно-технического движения в нашей стране, чем радиоэлектроника. Им охвачены люди самых разных возрастов и про­фессий.

Радиоэлектроника в наше время во многом определяет научно-технический прогресс в различных областях экономики. Ее дальнейшее успешное развитие опирается на высококвалифицированных специа­листов, энтузиастов своего дела. Вся история отечественного радио­любительства убедительно свидетельствует, что оно стало массовой школой первоначальной подготовки специалистов для экономики страны, ее Вооруженных Сил.

Радиоэлектроника помогает им закреплять на практике знания основ наук, получаемые в школе, приобщает к общественно полезному труду, расширяет обще­технический кругозор. Через радиолюбительство учащиеся делают первые шаги к познанию основ множества специальностей, связанных с радиотехникой и электро­никой.

Основной задачей объединения является формирование и развитие активного творческого мышления, осуществление профессиональной ориентации и практической подготовки для работы в различных отраслях радиоэлектронной промышленности.

Программа занятий в кружке рассчитана на подготовку кружковцев к самостоятельному конструированию несложных радиотехнических аппаратов. Она предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по радиотехнике и выполнение монтажных, сборочных и наладочных работ. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме программы.

По своему качественному содержанию, занятия в кружке подразделяются на 2 ступени:

1 ступень – начальные теоретические знания и практические навыки по электронике и основам электроники. На этой стадии изучаются основные законы, производится сборка элементарных электрических цепей, электронных каскадов, параллельные и последовательные цепи, диоды в цепи переменного тока, каскады на транзисторах, знакомство с радиоэлементами – резисторами, конденсаторами и т.д. Одна из основных целей, усвоение базового закона электрических цепей - Закона Ома.

Ориентировочное количество часов занятий этой ступени - 194 часов.

2 ступень - (основная). Сборка различных конструкций радиоэлектронных устройств (генератор световых импульсов “Маячок”, электронные имитаторы звуков, генераторы звуковых эффектов, реле времени, электронные часы, усилители низкой частоты, радиоприемники и т.д.) по схемам опубликованным в журналах “Радио”, “ Моделист-конструктор”, “ Юный техник”, “Радиолюбитель” и другой массовой радиолюбительской литературе. Выбор схем для сборки предоставляется учащимся по желанию.

Ориентировочное количество учебных часов - 194 часов.

Усвоение теоретических знаний практических навыков осуществляется параллельно в ходе занятий. Возможны вариации по темам практических заданий, исходя из состояния материальной базы кружка сохраняя общее количество часов 194 в год на одну группу учащихся.

Занятия в кружке предполагают постепенное углубление и расширение знаний учащихся по радиотехнике, нарастание объема и сложности выполняемых ими

практических работ. И как показывает практика, деятельность учащихся, связанная с непосредственным повторением тех или иных радиотехнических устройств, незаметно для них самих затем перерастает в желание творить са­мостоятельно.

Научно-исследовательская работа объединения заключается в личном выборе, постановке задачи и как можно самостоятельнее решать эту задачу.

Настоящая программа написана опираясь на типовые программы, рекомендуемые министерством образования которые морально устарели, это:

  1. “Кружок радиотехнического конструирования “ В.Г. Борисов г. Москва «Просвещение» 1986г.

  2. “Программы министерства просвещения для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ“ «Просвещение» 1988г.

В отличие от типовых программ в ходе реализации этой программы предполагается наработка и применение новых технологий такие как:

1. Изготовление печатных плат с помощью компьютера, принтера и утюга.

2. Разработка печатного монтажа на компьютере.

3. Демонтаж микросхем в различных корпусах без повреждения печатной платы.

4. Использование глобальной сети Internet для поиска необходимых справочных данных.

5. Применение микроконтроллеров для реализации поставленных задач.


















Основные цели:


1. Формирование у молодого поколения устойчивого интереса к определенному виду деятельности.

2. Формирование и развитие активного творческого мышления, интеллектуального развития.

Основные задачи:

1. Научить читать принципиальные схемы и самостоятельно проектировать несложные устройства.

2. Освоить основные законы электроники.

3. Научить учащихся применять полученные знания на практике.

4. Подготовить школьников для участия в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее».

В результате освоения программы «Радиоэлектроники» учащиеся будут знать и понимать:


Перечень знаний и умений, которые приобретают дети

в процессе технического конструирования и изготовления

радиоэлектронных устройств.


В результате освоения программы «Радиоэлектроники» учащиеся будут знать:


  • закон Ома. Пользоваться им в любом необходимом случае.

  • формулы вычисления емкости и сопротивления при параллельном и

  • последовательном соединении.

  • работу р-п, р-п-р, п-р-п, переходов, технические характеристики

  • диодов и транзисторов.

  • электрический ток, электрическое напряжение, мощность.

  • технику безопасности при работе на станках и выполнении монтажных работ.

  • флюсы и припои.

  • знать схемы подключения транзисторов с ОБ, ОЭ, ОК.

  • принцип работы электровакуумных приборов.

  • знать еденицы изучения емкости, сопротивления, тока, мощности,

  • напряжения.

  • принцип работы электроизмерительных приборов.

  • принцип работы изготовляемых конструкций.

уметь:

  • выполнять различные виды пайки монтажных проводов;

  • выполнять монтаж и демонтаж радиодеталей на печатных платах;

  • выполнять распайку коаксиальных кабелей и штеккерных разъёмов;

  • применять безопасные приёмы труда;

  • выполнять правила производственной санитарии и организации рабочего

места.

Тематический план 1 год занятий


Название темы

Количество часов

теория

практ

всего

1.

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Электрические цепи постоянного тока. Закон Ома.

2

4

6

3.

Электрические материалы и их обработка.

2

4

6

4.

Пайка и электромонтажные работы.

2

6

8

5.

Электрические цепи переменого тока.

2

6

8

6.

Радиоэлементная база, демонтаж аппаратуры, расфасовка.

2

6

8

7.

Параллельное и последовательное соединение радиоэлементов.

2

4

6

8.

Работа и мощность электрического тока.

2

4

6

9.

Резисторы. Принцип работы.

2

4

6

10.

Конденсаторы. Принцип работы.

2

4

6

11.

Электровакуумные приборы.

2

4

6

12.

Полупроводники. Полупроводниковые диоды.

2

4

6

13.

Транзисторы. Принцип работы. Схемы подключения транзисторов.

2

4

6

14.

Светодиоды и оптроны. Принцип работы и их применение.

2

4

6

15.

Тиристоры. Принцип работы.

2

4

6

16.

Измерительные приборы-тестер и мультимер.

2

4

6

17.

Измерительный прибор-осцилограф.

2

2

4

18.

Генератор световых импульсов «Маячок».

2

4

6

19.

Имитаторы звуков.

2

4

6

20.

Мультивибратор. Принцип работы.

2

4

6

21.

Одновибратор. Принцип работы.

2

4

6

22.

Демонтаж аппаратуры.

-

8

8

23.

Логические элементы И, ИЛИ, НЕ

Комбинация логических элементов.

2

4

6

24.

Триггеры. Принцип работы.

2

4

6

25.

Счетчики. Принцип работы.

2

4

6

26.

Регистры. Принцип работы.

2

4

6

27.

Дешифраторы. Принцип работы.

2

4

6

28.

Мультиплексоры. Принцип работы.

2

4

6

29.

Сумматоры. Принцип работы.

2

4

6

30.

Стабилизированный источник питания

2

14

16

31.

Подведение итогов за учебный год.

2

-

2

Всего

60

134

194





Календарно-тематический план


Дата

Раздел


Теоретическая часть

Кол-во часов


Практическая часть

Кол-во часов

Всего часов

12.09.16

1. Вводное занятие.

Значение радиоэлектрики в жизни людей. Знакомство с планом кружка. Показ самоделок. Знакомство с кабинетом.

2


-

2

14.09.16

16.09.16

19.09.16

2. Электрические цепи постоянного тока. Закон Ома.

Инструктаж по технике безопасности.

Объяснение закона Ома для полной цепи и для участка цепи. Понятие электрический ток. Цепи постоянного тока. Значение закона Ома. Умение применять закон Ома. Умение отличать постоянное напряжение от переменного.

2

Сборка схемы электрического фонарика. Доказательство работы закона Ома на примере.


4

6

21.09.16

23.09.16

26.09.16

3. Электроматериалы и их обработка.

Ознакомление учащихся с клеями, пластмассами, текстолитом, жестким картоном и т.д. Различать материалы по виду и названиям.

Инструктаж по технике безопасности.

2

Практическая обработка электроматериалов.

4

6

28.09.16

30.09.16

3.10.16

5.10.16

4. Пайка и электромонтажные работы.

Ознакомление учащихся с припоями, флюсами их продление. Технология пайки. Техника безопасности при пайке. Умение различать флюсы, различать их по применению. Паять провода различных видов.

2

Пайка жестяных коробочек, проводов различного вида.

Демонтаж электронных плат.


6

8

7.10.16

10.10.16

12.10.16

14.10.16

5. Электрические цепи переменного тока.

Понятие электрический ток, переменная частота, период, фаза. Уметь различать переменный и постоянный ток. Усвоить понятие частота, период, фаза, и закон

Техника безопасности при работе с электрическим током.

2

Расчет по формулам фазы и частота. Подключение приборов к переменному току.

6

8

17.10.16

19.10.16

21.10.16

24.10.16

6. Радиоэлементная база. Демонтаж аппаратуры, расфасовка.

Понятие радиоэлементная база, усвоение названий радиоэлементов. Уметь различать радиоэлементы по названиям, назначению и внешниму виду. Техника безопасности при демонтаже.



2

Демонтаж радиоаппаратуры, расфасовка радиоэлементов.


6

8

26.10.16

28.10.16

31.10.16

7. Параллельное и последовательное соединение радиоэлементов.

Усвоение формул

Уметь пользоваться формулами при том или ином подключении радиоэлементов.


2

Практическое соединение элементов для получения нужного номинала.

4

6

2.11.16

7.11.16

9.11.16



8. Работа и мощность электрического тока

Работа совершаемая при прохождении электрического тока. Усвоение формул.

Знать как пользоваться формулами при необходимости высчитать работу или мощность.


2

Практические применения формул.


4

6

11.11.16

14.11.16

16.11.16



9. Резисторы. Принцип работы.

Единица измерения сопротивления, приставки кило – мега- виды резисторов и подразделение их по мощности. Уметь найти резисторы из множества, необходимых по данным параметрам.



2

Монтаж резисторов, меры предосторожности.




4

6

18.11.16

21.11.16

23.11.16


10. Конденсаторы. Принцип работы.



Единица измерения емкости, приставка микро, нано, пико. Виды конденсаторов. Умение найти необходимый конденсатор из множества.



2

Монтаж конденсаторов, меры предосторожности.




4

6

25.11.16

28.11.16

30.11.16


11. Электровакуумные приборы.

Схемы подключения электровакуумных приборов, принцип работы, маркировка, виды приборов, цоколевка. Ознакомительное занятие. Обращение с приборами и техника безопасности.


2

Монтаж электровакуумных приборов.


4

6

2.12.16

5.12.16

7.12.16



12. Полупроводники. Полупроводниковые диоды.

Объяснения работы р-п перехода и диода. Знать работу р-п перехода, параметры диодов и маркировку диодов. Знать принцип работы диодного моста. Техника безопасности при монтаже.


2

Сборка диодного моста.

4

6

9.12.16

12.12.16

14.12.16


13. Транзисторы. Принцип работы. схемы подключения транзисторов.

Схемы подключения транзисторов. Принцип работы п-р-п и р-п-р переходов. Работа биполярных и полевых транзисторов. Схемы подключения с ОБ, ОЭ, ОК. Знать принцип работы транзисторов , схемы подключения транзисторов с ОБ, ОЭ, ОК.

Техника безопасности при работе с транзисторами.

2

Практически отработать включение транзисторов в схемы.


4

6

16.12.16

19.12.16

21.12.16


14. Светодиоды и оптроны. Принцип работы и их применение.

Различие по параметрам. Знать принцип работы соблюдать меры предосторожности при монтаже.



2

Техника безопасности при монтаже.

4

6

23.12.16

26.12.16

28.12.16


15. Тиристоры. Принципы работы

Разновидности тиристоров: динистор, симистор, тринистор, управление по аноду и катоду. p – n – p – n – переход. Схема замещения.

Знать все принципы и виды резисторов.



2

Практическое включение тиристоров в схемы.

4

6

30.12.16

9.01.17

11.01.17


16. Измерительный прибор. Тестер и мультимер

Назначение и применение. Уметь измерить прибором напряжение, ток, сопротивление и емкость.


2

Практическое измерение всех видов энергии.


4

6

13.01.17

16.01.17


17. Измерительный прибор-осцилограф.

Принцип работы, назначение и применение. Измерение прибором частоты, периода, фазы, амплитуды, скважности. Основные технические характеристики прибора.



2

Практическое снятие всех параметров с генератора импульсов.


2

4

18.01.17

20.01.17

23.01.17


18. Генератор световых импульсов «Маячок»

Работа принципиальной схемы, возможные замены радиоэлементов. Самостоятельная сборка, практические навыки работы с инструментами.


2

Подбор радиоэлементов. Монтаж, включение и настройка.


4

6

25.01.17

27.01.17

30.01.17


19. Имитаторы звуков.

Принцип работы схемы. Возможные замены некоторых радиоэлементов. Самостоятельная сборка.

2

Подбор деталей, монтаж, включение, настройка.

4

6

1.02.17

3.02.17

6.02.17


20. Мультивибратор. Принцип работы.

Широта применения схемы. Знание принципа работы и применение мультивибратора.



2

Сборка схемы. Замеры характеристик и параметров.


4

6

8.02.17

10.02.17

13.02.17



21. Одновибратор. Принцип работы.

Знание принципа работы и применение одновибратора.

2

Сборка схемы. Замеры характеристик и параметров.



4

6

15.02.17

17.02.17

20.02.17

22.02.17


22. Демонтаж аппаратуры.

Умение пользоваться инструментами. Знакомство с внутренним устройством промышленных электронных устройств.

-

Демонтаж аппаратуры

8

8

27.02.17

1.03.17

3.03.17



23. Логические элементы И, ИЛИ, НЕ

Знание принципа работы и графического обозначения.

2

Практическое включение микросхем. Замеры характеристик и параметров. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.



4

6

6.03.17

8.03.17

10.03.17


24. Триггеры. Принцип работы.

Принцип работы JK, RS, CD-триггеров и их графическое обозначения.


2

Практическое включение микросхем. Замеры характеристик и параметров. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


4

6

13.03.17

15.03.17

17.03.17


25. Счетчики. Принцип работы.

Принцип работы и графическое обозначения счетчиков.

2

Практическое включение микросхем. Замеры характеристик и параметров. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


4

6

20.03.17

22.03.17

24.03.17


26. Регистры. Принцип работы.


Принцип работы и графическое обозначения регистров.

2

Практическое включение микросхем. Замеры характеристик и параметров. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


4

6

27.03.17

29.03.17

3.04.17


27. Дешифраторы. Принцип работы.

Принцип работы и графическое обозначения дещифраторов.

2

Практическое включение микросхем. Замеры характеристик и параметров. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


4

6

5.04.17

7.04.17

10.04.17


28. Мультиплексоры. Принцип работы.

Принцип работы и графическое обозначения мультиплексоров.

2

Практическое включение микросхем. Замеры характеристик и параметров. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


4

6

12.04.17

14.04.17

17.04.17


29. Сумматоры. Принцип работы.

Принцип работы и графическое обозначения сумматоров.

2

Практическое включение микросхем. Замеры характеристик и параметров. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


4

6

19.04.17

21.04.17

24.04.17

26.04.17

28.04.17

3.05.17

5.05.17

10.05.17


30. Стабилизированный блок питания.

Принципиальная схема.

Принцип работы устройства.


2

Подбор деталей, разработка печатной платы, изготовление печатной платы, монтаж радиоэлементов, включение, настройка, изготовление корпуса, монтаж платы в корпус.


14

16

12.05.17


31. Подведение итогов за учебный год.

Подведение итогов за учебный год.

2


-

2




60


134

194



1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ - 2ч.



Теоретическая часть. Значение радиоэлектрики в жизни людей. Знакомство с планом кружка. Показ самоделок. Знакомство с кабинетом.


2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА.

ЗАКОН ОМА - 6ч.

Теоретическая часть. Инструктаж по технике безопасности.

Объяснение закона Ома для полной цепи и для участка цепи. Понятие электрический ток. Цепи постоянного тока. Значение закона Ома. Умение применять закон Ома. Умение отличать постоянное напряжение от переменного.


Практическая часть.

Сборка схемы электрического фонарика. Доказательство работы закона Ома на примере.

3. ЭЛЕКТРОМАТЕРИАЛЫ И ИХ ОБРАБОТКА - 6ч.


Теоретическая часть.

Ознакомление учащихся с клеями, пластмассами, текстолитом, жестким картоном и т.д. Различать материалы по виду и названиям. Уметь обрабатывать каждый материал.

Инструктаж по технике безопасности.


Практическая часть.

Практическая обработка электроматериалов.


4. ПАЙКА И ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ - 8 ч. Теоретическая часть.

Ознакомление учащихся с припоями, флюсами их продление. Технология пайки. Техника безопасности при пайке. Умение различать флюсы, различать их по применению. Паять провода различных видов.


Практическая часть.

Пайка жестяных коробочек, проводов различного вида.


5 . ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА - 8ч.


Теоретическая часть.

Понятие электрический ток, переменная частота, период, фаза. Уметь различать переменный и постоянный ток. Усвоить понятие частота, период, фаза, и закон

Техника безопасности при работе с электрическим током.


Практическая часть.

Расчет по формулам фазы и частота. Подключение приборов к переменному току.


6. РАДИОЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА, ДЕМОНТАЖ АППАРАТУРЫ,

РАСФАСОВКА - 8ч.

Теоретическая часть.

Понятие радиоэлементная база, усвоение названий радиоэлементов. Уметь различать радиоэлементы по названиям, назначению и внешниму виду. Техника безопасности при демонтаже.

Практическая часть.

Демонтаж радиоаппаратуры, расфасовка радиоэлементов.


7. ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ РАДИОЭЛЕМЕНТОВ - 6ч. Теоретическая часть.

Усвоение формул. Уметь пользоваться формулами при том или ином подключении радиоэлементов.

Практическая часть. Практическое соединение элементов для получения нужного номинала.


8. РАБОТА И МОЩНОСТЬ ЭЛЕКТРОИЧЕСКОГО ТОКА - 6ч.


Теоретическая часть.

Работа, совершаемая при прохождении электрического тока. Усвоение формул.

Знать, как пользоваться формулами при необходимости высчитать работу или мощность.


Практическая часть.

Практические применения формул.


9. РЕЗИСТОРЫ, ПРИНЦИП РАБОТЫ - 6ч.


Теоретическая часть.

Единица измерения сопротивления, приставки кило, мега, виды резисторов и подразделение их по мощности. Уметь найти резисторы из множества, необходимых по данным параметрам.


Практическая часть.

Монтаж резисторов, меры предосторожности.


10. КОНДЕНСАТОРЫ. ПРИНЦИП РАБОТЫ – 6ч.


Теоретическая часть.

Единица измерения емкости, приставка микро, нано, пико. Виды конденсаторов. Умение найти необходимый конденсатор из множества.


Практическая часть.

Монтаж конденсаторов, меры предосторожности.

11. ЭЛЕКТРОВАКУУМНЫЕ ПРИБОРЫ – 6ч.


Теоретическая часть.

Схемы подключения электровакуумных приборов, принцип работы, маркировка, виды приборов, цоколевка. Ознакомительное занятие. Обращение с приборами и техника безопасности.


Практическая часть.

Монтаж электровакуумных приборов.


12. ПОЛУПРОВОДНИКИ. ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ДИОДЫ – 6ч.


Теоретическая часть.

Объяснения работы р-п перехода и диода. Знать работу р-п перехода, параметры диодов и маркировку диодов. Знать принцип работы диодного моста. Техника безопасности при монтаже.


Практическая часть.

Сборка диодного моста.



13. ТРАНЗИСТОРЫ. ПРИНЦИП РАБОТЫ - 6ч.


Теоретическая часть.

Схемы подключения транзисторов. Принцип работы п-р-п и р-п-р переходов. Работа биполярных и полевых транзисторов. Схемы подключения с ОБ, ОЭ, ОК. Знать принцип работы транзисторов , схемы подключения транзисторов с ОБ, ОЭ, ОК.

Техника безопасности при работе с транзисторами.


Практическая часть.

Практически отработать включение транзисторов в схемы.


14. СВЕТОДИОДЫ И ОПТРОНЫ.

ПРИНЦИП РАБОТЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ - 6ч.


Теоретическая часть.

Различие по параметрам. Знать принцип работы соблюдать меры предосторожности при монтаже.


Практическая часть.

Техника безопасности при монтаже.


15. ТИРИСТОРЫ. ПРИНЦИП РАБОТЫ – 6ч.


Теоретическая часть.

Разновидности тиристоров: динистор, симистор, тринистор, управление по аноду и катоду. p – n – p – n – переход. Схема замещения.

Знать все принципы и виды резисторов.


Практическая часть.

Практическое включение тиристоров в схемы.


16. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРИБОР - ТЕСТОР И

МУЛЬТИМЕР – 6ч.


Теоретическая часть.

Назначение и применение. Уметь измерить прибором напряжение, ток, сопротивление и емкость.

Практическая часть.

Практическое измерение всех видов энергии.



17. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРИБОР – ОСЦИЛОГРАФ – 4ч.


Теоретическая часть

Принцип работы, назначение и применение. Уметь измерить прибором напряжение, частоту и амплитуды.


Практическая часть.

Практическое снятие всех параметров с генератора импульсов.


18. ГЕНЕРАТОР СВЕТОВЫХ ИМПУЛЬСОВМАЯЧОК ” – 6ч.


Теоретическая часть.

Работа принципиальной схемы, возможные замены радиоэлементов. Самостоятельная сборка, практические навыки работы с инструментами.


Практическая часть.

Подбор радиоэлементов. Монтаж, включение и настройка.

19. ИММИТАТОР ЗВУКОВ – 6ч.


Теоретическая часть.

Принцип работы схемы. Возможные замены некоторых радиоэлементов. Самостоятельная сборка.


Практическая часть.

Подбор деталей, монтаж, включение, настройка.


20. МУЛЬТИВИБРАТОР. ПРИНЦИП РАБОТЫ – 6ч.


Теоретическая часть.

Широта применения схемы. Знание принципа работы и применение мультивибратора.


Практическая часть.

Сборка схемы.


21. ОДНОВИБРАТОР. ПРИНЦИП РАБОТЫ – 6ч.


Теоретическая часть.

Знание принципа работы и применение Одновибратор.


Практическая часть.

Сборка схемы.

22. ДЕМОНТАЖ АППАРАТУРЫ – 8ч.


Теоретическая часть. Умение пользоваться инструментами.


Практическая часть. Демонтаж аппаратуры


23. ЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И, ИЛИ, НЕ – 6ч.


Теоретическая часть.

Знание принципа работы и графического обозначения.


Практическая часть.

Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


24. JK, RS, CD ТРИГГЕРЫ. ПРИНЦИП РАБОТЫ – 6ч.


Теоретическая часть.

Знание принципа работы и графического обозначения.


Практическая часть.

Знание нумерации ножек и умение их монтажа


25. СЧЕТЧИКИ. ПРИНЦИП РАБОТЫ. – 6ч.


Теоретическая часть

Принцип работы и графическое обозначения счетчиков.

Практическая работа


Практическое включение микросхем. Замеры характеристик и параметров. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.

26. РЕГИСТРЫ. ПРИНЦИП РАБОТЫ. – 6ч.


Теоретическая часть

Принцип работы и графическое обозначения регистров.


Практическая работа


Практическое включение микросхем. Замеры характеристик и параметров. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


27. ДЕШИФРАТОРЫ. ПРИНЦИП РАБОТЫ. – 6ч.


Теоретическая часть

Принцип работы и графическое обозначения дешифраторов.


Практическая работа

Практическое включение микросхем. Замеры характеристик и параметров. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


28. МУЛЬТИПЛЕКСОРЫ. ПРИНЦИП РАБОТЫ. – 6ч.


Теоретическая часть

Принцип работы и графическое обозначения мультиплексоров.


Практическая работа

Практическое включение микросхем. Замеры характеристик и параметров. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


29. СУММАТОРЫ. ПРИНЦИП РАБОТЫ. – 6ч.


Теоретическая часть

Принцип работы и графическое обозначения сумматоров.


Практическая работа

Практическое включение микросхем. Замеры характеристик и параметров. Знание нумераций ножек у микросхем и умение их монтажа.


30.СТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ. – 16ч.


Теоретическая часть

Принципиальная схема.

Принцип работы устройства.


Практическая работа

Подбор деталей, разработка печатной платы, изготовление печатной платы, монтаж радиоэлементов, включение, настройка, изготовление корпуса, монтаж платы в корпус.

31. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД – 2ч.


















































ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й ГОД ЗАНЯТИЙ




Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Радиодетали широкого применения

2

14

16

3

Генератор звуковых эффектов

2

14

16

4

Автомат для включения освещения в ночное время

4

20

24

5

Принцип работы телевизионных приемников.

4

14

18

6

Изготовление системы восьмиканального переключателя гирлянд для новогодней елки

4

26

30

7

Изготовление зарядного генератора для фотовспышки.

2

16

18

8

Изготовление сигнализации на основе лазерной указки

2

22

24

9

Изготовление сигнализации с оповещением через сеть сотовой связи стандарта GSM.

2

24

26

10

Изготовление плавного переключателя трех фонарей для дискотек

2

16

18

11

Подведение итогов за учебный год.

2

-

2

Всего

28

166

194























Календарно-тематический план

2 год


Дата

Раздел

Теоретическая часть

Кол-во часов

Практическая часть

Кол-во часов

Всего часов

12.09.16


1. Вводное занятие

Знакомство с планом кружка. Показ самоделок.



2


-

2

14.09.16

16.09.16

19.09.16

21.09.16

23.09.16

26.09.16

28.09.16

30.09.16


2. Радиодетели широкого применения

Повторение знаний прошлого года. Знание радиоэлементной базы, графического обозначения, схем включения и принципа работ.




2

Демонтаж аппаратуры. Расшифровка радиоэлементов по наминалам.


14

16

3.10.16

5.10.16

7.10.16

10.10.16

12.10.16

14.10.16

17.10.16

19.10.16


3. Генераторы звуковых эффектов

Применение схем мультивибраторов и одновибраторов. Изготовление практического экспоната

2

Подбор деталей, монтаж, настройка, изготовление корпуса.



14

16

21.10.16

24.10.16

26.10.16

28.10.16

31.10.16

2.11.16

7.11.16

9.11.16

11.11.16

14.11.16

16.11.16

18.11.16


4. Автомат для включения освещения в ночное время и выключения в дневное время

Ознакомление с радиоэлементами чувствительными к дневному свету.



4

Подбор радиоэлементов, монтаж, настройка чувствительности, изготовление корпуса.


20

24

21.11.16

23.11.16

25.11.16

28.11.16

30.11.16

2.12.16

5.12.16

7.12.16

9.12.16


5. Принцип работы телевизионных приемников

Знание сложения аудио и видео изображения на общую радиоволну. Знать смысл работы отдельно взятых блоков телевизионных приемников. Знание декодирования цветности PAL , SECAM, NTSC.

4

Практический ремонт телевизионных приемников.

Методы поиска неисправностей.

14

18

12.12.16

14.12.16

16.12.16

19.12.16

21.12.16

23.12.16

26.12.16

28.12.16

30.12.16

9.01.17

11.01.17

13.01.17

16.01.17

18.01.17

20.01.17


6. Изготовление восьмиканального переключателя гирлянд для новогодней елки

Освоение принципа работы интегральных микросхем серии ТТЛ практической конструкции. Получение навыков по монтажу ИМС.

Техника безопасности при монтаже.





4

Разработка принципиальной схемы и печатной платы подбор деталей, монтаж, настройка, проверка.

26

30

23.01.17

25.01.17

27.01.17

30.01.17

1.02.17

3.02.17

6.02.17

8.02.17

10.02.17


7. Изготовление зарядного генератора для фотовспышки

Возможность повышения напряжения в несколько раз относительно источника питания. Возможное преобразование напряжения из постоянного в переменное.


2

Разработка и изготовление печатной платы, монтаж элементов в плату. Включение и настройка.

16

18

13.02.17

15.02.17

17.02.17

20.02.17

22.02.17

27.02.17

1.03.17

3.03.17

6.03.17

8.03.17

10.03.17

13.03.17


8. Изготовление сигнализации на основе лазерной указки

Принцип свечения лазерной указки и приема фотодиода.

2

Разработка и изготовление печатной платы, монтаж элементов в плату. Включение и настройка.


22

24

15.03.17

17.03.17

20.03.17

22.03.17

24.03.17

27.03.17

29.03.17

3.04.17

5.04.17

7.04.17

10.04.17

12.04.17

14.04.17


9. Изготовление сигнализации с оповещением через сеть сотовой связи стандарта GSM

Принцип срабатывания сигнализации и передачи сигнала на сотовый телефон для дальнейшего оповещения.

2

Разработка и изготовление печатной платы, монтаж элементов в плату. Включение и настройка.


24

26

17.04.17

19.04.17

21.04.17

24.04.17

26.04.17

28.04.17

3.05.17

5.05.17

10.05.17


10. Изготовление плавного переключателя трех фонарей для дискотек

Знание понятия фазы и сдвига по фазе. Принцип работы электронной схемы Оформление школьных дискотек.





2

Разработка и изготовление печатной платы, монтаж элементов в плату. Включение и настройка.


16

18

12.05.17


11. Подведение итогов за учебный год

Подведение итогов за учебный год.

2


-

2



Всего

28


166

194

























2 ГОД


1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ - 2ч.


Теоретическая часть.

Знакомство с планом кружка. Показ самоделок.


2. РАДИОДЕТАЛИ ШИРОКОГО ПРИМЕНЕНИЯ - 16ч. Теоретическая часть.

Повторение знаний прошлого года. Знание радиоэлементной базы, графического обозначения, схем включения и принципа работ. Основные технические характеристики радиоэлементов.

Практическая часть. Демонтаж аппаратуры. Расшифровка радиоэлементов по наминалам.


3. ГЕНЕРАТОРЫ ЗВУКОВЫХ ЭФФЕКТОВ - 16ч. Теоретическая часть.

Применение схем мультивибраторов и одновибраторов. Изготовление практического экспоната.


Практическая часть.

Подбор деталей, монтаж, настройка, изготовление корпуса.

4. АВТОМАТ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ОСВЕЩЕНИЯ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ

И ВЫКЛЮЧЕНИЯ В ДНЕВНОЕ ВРЕМЯ - 24ч.

Теоретическая часть.

Ознакомление с радиоэлементами чувствительными к дневному свету. Принцип работы электронной схемы.


Практическая часть.

Подбор радиоэлементов, монтаж, настройка чувствительности, изготовление корпуса.

5. ПРИНЦИП РАБОТЫ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ

ПРИЕМНИКОВ - 18ч.


Теоретическая часть

Структура построения схемы. Сложение аудио и видео изображения на общую радиоволну. Принцип работы отдельно взятых модулей телевизионных приемников, модуль питания, модуль строчной развертки, модуль кадровой развертки, модуль цветности, модуль радиоканала, модуль управления и контроля, модуль выбора телевизионных программ. Знание декодирования цветности PAL , SECAM, NTSC.


Практическая часть.

Ремонт телевизионных приемников. Меры предосторожности при ремонте. Методика поиска неисправностей.


6. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВОСЬМИКАНАЛЬНОГО

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ ГИРЛЯНД ДЛЯ

НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ - 30ч.


Теоретическая часть.

Освоение принципа работы интегральных микросхем практической конструкции. Получение навыков по монтажу интегральных микросхем (ИМС).

Техника безопасности и меры безопасности при монтаже ИМС. Принципи работы электронной схемы.


Практическая часть.

Разработка принципиальной схемы и печатной платы подбор деталей, монтаж, настройка, проверка. Изготовление корпуса, монтаж платы в корпус.


7. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЗАРЯДНОГО ГЕНЕРАТОРА ДЛЯ ФОТОВСПЫШКИ - 18ч.


Теоретическая часть.

Возможность повышения напряжения в несколько раз относительно источника питания, возможное преобразование Е из постоянной в переменную. Принцип работы широтно-импульсной модулязии (ШИМ). ШИМ-контроллеры. Принципи работы электронной схемы.


Практическая часть.

Разработка и изготовление печатной платы, монтаж радиоэлементов, включение и настройка.


8. ИЗГОТОВЛЕНИЕ СИГНАЛИЗАЦИИНА ОСНОВЕ

ЛАЗЕРНОЙ УКАЗКИ - 24ч.


Теоретическая часть.

Принцип свечения лазера и приема фотодиода. Принципи работы электронной схемы.


Практическая часть.

Разработка и изготовление печатной платы, монтаж радиоэлементов, включение и настройка.

9. ИЗГОТОВЛЕНИЕ СИГНАЛИЗАЦИИС ОПОВЕЩЕНИЕМ ЧЕРЕЗ СЕТЬ СОТОВОЙ СВЯЗИ СТАНДАРТА GSM - 26ч.



Теоретическая часть.

Принцип срабатывания сигнализации и передачи сигнала на сотовый телефон для дальнейшего оповещения.


Практическая часть.

Разработка и изготовление печатной платы, монтаж радиоэлементов, включение и настройка.


10. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПЛАВНОГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ ТРЕХ

ФОНАРЕЙ ДЛЯ ДИСКОТЕК - 18ч.


Теоретическая часть.

Знание понятия фазы и сдвига по фазе. Оформление школьных дискотек.


Практическая часть.

Изготовление печатной платы, монтаж радиоэлементов, включение и настройка.



11. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД – 2 ч.




























МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.


1.Станки –

  • сверлильный,

  • заточной,

  • электролобзик,

  • шлифмашинка,

  • фрезерный с ЧПУ,

  • намоточный.


2.Инструмент-

- плоскогубцы, - напильники,

- пассатижи, - тиски,

- круглогубцы, - сверла,

- фрезы, - шуруповерт,

- отвертки, - резьбонарезной инструмент,

- молоток, - скальпель,

- ножовка по металлу, - ручная электродрель,

- киянка, - линейки,

- ножовка по дереву, - штангенциркуль,

- паяльная станция, - микрометр,

- угольник, - электрические паяльники,

- клеющий пистолет,

- калькулятор,

- пинцет,

- утюг.


3.Материалы –

- древесина, - фанера,

- стеклоткань, - гетинакс,

- текстолит, - хлорное железо,

- картон, - полихлорвиниловые трубки,

- стеклотекстолит, - обмоточные и монтажные провода,

- клей, - припой,

- канифоль, - растворитель,

- дихлорэтан, - оргстекло,

- пластик, - пленка Oracal,

- нитрокраска, - крепеж,

- изолента, - радиоэлементная база,

- токопроводящий клей, - термопаста,

- цапонлак, - полистирол

- спирт этиловый - вода,

- мыло.




4.Дополнительное оборудование –

    • регулируемый источник стабилизированного питания,

    • осцилограф,

    • LC-мер,

    • программатор «Тритон»,

    • мультимер,

    • генератор звуковой частоты.

6.Технические средства обучения


    • компьютер,

    • принтер,

    • сканер,

    • режущий плоттер,

    • копировальный аппарат.



7.Учебно- наглядные пособия


    • учебные плакаты,

    • видеоуроки,

    • интернет,

    • информационный стенд,

    • наглядные пособия,

    • научная литература,

    • схемы, чертежи.


8.Программное обеспечение

- Windows XP,

- Microsoft Office 2007,

- Google hrom,

- Layout,

- VRI-cnc,

- ArtCAM,

- Autocad,

- CorelDRAW,

- MPLAB IDE,

- Abode Reader,

- FlashGet,

- WinRAR,

- CutStudio,

- Arduino,

- CodeVisionAVR

- ArtKam

- CorelDraw

- Proteus



9.Методическое обеспечение


- Система охраны и контроля с оповещением через сеть сотовой связи стандарта GSM.

- Наглядное учебное пособие «Электронный светофор».

- Мой первый проект на PIC-микроконтроллере.

- Лазерная сигнализация.

- Технология изготовления печатных плат.

- Стабилизированный источник питания для радиоаппаратуры.

- Переключатель новогодних гирлянд.

- Светоиллюминационное устройсво на PIC16F84a.

- Фрезерный станок с ЧПУ.

- Светодиодный куб 3x3x3.

- Часы из вентилятора.

- Секреты ремонта телевизоров. Часть 1-8.

- Секреты ремонта видеомагнитофонов. Часть 1-2.

- Секреты ремонта радиотелефонов.

- Секреты ремонта автомагнитол.


Литература для педагога.



  1. Ежемесячный массовый журнал «Радио любитель». Учредитель: НТК «Инфотех».

  2. Справочник: Полупроводниковые приборы. Москва энергоатомиздат 1985 г.

  3. В. Л. Шило. Популярные цифровые микросхемы. Издательство «Металлургия» 1988 г.

  4. Р.Токхейм. Основы цифровой электроники. Москва. «Мир». 1988 г.

  5. Электроника. Энциклопедический словарь. Москва. «Советская энциклопедия». 1991 г.

  6. Р.М.Терещук. К.М.Терещук. С.А.Седов. Полупроводниковые приемно-усилительные

  7. журналистский коллектив «Радио» ЦС СОСТО СГ – за все года начиная с 1968 г.

  8. 9.Журналы «Радио» Массовый ежемесячный радиотехнический журнал. Учредители:

  9. связь» 1981г.

  10. Спонсор: американская компания NSI - за все года начиная с 1991г.

  11. Справочник: Транзисторы для аппаратуры широкого применения Москва. «Радио и

  12. Устройства г. Киев. «Наукова думка». 1981 г.



Литература для детей


  1. Журналы «Радио», «Радиолюбитель» и вся литература описанная выше.

  2. Б.С.Иванов. Энциклопедия начинающего радиолюбителя. Москва «Патриот». 1992 г.

  3. В.Г.Борисов Юный радиолюбитель. Москва «Радио и связь». 1985 г.

  4. В.Г.Борисов Практикум начинающего радиолюбителя. Москва. «ДОСААФ СССР».

  5. 1984 г.

  6. В.Г.Борисов. Кружок радиотехнического конструирования. Москва. «Просвещение». 1986 г.

  7. Журналы «Радио» Массовый ежемесячный радиотехнический журнал. Учредители :

  8. журналистский коллектив «Радио» ЦС СОСТО СГ – за все года начиная с 1968 г.

  9. Ежемесячный массовый журнал «Радио любитель». Учредитель: НТК «Инфотех».

  10. Спонсор: американская компания NSI - за все года начиная с 1991г.

  11. Справочник: Транзисторы для аппаратуры широкого применения. Москва. «Радио и

  12. связь» 1981г.

  13. Справочник: Полупроводниковые приборы. Москва энергоатомиздат 1985 г.

  14. В. Л. Шило. Популярные цифровые микросхемы. Издательство «Металлургия» 1988

  15. Р.Токхейм. Основы цифровой электроники. Москва. «Мир». 1988 г.

  16. Электроника. Энциклопедический словарь. Москва. «Советская энциклопедия». 1991 г.

  17. Р.М.Терещук. К.М.Терещук. С.А.Седов. Полупроводниковые приемно-усилительные

  18. Устройства г. Киев. «Наукова думка». 1981 г.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа научно-технической направленности «Радиоэлектроника»

Автор: Рыбьяков Алексей Владимирович

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 376936


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства