Просмотр содержимого документа
«Программа десткого школьного объединения»
Программа
детского школьного объединения
«Наше будущее»
Программа для детей 8 - 15 лет
Срок реализации 4 года
«…человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».
У. Глассер
1. Пояснительная записка
Изменения, происходящие в нашей стране, не обошли стороной и систему образования. Система воспитания претерпела серьезные преобразования, и наиболее болезненными они стали для такого важнейшего направления работы, как создание и развитие детских организаций.
«Все начинается с детства...»- это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. В детских годах - истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Взятое же в применении к обществу, как феномен, детство- фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «здание» общества.
Дети сегодня заявляют о себе неподдельным интересом к событиям в стране и мире, активно включаются в политические события, борются за охрану окружающей среды, возрождение культуры, достигают новых вершин в спорте.
Вместе с тем процессы, происходящие сегодня в детском движении и среди подростков, заставляют нас, взрослых, более пристально подходить к работе с детьми.
Социальные явления, такие как наркомания, токсикомания, алкоголизм пагубно влияют на развитие детей. Научные данные свидетельствуют о том, что снижение вдвое и более двигательной активности после поступления в школу вызывает резкое ухудшение здоровья, снижение работоспособности и быструю утомляемость ребят. Все эти явления не могут не беспокоить - ведь они индикаторы неблагополучия детства, а значит, болезни всего общества.
Вернуть истинное значение таким понятиям, как «здоровый образ жизни», «гражданский долг», «патриотизм», «любовь к родному краю» - в этом на сегодняшний день состоит главная задача детской организации.
В условиях политической и экономической нестабильности, утраты духовности, исключительно важной становится роль не только школы, но и системы организаций, имеющих различные направления. Несмотря на то, что их обилие в наше время позволяет ребенку реализовать свои потребности и раскрыть способности, мы считаем, что создание детской школьной организации необходимо, т.к. позволяет решить ряд проблем, с которыми дети и подростки сталкиваются сегодня.
На сегодняшний день детская организация выбрала тот путь, который считает наиболее успешным и правильным.
Цель детской организации складывается, в конечном счете, из личных целей каждого ребенка. Поэтому дойти до поставленной цели организация сможет только в том случае, если объединить усилия детей, учитывая все жизненные ценности.
Ценность нельзя понять, ценностям нельзя научиться, их можно только прочувствовать и пережить. Только полнота проживания каждого мгновения, способность вдохновляться жизнью, каждым ее днем и событием открывают человеку многообразие связей с миром, развивают стремление размышлять о нем, смысле жизни и ее ценностях.
Легко ли будет попасть нам точно в цель? В этом году нам всем будут необходимы тщательные тренировки, уверенный настрой, четкий глазомер и твердая рука. Настало время сделать «Шаг в будущее».
Для того, чтобы уверенно сделать шаг в будущее необходимо точно попасть в цель. Детская организация «МЫ» в 213-2017 годах предлагает для реализации
4 проекта:
«Дорогами добра»
«Будь здоров»
«Возвращение к истокам»
«Искусство отдыхать»
Цель программы: содействие развитию детского движения в школе посредствам реализации значимых интересов и потребностей детей.
Задачи:
привлечь внимание учащихся к проблемам детского движения, пропагандировать цели и задачи детской организации;
определить приоритеты детских интересов и реализовать их на практике, объединить членов детской организации на основе общих программ и проектов;
развить самоуправления в детской организации;
проводить тренинги, конференции, семинары, оздоровительные, спортивные, досуговые мероприятия, связанные с деятельностью детской организации.
Данная программа ориентирована на создание условий для всестороннего развития детей в школе; раскрытие способностей и склонностей каждого ребенка внеурочной деятельности; на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Также программа ориентирована:
на формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами;
на формирование у них нравственного самосознания иответственности;
на обучение культуре поведения на основе управления собой;
на формирование нравственных позиций
на развитие самосознания и культуры самовоспитания;
В основу программы положено нравственное развитие личности, формирование ценностных установок понятий «добро», «доброта», «сознательность», «ответственность», «коллектив», «уважение», «доверие», «сопереживание», «сострадание», культуры поведения и межличностных отношений, сознательное и ответственное отношение к учебной деятельности, дисциплине, порученному делу.
Вся система работы строится на общечеловеческих ценностях и направлена на стимулирующее развитие личности.
Для достижения целевых ориентиров определены следующие задачи:
развитие познавательной активности и интересов личности учащихся;
создание условий для самовыражения и самореализации учащихся;
формирование сознательного отношения к учебной деятельности.
создание нравственно и эмоционально благоприятной среды для формирования детского коллектива и развитие личности учащихся в нем;
повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности;
приобщение учащихся к культуре, традициям, истории школы, села, улуса, отечества, используя культурно-образовательную среду;
развитие лучшие человеческие качества детей в процессе организации коллективно-творческой деятельности организации;
формирование гражданско-патриотические чувства воспитанников, чувства сопричастности к судьбе отечества.
Программа строится на следующих принципах гуманистической педагогики:
признание личности каждого ребенка высшей социальной ценностью;
уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребенка;
уважительные отношения между взрослыми и детьми;
создание ситуации успеха.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из восьми разделов, каждый из которых предполагает деятельность по следующим основным направлениям:
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
УЧЕБА
ПАТРИОТИЗМ
КУЛЬТУРА
ТРУД
СЕМЬЯ
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
Документы ФГОС нового поколения.
Постановление 05.10.2010 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»»
Приложение к постановлению Правительства РФ от 05.10.2010 №795 «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»
РАЗДЕЛ «В МИРЕ ЗНАНИЙ»
Цель: Формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребенка.
Цель: Укрепление здоровья детей и подростков, физическое совершенствование и спортивная подготовка.
Содержание совместной работы:
беседы по пропаганде ЗОЖ;
встреча с представителями здравоохранения;
туристические походы,
спортивные соревнования;
акции против наркомании, курения, алкоголизма;
работа наркопоста
участие в районной спартакиаде
и т.д.
РАЗДЕЛ «МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
Цель: формирование у подрастающего поколения любви к родине, бережного отношения к народной памяти, уважения к историческому прошлому страны; воспитание у детей патриотизма, формирование гражданской позиции.
тематические конкурсы посвященные ко дню защитника отечества;
праздничный концерт ко Дню Победы
встреча поколений;
международный день прав ребёнка
месячник военно-патриотического воспитания
РАЗДЕЛ «ЗАБОТА»
Цель: участие детей и подростков в общественно значимой деятельности, развитие нравственных качеств.
Содержание совместной работы:
встреча с ветеранами великой отечественной войны, тыла и труда;
тимуровские работы;
оказание помощи ветеранам войны и труда, престарелым людям, семьям погибших воинов;
шествование над начальными классами и т.д.
РАЗДЕЛ «МОЯ РОДНАЯ ШКОЛА»
Цель: воспитание учащихся на лучших традициях родной школы, истории школы; формирование отношения к школе, как к дому, где каждый раскрывает свои способности, таланты и обретает друзей.
Содержание совместной работы:
изучение истории своей школы;
поисковая работа по сбору материалов к юбилею школы;
организация и провидение НПК на тему: «Моя школа»;
оформление стендов о школе;
РАЗДЕЛ «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»
Цель: Развитие в детях чувства красоты: видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь ее, формирование эстетического вкуса.
Содержание совместной работы:
КТД на экологические темы;
Тематические конкурсы рисунков и плакатов;
Посещение тематических выставок, музеев
Работа кружков и секций
РАЗДЕЛ «МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Цель: формирование у учащихся чувства долга, развитие ответственности, реального представления о жизни, умение адаптироваться в этой жизни.
Содержание совместной работы:
Активное участие в ученическом самоуправлении;
Создание сети научно-исследовательских обществ, клубов по интересам, детских студий;
Проведение разнообразных совместно с взрослыми познавательных дел (олимпиады, спартакиады, соревнования, смотры, диспуты)
Защита творческих работ
Дискуссии конференции
Знакомство учащихся с «Декларацией о правах ребенка»
Оформление уголка «Твои права и обязанности»;
Организация дежурств по школе с 5 по 11 класс.
РАЗДЕЛ «ШКОЛА И РОДИТЕЛИ»
Цель: педагогическое просвещение родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс; формирование взаимного доверия и положительного настроя.
Содержание совместной работы:
Работа с родительским комитетом;
Конкурсы, фотовыставки
Спортивная эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья»;
Родительские чтения;
Родительский всеобуч;
Общешкольные и классные родительские собрания
Совместные праздники, классные мероприятия
Предполагаемый результат
Осознание подростком своей значимости, понимание того, что он что-либо делает лучше других, что он обладает внутренней силой, которая может привести к желаемому результату. Признание его авторитета среди сверстников и взрослых, развитие навыков общения, активное участие в делах коллектива.
Самоутверждение личности в коллективе, возможность конкретному ребенку свободно высказывать свои взгляды, отстаивать свои интересы.
Освоение активного стиля общения; углубления процессов самораскрытия; отработка навыков понимания окружающих людей, их внутреннего мира; закрепление доверительного стиля общения.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1 ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (2013-2014Г)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ДЕЙСТВИЯ, ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
2 ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКИЙ (2014-2016Г)
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
3 ЭТАП: ОБОБЩАЮЩИЙ (2016-2017Г)
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ ЗА 3 ГОДА. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшей воспитательной работы.
4 проекта:
«100 добрых дел в школе»
«Кристалл здоровья»
«Возвращение к истокам»
«Искусство отдыхать»
Приложения
1. ГИМН ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «МЫ»
2. СИМВОЛИКА И УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
-ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
- С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина «Воспитательная работа в школе» ТЦ «Учитель» 2009г.
«Узнай обо всем»
Проект «Горячая линия» - 100 вопросов взрослым.
Акция «Зажигай».
Программа «Эстафета поколений» - встреча с ветеранами детского движения.
Акция «Переменный марафон» - конкурс игровых программ - «Что? Где? Когда? ».
Цель: изучение ценностной ориентации младшего школьника, корректировка ценностей сферы ребенка.
Срок реализации: в течение года.
Этапы реализации:
1. Подготовительный (ввод в игровую ситуацию)
Каждый ребенок перед началом игры получает визитную карточку. На визитной карточке обозначены определенные задания, которые будут выполняться в течение года.
2. Организационный (создание творческих групп)
С учетом личных целей и интересов ребята создают по классам творческие группы. Каждая тематическая группа разрабатывает план тематического месяца, его цветовой символ, основное правило и задание, выбирает время его проведения и становится его организатором.
3. Основной (выполнение заданий)
Ребенок, выполнивший правило тематического месяца, получает значок с одним из цветов радуги. Каждый сам преодолевает свои трудности и исправляет ошибки, фиксирует свой успех по итогам конкретного месяца, оценивает свой уровень соблюдения и выполнения правил жизни.
4. Подведение итогов (анализ)
Самооценка и вручение значков с цветами радуги происходит на классном часе. Дети, организовавшие дела этого месяца, получают удостоверение «Мастер». Финал игры – «Дистанция» (презентация лидеров, отчет детских творческих групп).
Программа для среднего звена
1. Проект «Горячая линия» - мост дружбы, дебаты, школа актива.
2. Акция «Лидер здоровья» - шефство над младшим звеном,
3. Программа «Эстафета поколений» - поисковая работа по выявлению ветеранов детского движения, создание банка данных, изучение истории детского движения.
4. Проект «Новая версия» - создание фото галереи.
Цель: самоопределение подростков в предлагаемой деятельности.
Срок реализации: в течение года.
Программа необходима для того, чтобы создать пространство диалога взрослых организаторов детских формирований и наполнить диалог конкретным содержанием. Наличие только своего плана сужает рамки действий и, в определенной мере, сдерживает инициативу и диалог с организаторами других объединений. Общая программа позволяет взрослому организатору и детям - участникам сообщества, не только проявить свой творческий потенциал, но и узнать о потенциале, инициативе других. Программа, процесс ее реализации - основа для общего поиска оптимальных технологий, для дискуссий о возможных путях и границах ее развития.
Программа необходима для того, чтобы взрослые - педагоги и общественные деятели, родители, учителя - могли изменять жизнь детей не только в их интересах, но и с их участием.
Программа для старшеклассников
«Успех во всем»
Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей старших школьников путем приобщения к знаниям в области социальной общественной деятельности.
Задачи: создать добровольные творческие объединения, стремящиеся к совершенствованию своих знаний, развитию способностей, интеллекта, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
Деятельность
В рамках программы организуется работа:
- молодежной академии общественной деятельности, объединяющую старшеклассников;
- научных обществ детей по различным направлениям знаний.
В рамках программы проводится:
- конкурс на лучшее исследование в области социальной работы и организации работы органов самоуправления в детской организации (номинации: «Теоретик ДО»; «Самый юный ученый ДО»; «Самый оригинальный социальный проект»; «Лучшие нововведение в развитии детского самоуправления в детской организации»);
- творческие встречи студентов со старшеклассниками для пропаганды высшего образования и самообразования;
- ярмарка знаний ДО;
- конференция «Самоуправление, как способ развития первичного объединения».
Акция «Дорогами добра»
Эта акция направлена на развитие социального проектирования и социальных практик. В рамках данной акции планируется провести конкурс «Лучший классный проект» на каждой параллели классов в школе. Ход и итоги конкурса будут освещаться в школьный СМИ.
«100 вопросов взрослым»
Эта акция направлена на установление более тесного контакта между взрослыми и детьми на самых разных уровнях. У детей всегда найдется масса вопросов, которые они хотят задать взрослым и получить на них ответы. Постройте диалог с взрослыми, задайте интересующие вопросы, оформите альбом «Вопросы и ответы». В рамках данной акции планируется организовать работу по вовлечению старшеклассников из других школ района в работу «Диалоговых площадок».
Школа «Лидера»
Это возможность получить новую информацию о себе самом и окружающем мире, усовершенствовать свою аналитическую деятельность, переосмыслить приоритеты и ценности, а главное: развить свои лидерские, организаторские качества и навыкам научным основам и навыкам детского общественного самоуправления.
Форма работы Краткое описание Рекомендации
Школа «Лидер»
Школьная детская организация
- разрабатывает план работы «Лидер» на год и в соответствии с ним проводит обучение настоящих и будущих лидеров;
- привлекает для организации и проведения занятий в школе «Лидера»
* Разработка плана работы «Лидер» на уч.год.
* Проведение обучающих тренингов по различным направлениям
* Подведение итогов работы «Лидер»
* Вручение сертификатов учащимся «Лидер» по итогам работы
Форма работы Краткое описание Рекомендации
Конкурс лидеров
Проведение на базе школьных детских организаций конкурса лидеров с целью создания здоровой конкуренции. Конкурс должен включать несколько направлений, в которых лидеры смогут проявить свои способности и умения, защитить авторские проекты и программы, продемонстрировать организаторские и лидерские качества.
Участие в районном конкурсе «Лидер школьного самоуправления».
* Разработка положения о проведении конкурса лидеров детской организации.
* Проведение конкурса на уровне школьной детской организации.
* Награждение победителей путевками в Областную школу актива «Республика беспокойных сердец».
*Публикация информационных материалов в СМИ о проведении данного конкурса.
Организация шефской работы
Для развития и становления детской организации, приобретенные знания и умения должны составлять основу преемственности актива, а также совершенствоваться и развиваться в новых условиях
*План работы актива детской организации с младшими школьниками
*Проведение совместных проектов и акций
*Проведение мониторинга результативности шефской работы
Мастер – классы
Каждый теоретический материал должен иметь практический результат и выражаться в достижениях реальных людей. Именно поэтому необходимы мастер – классы лидеров детского движения и общественных деятелей для доказательства эффективности практической деятельности и являются примером становления личности лидера.
*Проведение социологического опроса по выявлению тем мастер – классов
*Составление плана работы проведения мастер – классов
*Приглашение специалистов для проведения тематических мастер – классов
*Применение полученных знаний на практике (выпуск газеты, буклета, написание творческих работ, подготовка выступления и т.д.)
Создание информационной базы лидера
Развитие личности невозможно без постижения нового, потому что каждому лидеру необходима новая информация, рекомендации, методические материалы, практические тренинги и упражнения.
Материал может быть оформлен в виде буклета, методического пособия или же в форме альбома или папки, которая является доступной для каждого активиста.
* Сбор информационного материала по вопросам лидерства и самоуправления
*Систематизация собранного материала
*Выпуск пособий, буклетов, альбомов по различным направлениям
*Распространение методического материала и обмен с другими детскими организациями
Проект «Кристалл здоровья»
Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности. Задача лидера - получить навыки и умения сохранения своего здоровья.
Девиз: "Мы выбираем здоровый образ жизни!"
Цель: разработка и реализация системы мер по пропаганде здорового образа жизни, повышения ценности духовного, физического здоровья для каждого человека средствами детского общественного объединения.
Задачи:
пропагандировать здоровый образ жизни и значимость семейных ценностей;
поддержать программы и проекты общественных объединений молодежи и детей по защите здоровья населения от неблагоприятного воздействия потребления алкоголя и табака; направленных на укрепление здоровья детей и молодежи.
Предлагаемые формы реализации:
Акция «Зажигай!»
- субботники, трудовые десанты, воскресники, спортивно-оздоровительные десанты (активисты в разных учреждениях проводят праздники здоровья), раз в месяц детские спортивные игры проводятся для детей-инвалидов;
- туристический слет;
- «Динамические переменки» (лучшая спортивная переменка для детей);
- беседы о здоровом образе жизни;
- спортивные занятия и соревнования для родителей;
-составление "Оздоровительной карты местности села (района)", где указываются все спортивно-оздоровительные учреждения, организации, площадки, секции и т.д. с адресами и телефоном, графиком занятий. Карта вывешивается в школе, публикуется в газете;
объявление всех массовых мероприятий детской организации - зонами здорового образа жизни.
В рамках данной акции в течение всего года будут реализованы следующие мероприятия:
турслеты;
«рыцарские» турниры;
трудовые десанты;
праздники здоровья;
спортивные мероприятия для обучающихся и их родителей;
«День матери»;
«День отца»;
«Зарница»;
«Широкая масленица».
«Возвращение к истокам»
"Возвращение к истокам" - это пространство взаимопомощи, социальной заботы и взаимоподдержки детей, инвалидов и пожилых людей. Это инновационная форма социально-педагогического сотрудничества людей разного поколения (детей и взрослых), предполагающая оказание детьми и молодежью социальной помощи пожилым людям по хозяйству, организацию совместных спектаклей, фестивалей, обогащение детей опытом хранителей нашей истории, обучение их жизненно-ценным навыкам и знаниям, привлечение к активному участию в работе над возрождением, пропаганде подлинных ценностей детского движения, изучение, сохранение и передача традиций. Реализация данной программы связана с поиском разнообразных форм добровольного объединения пожилых людей, детей и молодежи на основе взаимосотрудничества, взаимообогащения социальным опытом и социального участия.
Предлагаемые формы реализации:
Проект «Книга памяти»
Инициаторами данного проекта выступили – Школьный музей, поисковый клуб «Память», детское объединение школьная газета «Школьная жизнь». Целью данного проекта является издание «КНИГИ ПАМЯТИ», куда войдут сведения о фронтовиках, тружениках тыла, узниках концлагерей, родных и близких обучающихся школы. Подведение итогов поисковой деятельности и презентация «КНИГИ ПАМЯТИ»
Проект «Твори добро»
Проект «Твори добро», направлен на оказание помощи и поддержки пожилых и одиноких людей, проживающих в с. Загайново, с. Южаково, п. Лесной.
Акция «Стимул к действию…»
Совместное проведение мероприятий детей и взрослых (встречи, дела, волонтерская поддержка, участия в спектаклях, фестивалях).
Социальная помощь.
Обработка и обобщение материала (составление сценариев, программ).
Благотворительные акции детей и молодежи (концерты, творческие встречи, занятия, игры с детьми, молодежью, взрослыми), массовое распространение опыта в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, общественных объединениях, СМИ.
«Искусство отдыхать»
Творчество – это образ жизни. Детские улыбки, смех, жесты, игры. Импровизация, костюмы, вдохновение, смех, аплодисменты – вот то, чем уникальна наша детская организация. А иначе не можем быть! Мы живем в стране детства. Мы пришли в детскую организацию с делами, мечтами, улыбками желанием творить.
Акция «Переменный марафон»
Предполагает проведение открытого конкурса ребячьих программ для организации досуга в учебное время.
Подведение итогов:
Подведение итогов деятельности детской организации по программе будет проходить в виде конкурса на лучший класс. Конкурс направлен на создание условий для развития творческой деятельности первичных коллективов по обновлению содержания самоуправления, поддержку инновационных разработок и технологий, утверждение приоритетов детского самоуправления в обществе.
Цель конкурса: подведение итогов деятельности детской организации «МЫ» по программе.
Задачи конкурса:
-выявить творчески работающих учащихся в детской организации школы;
-распространить опыт работы лучших учащихся детской организации школы.
Содержание конкурса
Проведение конкурса предполагает анализ и оценку:
качества работы детской школьной организации;
условий для личностного роста активистов;
достижений членов детской организации и детской организации в целом;
внедрения инновационных технологий, оказывающих эффективное влияние на воспитание, развитие, социальную адаптацию членов детской организации, защиту их прав и законных интересов;
условий для организации работы органов детского самоуправления.