После летних каникул детям тяжелее вступать в учебный процесс, а первоклассником тем более. Им приходится вживаться в новый коллектив, знакомиться с новыми правилами. Ребенок идет в первый класс с уверенностью, что ему будет здесь хорошо. Нужно сделать все, чтобы оправдались эти ожидания: чтоб он нашел в школе хороших друзей, чтоб пережил успех в учебе, общественных делах. Задача воспитателя ГПД сформировать такой классный коллектив, в котором каждый ребенок чувствовал себя комфортно, смог раскрыть свои творческие способности. Решению данной задачи способствует программа «Вокруг тебя – мир».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа для воспитателей ГПД "Вокруг тебя мир". »
Программа
«Вокруг тебя - мир»
воспитателя ГПД 1-2 классов
МБОУ «СОШ №3 г.Лгова»
Россихиной Елены Николаевны
на 2013-2014 уч.год.
Пояснительная записка.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школе. Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Одни заняты работой, другие не обращают на это внимание и дети большую часть свободного времени предоставлены сами себе.
После летних каникул детям тяжелее вступать в учебный процесс, а первоклассником тем более. Им приходится вживаться в новый коллектив, знакомиться с новыми правилами. Ребенок идет в первый класс с уверенностью, что ему будет здесь хорошо. Нужно сделать все, чтобы оправдались эти ожидания: чтоб он нашел в школе хороших друзей, чтоб пережил успех в учебе, общественных делах. Задача воспитателя ГПД сформировать такой классный коллектив, в котором каждый ребенок чувствовал себя комфортно, смог раскрыть свои творческие способности. Решению данной задачи способствует программа «Вокруг тебя – мир».
Разработка данной программы организации свободной от уроков деятельности, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей на организованный отдых обучающихся в условиях школы и посёлка;
– необходимостью использования творческого потенциала школьников и педагогов в реализации цели и задач программы
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Конституцией РФ;
– Законом РФ «Об образовании»;
-Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников .
Цели и задачи нравственно-эстетического воспитания.
Цель: формирование основ нравственного самосознания личности – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Задачи:
-Организовать работу по сплочению учащихся класса и формированию детского школьного коллектива (вовлечение всех детей в классные дела, участие в общешкольных мероприятиях, проведение бесед, экскурсии).
-Проводить систематическую работу по изучению норм поведения в школе, в семье, в общественных местах.
-Проводить профилактическую работу среди учащихся и родителей с целью предупреждения правонарушений в школе, на улице (инструктажи по правилам поведения в школе, по правилам дорожного движения, игры, викторины по ПДД, конкурсы рисунков).
-Воспитывать чувство уважения к людям любой профессии, бережное отношение к природе, к школьному имуществу, к личным вещам (проведение смотров, конкурсов, экскурсий в природу, бесед).
- Развивать чувство гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, к искусству как составной части духовной культуры (экскурсии в школьную картинную галерею). - Поддерживать стремление к сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир ( конкурсы рисунков, уроки творчества.)
Принципы воспитания:
Принцип добровольности;
Принцип творчества и успеха.
Целостность педагогического пространства: единство и взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы.
Принцип доверия и поддержки.
Формирование коллектива происходит поэтапно:
I этап. Диагностический
Задачи:
1. Выявление склонностей и интересов обучающихся класс.
2. Выявление личностных качеств личности.
3. Анализ полученных результатов диагностики.
4. Ожидаемый результат.
5. Определение направлений деятельности.
II этап. Организационный
Задачи: 1. Определение партнеров, заключение соглашений на совместную деятельность: ДК, детская библиотека.
3.Создание программы занятости детей в свободное от занятий время.
III этап. Деятельностныйэтап
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
- участвуют во всех организуемых мероприятиях;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
IV этап. Аналитический
- Анализ деятельности классного коллектива, реализации проекта, выявление положительных и
отрицательных моментов в ходе реализации проекта.
- Подведение итогов.
- Выявление активных участников программы.
-Награждение в конце каждой четверти.
Работа, организуемая воспитателями групп продленного дня, направлена воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, Мы учим ребят делить радости и неудачи на всех, стремимся привить чувства товарищества, взаимопомощи и понимания, чтобы наши дети росли в атмосфере искреннего уважения и сотрудничества.
Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка.
Содержание воспитательной работы
направления
задачи
пути реализации
Нравственно-этическое воспитание
-установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
-Игры на сплочение коллектива «Дружба начинается с улыбки»;
-КТД « Давайте познакомимся»;
-Веселые старты;
-Познавательно-развлекательные игры;
-Викторины;
-Беседа « Ты – ученик», «Твои друзья».
-различение хороших и плохих поступков; стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
-Беседа «Что такое хорошо, а что такое плохо».
-«Герои наших любимых сказок» литературный час.
-представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
-«Школа светофорных наук «ПДД»;
-«Ты, да я, да мы с тобой» КТД.
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
-знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами; быть опрятным, чистым, аккуратным;
-«Ежели Вы вежливы» беседа;
-Игры с коллективным ответом;
-«Во что играли наши бабушки» игровой час;
-«Дорогами войны» знакомство со стихами о войне;
-«Сказка ложь, да в ней намек» литературный час;.
-Беседа «Ты – ученик»,
«Мой друг – носовой платок».
-бережное, гуманное отношение ко всему живому;
-«Прошло лето, здравствуй осень» загадки об осени;
- Игра «Поле чудес» на тему «Деревья»;
- Эстафета «Загадки леса»;
- Викторина «О братьях наших меньших»;
-Загадки о природе и ее явлениях;
- Экскурсии в природу.
-совершенствование личностных качеств эстетической восприимчивости и отзывчивости, благородство души через обогащение внутреннего мира воспитанников.
-Экскурсии в школьную галерею.
-Экскурсии в школьную библиотеку;
-Экскурсии в ДК.
-формирование умения и навыков художественного творчества.
Уроки творчества. Знакомство с оригами. Изготовление поздравительных открыток. Работа с пластилином. Изготовление картинок из круп.
Система контроля.
Периодическая диагностика.
С целью развития отношений в коллективе используется социометрия- 2 раза в год.
С целью изучения нравственного развития личности и духовно– нравственной атмосферы в коллективе предполагается использование методики «Магазин», «Незаконченное предложение».
С целью изучения уровня воспитанности учащихся используется методика Н.П. Капустина
С целью удовлетворенности учащихся школьной жизнью – методику А.А. Андреева.
Анкета «Какой у нас коллектив». Методика Лутошкина.
Критерии эффективности реализации программы:
Мониторинг позитивных межличностных отношений в ученическом коллективе.
Мониторинг сформированности детского коллектива.
Мониторинг степени участия каждого ребенка в мероприятиях.
Мониторинг уровня воспитанности с использованием методики Н.П. Капустина.
Модель выпускника начальной школы
Любит учиться.
Внимателен, самостоятелен.
Помогает другим.
Любит трудиться.
Любит свою школу, свой город, свою Родину.
Знает и выполняет правила для учащихся.
Участвует в делах класса и школы.
Добр по отношению к людям.
Соблюдает культуру поведения.
Прогнозируемые результаты
1.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
-первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
-первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
-элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
-первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
2) Воспитание нравственных чувств:
-начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
-знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.