kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа художественно-эстетической направленности «Радуга творчества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа соединяет  игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок.

Программа 1 года обучения на 130 и 126 часов, (4 часа в неделю – по 2 занятия). Программа предполагает обучение учащихся с 6 до 9 лет.

Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы.  Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы 8 – 10 человек.

Цели программы:

  • удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей;
  • создание возможностей для творческого развития детей;
  • приобщение детей к культурным ценностям.

Задачи программы:

Обучающие:

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству дизайнера;
  • формировать  творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать творческое и логическое мышление, воображение у детей через игровую деятельность;
  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Механизм реализации:

Механизм реализации программы включает непосредственную деятельность педагога и воспитанников в рамках образовательных программ дополнительного образования детей. Программа «Радуга творчества»  реализуются через четыре ступени обучения детей:

1 ступень - активизация интереса ребенка для занятий в творческом объединении;
2 ступень - регулярные занятия ребенка одним или несколькими видами творческой деятельности в выбранном им детском объединении;
3 ступень - проявление склонностей и способностей в выбранной ребенком сфере деятельности, реализация творческого потенциала школьника;
4 ступень - работа по совершенствованию уровня мастерства воспитанника, повышение качества результатов в выбранной сфере деятельности учащегося.

Ожидаемые результаты:

Результатом обучения детей по программе является определенный объем знаний, умений и навыков. Ожидаемый результат предполагает:

  • развитие способностей учащихся;
  • повышение престижа объединения;
  • улучшение показателей адаптации в обществе;
  • наглядное проявление — участие в выставках, концертах, публикациях и др.

Все это способствует доказательству значимости и необходимости конкретной программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа художественно-эстетической направленности «Радуга творчества»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных техников»


Принята на заседании

методического совета

МБУДО СЮТ

Протокол № 1

от « 30 » августа 2016 г


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО СЮТ

____________Божедомов Г.А.

Приказ №102 от 30.08. 2016 г







Дополнительная общеобразовательная программа

Художественно-эстетической направленности

«Радуга творчества»

(первого года обучения на 130 и 126 часов)

Возраст учащихся 6 - 9 лет,

срок реализации 1 год






Автор-составитель:

Лыткина Оксана Владимировна

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория
























г. Ханты-Мансийск,

2016



Содержание


  1. Пояснительная записка

    1. Новизна

    2. Актуальность

    3. Цели

    4. Задачи

  2. Механизм реализации

  3. Ожидаемые результаты

  4. Заключение

  5. Тематический план

    1. Календарно-тематический план

    2. Содержание программы

  6. Перечень знаний и умений учащихся

    1. Дети будут знать

    2. Дети будут уметь

  7. Перечень учебно-методического комплекса

  8. Литература



































Пояснительная записка


Настоящая программа разработана в соответствии с Законом об образовании, типовым Положением о дополнительном учреждении, Конвенция о правах ребенка, Уставом СЮТ. Программа является модифицированной и художественно – эстетической направленности.

Программа "Радуга творчества" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги, картона даёт возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.


Новизна программы заключается в изучении личности каждого учащегося и подборе методов, форм, приёмов обучения, направленных на развитие творческих способностей учащихся, в разнообразии изучаемых видов декоративно – прикладного искусства и технического творчества. Особенностью программы является комфортный, неформальный характер психологической атмосферы, не регламентированной обязательствами и стандартами.


Актуальность программы

Воспитание и обучение в объединении осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения, поэтому на занятиях имеет место игровая деятельность. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Выполнение творческих заданий служит развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению тех или иных задач.

Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок.

Программа 1 года обучения на 130 и 126 часов, (4 часа в неделю – по 2 занятия). Программа предполагает обучение учащихся с 6 до 9 лет.

Для разработки занятий учитываются психологические особенности каждой возрастной группы. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы 8 – 10 человек.


Цели программы:

  • удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей;

  • создание возможностей для творческого развития детей;

  • приобщение детей к культурным ценностям.


Задачи программы:

Обучающие:

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;


Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству дизайнера;

  • формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать творческое и логическое мышление, воображение у детей через игровую деятельность;

  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.


Воспитательные:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.


Механизм реализации:

Механизм реализации программы включает непосредственную деятельность педагога и воспитанников в рамках образовательных программ дополнительного образования детей. Программа «Радуга творчества» реализуются через четыре ступени обучения детей:

1 ступень - активизация интереса ребенка для занятий в творческом объединении;
2 ступень - регулярные занятия ребенка одним или несколькими видами творческой деятельности в выбранном им детском объединении;
3 ступень - проявление склонностей и способностей в выбранной ребенком сфере деятельности, реализация творческого потенциала школьника;
4 ступень - работа по совершенствованию уровня мастерства воспитанника, повышение качества результатов в выбранной сфере деятельности учащегося.


Ожидаемые результаты:

Результатом обучения детей по программе является определенный объем знаний, умений и навыков. Ожидаемый результат предполагает:

  • развитие способностей учащихся;

  • повышение престижа объединения;

  • улучшение показателей адаптации в обществе;

  • наглядное проявление — участие в выставках, концертах, публикациях и др.

Все это способствует доказательству значимости и необходимости конкретной программы.

К оценкам результатов творчества детей относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ объединения «Радуга творчества». Завершением курса обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год.


Заключение:

Программа «Радуга творчества» предполагает активную творческую деятельность детей младшего школьного возраста. При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогами и учащимися, рисунки, открытки, эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.




Календарно-тематический план

общеобразовательной программы научно-технической направленности «Радуга творчества»

на 126 часов (4 часа: понедельник – 2 часа, пятница – 2 часа)



Раздел

Теоретическая часть

Кол-во

часов

Практическая часть

Кол-во

часов

Всего

часов

Дата

1.Вводное

занятие

1.Знакомство с планом работы объединения.

2. Материалы и инструменты, применяемые в работе.

3. Свойства и применение бумаги.

4.Понятие о шаблонах, трафаретах, их применение.

5. Знакомство с линиями чертежа, их обозначения.

6. Правила техники безопасности.

1

Изготовление из бумаги по шаблонам силуэтов животных:


  • Медведя или пингвина





1

2




12.09.16.

2. Конструирование из бумаги

1. Дать понятие о техническом рисунке, эскизе, чертеже.

2. Понятие о шаблонах, трафаретах, их применение.

3. Правила безопасной работы.


1

Изготовление из бумаги по шаблонам силуэтов животных:


  • Крокодила или черепахи


  • Бегемота


  • Обезьянки или льва

5






6



2


2


2




16.09.16.


19.09.16.


23.09.16.

3. Конструирование объёмных игрушек

1.Правила безопасной работы с шилом.


2.Простейшие геометрические тела: куб, цилиндр, конус, призма.


3. Определение центра тяжести.


4. Разметка и изготовление плоских деталей по развёрткам.


5. Понятие о развёртках, выкройках простых геометрических тел.


6. Способы оформления поделок.


7. Проведение параллельных линий.


8. Правила безопасной работы.


9. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание.


10. Викторина.


11. Загадки.


12.Беседа «Водный транспорт»


13. .Игра «Приведи корабль в Гавань».


14.Кроссворд « Водный транспорт».


15.Ребусы.


16.Правила безопасной работы.



4





1.Изготовление

игрушек – неваляшек:


  • Мышка


  • Рыбка


  • Собачка





  • Уточка


  • Морж



  • Лягушка


2. Изготовление макетов:


  • Колодец


  • Киоск


  • Дача


  • Карандашница


3. Изготовление плавающих моделей:


  • катамаран


  • катер



  • лодка с капитаном



  • яхта



  • метеор

28





32



2


2


4



2


2



2




2


2


2


2





2


2


2


2


2




26.09.16.


30.09.16.


07.10.16.

03.10.16.


14.10.16.


17.10.16.



21.10.16.




24.10.16.


28.10.16.


31.10.16.


07.11.16.





11.11.16.


14.11.16.


18.11.16.


21.11.16.


25.11.16.

4. Изготовление поделок к новому году

1.Способы изготовления поделок и сувениров из бумаги, картона.


2.Способы отделочных работ.


3.Правила безопасной работы с ножницами, шилом и клеем.


4. Обычаи и традиции празднования Нового года.


5. Беседа «Символ года»


6. Беседа «Цветовая гамма»


7.Приёмы художественного оформления поделок.

8.Кроссворд.

2

Изготовление поделок к Новому году:

1.Изготовление масок по желанию: животные, мультипликационные герои, сказочные персонажи и т.д.


2.Изготовление конусных игрушек:

  • Дед Мороз

  • Снегурочка


  • Животные (по выбору)


3. Изготовление новогодних ёлочных украшений:

Гирлянды


Ёлочные игрушки



14

16


2


2



2


2


2



2



4




02.12.16.


05.12.16.



09.12.16.


12.12.16.


16.12.16.



19.12.16.



23.12.16.

26.12.16.


5. Конструирование плоских

игрушек из бумаги

1.Способы перевода чертежей и выкроек самоделок с помощью копировальной бумаги и кальки.


2. Понятие о контуре, силуэте технического объекта.


3. Изготовление игрушек с подвижными частями (соединение деталей при помощи проволоки)


4. Правила безопасной работы с шилом.


5.Викторина «Мир сказок».


6.Загадки.

2





Изготовление из бумаги и картона игрушек с подвижными частями (шарнирными креплениями):


  • Тигрёнок, Карлсон


  • Мальвина, Дюймовочка


  • Чебурашка, заяц


  • Золушка, Красная шапочка.


  • Кот, медведь



  • Буратино, Чиполлино

10





12




2


2


2


2


2


2





09.01.17.


13.01.17.


16.01.17.


20.01.17.


23.01.17.


27.01.17.

6. Конструирование игрушек

с рычажным механизмом

1. Приспособления, с помощью которых можно передать или преобразовать движения одного или нескольких тел в необходимое движение других тел, называют механизмом.


2.Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость, винт, клин.


3.Понятие рычага, путь движения конца рычага – траектория.

Рычажной механизм может состоять из одного, двух, трёх и более рычагов.


4. Правила техники безопасности.


5.Ребусы.


6. Беседа «Кошки»

1



Изготовление динамических игрушек с разным количеством рычагов:


  • Заяц на самокате


  • Собака и ворона


  • Колобок


  • Трудолюбивая лисичка



  • Козлики



  • Кот - музыкант

11





12




2


2


2


2


2


2





30.01.17.


03.02.17.


06.02.17.


10.02.17.


13.02.17.


17.02.17.

7. Изготовление подарков, сувениров

1.Способы изготовления поделок и сувениров из бумаги, картона.


2.Способы и приёмы отделочных работ, элементы художественного оформления изделий.


3.Правила безопасной работы с лобзиком, ножницами.


4. Подборка стихов.


5. Беседа «Ветераны ВОВ»

1


1.Изготовление открытки к Дню учителя.


2.Изготовление сувенира к празднику «День Мам!»


3. Изготовление поздравительных открыток к 23 февраля


4. Изготовление сувениров к

8 Марта «Подарок маме»


5. Поделки к 9 мая

«Подарок ветерану!»

9



10


2


2



2



2



2



03.10.16.


28.11.16.



20.02.17.



06.03.17.



05.05.17.

8.Изготовление летающих моделей

1.Воздушный транспорт. Виды самолётов, их назначение.


    1. 2.Основные части самолетов: крыло, фюзеляж (кабина), шасси, стабилизатор, киль.

    2. 3. Марки самолётов и вертолётов.


4. Соревнования по запуску изготовленных моделей:

-"На дальность полёта

- "На точность посадки"

5.Кроссворд «Авиаконструкторы»


6.Складывание пазл

2

Изготовление летающих моделей:

1. Дельтаплан


2. Дископлан


3. Самолёт «Парасоль»


4.Изготовление военного самолёта.


5.Изготовление вертолёта «Муха»


10



12


2


2


2


4



2




27.02.17.


03.03.17.


10.03.17.


13.03.17.

17.03.17.


20.03.17.


9. Изготовление автотранспорта

1.Понятие о машинах и механизмах.


2.Назначение автомобильного транспорта.


3.Правила техники безопасности.


4.Отличие грузовых и легковых автомобилей.

5..Основные части автомобиля: рама, кузов, кабина, колеса.


6..Профессии, занятые в автомобильной промышленности.


7..Кроссворд «Спецтранспорт»


8.Ребусы


9.Беседа «Правила поведения в общественном транспорте»


10.Бесда «Военная техника»


11.Правила безопасной работы.

2



1.Грузовичок


2.Самосвал


3.Легковые модели (по желанию)





4.Колесный трактор


5.Экскаватор


6.Бульдозер


7.Автобус


8.Танк


20

22


2


2



8






2


2


2


2


2




24.03.17.


27.03.17.



31.03.17.

03.04.17.

07.04.17.

10.04.17.



14.04.17.


17.04.16


21.04.17.


24.04.17.


28.04.17.

10. Заключительное занятие

1.Подведение итогов за год.


2.Награждение лучших кружковцев подарками, сувенирами.


3.Запись детей в летний профильный лагерь «Юный техник»

1

1. Оформление итоговой выставки.


2.Отбор работ для участия в областной выставке.


1

2

12.05.17.


Всего:

17


109

126


Учебно - тематический план




Темы

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Конструирование из бумаги

1

5

6

3

Конструирование объёмных игрушек

4

28

32

4

Изготовление поделок к новому году



2

14

16

5

Конструирование плоских игрушек из бумаги

2

10

12

6

Конструирование игрушек с рычажным механизмом

1

11

12

7

Изготовление подарков, сувениров

1

9

10

8

Изготовление летающих моделей

2

10

12

9

Изготовление автотранспорта

2

20

22

10

Заключительное занятие

1

1

2


Всего:

17

109

126
























Тема 1: Вводное занятие – 2 часа

Теоретическая часть

Знакомство с планом работы объединения. Материалы и инструменты, применяемые в работе. Свойства и применение бумаги. Понятие о шаблонах, трафаретах, их применение. Знакомство с линиями чертежа, их обозначения. Правила техники безопасности.


Практическая работа

Изготовление из бумаги по шаблонам медведя или пингвина.


Тема 2: Конструирование из бумаги – 6 часов


Теоретическая часть

Знакомство с понятием о техническом рисунке, эскизе, чертеже. Понятие о шаблонах, трафаретах, их применение. Правила безопасной работы.


Практическая работа

Изготовление из бумаги по шаблонам силуэтов животных:


  • Крокодила или черепахи

  • Бегемота

  • Обезьянки или льва

Тема 3: Конструирование объёмных игрушек – 32 часа


Теоретическая часть

Правила безопасной работы с шилом. Простейшие геометрические тела: куб, цилиндр, конус, призма. Определение центра тяжести. Разметка и изготовление плоских деталей по развёрткам. Понятие о развёртках, выкройках простых геометрических тел. Способы оформления поделок. Проведение параллельных линий. Правила безопасной работы. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание. Викторина. Загадки. Беседа «Водный транспорт». Игра «Приведи корабль в Гавань». Кроссворд « Водный транспорт». Ребусы. Правила безопасной работы.


Практическая работа

1.Изготовление

игрушек – неваляшек:

  • Мышка

  • Рыбка

  • Собачка

  • Уточка

  • Морж

  • Лягушка

2. Изготовление макетов:

  • Колодец

  • Киоск

  • Дача

  • Карандашница


3. Изготовление плавающих моделей:

  • катамаран

  • катер

  • лодка с капитаном

  • яхта

  • метеор


Тема 4: Изготовление поделок к новому году – 16 часов


Теоретическая часть

Способы изготовления поделок и сувениров из бумаги, картона. Способы отделочных работ. Правила безопасной работы с ножницами, шилом и клеем. Обычаи и традиции празднования Нового года. Беседа «Символ года». Беседа «Цветовая гамма». Приёмы художественного оформления поделок. Подборка материалов для поздравительных открыток.


Практическая работа

Изготовление поделок к Новому году:

1.Изготовление масок по желанию: животные, мультипликационные герои, сказочные персонажи и т.д.


2.Изготовление конусных игрушек:

  • Дед Мороз

  • Снегурочка

  • Животные (по выбору)


3. Изготовление новогодних ёлочных украшений:

Гирлянды

Ёлочные игрушки


Тема 5: Конструирование плоских игрушек из бумаги – 12 часов


Теоретическая часть

Способы перевода чертежей и выкроек самоделок с помощью копировальной бумаги и кальки. Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Изготовление игрушек с подвижными частями (соединение деталей при помощи проволоки). Правила безопасной работы с шилом. Викторина «Мир сказок». Загадки.



Практическая работа

Изготовление из бумаги и картона игрушек с подвижными частями (шарнирными креплениями):


  • Тигрёнок, Карлсон

  • Мальвина, Дюймовочка

  • Чебурашка, Заяц

  • Золушка, Красная шапочка.

  • Кот, Медведь

  • Буратино, Чиполлино



Тема 6: Конструирование игрушек с рычажным механизмом – 12 часов


Теоретическая часть

Приспособления, с помощью которых можно передать или преобразовать движения одного или нескольких тел в необходимое движение других тел, называют механизмом. Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная плоскость, винт, клин. Понятие рычага, путь движения конца рычага – траектория. Рычажной механизм может состоять из одного, двух, трёх и более рычагов.

Правила техники безопасности. Ребусы. Беседа «Кошки».


Практическая работа

Изготовление динамических игрушек с разным количеством рычагов:


  • Заяц на самокате

  • Собака и ворона

  • Колобок

  • Трудолюбивая лисичка

  • Козлики

  • Кот-музыкант


Тема 7: Изготовление подарков, сувениров – 10 часов


Теоретическая часть

Способы изготовления поделок и сувениров из бумаги, картона. Способы и приёмы отделочных работ, элементы художественного оформления изделий. Правила безопасной работы с лобзиком, ножницами. Подборка стихов. Беседа «Ветераны ВОВ»


Практическая работа

Изготовление открытки к Дню учителя. Изготовление сувенира к празднику «День Мам!» Изготовление поздравительных открыток к 23 февраля. Изготовление сувениров к 8 Марта «Подарок маме». Поделки к 9 мая «Подарок ветерану!».


Тема 8: Изготовление летающих моделей – 12


Теоретическая часть

Воздушный транспорт. Виды самолётов, их назначение. Основные части самолетов: крыло, фюзеляж (кабина), шасси, стабилизатор, киль. Марки самолётов и вертолётов. Соревнования по запуску изготовленных моделей: "На дальность полёта, "На точность посадки". Кроссворд «Авиаконструкторы». Складывание пазл


Практическая работа

Изготовление летающих моделей:

  • Дельтаплан

  • Дископлан

  • Самолёт «Парасоль»

  • Изготовление военного самолёта

  • Изготовление вертолёта «Муха»


Тема 9: Изготовление автотранспорта – 22 часа


Теоретическая часть

Понятие о машинах и механизмах. Назначение автомобильного транспорта. Правила техники безопасности. Отличие грузовых и легковых автомобилей. Основные части автомобиля: рама, кузов, кабина, колеса. Профессии, занятые в автомобильной промышленности. Кроссворд «Спецтранспорт». Ребусы. Беседа «Правила поведения в общественном транспорте». Бесда «Военная техника». Правила безопасной работы. Загадки «Техника».


Практическая работа


  • Грузовичок

  • Самосвал

  • Легковые модели (по желанию)

  • Колесный трактор

  • Экскаватор

  • Бульдозер

  • Автобус

  • Танк



Тема 10: Заключительное занятие – 2 часа

Теоретическая часть

Подведение итогов за год. Награждение лучших кружковцев подарками, сувенирами. Запись детей в летний профильный лагерь «Юный техник»

Практическая работа

Оформление итоговой выставки. Отбор работ для участия в областной выставке.
































Перечень знаний и умений, которые учащиеся

приобретают в процессе работы объединения


Дети будут знать:

  • Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем, красками и кистями.

  • Название и назначение различных материалов (различные виды бумаги и картона, а так же различные художественные материалы и их использование, разнообразие нитей).

  • Название и назначение ручных инструментов (ножницы, линейка, кисточка для клея и красок, и т.д.)

  • Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах.

  • Способы применения шаблонов.

  • Знать законы композиции.

Дети будут уметь:

  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. Организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы.

  • Экономно размечать материал с помощью шаблонов. Уметь правильно подготовить материалы к работе. Уметь экономично использовать любые материалы. Бережно относиться к инструментам.

  • Резать бумагу ножницами и выполнять надрезы, работать с шилом и резаком.

  • Уметь выполнять следующие операции: разметка контура по шаблону, разметка по линейке, умение сравнивать с образцом, умение работать с чертежом.

  • Самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу). Контролировать правильность выполнения работы.

  • Уметь сотрудничать со сверстниками, принимать участие в коллективной работе.



Методическое обеспечение

Педагогические условия реализации программы: для успешной реализации программы педагог должен иметь педагогическое образование, уверенно владеть методом проектов. Требуются знания и умения по начальному техническому моделированию и конструированию. Педагог должен иметь навыки работы на компьютере.

Одно из условий освоения программы – стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Однако место педагога в обучении детей конструированию меняется по мере овладения ими знаниями, умениями, навыками. Если на 1 году обучения педагог выступает как наставник, и его главной задачей на этом этапе является научить, то для детей 2 года обучения педагог- консультант, помощник. Его задача на этом этапе – содействовать развитию инициативы, выдумки, творчества. Поэтому педагогу необходимы и общепедагогические знания и умения – учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей учащихся, умение общаться с детьми и т.д.

Психологические условия реализации программы: реализация программы предполагает создание ситуации успеха для каждого обучающегося через формирование способности интегрировать ранее полученные знания, опыт; через усвоение общезначимых ценностей и норм; владение навыками самообразования; через умение сформировать личную позицию творца. Педагог ориентирует обучающегося на высокое качество, помогает определиться с выбором своего увлечения, приобрести первоначальные навыки в мастерстве и открывает для него мир в творчество.

В процессе реализации данной программы предусмотрено использование следующих методов обучения:

  • словесные;

  • наглядные;

  • игровые;

  • практические;

  • репродуктивные;

  • проблемно-поисковые;

  • эвристические;

  • проектный метод.

Формы учебной работы:

  • занятия ознакомительно-информационного характера;

  • практические занятия, на которых полученные знания закрепляются выполнением конкретных заданий;

  • подведение итогов по теме с последующим проведением контрольного задания;

  • разбор и объяснение ошибок, допущенных при выполнении задания.

Приёмы педагогического воздействия:

  • Общеразвивающие упражнения, задания;

  • Игровые упражнения, задания;

  • Повторные упражнения, задания;

  • Соревновательные упражнения, задания;

  • Контрольные задания.

  • Методика контроля: оценивание степени выраженности показателей и критериев успешности освоения образовательной программы, личностного развития обучающихся.

Формы контроля:

1.По признаку последовательности: текущий, промежуточный, итоговый;

2.По периодичности: эпизодический, периодический;

3.По объекту контроля: обобщающий, фронтальный, тематический, персональный, обзорный.

Методы контроля: наблюдение, собеседование, опрос устный, тестирование, зачётные и контрольные упражнения, творческие задания по выполнению моделей, защита проекта.



Результативность обучения по программе проводится в виде входного, текущего и итогового контроля, что помогает не только скоординировать последующие темы занятий, но и выявить разноуровневые категории обучающихся.

Входной контроль осуществляется в начале учебного года в виде беседы, конкурса, загадок и др., и наблюдения за выполнением простейшей практической работы. Это позволяет выявить обученность детей и готовность их к занятиям в объединении.

Текущий контроль проводится в середине учебного года в виде наблюдения за выполнением практического задания и знанием теоретического материала. Это помогает оценить успешность выбранных форм и методов обучения и при необходимости скорректировать их.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года и позволяет определить качество усвоения учащимися образовательной программы, реальную результативность учебного процесса.

Для проведения итогового мониторинга разработана диагностическая карта, в которые внесены показатели уровня знаний, умений и навыков учащихся объединения начального технического моделирования. Результативность обучения по программе оценивается по пятибалльной системе:

высокий уровень – 5баллов,

средний уровень – 3 балла,

низкий уровень – 1 балл.

В объединении принято различать три уровня освоения образовательной программы:

I уровень – высокий (оптимальный)

II уровень – средний (достаточный)

III уровень – низкий (минимальный)


Высокий уровень освоения программы – это тот оптимальный результат, который закладывается в ожидаемые результаты. Высокий уровень освоения программы означает, что ребенок освоил материал в полном объеме, может применять полученные знания, умения, навыки в разных ситуациях, занимает призовые места в конкурсах и соревнованиях.

Средний уровень – предполагает освоение программы в достаточном объеме, т.е. самое главное, основное ребенок освоил и может применять полученные знания, умения, навыки в привычной ситуации, в основном самостоятельно или с небольшой помощью педагога. Учащийся стабильно занимается, проявляет устойчивый интерес к занятиям, принимает участие в конкурсах, выставках и соревнованиях.

Низкий уровень освоения программы предполагает, что ребенок освоил тот минимум, который позволяет ему применять полученные знания, умения, навыки в привычной ситуации, но в основном с помощью педагога.

Проведение мониторинга качества образования помогает педагогу отслеживать результаты качества обучения через систему мониторинговых наблюдений по образовательной программе, позволяет объективно оценить состояние педагогического мастерства педагога, его потенциальные возможности, определить пути и средства совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом.

Главные требования при выборе формы

– она должна быть понятна детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у учащегося позицию неудачника, не способного достичь определенного успеха.





















Итоги реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Радуга творчества» могут проводится в форме участия в выставках, в конкурсах.

Лучшие работы учащихся демонстрируются на городских выставках, где дети самостоятельно могут сравнить качество своих работ с работами других учащихся, воспитывая в себе такие качества как самокритичность, стремление к выполнению работ на более высоком уровне:

- Ежегодная выставка "Мастер - золотые руки";

- Выставка «Пасхальная оранжерея»;

- Выставка «Военной техники";

-Участие в выставках дистанционно, через интернет;

- Внутристанционные праздниках и т.д.

При этом необходимо заинтересовать учащихся, чтобы они сами изъявили желание участвовать в этих выставках, праздниках, проявляя своё творчество, смекалку и способности.

По результатам работы в течение учебного года лучшие учащиеся будут помещены на Доску почёта.

Условия реализации программы

Для реализации программы «Радуга» необходимы следующие условия:

Ресурсы необходимые для успешного усвоения программы:

-   Помещение для занятий. Площадь помещения:__37,3_кВ.м. с соблюдением санитарно-гигиенических требований: (освещение, вентиляция, вода, кран для мытия рук и т.п.)

- Учебный  кабинет  с оборудованием (учебная доска, учебная мебель);

- Оснащение: Стеллажи для хранения детских работ, шкафы для хранения материалов и инструментов, шкафы для хранения образцов моделей, чертежей, технологических карт, схем, медицинская аптечка.

-   Дидактический  материал (игры, загадки, ребусы, кроссворды);

-   Раздаточный  материал  (шаблоны изделий, чертежи, инструменты, материалы);

-  Наглядный  материал  (иллюстрации к беседам, коллекции образцов  видов  бумаги,  картона);

-   Диагностический  инструментарий (анкеты, тесты: входящие, рубежные, итоговые, карточки с заданием);

-   Схемы, инструкционно – технологические карты;

-   Демонстрационные  материалы (образцы работ);

-   Разработки  бесед, праздников, конкурсов, экскурсий.


















Методическое обеспечение программы



Дидактические материалы

Методические материалы

Программно – технические средства

Инструкционные карты и схемы.

Плакаты

Стенды

Таблицы

Карточки

Перфокарты

Шаблоны

Чертежи

Инструкционные карты

Технологические карты

Разработки чертежей

Поздравительные открытки к праздникам
Инструкционные карты сборки изделий
Образцы изделий.
Альбом по зоопарку
Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.

  • "Геометрическое лото".

  • "Головоломки из спичек".

  • Подбор, используемых на кружковых занятиях загадок, ребусов,
    кроссвордов.

  • Игры.

  • У нас будет интересно.

  • Проведение игр при изготовлении моделей самолётов

  • Подборка материала с чертежами к Новому году.


Методические разработки, кроссворды, ребусы

Компьютер, ДВД, музыкальный центр

Информационно – справочные материалы

Разработки

Видеоматериалы

"О свойствах бумаги и картона"

"Т.Б. при работе с инструментом"

"Из чего все машины сделаны?"

"Машины – наши помощники"

"Машины на стройке"

"Авиаконструкторы"

"Есть ли жизнь на Луне?"

"Наш любимый Новый год!"

"Производство фанеры"

"Красный, жёлтый, зелёный!"

  1. Подборка бесед о животных при прохождении темы: "Зоопарк",
    работа по шаблону.

  2. Разработка тем занятий:

  • Рычажный механизм

  • Изготовление модели робота

  • Геометрические фигуры

  • Чертеж - язык техники

  • Как зачищать деревянные детали

  1. Разработка планов:

  • Знакомство с производством картона. Виды картона.

Изготовление динамической игрушки из картона.

  • Изготовление циферблата часов

  • Изготовление из бумаги легкового автомобиля

  • Изготовление из бумаги самосвала

  • Изготовление из бумаги экскаватора

  • Учебная летающая модель

  • Изготовление конусных новогодних игрушек

  1. Подборка бесед при прохождении темы: "Авиамоделирование"

5.Подборка бесед при прохождении темы: "Автомоделировании".

6.Подборка материала при прохождении темы: "Спецтранспорт"

7. Познавательный материал о птицах и зверях.

8.Подборка бесед при изготовлении практических работ на занятиях
кружка:

    • Модель весов

    • Модель бумажного домика

    • Маломерный флот

    • Изготовление часов (солнечные, песочные, цветочные, кварцевые, атомные и молекулярные)

  1. Беседы о жизни замечательных людей

  2. "Значение техники в жизни людей. Достижения науки и техники".

  3. Беседа "Красная звезда".

  4. Роспись матрешек.

  5. Это интересно знать!

14.Сто тысяч "почему". Интересные факты обо всём.

15.Развитие графической грамотности учащихся в кружке по
начальному техническому моделированию.

16. Развитие творческих способностей на кружковых занятиях СЮТ.

17. Среди танков семейства KB было немало опытных машин

  • Т.Б.при работе с инструментами ручного труда

  • разметка с помощью циркуля.

  • "Знакомство с производством бумаги и картона".

  • Предшественники бумаги.

  • "Что и чем клеить. Знакомство с клеями".

  • "Папье-маше"

  • "Знакомство с геометрическими фигурами".

  • "Знакомство с измерительным инструментами".

  • Полезные советы при сборке гоночных, легковых, военных автомобилей

  • Полезные советы при оформлении открыток, цветов, поделок.


Разработки игр:

  1. Развивай игрой.

  2. Светофор - твой друг

  3. «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения»

4.Развлекательно- познавательная игра - путешествие "Город мастеров"

5.Турнир в мире Ребусов " А ну-ка, техники "

6.Великолепная десятка.

7.Викторина "Мой любимый город", 8."Морской флот", "Косметическая".

9.Викторина по истории Великой Отечественной войны.

10. Поле чудес на разную тематику




Слайдовые презентации:

«Механическая игрушка»;

«Правила дорожного движения знай и соблюдай»;

«Внимание дети»;

«Культура народов севера»;

«Достопримечательности нашего города»;

«Путешествие в страну дорожных знаков»

«Азбука безопасности»;

«Последовательность работы с шаблоном»;

«Косморебусы»

«Декупаж»


Контрольно – измерительные и диагностические материалы:

Инструменты и материалы


Бумага, картон, пластилин, пенопласт

проволока, жесть, резина, стеклянные сосуды,

лаки – краски,

кнопки, скрепки, проволока

иголки, нитки

карандаши, фломастеры, линейки,

шило, резак, ножницы


Уровень знаний и умений обучающихся;

Достижения обучающихся;

Возрастная категория детей;

Тесты по разделу программы

« Инструменты и материалы»;

Критерии оценивания выполнения самостоятельных работ по графической подготовке;

Критерии оценивания знаний, умений, навыков по разделу:

« Инструменты и материалы»







Перечень наглядных пособий, инструментов и материалов, используемых

в объединении «Радуга творчества»


Наглядные пособия

Материалы

Инструменты

Плакаты

Бумага, картон

Карандаш

Стенды

Природные материалы

Линейка

Таблицы

Фанера

Чертилка

Карточки

Пластилин

Шило

Перфокарты

Пенопласт

Ножик

Шаблоны

Проволока

Ножницы

Чертежи

Жесть

Резак

Инструкционные карты

Резина

Сверлильный станок

Технологические карты

Лаки – краски


Беседы и научно-информационный материал по теме:

Кнопки


"О свойствах бумаги и картона"

Скрепки


"Наш зоопарк"

Иголки


"Т.Б. при работе с инструментом"

Нитки


"Из чего все машины сделаны?"

Булавки


"Машины – наши помощники"

Гвозди


"Машины на стройке"

Шурупы


"Авиаконструкторы"

Винтики


"Есть ли жизнь на Луне?"

Болтики


"Наш любимый Новый год!"

Гайки


"Производство фанеры"

Шайбы


"Красный, жёлтый, зелёный!"

Бросовый материал


"Игра развивает…"

И т.д.
























Литература для педагога и детей


  1. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. - 164с., ил.


  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. – 208с., ил.


  1. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.


  1. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.


  1. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.


  1. Журнал Радость творчества. № 1 – 12, 2012 г.



  1. Журнал Радуга идей. № 1 – 12, 2012 г.



  1. Журнал Мастерилка.


  1. Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. – 156с., ил.


  1. Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил.


  1. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил.


  1. Харти-Дэвиа Г. Керамическая флористика. – СПб.: ФЛОЭ-арт, 2007. – 203с., ил.


  1. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. – 217с., ил.


  1. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.


  1. Интернет – ресурсы.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа художественно-эстетической направленности «Радуга творчества»

Автор: Лыткина Оксана Владимировна

Дата: 12.12.2016

Номер свидетельства: 368585


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства