Программа по профессионально-трудовой ориентации детей с ОВЗ
Программа по профессионально-трудовой ориентации детей с ОВЗ
Профессиональное самоопределение выпускников с недостаточностью интеллекта всегда была острой проблемой. Выбор профессии важный момент в жизни любого молодого человека, а особенно, для данной категории подростков. Вчерашнему выпускнику школы VIII вида, необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь, разобраться в себе, определить свой путь.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В этих условиях людям с интеллектуальной недостаточностью, сложно конкурировать со здоровыми людьми, от них требуется постоянное доказательство того, что они выполнят работу лучше, поэтому необходимо выявить: насколько значима и эффективна работа по профессиональному ориентированию данной категории подростков. Своеобразие профориентации определяется спецификой контингента профориентируемых и конкретных условий ее реализации (в данном случае речь идет о детях с нарушениями интеллекта, обучающихся в школах VIII вида). Жизненное самоопределение, план того, чего человек хочет достигнуть, а профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль и является важным для социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
Данная программа направлена развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по профессионально-трудовой ориентации детей с ОВЗ »
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 8 вида
Программа по профессионально-трудовой ориентации детей с ОВЗ
«На пороге взрослой жизни»
Автор программы:
Булатов М.Н
Содержание
Пояснительная записка
Актуальность
Цели и задачи
Механизмы реализации программы
Содержание программы
Приложение
- Групповые занятия.
- Диагностический материал.
- Рекомендации.
Литература
Пояснительная записка
Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ. Учащимся необходимы знания о мире профессий, о том какие требования предъявляются к специальностям, какие ограничения имеются в той или иной сфере труда. Профориентационная работа в первую очередь должна решать задачу выявления и прогнозирования развития профессиональных способностей и склонностей детей в связи с тем, что данные учащиеся имеют определенный ряд противопоказаний к специальностям, а так же ограниченно количество учреждений начального профессионального образования, где могут обучаться наши дети. Решение этой задачи ведется на протяжении всего периода обучения школьников. Главная цель нашей школы – социализация через общение и труд.
Профессиональное самоопределение выпускников с недостаточностью интеллекта всегда была острой проблемой. Выбор профессии важный момент в жизни любого молодого человека, а особенно, для данной категории подростков. Вчерашнему выпускнику школы VIII вида, необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь, разобраться в себе, определить свой путь.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В этих условиях людям с интеллектуальной недостаточностью, сложно конкурировать со здоровыми людьми, от них требуется постоянное доказательство того, что они выполнят работу лучше, поэтому необходимо выявить: насколько значима и эффективна работа по профессиональному ориентированию данной категории подростков. Своеобразие профориентации определяется спецификой контингента профориентируемых и конкретных условий ее реализации (в данном случае речь идет о детях с нарушениями интеллекта, обучающихся в школах VIII вида). Жизненное самоопределение, план того, чего человек хочет достигнуть, а профессиональное самоопределение играет в этом ключевую роль и является важным для социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
Данная программа направлена развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации.
Актуальность
Воспитанники коррекционного учреждения 8 вида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивного к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилия многих специалистов.
Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, коррекционное учреждение 8 вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, но дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают в силу своих психофизических особенностей большие трудности в социальной адаптации в общество. Выбор профессии– наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Очень часто старшеклассник находится в растерянности, не зная, с какой стороны подступиться к выбору, на что обратить внимание. В этом случае, поможет специалист-психолог, который проведёт квалификационную консультацию, тестирование. Он поможет определить, к какой профессиональной деятельности более склонны юноша или девушка.
В содержание каждого внеклассного мероприятия включаются вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания учащихся, повышают их интерес к профессиям. Соревнования – практикумы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, классные часы имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.
Данная программа включает различные компоненты профориентационной работы:
профессиональное просвещение (обеспечение воспитанников информацией о мире профессий);
профессиональная консультация (консультирование по вопросам выбора профессии и трудоустройства);
профессиональная адаптация (психологическое привыкание к профессии).
В ходе реализации воспитательной программы по профориентации реализуются 3 элемента:
получение воспитанником знаний о себе самом (образ “Я”);
информация о мире профессионального труда;
осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности).
Цели и задачи:
Цель: Подготовка воспитанников к трудовой самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии.
Задачи:
- способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, умений и навыков;
- дать подростку знания о самом себе;
- формировать позитивное отношение к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей воспитанников в различных видах трудовой деятельности;
- воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;
- помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда;
- научить детей правильному профессиональному самоопределению;
- формировать нравственное самовоспитание личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности;
- ознакомить с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке;
- сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.
Программа по профориентации составлена с учётом возрастных особенностей и рассчитано на 2 год.
Механизмы реализации программы
Проект будет разработан и апробирован с 2013-2015 уч. года. Он создаётся для объединения усилий в достижении общей цели – самореализации, социализации и профессиональной ориентации воспитанников в современном обществе, решения общих задач, чтобы добиться суммарного успеха.
Основа модели выпускника в нашем представлении - свободная, творчески развитая, социально-ориентированная личность, способная в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ст.14 п. 1, почувствовать себя субъектом профессионального жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта.
Основными характеристиками данного проекта являются: наличие общих интересов, также стремление к общим целям и использование единых методов; возможности для обмена мнениями и обучения; наличие коммуникаций между участниками; взаимная заинтересованность и ответственность.
Проект будет способствовать улучшению понимания проблемы и расширению границы действий благодаря объединению организаций и учреждений с различными возможностями; обеспечит обмен идеями, мнениями, опытом и технологиями.
Целевая группа:
Основная целевая группа – учащиеся с нарушением интеллекта.
Формы работы:
Групповые
Индивидуальные
Методы работы:
Тренинг
Тестирование
Профдиагностика
Собеседование
Наблюдение
Содержание программы
Программа предназначена для проведения профориентационных занятий с учащимися 9 класса в системе профориентационной работы с учащимися школы. В работе с учащимися отдается предпочтение групповой форме проведения занятий.
Программа призвана способствовать профессиональному самоопределению учащихся. Основная направленность занятий:
углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
развитие механизмов самопознания;
коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;
расширение кругозора учащихся, знакомство с конкретными специальностями.
пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Программа курса рассчитана на 17 часов. Занятия по профессиональному самоопределению проводятся 1 раз в 2 недели воспитателями во время внеклассных занятий, выполнение практических работ осуществляется во внеурочное время в рамках воспитательной работы по направлению «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение».
Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии школьником:
знание и учет умственных возможностей и способностей;
знание требований профессии к человеку;
умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.
Предполагается использование на занятиях рабочей тетради учащегося. На занятиях курса учащиеся получают необходимую информационную нагрузку. Программа не претендует на глубокий самоанализ. В результате занятий ученик познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации.
Программа курса не предусматривает систему отметок. Продолжительность занятия 45 минут.
Структура занятия традиционна, может быть представлена следующим образом:
Вступление. Приветствие, эмоциональный настрой на работу.
Основная часть. Объяснение темы занятия. Сообщение информации. Анализ информации. Использование различных методов и приемов в соответствии с темой занятия.
Заключительная часть. Подведение итогов. Анализ занятия, рефлексия.
Эффективность усвоения содержания курса оценивается по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии.
По завершении изучения курса учащиеся должны знать:
свои способности и возможности;
основные правила выбора профессии;
владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
иметь представления об индивидуальных особенностях личности.
Учащиеся должны уметь:
адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;
ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями.
Содержание программы
на 2013-2014
№
п/п
Содержание работы
Сроки
Ответственные
Вводное занятие. Анкетирование «Мой профессиональный выбор».
сентябрь
Кл.рук.,восп-ль.
Каменщик. Знакомство с профессией. Востребованность на рынке труда.
сентябрь
Воспитатели, учителя трудового обучения
Штукатур-маляр. Значение профессии в строительстве. Виды работ, выполняемых маляром.
октябрь
Воспитатели, учителя трудового обучения
Санитарка. Младший обслуживающий персонал. Значение работы санитарки в здравоохранении.
октябрь
Воспитатели, учителя трудового обучения
Дворник. Функциональные обязанности дворника.
Практическая работа: отработка навыков и приемов использования хозинвентаря.
ноябрь
Воспитатели, учителя трудового обучения
Плотник. Содержание труда. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.
декабрь
Воспитатели, учителя трудового обучения
Столяр. Значение профессии. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.
декабрь
Воспитатели, учителя трудового обучения
Цветовод-декоратор. Значение профессии. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.
январь
Воспитатели, учителя трудового обучения
Овощевод. Садовник. Значение профессии. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.
февраль
Воспитатели, учителя трудового обучения
Швея. Значение профессии. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.
март
Воспитатели, учителя трудового обучения
Оператор машиннго доения. Знакомство с профессией. Востребованность на рынке труда. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.
март
Воспитатели, учителя трудового обучения
Обувщик. Знакомство с профессией. Возможности индивидуальной трудовой деятельности.
апрель
Воспитатели, учителя трудового обучения
Просмотр видеофильма «Наши выпускники»
раз в полугодие
Педколлектив класса
Оформление презентаций , плакатов, коллажей о труде.
В течении года
Педколлектив класса
Классные часы:
«Человек славен трудом !»
«Старанье и труд , всё перетрут»
«Всё счастье земли за трудом»
Май
Кл.рук.
Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников.
Ежегодно
Кл.рук.
17
Профориентация учащихся на уроках
Ежегодно
Воспитатель
Практические работы могут осуществляться во внеурочное время в рамках воспитательной работы по направлению «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение»
2014-2015
№
п/п
Содержание работы
Сроки
Ответственные
1.
Создание банка данных об учебных заведениях республики Марий Эл
В течении года
Кл.рук.,восп-ль
2.
Анализ уровня профессионального просвещения:
-анкетирование «Хочу. Могу. Надо.
Сентябрь
Кл.рук.,восп-ль,
3.
Развитие творчества детей, посредством включения в кружковую деятельность
сентябрь
Педагоги
4.
Трудовой десант «Труд кормит , лень портит»
Октябрь
Воспитатель
5.
Оформление наглядно-агитационной папки по профориентационной работе
В течение года
Педагоги
6
Мероприятия по формированию коллективной деятельности (ОПТ, хозяйственные часы и т.д.)
В течение года
Педколлектив класса
7
Анализ уровня профессионального просвещения
Вторичная диагностика. Анкета «Ориентация», «Мои интересы», «Творческое дело», «Я в цифрах и фактах» и т.д.
апрель
Педколлектив класса
8
Сочинения «Моя будущая профессия» Подбор материала в библиотеке.
декабрь
Педколлектив класса
9
Профессиональные консультации учащихся
Апрель, май
Классный рук-ль
10
Участие в мероприятиях на базе школьных трудовых предметов
В течение всего года
Педагоги , восп., кл.рук.
11
«Ступенька в жизнь» знакомство с ПУ, обучающих детей коррекционных школ. Приглашение педагогов, посещение Дней открытых дверей
В течении года
Воспитатель.
12
Отслеживание катамнеза
В течении года
Педколлектив класса
13
Подготовка к сдаче итоговой аттестации
Март, апрель, май
Воспитатель.
14
Участие различных акциях по пропаганде трудового воспитания
В течение всего периода
Педколлектив класса
15
Организация экологических десантов на территории школы, пришкольной территории
Осень, весна.
Педколлектив
16
Летняя трудовая практика
июнь
Педколлектив
Ожидаемые результаты
1. успешная адаптация способов планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся.
2. Положительная оценка деятельности педагогического коллектива и администрации школы по решению проблем, связанных с социально-профессиональной адаптацией детей с нарушением интеллекта
3.Практическая сторона включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в интересах личности и общества в целом
Литература.
Агавелян О. К. Некоторые вопросы социально-трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1974. - № 1.
Батышев С. Я. Трудовая подготовка школьников.//Вопросы теории и методики. - Москва, 1981.
Бодеман Й.-О. О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1982. - № 3.
Бондарь В. И., Еременко И. Г. О совершенствовании подготовки умственно отсталых детей к самостоятельному труду.//Дефектология. -1990. - № 3.
Взаимодействие школы, семьи и общественности в подготовке школьников к выбору профессии: Сб. науч. трудов./Под ред. С. Н. Чистяковой. - Москва, 1989.
Воронкова М. В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью.//Дефектология. -1996. - № 3.
Выготский Л. С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка.//Дефектология. - 1976. - № 6.
Картушина Г. Б. Работа по профессиональной ориентации учащихся вспомогательной школы.//Трудовое обучение во вспомогательной школе. - Москва, 1988.
Ковалева Е. А. О подготовке учащихся вспомогательных школ к обучению в профессионально-технических училищах.//Дефектология. - 1991. - № 4.
Крупская Н. К. Педагогические сочинения. - Т. 4 - Москва, 1959.
Леонтьев А. Н. Формирование личности.//Психология личности.Тексты. /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. - Москва, 1982.
Мирский С. Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы.//Дефектология. - 1997. - № 4.
Мирский С. Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы.//Дефектология. - 1989. - № 3.
Михайлов И. В. Психология в системе работ по профориетации.//Вопросы психологии. - 1975. - № 1.
Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология. - 1996. - № 3.
Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. - Москва, 2002.
Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. - Москва, 1985.
Плахова Н. А. Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками.//Дефектология. - 1995. - № 5.
Плох Л. (Польша) Профессионально-трудовая подготовка умственно отсталых подростков в ПНР.//Дефектология. - 1988. - № 1.
Попов Ю. И., Бгажнокова И. М. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью.//Дефектология. - 1995. - № 1.
Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. /Сост. А. Д. Виноградова. - Москва, 1985.
Психологическая служба школы./Под ред. И. В. Дубровиной. - Москва, 1995.
Психология развивающейся личности./Под ред. А. В. Петровского. - Москва, 1987.
Рекомендации по организации молодежи на строительные профессии./Под ред. В. В. Петровой. - Москва, 1987.
Розенштейн П. М., Елисеева Г. Н., Кузнецов Е. С Школьный кабинет профессиональной ориентации. - Казань, 1984.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - Москва, 1986.