6. Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного
проступка или правонарушения), или последствий неудачных действий (например,
страх неуспешно сдать экзамены).
7. Любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность.
8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать
неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.
10. Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или
фильмов, следование «моде».
11. Нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности
к значимой группе, пессимистическая оценка собственной личности.
Вышеперечисленные обстоятельства могут отягощаться употреблением
наркотиков, алкоголя, игровой или интернет-зависимостями, депрессивными
состояниями. Воспринимая свою жизненную ситуацию как непреодолимую, дети порой
способны на крайние поступки, вплоть до самых страшных — попыток совершения самоубийства! Взрослые, к сожалению, могут не знать (не замечать) происходящего
с подростком, или считать эти причины несерьезными. А для него обстоятельства
кажутся непереносимыми. Не получая понимания и поддержки взрослого,
подросток в этих обстоятельствах чувствует себя непонятым, одиноким, покинутым.
Он живет с ощущением — «нет выхода», «нет пути назад»! Именно в этом
противоречии главная трудность — вовремя распознать риски для жизни.
Серьезную угрозу жизни и благополучию подростка сегодня представляет
опасный контент в сети Интернет. Так в Интернете были организованы и развернули свою деятельность деструктивные группы и сообщества, вовлекающие детей и подростков в «роковые»
и смертельно опасные игры. Это, например, так называемые «группы смерти»,
которые готовят детей к добровольному уходу из жизни. Вот примеры таких групп:
Синий кит, Тихий дом, Разбуди меня в 4:20 и т.д.
Почти все суицидальные группы имеют в своем названии хештеги и
аббревиатуры. Хештег, изображаемый значком «решетка» #, позволяет другим
пользователям находить все записи, обозначенные этим значком через поисковую
систему социальной сети: #f46 #F56 #f57 #f58 #няпока #морекитов #тихийдом
к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот,
возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и
молчаливых). Возможно злоупотребление алкоголем, психоактивными
веществами;
. стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;
. снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних
заданий;
. символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных
вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким,
просит прощения за все у близких, в прошедшем времени говорит о том, что очень
их любил); дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;
. попытки уединения: сбегает в укромные, нелюдные места.
Рекомендации по проведению родительских собраний и бесед
с родителями, направленных на профилактику интернет-рисков и угроз жизни
подростков
. Перед проведением собрания или беседы педагогам необходимо
внимательно ознакомиться с материалами, представляемыми родителям
на собрании (сценарием, дополнительными материалами, презентацией), прояснить
все вопросы, в случае необходимости обратиться за консультацией к представителю
администрации, психологу или другому специалисту.
. К собранию необходимо подготовить информацию (адреса и телефоны)
региональных организаций, в которые родители могут обратиться в трудной
ситуации, в ситуации угрозы жизни подростка: региональных служб и центров
оказания помощи семье и детям, региональных телефонов доверия, ППМС-центров,
службах психологической, психиатрической помощи, подразделениях и службах
департаментов социальной защиты, подразделениях по делам несовершеннолетних
и т.п.
. Для участия в собрании могут быть привлечены специалисты, психологи,
медицинские работники.
. Собрания лучше проводить в классе или по возрастным параллелям. Беседы
с родителями по конкретным ситуациям должны носить только индивидуальный
характер.
. При проведении родительских собраний и бесед с родителями важно
учитывать эмоциональную значимость темы. Не должны обсуждаться конкретные
случаи, имеющие место в классах или в знакомом окружении.
. Родителей необходимо проинформировать о «вбросах» недостоверной
информации, уведомить их о необходимости и возможности проверки такой
информации. Ни в коем случае нельзя запугивать родителей и самих подростков
угрозами суицида и склонением к суицидальному поведению.
. Родителям учеников необходимо дать информацию о необходимости
родительского контроля времени пребывания ребенка в Интернете
и использованием ребенком интернет-ресурсов, а так же о мерах защиты от
интернет-рисков, которые они могут применить в домашних условиях и установить
по договору с Провайдером, предоставляющим услуги интернет-связи (Приложение
2). В качестве средств защиты родителям могут быть представлены популярные
программные средства, которые помогут защитить ребенка от нежелательной
информации в Сети, в частности:
iProtectYou Pro — программа-фильтр Интернета позволяет родителям
ограничивать по разным параметрам сайты, просматриваемые детьми ресурсы.
KidsControl – контроль времени, которое ребенок проводит в Интернете.
Mipko Time Sheriff предназначен для контроля времени, проводимого вашими
детьми за компьютером или работы с конкретными программами и сайтами
NetPolice Lite выполняет функцию родительского контроля, запрещая детям
посещать сайты определенных категорий (сайты для взрослых, ненормативная
лексика и т.п.).
ИНТЕРНЕТ ЦЕНЗОР — программа содержит уникальные вручную
проверенные «белые списки», включающие все безопасные сайты Рунета
и основные иностранные ресурсы. Программа надежно защищена от взлома
и обхода фильтрации.
. Следует обратить внимание родителей на необходимость как можно чаще
просматривать отчеты о деятельности детей в сети Интернет, на необходимость
содержания родительских паролей в строгой секретности. Очень полезно будет
родителям составить совместно с ребенком соглашение по использованию
Интернета. В нем должны быть прописаны права и обязанности каждого члена
семьи.
. Родителям должна быть грамотно представлена достоверная, научно
обоснованная информация о причинах и мотивах суицидов, факторах их
провоцирующих, мерах профилактики и способах помощи в ситуации реальной
угрозы.
. Акцент в рекомендациях родителям по предупреждению интернет-рисков и
угроз жизни для их детей должен быть поставлен на установление доверительных
отношений с ребенком, на сочетание доверия и контроля использования Интернета,
на оказание подросткам помощи в преодолении трудных ситуаций, воспитание у
подростка ценности жизни на базе традиционных семейных ценностей.
. Важно представить родителям информацию о службах, которые в регионе
могут оказать грамотную помощь и поддержку семье при столкновении с угрозой
суицида .
Функции педагога (классного руководителя) в профилактике
суицидального поведения:
1. Создание благоприятного климата в классе (укрепление самоуважения и
положительной самооценки обучающихся, поощрение выражения чувств и эмоций,
предотвращение буллинга).
2. Проведение разъяснительной работы с подростками о различных интернет-
рисках: мошенничестве в интернете, злоупотреблением доверием пользователей,
включающим намеренные технические атаки, хищение личных данных и их
использование в незаконных целях, финансовые махинации, управление желаниями,
действиями, поведением другого человека. Разъяснение подросткам принципов и
способов защиты от таких рисков: посещать надо только конкретные сайты,
содержащие проверенную информацию, нельзя добавлять в друзья незнакомцев,
делиться с ними личной информацией, отправлять им фото и видео, следовать их
указаниям и выполнять их задания.
Конкретную информацию о группах среди подростков распространять
нельзя, так как это может пробудить интерес и желание найти такие группы,
принять в них участие, проверить себя на прочность, что может закончиться
неблагополучно. Но необходимо информировать родителей. Разъяснительная работа
должна строиться на основе принципов ценности жизни и свободы вообще,
значимости жизни и свободы каждого отдельного человека, его прав на защиту
жизни и благополучия. Важно чаще обращать внимание на позитивные моменты
жизни, ее яркие краски, подчеркивать положительное в поведении детей, помогать
им быть успешными в реальной жизни, в общении со сверстниками, в учебе, во
внеурочной деятельности, проявлять к ним искренний интерес, показывать, что все
проблемы преодолимы.
Педагогической альтернативной влиянию деструктивных интернет-сообществ может стать создание групп конструктивной направленности, где ведется обсуждение значимых и интересных для школьников тем; открытое и доверительное общение с детьми.
3. Содействие развитию у подростков устойчивости к трудным жизненным
ситуациям. Это может осуществляться за счет обсуждения реальных трудных
ситуаций, происходящих с подростками, ситуаций, описанных в литературе и т.п.
Акцент ставится на способы поведения в трудных ситуациях, вариантах разрешения
проблемы. Могут быть проведены специальные тренинговые внеурочные занятия,
направленные на развитие навыков преодоления трудных ситуаций.
4. Информирование подростков о способах получения помощи в трудных
ситуациях, о специалистах, которые могут такую помощь оказать.
5. Первичное выявление детей с признаками неблагополучия
в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах.
6. Поддержание тесного контакта с родителями школьников, организация
встреч и бесед при появлении в поведении подростка тревожных сигналов или
неблагополучия. Конкретные рекомендации, которые могут использоваться для
бесед с родителями по профилактике интернет-рисков и угроз жизни подростков
представлены в сценарии родительского собрания и в дополнительных материалах к
нему.
7. Рекомендация об обращении в случае необходимости (в составе семьи)
к профильным специалистам (педагог-психолог, психологи ППМС-центра, врач-
психиатр и т.п.);
Что делать в ситуации угрозы жизни?
Если педагог получил информацию о реальной угрозе жизни подростка, то он
должен незамедлительно проверить данную информацию (встретиться
с подростком, поговорить с ним, прояснить намерения) и включиться в оказание
такому подростку поддержки в преодолении кризисных переживаний. Педагог
должен уведомить администрацию образовательной организации. Администрация
должна связаться с подразделением Комиссии по делам несовершеннолетних.
Совместно разрабатываются варианты помощи подростку.
Основная задача педагога при разговоре с ребенком, находящимся
в кризисном состоянии, — первичное прояснение ситуации и мотивирование на
обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу, иным специалистам).
В задачи педагога не входит оказание психологической помощи; однако при
возникновении ситуации суицидального риска (в т.ч. при суицидальной попытке)
педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым
человеком и должен будет предпринять действия по снижению суицидального
риска.
Способом снижения суицидального риска является разговор по душам.
Основные принципы построения беседы с ребенком, находящимся
в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии, структура разговора и примеры
фраз для поддержки ребенка в кризисной ситуации представлены в дополнительных
материалах к педагогическому совету и должны быть внимательно изучены каждым
педагогом (Приложение 4).
Главное, чтобы разговор по душам не превратился в нравоучения. Кроме того,
ребенок должен быть уверен, что в результате своей откровенности он не будет
отвергнут или наказан. Необходимо показывать подростку, что Вы хотите
поговорить о его чувствах и что Вы не осуждаете его за эти чувства.
Заключение
Риски и угрозы жизни подростков, к сожалению, реальность сегодняшнего
дня. Чтобы изменить эту реальность от взрослых требуется повышение
чувствительности к проблемам подростков, усиление внимания к их чувствам,
переживаниям. В условиях цифровых технологий и гаджетов детям часто не хватает
простого человеческого общения, которое можем и должны дать им мы, взрослые.
Проблема рисков и угроз жизни сложна и многоаспектна. Ее невозможно
исчерпать на одноразовом мероприятии.
В целом, важен комплексный подход к решению проблем, связанных
с резкими перепадами настроения, различными зависимостями (включая
компьютерную), девиантным поведением (в том числе, его клинических аспектов).
Поэтому так важно быть чуткими к изменениям, которые происходят с ребенком.