kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Время чудес и приключений" летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Радуга" МКОУ ДОД ЦДОД Ипатовского района

Нажмите, чтобы узнать подробности

Летний период вызывает особые опасения, так как большую часть свободного времени дети и подростки проводят   вне семьи. А улица всегда была предметом наибольшей социальной опасности. Данная  программа лагеря  предлагает  интересную и личностно значимую деятельность, в том числе и образовательную. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«программа "Время чудес и приключений" летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Радуга" МКОУ ДОД ЦДОД Ипатовского района »

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей Ипатовского района

Ставропольского края



Принята на заседании Утверждаю

педагогического совета Директор

МКОУ ДОД ЦДОД МКОУ ДОД ЦДОД

Ипатовского района Ипатовского района


___________ В.Д.Гарькуша

от «20» марта 2014 г. от «_21_»__марта__ 2014 г.

протокол №__3__ Приказ №_19_




Программа

« Время Чудес и приключений»

летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Радуга»



Рассчитана на детей: 6 -14 лет





Авторы:

Чуркина О.С.,

Кравченко Л.А,

методисты

МКОУ ДОД ЦДОД

Ипатовского района

Аристова О.Г.

Педагог дополнительного

образования

Ипатовского района





г. Ипатово, 2014

Актуальность.

Ритм жизни детей и подростков в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений. Лето, в своём роде, - клапан для спуска излишков детской энергии, накопившейся за время обучения, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, совершенствование личностных возможностей.

Летний период вызывает особые опасения, так как большую часть свободного времени дети и подростки проводят вне семьи. А улица всегда была предметом наибольшей социальной опасности. Данная программа лагеря предлагает интересную и личностно значимую деятельность, в том числе и образовательную. В качестве такой деятельности выступает освоение способов безопасной жизнедеятельности в рамках программы «Время чудес и приключений», структура и содержание которой, настраивают детей и подростков на обретение нестандартного, уникального опыта, который позволит им научиться сохранять и укреплять здоровье и расширить свои лидерские возможности. Данная программа является частью программы деятельности и развития учреждения.

Актуальность программы заключается в том, что она способствует:

  • формированию физически здоровой личности;

  • формированию ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;

  • развитию творческих способностей детей;

  • адаптации детей в различных сферах общественной жизни.


Цель: привитие воспитанникам знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

Обучающие:


  • расширить и углубить знания в области безопасности жизнедеятельности.


Развивающие:


  • Создавать благоприятные условия для формирования физически здоровой и духовно-нравственной личности;

  • развивать творческие и мыслительные способности.


Воспитывающие:


  • Воспитывать культуру бережного отношения к окружающей природе;

  • способствовать развитию детской инициативы и детского самоуправления;

  • формировать уважительное отношение к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.


Принципы деятельности:


  1. Целостность, универсальность и последовательность содержания.

  2. Приоритет самореализации детей и подростков в жизнедеятельности временного разновозрастного коллектива.

  3. Включённость детей в социально-значимые отношения.

  4. Открытость для межличностного общения.

  5. Создание ситуации успеха для каждого.

  6. Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления в организации жизнедеятельности.


Концептуальные основы построения деятельности по программе:


  • Создание атмосферы сотрудничества и равноправного партнёрства между всеми участниками.

  • Взаимообучение через постижение новых педагогических, исполнительских и других технологий, носителями которых являются участники.

  • Обеспечение условий для самостоятельной работы, совместного поиска, своевременного одобрения творческих идей.

  • Критерии выбора содержания деятельности – физическое оздоровление, развитие творческих способностей, расширение кругозора, развитие ценностных ориентаций детей и подростков.

  • Успешность программы зависит от общего морального тонуса жизни коллектива, примера педагогов, поступков взрослых, а в целом от культуры межличностных отношений.


Компоненты, обеспечивающие осуществление целей и задач:


  • Наличие слаженной команды педагогов и детей во главе с руководителем.

  • Создание условий для разнообразной активной деятельности, творческого взаимодействия всех участников.

  • Наличие содержательного материала для предстоящей совместной деятельности.

Предполагаемые результаты.

Для подростка – по итогам участия в программе получает:

з н а н и я:

– прав подростка и возможностей защиты своих прав на различном уровне;

– способов сохранения и укрепления физического и психического здоровья;

– способов и приемов общения со сверстниками и взрослыми на основе культурных норм проживания и деятельности;

– организаторских знаний и умений;

– информационно-аналитических знаний;

– расширение знаний о себе и окружающем мире;

у м е н и я:

– работать с информацией;

– взаимодействовать в команде;

– находить выход из конфликтных ситуаций;

– выслушать и принять чужое мнение.


Формируются и совершенствуются качества и индивидуальные способности подростка –

нравственные:

– ответственность за порученное дело, сделанный выбор, собственные поступки;

– соотнесение своих желаний, целей с желаниями и целями других;

– уважение к чужому мнению;

– потребность в самосовершенствовании – самоанализе своих качеств, черт характера, поступков;

коммуникативные:

– уверенность, открытость, доброжелательность;

– инициативность в общении;

– находчивость и мобильность;

– отзывчивость;

интеллектуальные:

– потребность в культурном и интеллектуальном развитии;

– открытость в восприятии новой информации, опыта других людей;

эмоционально-волевые:

– увлечённость и заинтересованность в достижении поставленной цели;

– самостоятельность;

– уверенность в себе;

– умение владеть собой в разных ситуациях;

– психологическая готовность подростка к оказанию помощи окружающим.

Для оздоровительного лагеря:

– систематизация, описание, обобщение и внедрение в практику образовательной деятельности опыта педагогов лагеря;

– разработка новых эффективных технологий по работе с детской инициативой подростка и работе с индивидуальными целями ребенка;

– выпуск информационных материалов о различных видах и типах безопасного поведения детей и подростков в условиях лагеря.

Основное содержание программы

Программа «Время чудес и приключений» направлена на организацию активного отдыха детей, посредством включения подростков в развивающую деятельность.

Прежде чем сделать выбор и отправиться в Приключение, каждый подросток проходит обучение, посещая «Маршруты безопасности». Маршруты являются подготовительным этапом, где подростку предстоит принять участие в различных Приключениях и на практике продемонстрировать все полученные знания. Посещение мероприятий для каждого участника смены обязательно. Участники «Маршрутов безопасности» получают звание Следопыт. Каждый Следопыт имеет «Самую важную тетрадь». Это своего рода дневник ребенка, где он отмечает свои собственные достижения по итогам дня, этапа смены, участие в различных делах.

«Маршруты безопасности» помогут каждому ребенку ответить на вопросы: как ориентироваться на местности, поставить палатку, разжечь костер, не нанеся вреда окружающей природе; как научиться не бояться воды; приобрести умение безопасно передвигаться по местности, преодолевая препятствия, которые кажутся непреодолимыми; научиться работать в команде. «Маршруты безопасности» помогут освоить приемы, которые позволяют контролировать состояние собственного здоровья, а также приемы оказания помощи при несчастных случаях другим людям. Одним из направлений «Маршрутов безопасности» является профилактика вредных привычек. Таким образом, на «Маршрутах безопасности» подростки получают не только теоретические знания, но и приобретают опыт организации и самоорганизации, умение работать в команде, что поможет достичь успеха и реализовать свои лидерские и творческие способности в любых Приключениях, которые ожидают подростков в рамках летней оздоровительной смены лагеря «Радуга».

Перед прохождением «Маршрутов безопасности» подросток самостоятельно выбирает направление деятельности, которое ему больше всего интересно, и сам принимает участие в разработке Приключений. Он может принять участие в Дорожном, Романтическом, Туристическом, Большом и т. д. Приключениях. На этом этапе подросткам предоставляется возможность реализовать все полученные знания и умения на практике при прохождении Маршрутов. Так же подросток может получить звание Инструктор. Для этого нужно успешно пройти обучение по всем направлениям «Маршрутов безопасности» и принять участие в «Проектном бюро», разработать и провести дела – этапы Приключения.

Содержание работы Приключений направлено на организацию системы деятельности по достижению успеха в творческом, культурном, спортивном, интеллектуальном и других видах и способах организации досуга.


Этапы реализации программы.


  1. этап: - Организационно-подготовительный:

организационное, кадровое, методическое обеспечение работы летнего лагеря.

  1. этап - Основной:

организация работы в каникулярное время


3 этап - Заключительный:

  • подведение итогов (педсовет, круглый стол командиров и лидеров смены, освещение в средствах массовой информации);

  • диагностика творческого роста ребенка.


.

Анализ результатов и хода программы.


Предмет анализа и диагностики

– объем полученных знаний, умений;

– оценка подростком полученных знаний, умений;

– демонстрируемая в деятельности позиция подростка (демонстрация и реализация полученных знаний);

– осознание подростком своих возможностей в применении полученного опыта;

– созданные педагогические условия для обучения подростков и реализации ими полученных знаний (оправданность использованных форм, способов, приемов, содержания обучения);

– изменение ценностных ориентаций подростка.


Способы диагностики и анализа

– поэтапная диагностика и анализ результатов деятельности отряда в рамках программы;

– диагностика и анализ успешности подростка на каждом этапе программы;

– мониторинг результатов деятельности отряда в различные содержательные периоды смены на отрядном и лагерном уровнях;

– мониторинг понимания подростками программы смены через контрольные срезы, работу органов самоуправления;

– анализ успешности подростка через данные социально-психологической службы, наблюдения педагогов и специалистов лагеря.


Средства диагностики и анализа

– ежедневный анализ;

– «Самая важная тетрадь»;

– анализ деятельности детского самоуправления;

– анализ подготовки и проведения дел;

– анкетирование, тестирование;

– собеседования с педагогами и специалистами лагеря.


Организация самоуправления.


Детское самоуправление в лагере направлено на руководство, разработку, принятие и осуществление решений, от которых зависит жизнь в детском коллективе.

Самоуправление складывается из деятельности постоянных и временных органов. К временным относится работа творческих групп, советов дела во главе с дежурным командиром.

Отдел охраны здоровья (ООЗ) обеспечивает необходимую для здоровья двигательную активность, контролирует распределение нагрузки и смену деятельности в течение дня, соблюдение санитарно-гигиенических норм, ведёт информационно – пропагандистскую работу по охране здоровья.

Отдел хорошего настроения (ОХН) организует планирование и корректирование программы смены, подготовку и проведение общелагерных дел, поддерживает эмоциональный настрой в коллективе.

Пресс-служба освещает деятельность лагеря, выпускает информационные видеопередачи, газеты, листовки.

Аналитический отдел (АО) проводит ежедневную аналитическую работу, изучает общественное мнение по актуальным проблемам лагеря, подводит итоги, производит награждения и поздравления.

Отдел командиров (постоянных и дежурных – ОКП, ОКВ) руководят детским коллективом, планируют день, коллективно- творческое дело с учетом интересов всех, режимные моменты, организуют всю подготовительную работу.

Творческие группы, советы дела формируются для подготовки и проведения очередного запланированного дела.


Психолого- педагогическое обеспечение:

Особенностью работы психологической службы в лагере является необходимость решения задач сопровождения детей в условиях модернизации образования, изменений в его структуре и содержании.

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества образования, которое не сводится только к набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация.

В учреждении принята «Программа развития социально-психологической службы», в которой основное внимание уделяется формированию самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, что определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.

В рамках летнего оздоровительного лагеря, предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система отношений с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников мы рассматриваем как сопровождение этих отношений: развитие, коррекция, восстановление. Приемлемая и интересная форма помощи взрослого всегда учитывает основные потребности подростка:


1)  потребность во внимании и поддержке без осуждения и оценок, то есть в безоценочной теплоте, принятии и мудрости взрослых;

2)  потребность в четких (но не тесных) правилах и границах, которые должны удерживать взрослые

3)  потребность в развитии и обучении через жизненную практику — подросток должен получать жизненный опыт, он не мо­жет и не хочет полагаться только на теоретическое восприятие жизни или на чужой опыт;

4) потребность в интересных жизненных событиях — интерес — это главный двигатель личностного развития человека, в подростковом возрасте он максимально активен и постоянно требует удовлетворения;

6) потребность в уважении и признании — когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается прочная уверенность в себе как в ценной личности, и это ложится в осно­ву успеха во всех сферах его жизни;

7) потребность в общении и в принятии сверстниками — под­росток стремится получать социальный опыт и вырабатывает наи­более успешные модели поведения, помогающие ему самоутверж­даться, чувствовать себя уверенно;

8)  потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение (которое основано на общей уверенности в себе);

9) потребность в творческом самовыражении;

10) потребность в постановке жизненных целей — несмотря на стремление подростка «жить сейчас», четкое определение им своего будущего вносит в его жизнь упорядоченность, снимает большую долю тревожности и позволяет направить свои лич­ностные ресурсы в определенное русло.

Все эти потребности являются колоссальным ре­сурсом личности подростка. 


Задачи психолого-педагогического сопровождения:


1. Следовать за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза с опорой на личные достижения, которые реально есть у воспитанников.

2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения подростками системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно-значимых жизненных выборов: интеллектуальных, этических, эстетических.


Методами оценки эффективности психолого – педагогического сопровождения являются:

- опросы воспитанников и их родителей;

- индивидуальные и групповые интервью;

- наблюдения (за проведением конкретных занятий, интересов их участников к содержанию, динамикой в отношениях и др.).

- установление диалоговых отношений между воспитанниками, воспитателями, родителями;

- формирование готовности к поиску вариантов решения проблем, к гибкому вариативному поведению в сложных жизненных ситуациях.



Основными формами работы психологов в рамках оздоровительного лагеря являются:

- совместное участие в мероприятиях лагеря: поездках, экскурсиях, праздниках, конкурсах в целях отслеживания процесса адаптации и проявлений познавательной активности воспитанников;

- воспитательная работа и личное общение с воспитанниками на различных мероприятиях;

- организация культурных мероприятий


Критерии оценки эффективности:

- продуктивность совместной деятельности;

- удовлетворенность диалогом; реализация условий для развития устремлений воспитанников и взрослых (познавательных, творческих, эмоционально-личностных) через выявление содержания индивидуальности , рассмотрение горизонтов личностного развития, особенностей саморазвития, степени включенности в групповые отношения.



Кадровое обеспечение


Административно-координационная группа осуществляет общий контроль и руководство реализацией программы, распределяет между собой объекты и сферу управления, руководит деятельностью педагогического коллектива.


Консультативная научно-методическая группа осуществляет научно-методическую подготовку реализации программы, проводит семинары с педагогами, консультации, индивидуальную работу с педагогическим коллективом, готовит методические рекомендации по вопросам содержания программы.



Финансирование


Финансирование осуществляется за счёт родительских и спонсорских средств.






Смета по реализации программы


п/п

Наименование

Сумма

1.

Приобретение канцелярских товаров

1000 руб.

2.

Приобретение настольных игр

2500 руб.

4.

Экскурсии

1500 руб.

5.

Проведение конкурсов, праздников, акций, операций, фестивалей

3000 руб.

6.

Издание печатного материала

2000 руб.

7.

Приобретение костюмов для театрализации

5000 руб.

8.



9.




Всего

15000 руб.




























Литература.



    1. «Орленок». Книга вожатого. Москва.2005 г.


    1. Лето. Казачёк. Каникулы. Сборник. М.:СПО ФДО, 1997 г.


    1. О летнем отдыхе и не только. Сборник /Под ред. Ю.П.


    1. Вожатское лето 2005. Методические рекомендации для организаторов детской оздоровительной кампании. Ставрополь. 2005 г.


    1. Программа развития дополнительного художественно-эстетического образования (исполнительного творчества) детей Нижегородской области «Моё Отечество», Н.Новгород, 1997


    1. Ребёнок в зазеркалье лета. Сборник. М., 1995.


    1. Энциклопедия вожатого. Ульяновск.2004 г.


    1. Страна чудес. Лето Сборник (Под ред. А. В. Волохова. М.: СПО ФДО. 1997


    1. Фантазия + Творчество = каникулы. Сборник. М. СПО ФДО , 1994.






12






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Аристова Ольга Георгиевна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105064


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства