kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков»

Подростковый возраст является уязвимым с точки зрения переживания

трудных ситуаций: мир в восприятии подростка предстает «черно-белым» — он

категоричен, не видит «полутонов», проблемы и трудности гипертрофируются,

кажутся неразрешимыми; из-за гормональной бури снижена сопротивляемость

стрессу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков»»

«Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков»

Подростковый возраст является уязвимым с точки зрения переживания

трудных ситуаций: мир в восприятии подростка предстает «черно-белым» — он

категоричен, не видит «полутонов», проблемы и трудности гипертрофируются,

кажутся неразрешимыми; из-за гормональной бури снижена сопротивляемость

стрессу.

Эти особенности естественны для подростков, но при неблагоприятных

условиях они могут выступать факторами риска и быть намеренно использованы

злоумышленниками как инструмент провокаций.

Можно выделить особенности личности, которые не позволяют подростку

адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагают к

суицидальному поведению:

. неумение найти способы удовлетворения своих потребностей и желаний;

. отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкая сопротивляемость

стрессу;

. отсутствие жизненного опыта, отсутствие навыков конструктивного решения

проблемы;

. общее отрицательное отношение к авторитетам, миру взрослых (недоверие к

тем, кто стремится им помочь (близким, врачам, психологам);

. бескомпромиссность;

. в подростковом возрасте еще не до конца сформированы (или слабо

сформированы) жизненные цели, ценности, установки. При отсутствии таких

ценностей и недостатка жизненного опыта при встрече с трудной ситуацией,

субъективно воспринимаемой подростком как безвыходной, идея уйти из жизни

может стать доминирующей.  

В качестве рисков и угроз жизни подростков в зоне повышенного

внимания педагогов и родителей сегодня должны оказаться:

. жизненные обстоятельства или ситуации, воспринимаемые подростком как

невыносимо трудные, непреодолимые;

. бесконтрольное пользование подростком интернет-ресурсами, через которые

на него может оказываться деструктивное воздействие.  

Среди ситуаций, которые могут выступить мотивами суицидального

поведения, выделяются:

1. Переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности

и непонимания.

2. Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное

чувство и ревность.

3. Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью,

разводом или уходом родителей из семьи.

4. Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.

5. Боязнь позора, насмешек или унижения.

6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного

проступка или правонарушения), или последствий неудачных действий (например,

страх неуспешно сдать экзамены).

7. Любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность.

8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.

9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать

неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.

10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или

фильмов, следование «моде».

11. Нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности

к значимой группе, пессимистическая оценка собственной личности.  

Вышеперечисленные обстоятельства могут отягощаться употреблением

наркотиков, алкоголя, игровой или интернет-зависимостями, депрессивными

состояниями. Воспринимая свою жизненную ситуацию как непреодолимую, дети порой

способны на крайние поступки, вплоть до самых страшных — попыток совершения самоубийства! Взрослые, к сожалению, могут не знать (не замечать) происходящего

с подростком, или считать эти причины несерьезными. А для него обстоятельства

кажутся непереносимыми. Не получая понимания и поддержки взрослого,

подросток в этих обстоятельствах чувствует себя непонятым, одиноким, покинутым.

Он живет с ощущением — «нет выхода», «нет пути назад»! Именно в этом

противоречии главная трудность — вовремя распознать риски для жизни.  

Серьезную угрозу жизни и благополучию подростка сегодня представляет

опасный контент в сети ИнтернетТак в Интернете были организованы и развернули свою деятельность деструктивные группы и сообщества, вовлекающие детей и подростков в «роковые»

и смертельно опасные игры. Это, например, так называемые «группы смерти»,

которые готовят детей к добровольному уходу из жизни. Вот примеры таких групп:

Синий кит, Тихий дом, Разбуди меня в 4:20 и т.д.

Почти все суицидальные группы имеют в своем названии хештеги и

аббревиатуры. Хештег, изображаемый значком «решетка» #, позволяет другим

пользователям находить все записи, обозначенные этим значком через поисковую

систему социальной сети: #f46 #F56 #f57 #f58 #няпока #морекитов #тихийдом

#ринапаленкова #мертвыедуши #тихийдом #море_китов #няпока #хочувигру

#хочу_в_игру.

ВНИМАНИЕ! Озвучивать эти хештеги детям не следует, чтобы не

вызвать у них интерес — «пойти по ссылкам и проверить, что там…»

Для вовлечения подростков в такие группы злоумышленники как раз

используют возрастные особенности подростков: их стремление

к самоутверждению, к принадлежности и высокому статусу в значимых группах,

интерес ко всему тайному, включая проблемы жизни и смерти, склонность видеть в

любой трудности неразрешимую проблему, эмоциональную неустойчивость,

интенсивность чувств и переживаний. А еще они используют наше с Вами

невнимание к проблемам подростка, наше неумение видеть его переживания,

продемонстрировать ему понимание и поддержку.

Система построена следующим образом: детей вовлекают в таинственную

и опасную игру. Разработана система приема в группу, чтобы стать членом группы

надо выполнять опасные задания, при этом, введен строгий запрет на передачу

информации взрослым. Прием в группу производится на основании получения как

можно большего числа «лайков». У ребенка всячески поддерживается

представление о том, что он никому не нужен в реальном мире, что здесь он только

страдает, но есть другой, счастливый мир, где он будет счастлив. Дети получают

задания и должны их выполнить, записав выполнение на видео и выложив видео в

сеть или отправив «куратору». Ребенок «зарабатывает» себе статус, значимые связи

и отношения. В группе есть специальные люди, которые оценивают выполнение

заданий и «поддерживают» веру ребенка в то, что он идет правильным путем,

поощряя его деструктивное по сути поведение. Эксплуатируется стремление

подростка принадлежать к значимой группе, создается эффект таинственности,

членство в закрытой тайной группе подчеркивает «избранность» и значимость

подростка. На определенном этапе игры, особенно, если подросток начинает бояться

или понимать деструктивность участия в игре, «кураторы» начинают

манипулировать семейными ценностями и интересами родных и близких подростка:

ему внушается чувство вины, вплоть до угроз расправы над его близкими.

Подросток боится стать причиной гибели дорогих ему людей и предпочитает уйти

из жизни сам.

Быть членами этих тайных групп «модно» среди подростков и большинство из

них следуют моде, не осознавая степени опасности. Уход из жизни воспринимается

ими как ПОСТУПОК, показатель смелости. Опросы показывают, что подростки

оценивают уход сверстника из жизни так: «Какая она молодец, вот она смогла!».

Создан своего рода «фетиш», которому дети хотят соответствовать. Многие из них

не собираются уходить из жизни по-настоящему, они играют в поощряемую

сверстниками и «кураторами» игру. В таких группах подростки нередко состоят

целыми классами.

Как распознать угрозы?

Исследователи подросткового суицида выделяют его существенные

особенности:

1. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается

гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других.

2. Часто ведет к суициду эмоциональная нестабильность подростка, которая

присуща почти четверти здоровых подростков (а также неумение ослабить

эмоциональное напряжение). Специалисты говорят о том, что подростки зачастую

не разделяют того, что они хотят, от того, что хотят от них другие, не могут

отделить переживания от мыслей и действий.

3. Детям и подросткам присуща недостаточно адекватная оценка

последствий своих действий. Для подростков смерть становится очевидным

явлением. Однако они фактически отрицают ее для себя, экспериментируя

с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную,

но рискованную активность. Подросток принимает мысль о своей смерти, но,

преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети,

а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают

смертельного исхода.

4. Кроме того, именно у подростков суицидальное поведение может быть

подражательным, так как они копируют образцы поведения, которые видят вокруг

себя, (телевидение, Интернет, подростковые субкультуры). Подросткам свойственна

повышенная внушаемость, в силу которой возможны групповые суицидальные

попытки. Сильные переживания вызывают у детей и подростков самоубийство

брата или сестры (родители настолько поглощены горем, что не замечают других

своих детей, которые тоже страдают и в целях привлечения внимания родителей

могут повторить суицидальный поступок близких).

5. Еще одной особенностью суицидального поведения подростков является

наличие взаимосвязи попыток самоубийств с отклоняющимся поведением: побегами

из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями,

конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, проблемами в

сексуальных отношениях и т.д.  

Психологический смысл подросткового суицида, чаще всего, — это «крик

о помощи», или «протест, месть», стремление привлечь внимание к своему

страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне

неотчетливо, инфантильно. Но если это «крик о помощи», разве мы не в силах его

услышать заранее?

Особое внимание следует обращать на детей, которые образуют группу суицидального риска.

Группу риска составляют подростки:

. находящиеся в сложной семейной ситуации (высокая занятость родителей,

при которой общение с ребенком ограничено; болезненный развод родителей,

предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое

обращение в семье, психически больные родственники);

. испытывающие серьезные проблемы в учебе;

. отличники, старающиеся все выполнить только на «отлично» и остро

переживающие любые неудачи;

. не имеющие реальных друзей (при этом виртуальных — в Интернете —

может быть сколько угодно много);

. не имеющие устойчивых интересов, хобби;

. находящиеся в депрессивном состоянии или склонные к депрессиям;

. перенесшие тяжелую утрату;

. остро переживающие несчастную любовь (разрыв значимых любовных

отношений);

. имеющие семейную историю суицида (или ставшие свидетелями суицида,

либо сами пытавшиеся покончить с собой);

. употребляющие алкоголь, психоактивные вещества;

. имеющие недостатки физического развития, инвалидность, хронические

соматические заболевания;

. совершившие серьезный проступок, уголовно наказуемый поступок

(характеризующиеся криминальным поведением) или ставшие жертвой уголовного

преступления (в т.ч. насилия);

. попавшие под влияние деструктивных групп (включая группы в соцсетях),

религиозных сект или молодежных течений.  

Тревожными показателями участия ребенка в «опасных» группах являются:

. резкое изменение фона настроения и поведения, преобладание

подавленного настроения;

. значительное время пребывания в Интернете (практически все свободное

время), переживание тревоги, негативных эмоций при невозможности выхода

в Интернет даже короткое время;

. общение в группе и просмотр видеосюжетов в ночное время, следствием

чего являются трудности в пробуждении, ребенок выглядит не выспавшимся;

. сокрытие от взрослых своих страниц и действий в Интернете, нежелание

ребенка обсуждать новости группы, свои действия в ней;

. ведение в сети одновременно нескольких страниц под разными именами,

особенно от имени и девочки, и мальчика;

. выполнение различных заданий и их видеозапись, в том числе, связанных

с агрессивными действиями по отношению к другим (к животным,

к одноклассникам) или с самоповреждениями (например, порезы на руках или

теле…);

. появление в речи и на страницах в сети рисунков, афоризмов, тегов,

связанных с суицидальным поведением, например, «Раны на руках заглушают боль

в душе», «Лети к солнцу», «Лифты несут людей в небеса» и др.  

Подростки, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации и переживающие

целый комплекс негативных эмоций, начинают задумываться о самоубийстве. Они

испытывают замешательство. Несмотря на то, что их переполняет чувство

безнадежности, безысходности, они могут неосознанно «сигнализировать»

окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова, чтобы найти

кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Педагогам

необходимо быть внимательными к этим «знакам», чтобы не упустить возможность

предотвратить формирующееся суицидальное поведение.  

Знаки надвигающихся угроз жизни:

. высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу

больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше

не прид.тся обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне

нельзя помочь», «Скоро все закончится», в т.ч. шутки, иронические замечания

о желании умереть, о бессмысленности жизни;

. фиксация на теме смерти в рисунках, стихах, литературе, живописи,

музыке; частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида (например,

в Интернете);

. активная подготовка к выбранному способу совершения суицида

(например, сбор таблеток, хранение отравляющих веществ, подъем на крышу дома,

на перила моста);

. сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое

и косвенное); косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например,

помещение своей фотографии в черную рамку, употребление в переписке,

разговорах просуицидальных высказываний, символов;

. раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление

признаков страха, беспомощности, безнад.жности, отчаяния, чувство одиночества

(«меня никто не понимает, и я никому не нужен»), сложность контролирования

эмоций, внезапная смена эмоций (то эйфория, то приступы отчаяния);

. негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего,

потеря перспективы будущего;

. постоянно пониженное настроение, тоскливость. Ребенок считает, что

у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен,

безразличен, иногда ощущает вину перед окружающими;

. необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более

безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление

к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот,

возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и

молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными

веществами;

. стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

. снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних

заданий;

. символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных

вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким,

просит прощения за все у близких, в прошедшем времени говорит о том, что очень

их любил); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;

. попытки уединения: сбегает в укромные, нелюдные места.

Рекомендации по проведению родительских собраний и бесед

с родителями, направленных на профилактику интернет-рисков и угроз жизни

подростков

. Перед проведением собрания или беседы педагогам необходимо

внимательно ознакомиться с материалами, представляемыми родителям

на собрании (сценарием, дополнительными материалами, презентацией), прояснить

все вопросы, в случае необходимости обратиться за консультацией к представителю

администрации, психологу или другому специалисту.

. К собранию необходимо подготовить информацию (адреса и телефоны)

региональных организаций, в которые родители могут обратиться в трудной

ситуации, в ситуации угрозы жизни подростка: региональных служб и центров

оказания помощи семье и детям, региональных телефонов доверия, ППМС-центров,

службах психологической, психиатрической помощи, подразделениях и службах

департаментов социальной защиты, подразделениях по делам несовершеннолетних

и т.п.

. Для участия в собрании могут быть привлечены специалисты, психологи,

медицинские работники.

. Собрания лучше проводить в классе или по возрастным параллелям. Беседы

с родителями по конкретным ситуациям должны носить только индивидуальный

характер.

. При проведении родительских собраний и бесед с родителями важно

учитывать эмоциональную значимость темы. Не должны обсуждаться конкретные

случаи, имеющие место в классах или в знакомом окружении.

. Родителей необходимо проинформировать о «вбросах» недостоверной

информации, уведомить их о необходимости и возможности проверки такой

информации. Ни в коем случае нельзя запугивать родителей и самих подростков

угрозами суицида и склонением к суицидальному поведению.

. Родителям учеников необходимо дать информацию о необходимости

родительского контроля времени пребывания ребенка в Интернете

и использованием ребенком интернет-ресурсов, а так же о мерах защиты от

интернет-рисков, которые они могут применить в домашних условиях и установить

по договору с Провайдером, предоставляющим услуги интернет-связи (Приложение

2). В качестве средств защиты родителям могут быть представлены популярные

программные средства, которые помогут защитить ребенка от нежелательной

информации в Сети, в частности:

iProtectYou Pro — программа-фильтр Интернета позволяет родителям

ограничивать по разным параметрам сайты, просматриваемые детьми ресурсы.

KidsControl – контроль времени, которое ребенок проводит в Интернете.

Mipko Time Sheriff предназначен для контроля времени, проводимого вашими

детьми за компьютером или работы с конкретными программами и сайтами

 NetPolice Lite выполняет функцию родительского контроля, запрещая детям

посещать сайты определенных категорий (сайты для взрослых, ненормативная

лексика и т.п.).

ИНТЕРНЕТ ЦЕНЗОР — программа содержит уникальные вручную

проверенные «белые списки», включающие все безопасные сайты Рунета

и основные иностранные ресурсы. Программа надежно защищена от взлома

и обхода фильтрации.

. Следует обратить внимание родителей на необходимость как можно чаще

просматривать отчеты о деятельности детей в сети Интернет, на необходимость

содержания родительских паролей в строгой секретности. Очень полезно будет

родителям составить совместно с ребенком соглашение по использованию

Интернета. В нем должны быть прописаны права и обязанности каждого члена

семьи.

. Родителям должна быть грамотно представлена достоверная, научно

обоснованная информация о причинах и мотивах суицидов, факторах их

провоцирующих, мерах профилактики и способах помощи в ситуации реальной

угрозы.

. Акцент в рекомендациях родителям по предупреждению интернет-рисков и

угроз жизни для их детей должен быть поставлен на установление доверительных

отношений с ребенком, на сочетание доверия и контроля использования Интернета,

на оказание подросткам помощи в преодолении трудных ситуаций, воспитание у

подростка ценности жизни на базе традиционных семейных ценностей.

. Важно представить родителям информацию о службах, которые в регионе

могут оказать грамотную помощь и поддержку семье при столкновении с угрозой

суицида .

Функции педагога (классного руководителя) в профилактике

суицидального поведения:

1. Создание благоприятного климата в классе (укрепление самоуважения и

положительной самооценки обучающихся, поощрение выражения чувств и эмоций,

предотвращение буллинга).

2. Проведение разъяснительной работы с подростками о различных интернет-

рисках: мошенничестве в интернете, злоупотреблением доверием пользователей,

включающим намеренные технические атаки, хищение личных данных и их

использование в незаконных целях, финансовые махинации, управление желаниями,

действиями, поведением другого человека. Разъяснение подросткам принципов и

способов защиты от таких рисков: посещать надо только конкретные сайты,

содержащие проверенную информацию, нельзя добавлять в друзья незнакомцев,

делиться с ними личной информацией, отправлять им фото и видео, следовать их

указаниям и выполнять их задания.

Конкретную информацию о группах среди подростков распространять

нельзя, так как это может пробудить интерес и желание найти такие группы,

принять в них участие, проверить себя на прочность, что может закончиться

неблагополучно. Но необходимо информировать родителей. Разъяснительная работа

должна строиться на основе принципов ценности жизни и свободы вообще,

значимости жизни и свободы каждого отдельного человека, его прав на защиту

жизни и благополучия. Важно чаще обращать внимание на позитивные моменты

жизни, ее яркие краски, подчеркивать положительное в поведении детей, помогать

им быть успешными в реальной жизни, в общении со сверстниками, в учебе, во

внеурочной деятельности, проявлять к ним искренний интерес, показывать, что все

проблемы преодолимы.

Педагогической альтернативной влиянию деструктивных интернет-сообществ может стать создание групп конструктивной направленности, где ведется обсуждение значимых и интересных для школьников тем; открытое и доверительное общение с детьми.

3. Содействие развитию у подростков устойчивости к трудным жизненным

ситуациям. Это может осуществляться за счет обсуждения реальных трудных

ситуаций, происходящих с подростками, ситуаций, описанных в литературе и т.п.

Акцент ставится на способы поведения в трудных ситуациях, вариантах разрешения

проблемы. Могут быть проведены специальные тренинговые внеурочные занятия,

направленные на развитие навыков преодоления трудных ситуаций.

4. Информирование подростков о способах получения помощи в трудных

ситуациях, о специалистах, которые могут такую помощь оказать.

5. Первичное выявление детей с признаками неблагополучия

в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах.

6. Поддержание тесного контакта с родителями школьников, организация

встреч и бесед при появлении в поведении подростка тревожных сигналов или

неблагополучия. Конкретные рекомендации, которые могут использоваться для

бесед с родителями по профилактике интернет-рисков и угроз жизни подростков

представлены в сценарии родительского собрания и в дополнительных материалах к

нему.

7. Рекомендация об обращении в случае необходимости (в составе семьи)

к профильным специалистам (педагог-психолог, психологи ППМС-центра, врач-

психиатр и т.п.);

Что делать в ситуации угрозы жизни?

Если педагог получил информацию о реальной угрозе жизни подростка, то он

должен незамедлительно проверить данную информацию (встретиться

с подростком, поговорить с ним, прояснить намерения) и включиться в оказание

такому подростку поддержки в преодолении кризисных переживаний. Педагог

должен уведомить администрацию образовательной организации. Администрация

должна связаться с подразделением Комиссии по делам несовершеннолетних.

Совместно разрабатываются варианты помощи подростку.

Основная задача педагога при разговоре с ребенком, находящимся

в кризисном состоянии, — первичное прояснение ситуации и мотивирование на

обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу, иным специалистам).

В задачи педагога не входит оказание психологической помощи; однако при

возникновении ситуации суицидального риска (в т.ч. при суицидальной попытке)

педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым

человеком и должен будет предпринять действия по снижению суицидального

риска.

Способом снижения суицидального риска является разговор по душам.

Основные принципы построения беседы с ребенком, находящимся

в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии, структура разговора и примеры

фраз для поддержки ребенка в кризисной ситуации представлены в дополнительных

материалах к педагогическому совету и должны быть внимательно изучены каждым

педагогом (Приложение 4).

Главное, чтобы разговор по душам не превратился в нравоучения. Кроме того,

ребенок должен быть уверен, что в результате своей откровенности он не будет

отвергнут или наказан. Необходимо показывать подростку, что Вы хотите

поговорить о его чувствах и что Вы не осуждаете его за эти чувства.  

Заключение

Риски и угрозы жизни подростков, к сожалению, реальность сегодняшнего

дня. Чтобы изменить эту реальность от взрослых требуется повышение

чувствительности к проблемам подростков, усиление внимания к их чувствам,

переживаниям. В условиях цифровых технологий и гаджетов детям часто не хватает

простого человеческого общения, которое можем и должны дать им мы, взрослые.

Проблема рисков и угроз жизни сложна и многоаспектна. Ее невозможно

исчерпать на одноразовом мероприятии.  

В целом, важен комплексный подход к решению проблем, связанных

с резкими перепадами настроения, различными зависимостями (включая

компьютерную), девиантным поведением (в том числе, его клинических аспектов).

Поэтому так важно быть чуткими к изменениям, которые происходят с ребенком.

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков»

Автор: Галина Викторовна Алексеева

Дата: 21.09.2020

Номер свидетельства: 558007


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства