при составлении рекламы, рекламных объявлений и т.д.
В данной программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Овладеть основами знаний о дизайне как специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности человека помогут разделы предлагаемой программы.
На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование многих вещей требует умения рисовать, чертить, моделировать и макетировать.
Программа предусмотрена для детей 13 – 18 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Чертежник"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ АЧИТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «АЧИТСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________ Савватеева Т.А.
«___» ______________ 20__г.
«ЧЕРТЕЖНИК»
Дополнительная общеобразовательная программа
для учащихся 13 – 18 лет
Срок реализации 3 года
Составитель: Камирэн Анна Юрьевна
педагог дополнительного образования
1 квалификационная категория
п. Ачит
2015 г.
Введение
Курс черчения – составная часть трудового политехнического образования
школьников. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой
политехнической и профессиональной подготовке школьников, формированию
основ графической грамоты, умений составлять чертежи и сознательно ею
пользоваться в процессе трудовой деятельности.
Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц, их анализ
создают предпосылки для развития у школьников склонности к изучению
техники.
Тесная связь обучения черчению с жизнью, производительным трудом,
широкое использование межпредметных связей, включение в процесс обучения
черчению возможно более широкого круга познавательных и занимательных
задач повышают мотивацию подростков к познанию и творчеству в интересах
личности и государства.
В общеобразовательной программе широко используются межпредметные
связи с геометрией, начертательной геометрией, дизайном, изобразительным
искусством, черчением, конструированием, архитектурой и т.д. Воспитанник
получит начальные знания по специальностям чертежника, дизайнера,
архитектора, художника оформителя в решениях экстерьеров и интерьеров
различных зданий и сооружений. Приобретенные знания будут полезны в
при составлении рекламы, рекламных объявлений и т.д.
В данной программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Овладеть основами знаний о дизайне как специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности человека помогут разделы предлагаемой программы.
На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование многих вещей требует умения рисовать, чертить, моделировать и макетировать.
Направленность программынаучно-техническая онанаправленана приобщение обучающихся к основам черчения, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.
Цель программы: мотивация подростков к техническому образованию
путем их приобщения к инженерной графике и архитектурному дизайну.
различные геометрические тела, самостоятельно разрабатывать
графическую документацию для изготовления деталей и предметов;
- изучить приемы пластической проработки поверхности и ее
трансформации в объемные элементы;
- ознакомить с основными понятиями композиционного построения объекта
– композиционным моделированием;
- развить логическое и абстрактное мышление, творческие способности
учащихся;
- оказать помощь в профессиональной ориентации школьников.
Новизна данной образовательной программызаключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техническое черчение, но и применить его, используя комплексно, при проектировании предметов, и всего, что так или иначе окружает нашу жизнь.
Актуальность данной образовательной программы
Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Министерство образования РФ от 29.11.01). Изучение данного курса жизненно
необходимо в жизни любого грамотного человека, прививает подросткам
культуры графического труда, создает основу для эстетического воспитания
учащихся средствами черчения.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Педагогическая целесообразность образовательной программы будет состоять в формировании у учащихся чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления своих творческих способностей в работе при выполнении индивидуальных заданий.
Отличительные особенности. Основными отличиями данной программы от стандартной являются
продолжительный срок реализации, разбитый на этапы, нацеленность на
подготовку учащихся к поступлению в высшие и средние специальные учебные
заведения с изучением данного курса, связь данной программы с архитектурно-
художественным направлением.
Обучение по программе построено по принципу “ от простого – к сложному”. От вырезания простых и симметричных форм – к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости – к проработке объемных форм.
Срок реализации образовательной программы – 3 года.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий: типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, экскурсия, дискуссия, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков, самостоятельное.
Основным видом деятельности являются практические занятия.
Концептуальную основу программы составляют положения:
1. Личностный подход к каждому воспитаннику.
2. Постепенное освоение теоретических и практических знаний,
умений и навыков.
3. Преемственность обучения.
4. Формирование у подростка умения выразить свою концепцию в
трехмерном пространстве, поверив в свои силы и возможности.
Отслеживание результатов проводится при помощи матриц, в которых определяются конкретные теоретические и практические навыки. А так же в конце года проводится контрольная точка и периодическая организация выставок. Это даст детям возможность в новых условиях заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Программа «Чертежник» рассчитана на 3 года обучения и содержит следующие уровни освоения:
1 этап «Теория черчения» (продолжительность 1 год) (количество часов в год –
216, 2 занятия в неделю по 3 часа).
На 1 году обучения группа комплектуется из учащихся 8-9 классов (14-16
лет), этап является подготовительным. Его главная задача – увлечь,
заинтересовать подростков, привить учащимся культуру труда, способствовать
развитию у учащихся технического и образного мышления, а также
пространственных представлений, имеющих большое значение в трудовом
обучении, производственной деятельности и техническом творчестве.
Учащиеся знакомятся с историей чертежа, приобретают начальные навыки
в чтении чертежей, самостоятельно разрабатывают чертежи, применяют
различные виды графических изображений, решают творческие задачи с
элементами конструктирования.
По окончании 1-го года обучения воспитанник должен знать:
- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов на чертежах;
- условные изображения и обозначение резьбы;
- способы изображения соединений деталей;
- особенности выполнения сборочных и строительных чертежей.
Воспитанник должен уметь:
- выполнять необходимые сечения, разрезы на чертежах, чертежи основных соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи изделий, состоящих из 5-8 деталей; читать несложные строительные чертежи;
- правильно выбирать главное изображение и количество изображений;
- применять полученные знания при выполнении конструктивных преобразований несложных объектов.
2 этап «Макетирование из бумаги и картона» (продолжительность 1 год)
(количество часов в год – 216, 2 занятия в неделю по 3 часа).
На данном этапе обучения воспитанники 15-18 лет изучают основные приемы макетирования, овладевают построением пластической разработки поверхности, разрабатывают простые объемные формы.
Главная задача 2 этапа – формирование заинтересованности воспитанника к конструкторской, макетной деятельности.
Целью 2-го этапа является не только обучение воспитанников приёмам техники макетирования и приобретение ими практических навыков в изготовлении макетов, но и формирование умений выразить свою концепцию в трехмерном пространстве, отобразив любую форму видимого мира за рамками плоскостных проекций.
На втором году обучения подростки учатся работать с бумагой и картоном, имеют дело с макетным моделированием, отображающий весь творческий процесс в целом, а не только конечный результат.
По окончании 2-го года обучения воспитанник должен знать:
- строить макет плоскости и различные виды разработки поверхности;
- разработать и склеить орнамент, кулисные поверхности; трансформируемые плоскости;
- выполнять простые объемные формы, правильные многогранники и их развертки (призмы, пирамиды), тела вращения и их развертки (цилиндр, конус).
Занятия на третьем году обучения продолжаются в освоении моделирования из бумаги и картона более сложных геометрических тел, в моделировании сложных объемно-пространственных форм, в изучении закономерностей композиционного построения, значения цвета в композиционном решении. Тематическое моделирование – итог всей деятельности.
Занятия с воспитанниками строятся в основном по индивидуальным образовательным маршрутам.
Совершенствуя свое мастерство в макетировании, воспитанники углубленно изучают технику и виды макетирования, пополняют свой теоретический и практический опыт в улучшении своих знаний и умений.
Воспитанники участвуют в городских и областных конкурсах, учатся бороться и побеждать.
Главная задача третьего года обучения – помочь воспитанникам в выборе
и освоении творческой профессии.
По завершению 3-го года обучения воспитанник должен знать:
- правила «Золотого сечения»;
- значение цвета в композиционном решении;
- закономерности композиционного построения.
Воспитанник должен уметь:
- применять данные знания на практике;
- уметь выполнять сложные объемно-пространственные формы.
Оценка качества обучения по программе производится различными
методами и средствами:
- индивидуальный опрос;
- тесты;
- результаты конкурсов и выставок;
- личные достижения каждого воспитанника.
Разбивка на этапы обучения рассчитана на подростка, решившего освоить творческие специальности. Желательно, чтобы воспитанник имел творческие способности к изобразительной деятельности, творческое мышление, желание и трудолюбие. Поэтому работа по программе предлагает грамотное основательное изучение теории черчения (т.к. моделирование без знаний черчения просто невозможно) и в дальнейшем переход к более сложному процессу – моделированию с учетом архитектурно-художественного направления.
Программа предполагает включение воспитанников в процесс обучения со 2-
го этапа (учитываются полученные ранее знания по черчению в общеобразовательной школе).
Программа предполагает различные формы деятельности воспитанников:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Это поможет созданию в объединении доброжелательной атмосферы. В процессе работы может осуществляться корректировка учебно-тематических планов с учетом имеющейся материально-технической базы объединения, контингента воспитанников.
В общеобразовательной программе широко используются межпредметные связи с геометрией, начертательной геометрией, дизайном, изобразительным искусством, черчением, конструированием, архитектурой и т.д. Воспитанник получит начальные знания по специальностям чертежника, дизайнера, архитектора, художника оформителя в решениях экстерьеров и интерьеров различных зданий и сооружений. Приобретенные знания будут полезны в разнообразных творческих поисках, дизайнерских форм, оформлении витрин, при составлении рекламы, рекламных объявлений и т.д.
Уровень освоения содержания программы – профессионально-
ориентированный.
Основные формы проведения занятий:
- групповые теоретические и практические занятия;
- индивидуальные практические занятия;
- участие в конкурсах, выставках;
Программа является не только обучающей, но и воспитывающей.
У подростков воспитываются и развиваются творческое воображение,
трудолюбие, усидчивость, способность принимать креативные решения, желание
получить новые знания, формируется ценностное отношение к себе и другим
людям. Главное – разбудить активность у подростков, вооружить их способами
совершенствования деятельности и помочь «творить из себя» свободных,
развитых, грамотных, творческих профессионально-ориентированных людей.
1 «Теория черчения»
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
Тема
Количество часов
теоретические
практические
1
Вводное занятие теория
4
2
2
1.1
Теория. Учебный предмет «Черчение». Значение черчения в практической
деятельности людей.
1
1
1.2
Значение черчения в практической
деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Цели,
содержание и задачи изучения черчения.
1
1
2
Правила оформления чертежей
26
10
16
2.1
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Приемы работы с инструментами.
2
2.2
Понятие о государственных стандартах.
2
2.3
Шрифт.
2
2.4
Масштабы.
2
2.5
Размеры
2
2.6
Шрифт практическая
4
2.7
Нанесение размеров практическая
4
2.8
Чертеж № 1. Линии чертежа.
4
2.9
Чертеж № 2. Чертежи плоской детали.
4
3
Способы проецирования
20
6
14
3.1
Чертежи в системе прямоугольных проекций.
2
3.2
Аксонометрические
проекции, технический рисунок
2
3.3
Проецирование.
2
3.4
Чертеж № 3. В системе прямоугольных проекций.
2
3.5
Чертеж № 4. Изображений предметов на одной, двух, трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
4
3.6
Чертеж № 5. В трех видах.
4
3.7
Чертеж № 6. Эскиз детали в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали.
4
4
Черчение и выполнение чертежей
34
10
24
4.1
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических
тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер и граней предмета. Нанесение
размеров с учетом формы предметов.
2
4.2
Нанесение
размеров с учетом формы предметов.
2
4.3
Развертки предметов. Условные
обозначения. Анализ графического состава изображений.
2
4.4
Выполнение чертежей
с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и
угла на равные части.
2
4.5
Сопряжения. Элементы конструирования.
2
4.6
Чертеж № 7. Чертеж детали с нахождением вершин, ребер и граней предмета.
6
4.7
Чертеж № 8. Имеющий сопряжения.
6
4.8
Чертеж № 9. Выполнение чертежа предметов с преобразованием их формы.
6
4.9
Чертеж № 10. Выполнение эскиза детали с натуры.
6
5
Обобщение знаний
6
2
4
5.1
Методические рекомендации к выполнению задания
2
5.2
Чертеж № 11. Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции
4
6
Общие сведения о способах проецирования
18
6
12
6.1
Способы проецирования. Прямоугольное
2
6.2
косоугольное
2
6.3
центральное
2
6.4
Графические задания по теме.
10
7
Сечения и разрезы
38
14
24
7.1
Сечения. Правила выполнения сечений. Обозначение сечений.
2
7.2
Разрезы.
2
7.3
Соединение части вида и части разреза.
2
7.4
Обозначение разрезов.
2
7.5
Местные разрезы.
2
7.6
Правила выполнения разрезов.
2
7.7
Разрезы в аксонометрических проекциях.
2
7.8
Чертеж № 12. Эскизы деталей с выполнением сечений.
6
7.9
Чертеж № 13. Содержащий разрезы деталей
6
7.10
Чертеж № 14. На соединение половины вида и половины разреза.
6
7.11
Чертеж № 15. Эскиз с натуры с применением необходимых разрезов, сечений и
других условностей и упрощений.
6
8
Чертежи типовых соединений деталей
26
6
10
8.1
Общие сведения о соединении деталей. Разъемные и неразъемные
соединения деталей.
2
8.2
Резьба на стержне и в отверстии. Обозначение резьбы.
2
8.3
Чтение чертежей, содержащих изображения изученных соединений деталей.
2
8.4
Чертеж № 16. Выполнение чертежей шпоночных и резьбовых соединений.
10
9
Сборочные чертежи изделий
24
6
18
9.1
Правила выполнения сборочных чертежей. Условности и упрощения на
сборочных чертежах. Размеры.
2
9.2
Чтение сборочных чертежей
2
9.3
Разрезы.
Штриховка сечений смежных деталей.
2
9.4
Чертеж № 17. Технический рисунок 1-2 деталей.
6
9.5
Чертеж № 18. Деталирование.
6
9.6
Чертеж № 19. Решение творческих задач с элементами конструирования.
6
10
Чтение строительных чертежей
10
4
6
10.1
Понятие об архитектурно-строительных чертежах. Их назначение.
Особенности строительных чертежей. Условные изображения.
2
10.2
Чтение
несложных строительных чертежей.
2
10.3
Чертеж № 20. Чертеж плана кабинета. Рисунки условных изображений на
строительных чертежах.
6
11
Контрольная работа
10
2
6
11.1
Методические рекомендации к контрольной работе
2
11.2
Чертеж № 21. Выполнение чертежа детали (по собственному чертежу).
6
12
Обзор разновидностей графических
изображений
6
2
4
12.1
Области применения технических рисунков и чертежей, схем,
диаграмм, графиков
2
12.2
Практическая работа
4
Итого
216
70
152
Содержание занятий 1 года обучения
ТЕМА № 1. Вводное занятие
Теория. Учебный предмет «Черчение». Значение черчения в практической
деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Цели,
содержание и задачи изучения черчения.
ТЕМА № 2. Правила оформления
Теория. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей.
Приемы работы с инструментами. Понятие о государственных стандартах.
Шрифт. Масштабы. Размеры.
Практика.
Чертеж № 1. Линии чертежа.
Чертеж № 2. Чертежи плоской детали.
Контроль. Анализ полученных результатов.
ТЕМА № 3. Способы проецирования
Теория. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Аксонометрические
проекции, технический рисунок. Проецирование.
Практика.
Чертеж № 3. В системе прямоугольных проекций.
Чертеж № 4. Изображений предметов на одной, двух, трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Чертеж № 5. В трех видах.
Чертеж № 6. Эскиз детали в необходимом количестве видов и технический рисунок той же детали.
Контроль. Анализ результатов выполнения заданий.
ТЕМА № 4. Чтение и выполнение чертежей
Теория. Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических
тел. Нахождение на чертеже вершин, ребер и граней предмета. Нанесение
размеров с учетом формы предметов. Развертки предметов. Условные
обозначения. Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей
с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и
угла на равные части. Сопряжения. Элементы конструирования.
Практика.
Чертеж № 7. Чертеж детали с нахождением вершин, ребер и граней предмета.
Чертеж № 8. Имеющий сопряжения.
Чертеж № 9. Выполнение чертежа предметов с преобразованием их формы.
Чертеж № 10. Выполнение эскиза детали с натуры.
Контроль. Анализ результатов выполнения заданий.
ТЕМА № 5. Обобщение знаний
Практика.
Чертеж № 11. Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции.
при составлении рекламы, рекламных объявлений и т.д.
В данной программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Овладеть основами знаний о дизайне как специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности человека помогут разделы предлагаемой программы.
На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование многих вещей требует умения рисовать, чертить, моделировать и макетировать.