kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профориентационный нетворкинг как элемент современной системы профессиональной ориентации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная ориентация – тот единственный общедоступный инструмент, который может обеспечить подготовку нынешних школьников к реалиям завтрашнего дня.

Что ещё мы знаем о будущем труда и профессий? 

Выбор профессии – уже не будет выбором «один раз и на всю жизнь». Скорее всего, после первого выбора придётся выбирать ещё раз, снова и снова, на протяжении всей жизни, и даже после выхода на пенсию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационный нетворкинг как элемент современной системы профессиональной ориентации»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ НЕТВОРКИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ


В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. Вопрос «Кем быть?» – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества и соответствующей его запросам и интересам.

Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.

Теория и практика профессиональной ориентации в нашей стране прошла несколько этапов своего развития, и на каждом из этапов ведущие цели профориентационной работы были различными. В 60-80-е годы прошлого века профориентационная работа воспринималась как помощь человеку в его профессионально-образовательном выборе, как решение задачи взаимовыгодного подбора «предприятия, нуждающегося в определённых типах работников», и «человека, способного и желающего работать на определённом рабочем месте». Начиная со второй половины 80-х годов, профессиональная ориентация рассматривается, прежде всего, как поддержка профессионального самоопределения человека, следовательно, требует учёта всех особенностей этого процесса – непрерывности, субъектности, необходимости специально организованного и притом личностно значимого практического опыта. В новом тысячелетии профориентационная работа с детьми и молодёжью, равно как и с взрослым населением, обретает новую цель – подготовка человека к успешной жизнедеятельности в условиях неопределённого будущего. Это будущее может носить разные имена – «цифровая экономика», «информационное общество», «постиндустриальная эпоха» или другие – но во всех случаях мы знаем о нём только одно: оно кардинально отличается от того, что было в прошлом, и от того, что мы видим в настоящем. А значит, чтобы быть готовым к будущему, нужно уметь проявлять максимально возможную гибкость и изменчивость в своих действиях, умениях и компетенциях. Современная профориентационная работа с детьми и молодёжью может быть результативной, если она одновременно удерживает все три смысла:

помощь в выборе профессии, ВУЗа, техникума;

поддержка в развитии субъекта профессионального самоопределения;

подготовка к профессиональному самоопределению в условиях будущего.

Профессиональная ориентация – тот единственный общедоступный инструмент, который может обеспечить подготовку нынешних школьников к реалиям завтрашнего дня.

Что ещё мы знаем о будущем труда и профессий?

Выбор профессии – уже не будет выбором «один раз и на всю жизнь». Скорее всего, после первого выбора придётся выбирать ещё раз, снова и снова, на протяжении всей жизни, и даже после выхода на пенсию.

Универсальные компетенции – «софт скиллз» (soft skills) – в профессиональной деятельности уже сейчас приобретают не меньшее, а порой и большее значение, чем собственно профессиональные компетенции – «хард скиллз» (hard skills). Что такое «софт скиллз»? Это, прежде всего социальные навыки, связанные с коммуникацией, организацией, работой в команде, а также с самообразованием и обработкой информации. Наличие их у человека уже в ближайшем будущем станет базовым условием готовности к любому виду профессиональной деятельности. Но это не значит, что «софт скиллз» полностью вытеснят «хард скиллз»: нельзя стать успешным ветеринаром, инженером, поваром или даже менеджером проекта только за счёт своей коммуникабельности или организованности.

Во всём мире «профессия» постепенно перестаёт быть стабильным набором трудовых функций, требующим определённых знаний, умений и навыков, и становится персонализованным динамичным набором компетенций. В мире будущего большинство «профессий», скорее всего, будут определяться как «рабочее место, созданное работником под себя».

Это не значит, что сама ценность профессионализма отмирает. В наступающем постиндустриальном мире профессионализм – это базовый набор профессиональных компетенций, широкая базовая сфера профессиональной деятельности, в рамках которой человек включается в разные проекты и реализует их – в команде или самостоятельно, последовательно или параллельно.

Производственный процесс меняется уже сейчас: рядом с большими заводами и длительными, массовыми технологическими процессами возникает всё больше стартапов, проектных команд, распределённых офисов, гибких малосерийных производств. Всё большее распространение получают и новые формы организации труда – фриланс, коворкинг, краудсорсинг, волонтёрство.

Всё больше производственных и управленческих процессов будет автоматизироваться с использованием разнообразных цифровых технологий.

Часть жизни наших детей, которую они проводят в Интернете – это неизбежность. Возможно, это – важный этап в развитии их профессионального самоопределения: весьма вероятно, что большая часть его профессиональной деятельности будет проходить в сети.

Серьёзные изменения социально-экономических и технико-технологических условий, в которых происходит процесс самоопределения современного человека, требует пересмотра общепринятых подходов к организации и ведению профориентационной работы. При этом необходимо учитывать два тезиса, которые представляются вполне очевидными.

Во-первых, подготовку человека к его профессиональному выбору необходимо начинать с ранних возрастов, с тем, чтобы к 8-9 классу у подростка уже был набор компетенций, обеспечивающих относительно самостоятельный и осознанный выбор профессии в современных проблемных условиях, препятствующих самостоятельности и осознанности выбора.

Во-вторых, нашим детям предстоит жить и работать в ином, новом мире. Поэтому нам следует не бояться новых слов, понятий и терминов (в том числе, заимствованных из бизнес-сферы), а исследовать новые возможности, которые они открывают.

Одно из таких понятий – профориентационный нетворкинг – становится ключевым в современной модели организации профориентационной работы.

Нетворкинг (в широком смысле) – деятельность по созданию системы полезных для бизнеса или профессиональной деятельности социальных контактов, связей, актуальных либо перспективных. Использование понятия «нетворкинг» в профориентационном контексте требует, прежде всего, выявления тех субъектов, между которыми целесообразно выстраивание связей, полезных для достижения целей профориентации. Социальная миссия профориентации состоит в том, что она призвана сбалансировать профессионально-карьерные намерения человека с потребностями экономики в квалифицированных кадрах определенного профиля и уровня подготовки. Этот тезис, указывает на двух основных пользователей профориентационной работы:

1. человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения;

2. работодатель, находящийся в поиске актуальных или перспективных кадровых ресурсов.

Субъектное пространство профориентационного нетворкинга может быть представлено как «треугольник взаимодействия РРР»: Ребёнок – Родитель – Работодатель. В этом треугольнике образовательные организации, педагоги, психологи, профконсультанты играют значимую, но всё же вспомогательную роль квалифицированных посредников (провайдеров).

- работодателю нужны выпускники, профессиональное самоопределение которых обладает заранее заданными свойствами, соответствующими кадровым потребностям работодателей (например: лояльность к данной конкретной компании; корпоративный патриотизм; преданность бренду; готовность не только отдавать фирме свои профессиональные компетенции, но и существенную часть своей личности; готовность испытывать определенные ограничения и даже терпеть определенные лишения ради работы именно в данной компании и т.д.);

- родителю нужно гарантированное счастливое и безоблачное будущее для своих детей;

- обучающемуся нужно найти себя во взрослом мире, добиться успеха, завоевать достойное место в социуме и в то же время обеспечить себе возможности для профессиональной и личностной самореализации.

Основной инструмент профориентационного нетворкинга – коммуникативная площадка, в рамках которой обеспечены условия для встречи, знакомства и диалога учащегося, родителя и работодателя.

В качестве одного из возможных вариантов такой площадкой может стать школа, техникум или ВУЗ. В то же время, помимо общих гармонизирующих задач по отношению к взаимодействию трех субъектов, у системы образования существуют и частные задачи:

- по отношению к обучающимся – педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения (содействие становлению субъектной позиции, формирование необходимого набора «профориентационно значимых компетенций» посредством серии погружений в реальный социальнопрофессиональный контекст и с использованием практикоориентированных форм сопровождения профессионального выбора (профпробы и др.);

- по отношению к родителям – коррекция и, более того, реформирование воззрений на мир труда и профессий, распространенных в родительском сообществе, разоблачение множества мифов и стереотипов восприятия; преодоление деформаций в ценностных основаниях профессионально-трудовой деятельности, восстановление ценности профессионализма; одним словом – активная работа с тем содержанием родительского сознания, которое чаще всего и является главным препятствием на пути самостоятельного и эффективного самоопределения детей;

- по отношению к работодателям – гуманизация их кадровой политики.

От решения этих задач напрямую зависит не только успешность самого профориентационного нетворкинга, но и достижение конечной цели профориентационной работы – снижение остроты противоречий между человеком и экономикой.

Можно выделить следующие пять групп «профориентационно значимых компетенций» (компетенций профессионального самоопределения), формирование которых завершается в различных возрастных периодах, связанных с осознанной и самостоятельной готовностью субъекта:

1. ориентироваться в профориентационно значимом пространстве;

2. приобретать и осмысливать профориентационно значимый опыт;

3. осуществлять профессиональный выбор и принимать решения;

4. проектировать персональный профессионально-образовательный и карьерный маршрут;

5. продвигаться по этому маршруту.

Профориентационный нетворкинг может рассматриваться как равноправный структурный элемент современной системы профессиональной ориентации наряду с профессиональной информацией, профпропагандой, профотбором и профподбором, профдиагностикой и профконсультацией, профессиональной активизацией и профориентационно значимой практикой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Сергиенко Инна Павловна

Дата: 09.02.2024

Номер свидетельства: 645371


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства